Экспериментальна эффективность методики развития скоростных и скоростно-силовых качеств легкоатлетов 14-15 лет специализирующихся в беге на короткие дистанции 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Экспериментальна эффективность методики развития скоростных и скоростно-силовых качеств легкоатлетов 14-15 лет специализирующихся в беге на короткие дистанции



 

 

3.1 Диагностика уровня развития скоростных и скоростно-силовых способностей легкоатлетов 14-15 лет специализирующихся в беге на короткие дистанции

 

 

На этапе начальной специализации среди юных спортсменов в возрасте 14-15 лет большое значение уделяется тренировкам и освоению спортивного беговой техники. Так же психологическое развитие имеет свои особенности, о которых тренеры не должны забывать. Важен контроль за уровнем физической подготовки атлетов. Это позволяет наблюдать динамические изменения.

В проводимом нами педагогическом эксперименте принимали участие легкоатлеты 14-15 лет «Восточно-Казахстанской областной специализированной детско-юношеской спортивной школы олимпийского резерва по легкой атлетике» управления физической культуры и спорта Восточно-Казахстанской области которые были поделены на две группы по 5 человек, первая группа – спортсмены, занимающиеся по стандартной программе, вторая группа – экспериментальная, в тренировку которой была введена дополнительная нагрузка для усовершенствования скоростных и скоростно-силовых качеств.

Занятия обеих групп были основаны на стандартном наборе упражнений, которые были утверждены еще в начале тренировочного года. В экспериментальную группу были добавлены дополнительные упражнения прыжкового характера, для того что бы выявить какова их эффективность для развития скоростно-силовых показателей юных атлетов.

В январе было проведено исходное тестирование физической подготовленности легкоатлетов обеих групп.

Определить уровень физической подготовленности позволили контрольные испытания. Проводились следующие тесты:

1. Бег на 60 м

2. Бег на 30 м с колодок

3. Прыжок в длину с/м

4. Тройной прыжок в длину с/м

5. Тройной прыжок «лягушкой»

1. Бег на 60 м. Бег на 60 м проводился в легкоатлетическом манеже с твердым покрытием. Как только давалась команда «На старт!» тестируемым необходимо было встать у стартовой линии, и принять положение высокого старта. Команда «Марш!» сопровождалась звуковым сигналом. Преодолевая дистанцию тестируемым необходимо было следить затем, чтобы перед финишем их темп бега не снизился. Время фиксировалось секундомером с точностью до 0, 1 секунды.

2. Бег на 30 м. с колодок. Бег на 30 м. с колодок проводился в легкоатлетическом манеже с твердым покрытием. Как только давалась команда По команде «На старт!» Легкоатлет становится впереди колодок, приседает и устанавливает руки впереди стартовой линии. Из этого положения он движением спереди назад упирается ногой в опорную площадку стартовой колодки, впереди стоящей, а другой ногой – в заднюю колодку. Носочки туфель дотрагиваются рантом дорожки, то есть (т. е.) первые два шипа упираются в дорожку. Поднявшись на колено позади стоящей ноги, легкоатлет переносит руки через стартовую линию к себе и ставит их вплотную к ней. Пальцы дланей образуют упругий свод между большим перстом и остальными, сомкнутыми меж собой. Прямые не напряженные руки расположены на ширину плеч. Туловище выпрямлено, голова держится прямо по отношению к туловищу. Тяжесть туловища одинаково распределена меж руками, стопой ноги, впереди стоящей, и коленом иной ноги. По команде «Внимание!» Легкоатлет чуть-чуть выпрямляет ноги, отделяет колено позади стоящей ноги от дорожки. Данным он несколько перемещает общий центр массы туловища вверх и вперед. Теперь же тяжесть туловища делится меж руками и ногой, впереди стоящей, но так, чтобы проекция общего центра массы на дорожку не доходила до стартовой полосы на 15-25 сантиметров. Ступни плотно упираются в опорные площадки колодок. Туловище держится прямо. Таз приподнимается на 10-20 сантиметров больше уровня плеч до положения, когда голени будут параллельны. В этой позе важно не перенести непомерно тяжесть туловища на руки, так как это отрицательно отражается на времени исполнения низкого старта. Услышав звуковой сигнал, легкоатлет незамедлительно бросается вперед. Это движение начинается с активного отталкивания ногами и стремительного взмаха руками (сгибание их). Отталкивание от стартовых колодок производится разом двумя ногами порядочным давлением на стартовые колодки. Но оно сразу трансформируется в асинхронную работу. Нога, стоящая сзади, лишь только чуть-чуть разгибается и быстро выносится бедром вперед; вместе с этим нога, находящаяся впереди, очень быстро выпрямляется практически во всех суставах. Преодолевая дистанцию тестируемым необходимо было следить затем, чтобы перед финишем их темп бега не снизился. Время фиксировалось секундомером с точностью до 0, 1 секунды.

