Глава 1. Понятие об экономике 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 1. Понятие об экономике



ОЛЬГА ИГОРЕВНА

 

КНИГА ДЛЯ ЧТЕНИЯ ПО ЭКОНОМИКЕ

ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 9 КЛАССА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

 

 


содержание

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ ОБ ЭКОНОМИКЕ 7

Материал 1. РЫНОК - ОДНО ИЗ ВЕЛИЧАЙШИХ ДОСТОЯНИЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ 7

Материал 2. “В МИРЕ ВЕЛИКОГО ЕДИНЕНИЯ” (китайская утопия) 23

Материал 3. ЗОЛОТОЙ ТЕЛЕЦ: ИДОЛ ИЛИ ЖЕРТВА? (литературное расследование) 25

ГЛАВА 2. ОГРАНИЧЕННОСТЬ РЕСУРСОВ И ЕЕ ВЛИЯНИЕ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА 34

Материал 1. КАЧЕСТВО РОССИЙСКОЙ ЗЕМЛИ 34

Материал 2. ПРИРОДНЫЕ БОГАТСТВА СТРАНЫ ТРЕБУЮТ ИНВЕСТИЦИЙ 36

Материал 3. СОБСТВЕННОСТЬ 37

Материал 4. МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВАЯ БАЗА И ГЕОЛОГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА РФ 40

Материал 5. ВТОРОЙ ТЮМЕНИ НЕ БУДЕТ 45

Материал 1. НУЖНА ЛИ ДЕМОКРАТИЯ ДЛЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 54

Материал 2. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ 68

Материал 3. КАКОЙ ОН, НОВЫЙ МИРОВОЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОРЯДОК 73

Материал 4. ЧИЛИЙСКИЙ ФЕНОМЕН 80

Материал 5. ТАЙВАНЬ: В СЕЙФАХ УЖЕ 85 МИЛЛИАРДОВ АМЕРИКАНСКИХ ДОЛЛАРОВ, НО ГЛАВНОЕ ЧУДО - ВПЕРЕДИ 85

Материал 6. ТРИ СЕКРЕТА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ 95

Глава 4. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ СПРОСА 99

Материал 1. МЕЖДУ БУТИКОМ И ТОЛКУЧКОЙ 99

Материал 2. ПЕРЕХОД НА ФОТОПРОЦЕСС БЕЗ СЕРЕБРА ШОКИРУЕТ РЫНОК МЕТАЛЛОВ 109

Материал 3. НОВАЯ ФОТОГРАФИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ УГРОЖАЕТ РЫНКУ СЕРЕБРА 110

Материал 4. РОСТ ЦЕН НА КОФЕ НЕИЗБЕЖЕН 111

Материал 5. ЧАШКА КОФЕ СТАНОВИТСЯ ДОРОГИМ УДОВОЛЬСТВИЕМ 112

Глава 5. ЗАКОНОМЕРНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ 115

Материал 1. ДАТСКИЕ КОНСЕРВЫ: НЕ ДЕШЕВО, НО СЕРДИТО 115

Материал 2. НАЧИНАЕТСЯ МЯСНАЯ ЛИХОРАДКА 117

Материал 3. ЦЕНЫ НА АЛЮМИНИЙ РАСТУТ ВСЛЕД ЗА ТАРИФАМИ НА ЭЛЕКТРОЭНЕРГИЮ 120

Материал 4. ЦЕНЫ НА НЕФТЬ “ПРОБИЛИ” 14-ДОЛЛАРОВЫЙ БАРЬЕР 122

Материал 5. РОССИЯ ИСПЫТЫВАЕТ СЕРЬЕЗНЫЙ КРИЗИС СБЫТА ПИЛОМАТЕРИАЛОВ 123

Глава 6. ФИРМА И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЕЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 124

