Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава I : причины практического взрыва и вина науки
Как ни странно, я затрудняюсь выделить причины практического взрыва. Большинство фанатиков науки указывают на то, что его причиной стало возникновение их замечательного объекта верований. Впрочем, ввиду того, что мы имеем дело с фанатиками, у нас есть основания усомниться в данном суждении. Я бы заметил, что борьба за практику является одной из самых фундаментальных у разных философских и религиозных школ. Просто религии, философии и наука нередко захватывали разные сферы практики. То, что мы называем религией, чаще всего опирается на духовные или психологические практики. Наука же первым делом захватила технические и химические практики, которые до этого находились под контролем философов. Сложная алхимия и механика, а также разные инженерные работы, которые не особо принадлежали ни мыслителям, ни учёным, в итоге стали считаться достижениями научно-технического прогресса. Науку начали внедрять в университеты, где, в том числе, обучались инженеры. Началось замещение чисто инженерных представлений инженерно-научными. Философия и религия позволили науке создать монополию на практику, но монополия не означает, что практика могла развиваться только с наукой. Более того, мы зафиксировали большой взлёт практики в эпоху Возрождения, то есть до возникновения научного метода. Достаточно сложные практики существовали ещё до науки или появлялись в то время, когда научный метод только распространялся. К большому сожалению, наука полностью оккупировала сферу исследования электричества, а потому многие изобретения так или иначе в эту эпоху проходили через неё. Соответственно, электричество оказало ключевую роль для развития последующих технологий, но наука уже тогда имела монополию на его исследование и объяснение. Мне думается, что это было не обязательно, как минимум, потому что первые исследования электричества оказывались достаточно простыми и провести их мог представитель почти любой теории познания. Мне вообще видится процесс взаимодействия науки и практики достаточно сложным и неоднозначным, а позиция, согласно которой именно наука создаёт высокоорганизованную практику кажется мне крайне сомнительной ввиду изложенных выше аргументов. Так каковы же причины практического взрыва? Честно сказать, я не знаю. Наука здесь явно не является единственной и необходимой причиной, но одной из дополнительных – точно. Впрочем, как мне видится, на месте науке могло бы оказаться и другое учение. Но оказалась наука. Именно поэтому я не оцениваю её как необходимую для технического прогресса. Но всё же она своим эмпиризмом (а эмпиризм не принадлежит одной только науке) способствует продвижению практики, как могли бы способствовать и многие другие направления.
Я бы скромно заявил, что практика, если учитывать нарастающие темпы в донаучную эпоху, и без науки могла бы развиться так, как развилась. Это, конечно, лишь предположение, но перед наукой мы сталкиваемся с эпохой линз, сложных часовых механизмов, алхимии и много чего ещё. Основания для того, во что в итоге превратится наука, были заложены ранее. Кроме того, были заложены основания для сложной практики. Мне видится, что философские направления вряд ли могли здесь сильно помочь, но могли бы и помешать. Наука оказалась таким направлением мысли, которое не мешало развитию практики и даже поддерживала её, мотивировала практиков и предоставляла язык. Более того, сами ученые занимались не только наукой и философией, но и разного рода практическими изысканиями, что чисто методологически трудно назвать собственно наукой. В том, что Галилей усовершенствовал телескоп, нет ничего универсально научного. Он просто воспользовался методами практики, а после смог из этого достать материалы, которые послужили для его будущих теорий. Кроме того, он использовал эти материалы для опровержения старых теорий. Люди не любят разделять науку и практику, когда речь идет об одном и том же человеке. Если мы называем кого-то ученым, то всякая практика, которую он открыл, оказывается частью науки. Но, на самом деле, это работает немного не так и сильно зависит от определения науки, потому что если мы понимаем под наукой познавательную деятельность определённого типа, то никакая практика собственно наукой быть не может, а сама связь научности и практичности в одном человеке может быть подвергнута сомнению, потому что в той ситуации с Галилеем тот в своих практических открытия опирался не столько на научные теории, сколько на практические достижения предшественников. Многие не захотят с этим согласиться, потому что без практики им покажется, что наука не так уж и хороша, но науку они безумно любят, а потому нужно любой ценой сделать так, чтобы наука и практика оказались неразрывно связаны.
|
|||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 84; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.200.226 (0.007 с.) |