3. Прыжок в длину. Прыжок в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков. Для совершения прыжка, испытуемому необходимо встать носками к линии старта, при этом стопы должны быть расположены параллельно. Прыжок осуществляется одновременным отталкиванием обеих ног и взмахом рук, после того как они были отведены назад. Приземляется испытуемый на обе ноги. Измерение результатов производится рулеткой. Точность результата до одного сантиметра. Для проведения данного тестирования было использовано три попытки.

Результат наилучшей попытки фиксируется в протоколе. Измерение длины прыжка осуществлялось от черты до точки заднего касания ноги испытуемого с полом. Стоит отметить, что до совершения прыжка отрывать ноги от пола была запрещено. Ошибки: заступ за линию отталкивания или касание ее; выполнение отталкивания с предварительного подскока; отталкивание ногами разноименно.

4. Тройной прыжок в длину с/м.

Испытуемый встает перед линией, при этом не должен наступать на нее. Отталкивание делается с двух ног, как и в прыжке с места. После отталкивания двумя ногами прыгун выносит одну ногу вперед, сгибая ее в коленном суставе, голень имеет направление вниз или чуть вперед, другая нога задерживается сзади, чуть согнутая в коленном суставе (полет в шаге). Далее прыгун «загребающей» постановкой ставит впереди находящуюся ногу на грунт, одновременно расположенная сзади нога активным маховым движением выводится вперед, помогая выполнить отталкивание одной ногой. После второго отталкивания полет снова, выполняется шаг за шагом, но с другой ноги. Третье отталкивание было также достигнуто из-за «сгребающего» движения ног. В третьем полушарии толщина ног подтягивается к ноге мухи, она сгибается в коленном суставе и приближается к груди, и выполняется посадка, которая обнаруживается при прыжке с места. Чтобы добиться высокого результата в тройном прыжке, важно активно выполнять прыжки в сочетании с активным размахом и пытаться продлить фазу полета, а не быстро ставить ногу маховую. На место отталкивания. Результат фиксируется в сантиметрах по пяткам. Если же при приземлении испытуемый сделал шаг назад, то результат фиксируется по пятке той ноги, которая сделала шаг назад. Выполняется три попытки, засчитывается лучшая попытка.

5. Тройной прыжок «лягушкой» Тройной прыжок «лягушкой» в длину с места толчком двумя ногами выполняется в секторе для горизонтальных прыжков. Для совершения прыжка, испытуемому необходимо встать носками к линии старта, при этом стопы должны быть расположены параллельно. Прыжок осуществляется одновременным отталкиванием обеих ног и взмахом рук, после того как они были отведены назад. Приземляется испытуемый на обе ноги.

Отводит руки назад и совершает еще два прыжка. Важно не останавливаться после первого и второго прыжка, а сразу переносить вес вперед и совершать следующий прыжок. Измерение результатов производится рулеткой. Точность результата до одного сантиметра. Для проведения данного тестирования было использовано три попытки. Результат наилучшей попытки фиксируется в протоколе. Измерение длины прыжка осуществлялось от черты до точки заднего касания ноги испытуемого с полом. Ошибки: заступ за линию отталкивания или касание ее; выполнение отталкивания с предварительного подскока; отталкивание ногами разноименно, остановка после первого или второго прыжка.