Материал 1. ЧАСТНОЕ РЭУ “ФРЕГАТ” ВОЗГЛАВЛЯЕТ МОРСКОЙ ВОЛК 124

Материал 2. РОССИЯ: НОВЫЙ КАПИТАЛИЗМ 130

Материал 3. “КОМПЬЮТЕРНЫЕ БАШМАКИ” ИЗ ЛИНЧБЕРГА 143

Материал 4. УПРАВЛЯЮЩИЙ И МЕНЕДЖЕР 150

Материал 5. ЗАПОВЕДИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА 157

Глава 7. ФОРМИРОВАНИЕ РЫНОЧНЫХ ЦЕН 163

Материал 1. IMPALA PLATINUM БОИТСЯ РОССИЙСКОЙ ЭКСПАНСИИ 163

Материал 2. УЖАС СКОВАЛ МИРОВОЙ РЫНОК КОФЕ 164

Материал 3. ВЕСТИ С ПОЛЕЙ: НЕ ФАНТАСТИКА, НО ПЕЧАЛЬНАЯ РЕАЛЬНОСТЬ 167

Материал 4. УСЕРДИЕ ЗАВОДОВ ПРИВЕЛО К КРИЗИСУ ПЕРЕПРОИЗВОДСТВА 169

Материал 5. ЦЕНЫ РАСТУТ, НО ВСЕ РАВНО МЫ ПЬЕМ ЧАЙ И КОФЕ ПО ЦЕНАМ НИЖЕ МИРОВЫХ 171

Глава 8. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ 174

Материал 1. “ВОЙНА ЦЕН” МЕЖДУ ГАЗЕТАМИ 174

Материал 2. ТОРГОВЫЕ ДЕЛА НА НЕБЕСНОМ РЫНКЕ 175

Материал 3. КОНТРОЛЬ ГОСУДАРСТВА НАД АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИЕЙ БУДЕТ СОХРАНЕН 177

Материал 4. ИЖНЕФТЕМАШ НАРУШИЛ МОНОПОЛИЮ ЧЕЧЕНСКИХ МАШИНОСТРОИТЕЛЕЙ 178

Материал 5. АВТОБУСНЫЕ КОМПАНИИ ПОЛУЧИЛИ ПЕРВОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ 180

Материал 6. АМЕРИКАНСКАЯ АВИАКОМПАНИЯ ОБОЖГЛАСЬ НА ДЕМПИНГЕ 183

Материал 7. ЧАСТНАЯ МОНОПОЛИЯ ПРИШЛА НА СМЕНУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ В ПЕРЕВОЗКАХ МАРШРУТНЫМИ ТАКСИ 184

Глава 9. ДЕНЬГИ 187

Материал 1. ПУТЬ К ЗОЛОТОМУ РУБЛЮ 187

Материал 2. ДЕНЬГИ В РОССИИ 190

Материал 3. ЧАСТНЫЕ ДЕНЬГИ 194

Материал 4. ОТ “КЕРЕНОК” - ДО ЧЕРВОНЦА 201

Материал 5. ДОЛЛАРЫ - ЛУЧШИЙ АМЕРИКАНСКИЙ ЭКСПОРТНЫЙ ТОВАР 210

Глава 10. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДОВ ГРАЖДАН И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ 216

Материал 1. У БОЛЬШИНСТВА РОССИЯН НЕТ СБЕРЕЖЕНИЙ 216

Материал 2. НА ЧТО ТРАТЯТСЯ ДЕНЬГИ 217

Материал 3. БЕДНОСТЬ В РОССИИ 218

Материал 4. САММИТ ООН ПО СОЦИАЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ 219

Материал 5. БИЛЛ КЛИНТОН СОГЛАСИЛСЯ НА УЖЕСТОЧЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ПРОГРАММ 221

Материал 6. НОВЫЙ ВЗГЛЯД НА ПРОБЛЕМУ НЕРАВЕНСТВА 222

Глава 11. РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ЭКОНОМИКЕ 226

Материал 1. ЭКОНОМИКА НУЖДАЕТСЯ В СВОБОДЕ 226

Материал 2. ТЕНЕВАЯ ЭКОНОМИКА - ЭТО РЕАКЦИЯ РЫНКА НА ВМЕШАТЕЛЬСТВО ГОСУДАРСТВА 230

Материал 3. ГРАНИЦЫ ПОЛНОГО ХОЗРАСЧЕТА 235

Материал 4. УГРОЗА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ 248

Материал 5. ПРАВИТЕЛЬСТВО НАМЕРЕНО УЖЕСТОЧИТЬ КОНТРОЛЬ ЗА ЕСТЕСТВЕННЫМИ МОНОПОЛИЯМИ 256

Глава 12. ПРОБЛЕМЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ФИНАНСОВ И НАЛОГОВ 261

Материал 1. БОРЬБА ЗА БЮДЖЕТ-96 В АМЕРИКЕ 261

Материал 2. НАЛОГИ КАК ИНСТРУМЕНТ ВНЕРЫНОЧНОЙ КОНКУРЕНЦИИ 262

Материал 3. ЗАКОН, КАК И ОШИБКА, ОБРАТНОЙ СИЛЫ НЕ ИМЕЕТ 265

Материал 4. БЮДЖЕТ СИЛЬНОГО ГОСУДАРСТВА НЕ МОЖЕТ СТРАДАТЬ ВОДЯНКОЙ 267

Материал 5. ВЕРНУТЬ ЧУЖИЕ ДОЛГИ НЕ ЛЕГЧЕ, ЧЕМ ЗАПЛАТИТЬ СВОИ 271

Материал 6. ПЕРВЫЙ ВАРИАНТ РОССИЙСКОГО БЮДЖЕТА ГОТОВ 273

 


Материал 3. СОБСТВЕННОСТЬ

Сержант Уэлш в романе Джеймса Джонса “Тонкая красная линия”, воюя с японцами в джунглях острова Гуадалканал, все время как заклинание повторял слово, которое для него объясняло смысл казавшегося порой абсурдным происходящего. “Собственность”.

