Понятие информационной системы. Виды ИС 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие информационной системы. Виды ИС



Информационная система (ИС) – система, предназначенная для хранения, обработки, поиска, распространения, передачи и предоставления информации.

По своим функциям, архитектуре и реализации информационные системы могут отличаться в зависимости от предметной области, но существуют общие свойства.

ИС создаётся для конкретного объекта, принимает во внимание различия между уровнями управления, сферами действия, внешними обстоятельствами и даёт каждому уровню управления только необходимую информацию для реализации его функций.

Информационные системы ориентируются на конечного пользователя, не обладающего высокой квалификацией в области применения вычислительной техники. Исходя из этого, клиентские приложения ИС должны иметь простой, легко осваиваемый и удобный интерфейс, который предоставляет пользователю все необходимые для работы функции, но в то же время не дает ему возможность выполнять какие-либо лишние действия.

Существует различная классификация ИС:

v По масштабу (одиночные информационные системы - реализуются, на автономном персональном компьютере; групповые ИС - строятся на базе локальной вычислительной сети; корпоративные ИС, ориентированы на крупные компании и могут поддерживать территориально разнесенные узлы или сети).

v По сфере применения – универсальные и специализированные (системы обработки транзакций; системы поддержки принятия решений; класс информационно – справочных систем, класс офисных информационных систем).

v По типам (создающие отчеты и ориентированные на обработку данных, ИС разрабатывающие возможные альтернативы решения)

v По степени автоматизации ИТ делятся на ручные ИС; автоматизированные ИС (АИС); автоматические ИС.

Схема представлена на рисунке 5.


ГРУППОВЫЕ
ОДИНОЧНЫЕ
КОРПОРАТИВНЫЕ
ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ
ПО МАСШТАБ У
СОЗДАЮЩИЕ ОТЧЕТЫ
ОБРАБАТЫВАЮЩИЕ ДАННЫЕ
РАЗРАБАТЫВАЮЩИЕ АЛЬТЕРНАТИВЫ РЕШЕНИЯ
ПО ТИПАМ
ПО СФЕРЕ ПРИМЕНЕНИЯ
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ
СПЕЦИАЛИЗИРОВАН-НЫЕ
РУЧНЫЕ
АВТОМАТИЗИРОВАННЫЕ
АВТОМАТИЧЕСКИЕ
ПО СТЕПЕНИ АВТОМАТИЗАЦИИ
Рисунок 5 – Классификация информационных систем

Существует также классификация АИС по основной функциональной направленности:

§ управленческие системы — системы, позволяющие вырабатывать стратегию и тактику работы предприятия, осуществляющие управление организацией на разных уровнях;

§ финансовые системы — системы по расчету заработной платы работников, ведения бухгалтерии, помогающие осуществлять различную финансовую деятельность.

§ кадровые системы — системы, предназначенные для автоматизации решения кадровых вопросов;

§ производственные системы — системы, предназначенные для анализа и прогноза различных производственных процессов.

Иногда используется способ классификации АИС по структурированности решаемых задач. В этом случае АИС подразделяют на системы для решения структурированных задач, подразумевающих автоматизацию решения и неструктурированных либо не полностью структурированных. К системам такого рода можно отнести системы создающие отчеты и системы, вырабатывающие решения (экспертные и модельные).

В настоящее время на основании использования в практической деятельности различных видов АИС принято считать наиболее правильной классификацию по уровню сложности обработки информации.

 

Состав и структура ИС

Условно ИС можно поделить на три части – функциональную, обеспечивающую и организационную. Состав информационной системы представлен на рис.6.

ИС
ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
ОБЕСПЕЧИВАЮЩАЯ ЧАСТЬ
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ


Рисунок 6 -  Состав ИС

Назначение и основные задачи информационной системы обеспечиваются функциональной частью. Любая задача, возложенная на ИС, может делиться на ряд более мелких задач, поэтому эта часть информационной системы подразделяется на ряд функциональных подсистем, зависящих от сферы применения. Например, управление производством, бухучёт, хозяйственная деятельность и т. д.

Для реализации информационных технологий ИС имеет набор компонентов, которые называются обеспечивающими. Виды обеспечивающих компонентов представлены на рис.7.

Рисунок 7 - Обеспечивающие компоненты ИС

Существуют следующие виды обеспечивающих компонентов: информационное, техническое, математическое, программное, лингвистическое, организационное, правовое и методическое обеспечение и эргономическое.

Информационное обеспечение (ИО) ИС - совокупность информационной базы предметной области и средств и методов её обработки. Создание информационной базы организации является одной из сложнейших задач. Состав информационного фонда системы может быть различным и зависеть от сферы деятельности организации. Для туристической фирмы это, например, могут быть базы данных клиентов, партнёров, всевозможные справочники (по странам, по отелям, курортам и т.д.).

Техническое обеспечение (ТО) – комплекс технических средств, обеспечивающих функционирование ИС. В состав ТО входят компьютерная техника, различные периферийные устройства, средства коммуникации и связи, а также средства офисной техники. Выбор технического обеспечения осуществляется в соответствии с функциональными задачами ИС.

Математическое обеспечение (МО) – система математических средств, которые используются для составления алгоритмов решения функциональных задач.

Программное обеспечение (ПО ) – совокупность программ и документации на них, реализующих основные функции ИС.

Лингвистическое обеспечение(ЛО) -  система искусственных языков, терминов и определений, используемых в процессе разработки и функционирования ИС.

Организационное обеспечение ( ОО ) комплекс методов и правил организации работы с ИС, а также описание должностных инструкций пользователей ИС.

Правовое обеспечение (ПрО) - комплекс правовых норм и прав пользователей ИС. Например, ограничение доступа к данным различных категорий пользователей, защита информации от несанкционированного доступа.

Методическое обеспечение (МтО) АИС это совокупность законодательных, нормативных актов и инструкций по всем функциям системы управления, обеспечивающих юридическую поддержку процесса принятия решений, а также позволяющих разработать алгоритмы обработки управленческой информации.

В настоящее время на российском рынке юридических баз данных существует более 20 программных продуктов, которые осуществляют правовую поддержку принятия решений и могут быть встроены в АИС. Наиболее известными из них являются системы "Консультант Плюс", "Гарант", "Кодекс" и др.

Эргономическое обеспечение (ЭО) – разработка рекомендаций и норм правильной организации рабочего места пользователя ИС. Например, правила техники безопасности.

 

Различия между ИТ и АИС

Первое отличие вытекает из различия их целей. Основная цель АИС состоит в получении результатной информации и предоставлении ее управленческим работникам для принятия решений. Целью ИТ является выполнение четко определенных действий по переработке информации, применяя соответствующие средства, методы и способы реализации процедур информационного процесса.

Второе отличие заключается в том, что информационная технология может существовать и вне конкретной АИС, как это имеет место в отношении обеспечивающих информационные технологий.

И третье, АИС является средой, в которой реализуется информационная технология – процесс преобразования информации.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-12-07; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.44.23 (0.009 с.)