 

 

3.2 Динамика роста показателей, определяющих уровень развития скоростных и скоростно-силовых способностей легкоатлетов контрольной и экспериментальной групп

 

 

Для наглядного представления полученные в ходе эксперимента данные представлены в таблицах и в виде сравнительной диаграммы.

При определении скорости бега на 60 метров, было установлено, что на начало эксперимента у контрольной группы этот показатель составляет 7,33± 0,23, а на конец эксперимента составил 7,24± 0,21. У экспериментальной группы этот показатель составляет 7,38± 0,28, а на конец эксперимента составил 7,14±0,19. Из этих данных следует, что прирост скорости бега на дистанции 60 метров составил 1,2% в контрольной группе и 3,3% в экспериментальной.

Примечание - КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа

Рисунок 1 результаты контрольных тестов в беге на 60 м в контрольной и

экспериментальной группах

 

При определении скорости бега на 30 метров с колодок, было установлено, что на начало эксперимента у контрольной группы этот показатель составляет 4,17± 0,15, а на конец эксперимента составил 4,11±0,13. У экспериментальной группы этот показатель составляет 4,13± 0,14, а на конец эксперимента составил 4,01± 0,10. Из этих данных следует, что прирост скорости бега на дистанции 30 метров с колодок составил 1,4% в контрольной группе и 2,9% в экспериментальной.

 

Примечание - КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа

Рисунок 2 результаты контрольных тестов в беге на 30 м с колодок в

контрольной и экспериментальной группах

При определении скорости бега на 30 метров с колодок, было установлено, что на начало эксперимента у контрольной группы этот показатель составляет 4,17± 0,15, а на конец эксперимента составил 4,11±0,13. У экспериментальной группы этот показатель составляет 4,13± 0,14, а на конец эксперимента составил 4,01± 0,10. Из этих данных следует, что прирост скорости бега на дистанции 30 метров с колодок составил 1,4% в контрольной группе и 2,9% в экспериментальной.

При определении скоростно-силовых способностей с помощью упражнения прыжок в длину с места, было установлено, что на начало эксперимента у контрольной группы этот показатель составляет 260,3±9,5, а на конец эксперимента составил 267,1±7,3. У экспериментальной группы этот показатель составляет 265,8±11,76, а на конец эксперимента составил 277,2±7,3. Из этих данных следует, что прирост длины прыжка в упражнении прыжок в длину с места составляет 2,6% в контрольной группе и 4,3% в экспериментальной группе.

Примечание - КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа

Рисунок 3 результаты контрольных тестов в прыжке в длину с места в

контрольной и экспериментальной группах

При определении скоростно-силовых способностей с помощью упражнения тройной прыжок в длину с места, было установлено, что на начало эксперимента у контрольной группы этот показатель составляет 749,2±30,1, а на конец эксперимента составил 766,3±26,2. У экспериментальной группы этот показатель составляет 755,2±35,7, а на конец эксперимента составил 783,4±24,5. Из этих данных следует, что прирост длины прыжка в упражнении тройной прыжок в длину с места составляет 2,3% в контрольной группе и 3,7% в экспериментальной группе.

Примечание - КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа

Рисунок 4 результаты контрольных тестов в тройном прыжке с места в

контрольной и экспериментальной группах

При определении скоростно-силовых способностей с помощью упражнения тройной прыжок «лягушкой» с места, было установлено, что на начало эксперимента у контрольной группы этот показатель составляет 791,1±36,5, а на конец эксперимента составил 802,3±29,7. У экспериментальной группы этот показатель составляет 799,0± 39,27, а на конец эксперимента составил 821,5±21,3. Из этих данных следует, что прирост длины прыжка в упражнении тройной прыжок «лягушкой» с места составляет 1,4% в контрольной группе и 2,8% в экспериментальной группе.