Собственность? Трудно спорить с мнением солдата единственной сверхдержавы. Его логика порождена создавшим его миром. Миром, частью которого после некоторой паузы Россия стала вновь. Этот мир, несмотря на технический прогресс, не отменил закона, по которому богатство измеряется не в книгах или добродетелях, и даже не показателем IQ, а масштабами собственности, способной приносить материальный доход. При этом государства демонстрируют те же качества, что и люди их создавшие. Бедность порождает зависть, а лень – стремление воспользоваться чужим накопленным богатством. Подобно тому как вся история человечества сопровождается корыстными преступлениями, вся история цивилизации состоит из бесконечной череды конфликтов за право обладания ресурсами: землей, водой, золотом, алмазами, нефтью... Если верно утверждение апологетов протестантской версии капитализма о том, что “жадность сделала Америку великой”, то его продолжение звучало бы так – “ее политика основывается на собственности”.

Деньги – бумажный символ собственности – образуют тот всемирный поток, круговорот которого заставляет развиваться современное общество, все время ввергая его в катаклизмы и с неизбежностью вновь вынося его на стремнину. Большая политика пахнет нефтью, звенит металлом, сверкает алмазами и шелестит купюрами. Англо-бурская война велась из-за золота и алмазов, война в Персидском заливе – из-за нефти. Между концом ХIX и концом ХХ века, оказывается, нет принципиальной разницы. Судьба Чечни была решена уже тогда, когда сотрудники аппарата российского правительства назвали цифру дохода от нелегального экспорта ее режимом нефти и нефтепродуктов. $900 млн в 1993 году – зто та цифра, ради которой могут вестись самые жестокие войны. Тратиться любые средства. Приноситься любые жертвы.

Расходы окупятся. Жертвы забудутся. А собственность будет приносить доход.

Войны, однако, являются уже чрезвычайным явлением в политике. На рубеже третьего тысячелетия на смену им приходят судебные процессы: символом корыстного века стал суд, а законы – одновременно и ходовым товаром, и объектом поклонения.

Несмотря на роль неофита, а возможно и благодаря ей, Россия не осталась в стороне и от этой господствующей ныне в мире тенденции. Прошедшие две недели возможно впервые рельефно показали, что государство начинает по-настоящему интересоваться теми богатствами, которые даровала ему природа. Однако – и это тоже примета времени – заинтересованность в этих богатствах стали проявлять и граждане. Объединяясь в компании или поодиночке, они уже успели организовать процесс превращения этих природных богатств в универсальный бумажный товар. А это значит, что наступает время распределения ролей, раздела полномочий и определения правил игры.

Нефть, газ, золото и алмазы. Добавив к этому лес и цветные металлы, мы получим ту материальную основу, на которой фактически стоит и будет стоять в ближайшее время Россия. Принятые Государственной думой в первом чтении законы “О нефти и газе” и “О драгоценных металлах и драгоценных камнях” и переданный в Совет федерации закон “О соглашениях о разделе продукции” фактически становятся базой российского промышленного права. За ними стоят не менее сорока миллиардов долларов экспорта, энергетическая основа национальной экономики и резервное обеспечение денежной массы.

Наивно предполагать, что после этого доступ к основным экономическим ресурсам будет свободным. Жестко ограничивая круг тех, кто будет фактически определять будущее развитие страны, новое законодательство закрепляет регулирующую роль государства, стараясь провести экономику по узкому коридору между экономическим либерализмом и номенклатурным предпринимательством. В какой-то степени это удается. В какой-то нет.

Пока у подобного рода законов сохраняется объект регулирования, “тонкая красная линия” экономической политики может отклоняться в ту или иную сторону без серьезного ущерба для экономики страны. Когда эти ресурсы иссякнут и привычная собственность потеряет всякую ценность, тогда придет время точных шагов и выверенных действий, время иных идей, иных ценностей, иных парламентов и иных лидеров.

Однако у нас еще есть лет 15-20. Пока мы можем позволить себе роскошь жить настоящим.

“Коммерсантъ” N 27 25.07.95

Владельцы специализированных кофейных баров в США и Европе в последнее время всерьез стали опасаться существенного сокращения доходов от содержания подобных заведений. Дело в том, что из-за стабильно высоких розничных цен на кофе американцы и европейцы стали пить меньше кофе. А производители кофе между тем продолжают сдерживать экспорт и провоцировать дальнейший рост цен.

Цены резко выросли еще в 1995 году вслед за скачком оптовых цен - тонна зеленого кофе стоила тогда на рынке около $4000. Последующий откат биржевых цен никак не повлиял на цены розничные: они продолжают оставаться очень высокими. А нынешний бум (с начала года тонна “робусты” подорожала на LIFFE на $300 или на 25%) лишает розничных торговцев надежд на увеличение спроса.

В этой ситуации странным выглядит решение картельных производителей (членов АСРС - ассоциации стран производителей кофе), о новом снижении экспортных квот. На своей январской встрече 14 представителей членов ассоциации договорились о снижении общей квоты картеля еще на 1,3 млн 60 – килограммовых мешков (до 24,98 млн). Причем экспортерам “арабики” будет позволено поставить на рынок на 300 тыс. мешков больше, чем в прошлом году. Соответственно “робусты” на рынке будет меньше. По всей видимости, членам картеля хочется вернуть прежние времена и довести цену кофейных фьючерсов до $2000 за тонну.

Правда, исполнительный директор Международной организации кофе (IСО) Целсиус Лоддер считает, что ограничительные меры АСРС “не добавят нестабильности рынку”, а наоборот позволят ему стабилизироваться в более отдаленном будущем.

Розничные торговцы восприняли этот шаг экспортеров по-разному. Германская компания Eduscho GmbH & Co KG уже обьявила о том, что она поднимет цену на растворимый кофе мягких сортов. Один из крупнейших поставщиков растворимого кофе в Россию Nestle UK Ltd. (подразделение швейцарской Nestle SA) пока воздерживается от подобных мер, но будет, по словам его представителей, “внимательно следить за состоянием рынка”. При условии дальнейшего роста биржевых цен компания не исключает возможности повышения цен на свою продукцию. Так что могут сбыться наихудшие прогнозы владельцев кофейных заведений: тот, кто раньше выпивал две чашки кофе, теперь, посмотрев на цену, ограничится одной.

ОЛЬГА КУЧЕРОВА

“Коммерсантъ-DAILY” 5.02.97


Прошедшая неделя на российском продовольственном рынке стала переломной: вступили в силу новые таможенные пошлины. Особенно сильные изменения, по мнению торговцев, грозят произойти на мясном рынке, и в этом отношении достаточно интересна позиция, занятая крупными датскими поставщиками консервов - Dak и Tulip.

Представители компании Dak отмечают, что в последнее время дела идут у нее вполне хорошо, особенно по поставкам мороженного мяса, но с консервами возникают некоторые сложности. Основная причина, скорее всего, в подходе компании к торговле в России. Компания работает через контрактные поставки со своих заводов в Дании. И если по мясу эаключаются долгосрочные контракты с перерабатывающими заводами, то на консервы постоянных клиентов практически нет.

Основной конкурент Dak - компания Tulip - развивает в последние два месяца торговлю примерно в том же духе, что и Dak. Сейчас она расширяет складское помещение, которое будет располагаться в подмосковном городе Лобня. Во II квартале эта компания уменьшила цены на свою продукцию примерно на 20%. Как заявили представители компании, это было связано с затовариванием склада из-за снижения покупательной способности российских потребителей весной этого года. Сейчас 340-граммовая банка говядины в собственном соку стоит $1,16 (у Dak 425-граммовая банка говядины $0,87), и ее представители отмечают, что компания будет продолжать paботать практически на грани рентабельности ради продвижения марки.Однако вряд ли потребители будут покупать продукцию Tulip по такой цене.

В середине августа закончится технологический перерыв в работе датских производителей. Кроме того, они к тому моменту обновят стратегию своей работы в России - например,Тulip планирует начать с осени предоставление товара крупным магазинам на условиях консигнации. Поэтому к началу осени торговля импортными мясными продуктами, возможно, оживится.

 

Волховский и Новокузнецкий алюминиевые заводы подтвердили вчера заявленный в первых числах мая уровень отпускных цен на свою продукцию. Причина очередного повышения цен на алюминий - рост тарифов на электроэнергию, который, вероятно, вновь приведет к попыткам алюминиевых заводов добиться льгот от энергетиков.

Алюминиевые заводы с начала этого года ежемесячно индексируют отпускную стоимость своей продукции. Вчера Волховский и Новокузнецкий алюминиевые заводы установили новые контрактные цены на продажу алюминия (см. таблицу). Как уже неоднократно отмечал "Ъ", алюминиевые заводы повышают цены почти одновременно. В мае лидером в этой гонке стал Волховский алюминиевый завод. Надо отметить, что при сложившейся ситуации подобное лидерство одного завода ведет к потенциальным убыткам остальных. Такое положение дел позволяет коммерческим структурам, имеющим информацию о ценах всех заводов, скупать алюминий у самого "дешевого" из них, хотя дефицит информации об отпускных ценах предприятий несколько препятствует этим операциям.