Примечание - КГ – контрольная группа; ЭГ – экспериментальная группа

Рисунок 5 результаты контрольных тестов в тройном прыжке «лягушкой»

в контрольной и экспериментальной группах

Таблица 1

Результаты контрольных тестов контрольной группы

    Исходные данные Конец эксперимента

Значимость разницы

Прирост %
Тест Х±m Х±m t P  
1 Бег на 60 м, с 7,33± 0,23 7,24± 0,21 0,35 2,306 (1,2 %)
2 Бег на 30 м с колодок, с 4,17± 0,15 4,11±0,13 0,61 2,306 (1,4 %)
3 Прыжок в длину с/м, см 260,3±9,5 267,1±7,3 0.98 2,306 (2,6 %)
4 Тройной прыжок в длину с/м, см 749,2±30,1 766,3±26,2 0.48 2,306 (2,3 %)
5 Тройной прыжок «лягушкой», см 791,1±36,5 802,3±29,7 0.53 2,306 (1,4 %)

Примечание:

1 - X - средние арифметические;

2 - m - Стандартное отклонение (или среднее квадратичное отклонение);

3 - % - процентный прирост;

4 - t - t-критерий Стьюдента;

5 - p< - достоверное отличие результатов;

 

 

Результаты тестирования контрольной группы показывают прирост по всем контрольным упражнениям.

Таким образом, при систематических занятиях с использованием комплексной программы, утвержденной  на весь тренировочный год, происходят положительные изменения в результатах

Таблица 2

Результаты контрольных тестов экспериментальной группы

    Исходные данные Конец эксперимента

Значимость разницы

Прирост %
Тест        Х±m Х±m t P  
1 Бег на 60 м, с 7,38± 0,28 7,14±0,19 0,35 2,306 (3,3 %)
2 Бег на 30 м с колодок, с 4,13± 0,14 4,01± 0,10 0,61 2,306 (2,9 %)
3 Прыжок в длину с/м, см 265,8±11,76 277,2±7,3 0.98 2,306 (4,3 %)

 

Продолжение таблицы 2

    Исходные данные Конец эксперимента

Значимость разницы

Прирост %
Тест        Х±m Х±m t P  
4 Тройной прыжок в длину с/м, см 755,2±35,7 783,4±24,5 0.48 2,306 (3,7 %)
5 Тройной прыжок «лягушкой», см 799,0± 39,27   821,5±21,3   0.53 2,306 (2,8 %)

Примечание:

1 - X - средние арифметические;

2 - m - Стандартное отклонение (или среднее квадратичное отклонение);

3 - % - процентный прирост;

4 - t - t-критерий Стьюдента;

5 - p< - достоверное отличие результатов;

 

В сравнении с данными контрольной группы, показатели экспериментальной группы так же имеют позитивную динамику, но стоит отметить, что показания прироста по всем контрольным упражнениям выше.

Достоверных различий между исходными и конечными результатами не выявлено. Приведенные данные говорят, об эффективности введения в стандартную программу подготовки атлетов дополнительных упражнений в виде прыжковой нагрузке, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств.

В результате проделанной работы мы можем сделать следующие выводы. Анализ данных полученных в ходе эксперимента, показывает выраженную динамику всех обследуемых показателей в обеих группах. В то же время в экспериментальной группе, в сравнении с контрольной, был отмечен более высокий прирост результатов во всех контрольных упражнениях.

Как показал, проведенный нами педагогический эксперимент, в группе легкоатлетов спринтеров, где были дополнительно введены упражнения, направленные на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств, в сравнении с группой, где эти средства использовались в меньшем объеме мы имели более высокий прирост результатов во всех контрольных упражнениях.

 


 

Заключение

 

 

Тренировочный процесс в любом виде спорта является процессом высокой сложности. На сегодняшний день, мы можем говорить уже о «научном подходе» к планированию тренировочного процесса, где интуитивный подход можно заменить на научно обоснованные действия, опирающиеся на эмпирические данные, характеризующие физические данные спортсмена.

Анализ литературных источников, посвященный проблеме подготовки легкоатлетов спринтеров, показал, что скоростно-силовая подготовка наряду со скоростной и технической подготовкой занимает особое место в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции. В то же время, у специалистов нет единого мнения по поводу того, какие средства скоростной и скоростно-силовой подготовки наиболее эффективны и в каком сочетании их лучше всего использовать. Как показал анализ литературных источников, прыжковые упражнения и упражнения взрывного характера являются основными в процессе подготовки и развития мощностных возможностей легкоатлетов спринтеров.

В годы начальной специализации юных легкоатлетов необходима особая тщательность в соблюдении меры напряженности тренировочных нагрузок, так как в это время происходит интенсивный рост и формирование организма, что связано с активизацией естественных пластических, энергетических и регуляторных процессов что само по себе является существенной нагрузкой для растущего организма. Преобладающей направленностью нагрузки за годы начальной специализации должно быть увеличение ее объема без усиления общей интенсивности тренировки.

Основываясь на полученных теоретических знаниях, нами был проведен педагогический эксперимент, который был нацелен на получение результатов при введении комплекса дополнительных упражнений, направленных на развитие скоростных и скоростно-силовых качеств легкоатлетов спринтеров 14-15 лет.

Таким образом, в ходе нашего исследования были сделаны следующие выводы:

1. анализ литературных источников, которые посвящены проблеме того как подготавливать легкоатлетов-спринтеров, показал, что скоростно-силовая подготовка наряду со скоростной и технической подготовкой занимает очень важное место в тренировочном процессе бегунов на короткие дистанции, в этом возрасте можно добиться роста скоростно-силовых показателей. Средства и методы, применяемые в тренировочном процессе легкоатлетов 14-15 лет позволяют с точностью дозировать нагрузку, что делает этот процесс более эффективным.

 В то же время, у специалистов ка всегда нет единого мнения по поводу того, какие именно средства скоростно-силовой подготовки нужно использовать для наиболее эффективного тренировочного процесса и в каком сочетании их лучше всего использовать. Главным же образом, речь идет о прыжковых упражнениях и упражнениях взрывного характера. Как показал анализ литературных источников, именно эти два направления в развитии мощностных возможностей легкоатлетов спринтеров являются основными в процессе их подготовки;

2. Соблюдая закономерности и принципы тренировочного процесса, нами была теоретически обоснована и выбрана методика совершенствования скоростных и скоростно-силовых качеств легкоатлетов 14-15 лет с использованием специально разработанного комплекса.

В группе легкоатлетов спринтеров, где был сделан акцент на прыжковые средства подготовки, в сравнении с группой занимающихся по стандартной программе, мы получили чуть более высокий прирост результатов во всех контрольных упражнениях, отражающих уровень беговой подготовленности, но различия в результатах недостоверны и малы, поэтому методика может использоваться в тренировочных занятиях но не является более подходящей.

3. результаты педагогического эксперимента показывают что не имеется существенной зависимости эффективности развития скоростных и скоростно-силовых качеств в зависимости от применяемого комплекса упражнений для повышения уровня развития скоростно-силовых качеств у юных легкоатлетов 14-15 лет, специализирующихся на коротких дистанциях.


 

Литература

 

 

1. Егер К. Г. Юным спортсменам о тренировке. М.: Физкультура и спорт, 2005. - 256 с.

2. Кузнецов B.C. Техника бега на короткие дистанции: обучающая программа. - М.: ГЦОЛИФК, 1986. - 27 с.

3. Барчуков И.С. Физическая культура. - М.: Academia, 2017. - 304c

4. Виктор Платонов Двигательные качества и физическая подготовка спортсменов. М.: Спорт, 2019. - 658 с.

5. Николай Александрович Бернштейн О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1940. - 209 с.

6. Зациорский, В.М. Основы спортивной метрологии. М.: Физкультура и спорт, 1979. 256 с.

7. Зимкин, Н.В Физиологическая характеристика силы быстроты и выносливости. М.: Физкультура и спорт, 1956. - 657 с.

8. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. М.: Физкультура и спорт, 1991. 543 с.

9. Фарфель, В.С. Физиология спорта Очерки; ФиС, 1960 - 384

10. Владимир Михайлович Зациорский Физические качества спортсмена: основы теории и методики воспитания. М.: Физкультура и спорт, 2009. - 200 с.

11. О. Е. Ушакова Современное представление о физической подготовке юных метателей диска. М.: Бибком, 2017. - 130 с.

12. Коца Я.М. Спортивная физиология. М.: ФИС, 1998. - 200 с.

13. Зациорский В.М. Методика воспитания силы. М.. Физкультура и спорт, 1970. – 200 с.

14. Булич Э.Г. Физическая культура и здоровье. М.: Знание, 1991. – 64 с.

15. К. Фредерик Хэтфилу. Всестороннее руководство по развитию силы. Красноярск. “Восток”, 1992, - 288 с.

16. Наследов.А. В. Механизмы контроля мышечной деятельности. М.: Наука, 1985 -223

17. Жичкин А.Е. Атлетическая подготовка в тренажерном зале. Харьков: Изд-воХГПУ, 1996 – 73 с.

18. Зациорский В.М Вопросы методики воспитания физических качеств. М.: ФИС, 1961. 199 с.

19. Еркомайшвили И.В. Проблемы развития двигательных способностей у школьников. Екатеринбург: ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2004. -12 с.

20. Готовцев П.И., Дубровский В.Л. Самоконтроль при занятиях физической культурой. М.: Физкультура и спорт,2007.-460с.

21. И. В. Манжелей, Е. А. Симонова Физическая культура: компетентностный подход: учебное пособие. Тюмень: Тюменского гос. ун-та, 2011. - 184 с.

22. Филип Райс, подросткового и юношеского возраста. П.: Питер, 2010. - 812 с.

23. Словарь спортивных терминов / под общ. Ред. Р.Р.Салимзянова. – Улбяновск: УВАУ ГА(и), 2008. – 116с.

24. Словарь по социологии физической культуры и спорта / Под общей ред. С. И. Росенко. – СПб., 2019. – 130 с.

25. Track and Field Athletics. Легкая атлетика. Учебно-методическое пособие/ Сост.Н.А.Шнайдер – М.. 2016 – 144с.

26. Питер Дж.Л.Томпсон /Введение в теорию тренировки: методическое пособие. – М. Человек, 2013 – 192с

27. Aantaa Е., Viijlainen Е., Karskela V. Permanent Effects of Lew Frequency Vibration on the Vestibular System. // Acta otolaring, 1977. - №56. - P.470-477.

28. Алферов А.Д. Психология развития школьников. - Ростов-н/Д: Феникс, 2010. - 384с.

29. Аршавский И.А. Физиологические механизмы и закономерности индивидуального развития. – М.: Наука, 1982. - 270с.

30. Попов С.Н. Лечебная физическая культура: Учебник для студентов учреждений высшего профессионального образования. - М.: ИЦ Академия, 2013. - 416c..

31. Кикотя В.Я., Барчукова И.С. Физическая культура и физическая подготовка. - М.: ЮНИТИ, 2016. - 431c.

32. Безруких М.М. Возрастная физиология (Физиология развития ребенка): Учебное пособие для студ. вузов. - М.: ИЦ «Академия», 2003. - 416с.

33. Алипов Н.Н. Основы медицинской физиологии: Учебное пособие. - М.: Практика, 2016. - 496c.

34. Николаенко В.М. и др. Психология и педагогика. — СПб.: Питер, 2014. – 440с.

35. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. - М.; Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496с.

36. Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни. - Казань: ЦИТ, 2003. – 189с.

37. Ананьева И.А., Ямпольская Ю.А. Физическое развитие и адапта-ционные возможности школьников. // Вестник РАМН, 2012. - №6. - С.14-24.

38. Апанасенко Г.Л. Физическое здоровье и максимальная аэробная способность индивида. // Теория и практика физической культуры, 1989. - №4. - С.29-31.