Рост цен на алюминий определяется в основном двумя факторами - стоимостью сырья и электроэнергии. Указом президента "0 мерах государственной поддержки предприятий алюминиевой промышленности в 1993 г." ("Ъ" писал об этом 16 апреля) заводам были выделены квоты на экспорт алюминия под закупку основного сырья, материалов и оборудования, освобожденную от экспортно-импортных пошлин. Это, естественно, сняло напряженность с поставками сырья. Однако вторая важнейшая проблема алюминиевой промышленности - рост тарифов на электроэнергию - несмотря на мощное лоббирование этого вопроса во властных структурах пока не решена. Таким образом, главная на сегодня причина ежемесячного увеличения цен производителями алюминия заключается в регулярном повышении тарифов на электроэнергию местными энергосетями. По неофициальным сведениям "Ъ", эта проблема стала центральной на закрытом совещании руководителей сибирских алюминиевых заводов, состоявшемся в дни майских праздников. Надо отметить, что сибирские энергосети наиболее агрессивно настроены по отношению к алюминиевым заводам, производящим высокорентабельную, по их мнению, экспортную продукцию.

Хотя по сравнению с прошлым месяцем цены на алюминий выросли в меньшей степени, продолжающееся дорожание этой продукции ставит под угрозу ее сбыт внутри страны. Поэтому дебаты по поводу льготных тарифов на электроэнергию, несомненно, возобновятся.

Новые цены алюминиевых заводов с учетом налога на добавленную стоимость (тыс. руб-/т)

Номенклатура

Алюминиевые заводы

  Уральский Братский Новокузнецкий

Красноярский

Волховский
А97 - 696,7 - -

815,0

А95 - 685,8 - -

800,0

А7Е - 602,2 - 648,0

-

А7 744,0 563,3 510,0 540,0

624,7

А6 - 529,7 - 477,6

600,43

А5 - 518,4 - 540,0

600,4

АК12 768,0 550,0 517,0 510,0

-

             

 

ЯНА МИРОНЦЕВА

"Коммерсантъ-DAILY" 21.05.93

Автор предлагаемой вниманию читателей корреспонденции - профессор, работал в Амторге (Нью-Йорк, США), в течение длительного времени был заместителем начальника Черноморского пароходства по экономике. Последние два года - генеральный директор группы акционерных компаний АСПО - Англо-советское пароходное общество.

Разница в стиле работы западной фирмы и советского учреждениня бросается в глаза с первого взгляда. Она прежде всего в том как используется рабочее время. Для западного бизнесмена оно священно. Деловые встречи, командировки, совещания планируются заблаговременно – за неделю, месяц, а то и полгода, как правило, их график тщательно соблюдается. Это дает возможность подготовиться к встрече и получить желаемый результат. 3а два гора работы в английской компании не помню случая, чтобы кто-нибудь пришел ко мне без предварительной договоренности о встрече.

Пунктуальность – один из залогов доверия, уважения и успеха. Планируется не только рабочее время, но и отпуска. Ни один уважающий себя бизнесмен не пойдет в отпуск на месяц. Как правило, отпуск дробится на две-три, а то и четыре части. Это позволяет активно участвовать в производственном процессе. В наше динамичное время, когда условия на рынке, цены, курсы валют, конъюнктура меняется очень быстро, отрыв руководителя на длительный период может болезненно сказаться на производственной деятельности.

Обратясь к опыту работы в английской акционерной компании, не могу привести ни одного примера проверки ее местными властями. Единственная проверка – это ежегодная плановая ревизия, которую проводит аудиторская фирма, нанятая компанией. Аудиторы проводят сплошную проверку всех счетов, не отвлекая персонал компании и ее руководителя от основной производственной деятельности. Более того, они помогают, консультируют руководителя предприятия. Вместе с бухгалтерским аппаратом компании ревизоры составляют окончательный годовой баланс и подписывают его, после чего руководитель может спать спокойно. В случае каких-либо нарушений, отклонений аудиторы вместе с руководителем компании ищут пути их исправления.

Любопытно вот что. В головной компании, где я работаю, – 150 служащих. Все они, кроме разве что уборщиц, водителей и рассыльных, имеют право подписи телеграмм, телексов, писем, адресованных в любую точку земного шара – в рамках, понятно, своей компетенции. Даже техническнй секретарь имеет право заказать гостиницу, бронировать билеты на транспорт. И это не исключение, а норма практически для любой западной компании. Результат? В течение дня на стол генерального директора попадает дпя подписи максимум 3 – 5 писем или телеграмм, хотя ежедневно компания направляет их более пятисот. В нашем же учреждении аналогичного размера мне пришлось бы подписывать добрую четверть этого количества, то есть около 125 писем и телеграмм. Отсутствие широких полномочий у аппарата управления приводит к тому, что все решения принимает только первый руководитель.

Заслуживает внимания и вопрос о представительских расходах. На Западе считается нормой, что бизнесмен, менеджер имеет в своем распоряжении фонд на такие расходы. Это дает ему возможность пригласить своих партнеров на деловой ленч или обед – такова многовековая практика делового мира. Готовясь к заключению сделки, вы хотите получше узнать своего партнера. Как? Можно, конечно, запросить справку о финансовом состоянии компании, которую представляет ваш партнер, поговорить с ним в рабочем кабинете, получить рекламные брошюры. Но этого мало. Для сделки нужно еще личное доверие. А оно появляется тогда, когда вы встречаетесь в неофициальной обстановке, когда можно поговорить не только о деле. Нет доверия - нет деловых отношений. Это неписаные обычаи рыночной экономики.

И еще одно из важных прав - право руководителя на риск. Известно, что чем больше норма прибыли, тем больше риск. Компании, которые не рискуют, рано или поздно становятся банкротами. В некоторых видах деятельности этот риск чуть ли не ежедневный. Возьмем, например, судоходство. По данным статистики, потери от неудачных сделок, банкротств, мошенничества составляют здесь ежегодно сотни миллионов долларов. Однако, несмотря на потери, игра стоит свеч, поскольку ежегодно судоходство приносит миллиарды долларов прибыли.

Право на риск должны получить и советские менеджеры. Три года назад несколько наших морских пароходств стали жертвой махинаций одного из международных жуликов. Потери составили около двух миллионов долларов. Группа сотрудников Морфлота, причастная к этому, была строго наказана в административном порядке. Но кому-то этого показалось мало, и было заведено уголовное дело. Расследование продолжалось более двух лет. В конечном итоге никто не был привлечен к уголовной ответственности, но, полагаю, каждый из подследственных и их коллеги сделали вывод – впредь лучше не рисковать. Пусть вместо пяти коммерческих сделок в сутки будет заключена только одна – за это никто не накажет, и спать будешь спокойно.

Множество нареканий наших специалистов вызывает отчетность. За четыре года перестройки тут практически мало что улучшилось. Громадный аппарат экономических подразделений на всех уровнях управления в поте лица обеспечивает непрерывный поток одного из самых громоздких в мире оперативного, статистического и бухгалтерского учета и отчетности.

Здесь же, в Англии, мне приходится подписывать всего три отчета в год. 3то бухгалтерский баланс (раз в год) и еще пара документов объемом в одну страницу. Бухгалтерский баланс составляется в произвольной форме, без каких-либо стандартных бланков, состоит из десятка страниц и требует лишь две подписи: руководителя предприятия и ревизора. Приходилось ли читателю видеть главных бухгалтеров наших крупных предприятий в период составления годового баланса? Работа по 20 часов в сутки. Аппарат бухгалтерии на грани помешательства. Сам же бухгалтерский баланс советского предприятия – это горы бумаг, бланков, сотни подписей, печатей и штампов.

Между прочим, все западные публичные акционерные компании издают свой годовой баланс в виде брошюры, которая доступна любому, кто хочет познакомиться с ней. В западных фирмах на обработке статистики и подготовке бухгалтерских балансов работает в 5 раз меньше людей, чем у нас. Обобщенные статистические данные по всем аспектам экономической деятельности государства в целом, отраслей и отдельных предприятий публикуются в виде сборников и за умеренную плату доступны всем заинтересованным.

Теперь о планировании работы производственных и финансовых показателей. У нас бытует дилетантское мнение, что частные фирмы не имеют планов. Это не так. Любая фирма в конце года составляет план на следующий год, а также перспективные планы. Однако в отличие от наших планов число показателей в них минимальное. Это обычно объемный показатель продукции, показатели планируемой прибыли и капитальных вложений. Но основное отличие даже не в количестве показателей, а в отношении к ним. Запланированные цифры являются ориентиром, наметкой, а отнюдь не догмой. Поэтому если, предположим, показатель прибыли или какой-либо другой выполнен не на 100 процентов, а на 97, то это ни в коем случае не ведет, как бывает у нас, к бессонным ночам, ежедневным планеркам, штурмовщине, созданию штабов, проведению активов, заслушиванию на бюро.

А вот что действительно свято, так это выполнение обязательств перед партнерами. Чтобы выполнить их, фирма, образно говоря, в лепешку разобьется.

Немаловажное значение имеет структура управления компаний. Держатели акций выбирают совет директоров, который определяет стратегические развитие компании, избирается также управляющий директор, который организует выполнение решений совета. От главы компании во многом зависит ее судьба. Нередки случаи, когда неудачный выбор ведет к банкротству, а за этим стоит судьба сотен и тысяч сотрудников, рабочих, не говоря уже об убытках, которые несут акционеры. Поэтому выбору первого руководителя уделяется громадное внимание.

Главным критерием при его подборе является его нацеленность на прибыль. Ну а чтобы иметь прибыль, надо развивать деловые отношения, расширять контакты с другими фирмами, новыми партнерами. Чтобы добиться этого, руководитель должен обладать высокими моральными качествами, чувством юмора, умением располагать к себе собеседника. Не последнюю роль играют и волевые качества. Я не встречал в западном мире крупных бизнесменов, которые могли бы позволить себе повысить голос на подчиненного, стукнуть кулаком по столу. Это исключено.