39. Лукьяненко В.П. Формирование здорового образа жизни (ЗОЖ) Физ. культура в школе. - М. 2012. - 99с.

40. Буйнов Л.Г. Формирование ценностных ориентаций учащихся в работе по профилактике наркозависимости. // Профилактическая и клиническая медицина, 2011. - №3. - С.45-49.

41. Петерина С.В. Воспитание культуры поведения у детей школьного возраста. - М.: Просвещение, 2014. - 447c.

42. Авчинникова С.О. К разграничению и интеграции понятий «готовность», «компетентность», «культура» в контексте подготовки специалистов социального профиля к здоровьесберегающей деятельности. // Научно-педагогическое обозрение, 2016. – №1. – С.11-16.

43. Summaries. Summaries of valeology classes in a preschool institution. – А., 2010. – 135р. 61 Fundamentals of Medical Knowledge and Healthy Living. - V., 2011. – 151р.

44. Назарова Е.Н. Основы здорового образа жизни: Учебник. - М.: Academia, 2019. - 536c.

45. Кобяков Ю.П. Физическая культура. Основы здорового образа жизни: Учебное пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2014. - 352c.

46. Чарлтон Э. Основные принципы обучения здоровому образу жизни. // Педагогика, 1997. - №3. - С.70-73.

47. Григорович Л.А. Педагогика и психология: Учеб. пособие для студентов вузов. - М.: Гардарики, 2003. - 475с. 66 https://studfile.net/preview/5733984/page:7/ 67 http://ifreestore.net/4258/38/

48.  Гурьянова М.П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума. // Педагогика, 2004. - №1. - С.12-14.

49.  Тазиев Р.В. Методические рекомендации по использованию лечебной физкультуры в занятиях специальных медицинских групп. – М., 2003. – 263с.

50. Гуменюк Е.И. Будь здоров! Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. - М.: Детство-Пресс, 2017. - 361c.

51. Бальсевич В.К. Физическая культура в школе: пути модернизации преподавания. // Педагогика, 2004. - №1. - С.26-32.

52. Jesse Russell Здоровый образ жизни. - М.: VSD, 2015. - 279c..

53. Белов В.И., Михайлович Ф.Ф. Валеология: здоровье, молодость, красота, долголетие. - М.: Изд-во "Недра Коммюникейшенс ЛТД", 1999. - 664с.

54. Додонова Л.П., Рассадкина В.К. Конституционные особенности организма детей как основа индивидуального подхода в валеологии. - СПб.: СПб ГУПМ, 1996. – 179с.

55. Ачкасов Е.Е. Инструктор здорового образа жизни и Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне". Учебное пособие. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2016. - 258c.

56. Иглхарт Р. Модернизация, культурные изменения и демократия: последовательность человеческого развития. — М.: Новое издательство, 2011. — 464с.

57. Бароненко В.А. Здоровье и физическая культура студента: Учебное пособие. - М.: Альфа-М, 2017. - 352c.

58. Барабанщиков Б.А. Системная организация и развитие психики. // Психологический журнал, 2003. - №1. - С.35-36.

59. Бальсевич В.К. Основные положения Концепции инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи. // Теория и практика физической культуры, 2002. – №3. - С.274-276.

60. Солодков А.С., Сологуб Е.Г. Физиология человека общая, спортивная, возрастная. - М., 2001. — 520с.

61. Добротворская С.Г. Педагогическая ориентация учащейся молодежи на здоровый образ жизни. - Казань: ЦИТ, 2003. – 189с.

62. Брехман И.И. Валеология - наука о здоровье. - М.: Физкультура и спорт, 1990. – 186с.

63. Дубровский В.И. Валеология. Здоровый образ жизни. - М.: Флинта, 2016. - 560c.

64. Морозов М.А. Здоровый образ жизни и профилактика заболеваний. - М.: СпецЛит, 2014. - 176c..

65. Яблоков А.В. Здоровье человека и окружающая среда. — М., 2007. — 186с.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 102; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.31.73 (0.106 с.)