А самое главное – умение строить деловые отношения за пределами компании, т. е. с настоящими и потенциальными партнерами. Они строятся на доверии. Это определяет лицо руководителя, формирует его поведение. Все остальные члены совета – это директора, а не заместители начальника как у нас. Как правило, первый руководители крупной компании не занимается оперативными вопросами. Его задача – выработка политики компании, контакты с правительственными учреждениями, крупной клиентурой.

Поскольку от первого руководителя зависит так много, его материальное вознаграждение на Западе намного выше, чем других директоров. Это должен быть человек материально независимый, и непонятно, почему мы этого не осознаем. У нас директор крупнейшего предприятия получает на 10 процентов больше своего заместителя, нагрузка на которого в 2–3 раза меньше.

Нам необходимо освоить весь арсенал управленческой культуры, науки, которая постоянно развивается. В развитых странах с рыночной экономикой круглогодично действуют курсы повышения квалификации, проводятся симпозиумы, конференции, выходят десятки различного рода журналов и книг по вопросам управления, причем большинство из них – это практические рекомендации, как лучше управлять. Почти еженедельно наша компания получает десятки предложений от институтов, колледжей, курсов, предлагавших всевозможные программы для совершенствования техники управленкя на всех уровнях.

Предлагают услуги по ведению таких курсов непосредственно в офисе в вечернее время или с отрывом от производства. Как правило, это курсы продолжительностью в 2–3 дня, во всяком случае не больше недели. Зайдите в любой книжный магазин Лондона, Гамбурга, Парижа – вы найдете там специальный раздел популярных книг по управлению. Вам предложат сотни книг различных авторов, и большинство из них – для практического использования. А что у нас? Малым тиражом издан десяток-другой книг, в основном по теории управления.

Нам, на мой взгляд, необходимо решительно ломать программу обучения в наших вузах и повсеместно вводить курс управления.

А. ЛУГОВЦОВ

“Известия” 8.08.89

В социалистических странах вообще отдавали приоритет прежде всего равенству, игнорировали бесспорный принцип “большего вознаграждения тех, кто совершил трудовые заслуги”, полагая, что такой подход может послужить причиной возникновення нездоровой конкуренции и неравенства. На деле же это означало в конечном счете равную зарплату за неравный труд.

В связи с этим докладчик подробно останавливается на позиции предпринимателя в руководстве кадрами. Прежде всего он обязан не выпускать из поля зрения нерадивых работников, безразлично относящихся к делам предприятия, своевременно делать им замечания и предупреждения; если это не поможет, уменьшать им зарплату или понижать в должности; если и это не возымеет действия уведомлять об их увольнении, даже тех, кто является родственниками предпринимателя. В то же время рекомендуется вознаграждать инициативных и прилежных.

Здесь уместно подумать и о том, ради кого существует предприятие – компания. Японские предприниматели видят в них прежде всего средство наибольшего удовлетворения людских потребностей, выпускать продукцию все более хорошего качества и предлагать ее по возможно низким ценам. Стараются выделять получаемую прибыль на погашение банковских кредитов, возвращать ее в возможно большем размере сотрудникам и пайщикам, которые инвестировали капитал на свой риск и, конечно, - соответствующую долю предпринимателю. Очевидно, что предприятие существует ради потребителя, занятых в производстве работников и пайщиков. Без сотрудничества этих трех категорий компания не может существовать. При игнорировании хотя бы одной из них предприниматель не в состоянии выжить.

ЕСЛИ КТО ИЗ ВАС СОБИРАЕТСЯ ВНОВЬ ОРГАНИЗОВАТЬ ПРЕДПРИЯТИЕ И БУДЕТ СОБЛЮДАТЬ ПРИ ЭТОМ ТРИЕДИНОЕ ПРАВИЛО, ТОТ НАВЕРНЯКА ДО-СТИГНЕТ НАМЕЧЕННОЙ ЦЕЛИ.

Материал подготовил Михаил БУЛКИН

“Деловой мир” №6 1992


Мировая платиновая промышленность обеспокоена тем, что Россия может захватить контроль над мировым рынком платины и палладия. Особую озабоченность у западных производителей платины вызывают огромные стратегические запасы России, накопленные в 70-80-е годы (как известно, в ближайшее время Россия намерена их распродать).

По словам председателя южноафриканской компании Impala Platinum Майкла Макмахона, обстановка на мировом рынке платины и палладия вряд ли улучшится в ближайшее время:"Мировые цены будут расти очень медленно, а может, и вообще останутся на нынешнем уровне". Принципиальное изменение ситуации произойдет лишь в том случае, если иссякнут запасы российской платины (увеличение российского экспорта в течение последних пяти лет привело к переизбытку платины на рынке). Эта ситуация может сохраняться еще по крайней мере в течение двух ближайших лет.

Для улучшения положения на рынке нужно всячески содействовать новой тенденции в автомобильной промышленности, начавшей использовать палладий для катализаторов очистных механизмов автомобилей. Правда, это может оказаться довольно проблематичным, если новые разработки General Motors будут успешными.

Переход автомобилестроителей с платины на палладий сыграл на руку России, которая в настоящее время является крупнейшим производителем палладия. Impala предсказывает, что российские продажи палладия Западу, которые в 1994 году составили 3,3 млн тройских унций, в нынешнем году достигнут 4,5 млн, что составит 73% мировых поставок. По словам Макмахона, Россия с легкостью справилась с прошлогодним ростом спроса на палладий - мировые продажи составили 6,41 млн унций. Impala првдполагает, что в этом году экспорт российской платины несколько уменьшится - с 1,25 до 1,125 млн тройских унций, или 21% мирового предложения, так что цены останутся достаточно низкими. В течение последнего финансового года цены на платину компании Impala беспрерывно падали и оказались намного ниже, чем компания предполагала. "Мы надеялись, что нижняя граница цен российской платины составит $415-420 за тройскую унцию, а они решили продавать платину на $20 дешевле", объяснил Макмахон. Однако после президентских выборов в России наметилась тенденция к повышению цен, поскольку появились слухи о снижении объемов российских продаж.

ФЕДОР ПОГОДИН

"Коммерсантъ-DAILY" 21.08.96

Глава 9. ДЕНЬГИ

Материал 2. ДЕНЬГИ В РОССИИ

Волны инфляции подобны морским волнам. Они наступают и – рано или поздно – отступают. Как гласит старая истина, денежное обращение в любой стране подчиняется объективным законам, независимо от того, осознают их люди или нет. Политическая обстановка в стране, как правило, является следствием финансовой. Именно поэтому решение финансовых проблем было главным источником “головной боли” любого правителя.

Царь Алексей Михайлович, отец Петра Великого, истощив казну в войнах с Польшей и Швецией, решил поправить ее, обязав чеканить целые рубли из иностранных “ефимков” стоимостью по 42 копейки, и пустили в обращение медные полтинники. С 1656 года выпуск медных денег увеличился еше в десятки раз без сооветствующего обеспечения. Купцы стали назначать цену за товар по стоимости серебра в монетах, а в проигрыше.остались государевы райботники, получавшие жалованье по-прежнему. номиналу – ситуация до боли знакомая и близкая нам. Следствием народного возмущения стал известный “медный бунт”.

В 1663 году, не найдя иного выхода, бояре постановили вновь отдать кабаки на откуп на три года. Как видим, испокон веку на Руси затыкали дефицит государственного бюджета бутылкой.

Бумажные деньги появились при императрице Екатерине II. По ее Указу с 1769 года в обращение были введены так называемые ассигнации, которые свободно обменивались на металлические деньги в Санкт-Петербурге и Mocквe. С 1843 года единственными действительными бумажными деньгами стали банкноты нового образца - государственные кредитные билеты. Но через десять лет в связи с Крымской войной финансовое равновесие опять нарушилось.

С началом развития капитализма в России и отменой крепостного права возникла потребносгь в создании устойчивого рубля. Гpaф С. Ю. Витте, проводивший денежную реформу, воспользовался урожаийными 1893 –1894 годами, позволившими стране резко увеличить экспорт зерна. Казначейство выпустило в обращение дополнительные кредитные билеты, позволившие скупить у населения золото, а с января 1897 года – новые банковские билеты, заменившие        “кредитки”. Бумажный рубль был объявлен равным 66 коп-ейкам золота. Это была скрытая девальвация, но хотя золотое содержание рубля уменьшилось, он стал стабильным, поскольку свободжно обменивался на благородный металл.

Продуманная финансовая афера в масштабах империи в сочетании с экономным расходованием государственных средств и жесткой таможенной политикой создала условия для создания огромного золотого запаса. К началу 1914 года он более чем в полтора раза превышал запасы Английского банка и Германского рейхсбанка, вместе взятых, и составляла 1,5 рублей. Устойчивость рубля определялась постоянным и свободным обменом бумажных денег на зо-лото.

С началом мировой войны ситуация кардиналъно изменилась. В течение трех лет правительство умудрилось увеличить число находящихся в обращении бумажных денег 6ез малого в шесть раз.

А. Ф. Керенскмй “со товарищи” за восемь месяцев успел увеличить массу наличных денег еще почти в 2,5 раза и довел ее до 22,5 млрд. рублей. “Думские рублики” были дополнены “керенками”. Цены резко подскочили, а поку-пательная способность рубля опустилась уже до 10 копеек.

Однако абсолютное первенство по размножению “пустых” денег принадлежит правительству большевиков. Страна распалась, и каждый местный правитель, как маленький царек, печатал свои деньги, а из центра шел поток “совзнаков”. Рост их выпуска имел обвальный характер, и к 1924 году количество “совзнаков” достигло 702308 млрд. рублей, что в среднем составляло по 4,2 мил-лиона на человека. Именно тогда в речь вошли такие жаргонные обозначения, как “лимон” и “лимонард”.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-08-16; просмотров: 32; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.82.23 (0.056 с.)