Предложение для синтаксического разбора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение для синтаксического разбора



До нашего пристанища оставалось ещё километров десять, а огромная туча, не­известно откуда взявшаяся, двигалась к нам навстречу с неумолимой быстротой.

С наступлением первых холодов над пространствами материков, рек и морей, расположенных в умеренном поясе северного полушария, начинается пе­редвижение воздушных полчищ кочующей птицы, ежегодно отлетающей от мест гнездования на места зимовки.

(И. Соколов-Микитов)

— Объясните орфограммы.

— Выпишите причастия с определяемыми словами.

— В причастиях выделите основы и окончания. Вспомните, что мы говорили о формообразующих суффиксах.

— Что называется определяемым словом, что — зависимым?

— Что называется причастным оборотом?

— Как выделяется причастный оборот на письме?                                                                                                                                                                                                                                               

— Посмотрим, как выделяется причастный оборот графически. На доске рисуется схема причастного оборота.

— Перестройте ваше предложение так, чтобы причастный оборот не выделялся запятыми.

— Как подчёркивается причастный оборот в предложении?

Формирование навыков

Задание 1. Упр. 75 (устно).

Задание 2. Упр. 72 (выполняется по цепочке, с выполнением всех заданий, указанных в упражнении).

Слово пакет заносится в словарь.

Задание 3. Тестирование.

1. Найдите причастие с зависимым словом: 

а) расшитый ковёр; 6) захватывающий фильм; в) опалённый дыханием осени; г) несшийся ветер.                                                                                                                                               

найдите причастие с зависимым словом:

а) похожий на чёрта; б) рассыпанные ветки; в) выросший город;     г) заснувшее озеро.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                              3.Найдите причастие с определяемым словом:

а) полыхающая печь; б) певший звонко; в) пахнувший нефтью; г) затерявшийся в глуши.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               

4.Найдите причастие с определяемым словом:

а) запрещённый государством; б) затерявшийся в снегах; в) возвышавшаяся над водой; г) вылившаяся туча.

5.Найдите слово с орфографической ошибкой:

а) гирлянда; б) колона; в) отразить;   г) пакет.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Выводы по уроку

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

Схема предложения с причастным оборотом ещё раз воспроизводится на доске.

6. Домашнее задание

Упр. 74. 73; выучить слово пакет.

 

 


ТЕМА: Р/р. Описание внешности человека.

ЦЕЛИ УРОКА: подготовить ребят к написанию сочинения; активизировать словарный запас учащихся; повторить типы текстов, виды описаний, средства художественной выразительности; провести работу по вычленению причастных оборотов в тексте.

ХОД УРОКА

Организационный момент

Тетради с домашней работой собрать

3. Повторение пройденного (вопросы к классу)

— Какие типы текста мы с вами изучили?

— Как вы понимаете значение сочетания слов: текст-описание? (Прим.: в описании говорится об одновременных признаках).

— Какие виды сочинений-описаний вам знакомы? (Описание места, действия, природы, предмета, человека и т.д.).

Новая тема

Задание 1. Упр. 76.

— Что называется словесным портретом?

— Запишите основные виды словесного описания внешности человека.

Задание 2. Определите, кому принадлежат следующие словес­ные портреты:

1. Это было бледное, крошечное создание, напоминавшее цветок, выросший без лучей солнца. Несмотря на свои четыре года, она ходила ещё плохо, неуве­ренно ступая кривыми ножками и шатаясь, как былинка; руки её были тонки и прозрачны, головка покачивалась на тонкой шее, как головка полевого коло­кольчика; глаза смотрели порой так не по-детски грустно и улыбка так напоми­нала мне мою мать.

(В.Г. Короленко «Дети подземелья)). Портрет Маруси)

  2. Как орёт в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да подмётывает,                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                     

А пенья-коренья вывёртывает,

А большие-то каменья в борозду валит.

У оратая кобыла соловая,

Гужики у неё да шелковые,                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Сошка у оратая кленовая,       

Омешки на сошке булатные,

Присошничеку сошки серебряный,

А рогатчик-то у сошки красна золота.

А у оратая кудри качаются,

Что не скачен ли жемчуг рассыпаются.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

У оратая глаза да ясна сокола,

А брови у него да черна соболя.

У оратая сапожки зелен сафьян:

Вот шилом пяты, носы востры,

Вот под пяту-пяту воробей пролетит,

Около носа хоть яйцо прокати.

У оратая шляпа пуховая,

А кафтанчик у него черна бархата.

(Былина о «Вольге и Микуле». Портрет Микулы)

3. Ему было всего только десять лет с хвостиком. Он был коротенький, но очень плотный, лобастый, затылок широкий. Это был мальчик упрямый и сильный. «Мужичок в мешочке», как и Настя. Был в золотых веснушках, а носик его, чистенький тоже, как и у сестры, глядел вверх.

(М. Пришвин «Кладовая солнца». Портрет Митраши)

— Какие средства используют авторы, чтобы сделать свои тексты более образными?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           

(В первом тексте автор стремится подчеркнуть, что девочка слаба, не по го­дам серьёзна. Сравнивает её с цветком, выросшим без солнца. Писатель обра­щает внимание на бледность и хрупкость героини.

Во втором тексте снаряжение, одежда, и даже лошадь подчёркивают неза­урядность и необычность героя. Главные художественные средства здесь— гипербола и эпитеты.                                                                                                                                                                                       

В третьем отрывке автор использует множество определений, характери­зующих своего героя. Митрашу писатель называет «мужичком в мешочке», по­казывая этим его жизненный ум и сметливость, развитые не по годам, и в то же время — очень юный возраст.)

Запись в тетради

1. В текстах-описаниях передаются одновременные признаки.

2. В текстах-описаниях используются следующие выразительные средства: сравнения; говорящие детали; эпитеты и гиперболы.

3 а да н и е 3.

Упр. 78. Прочитайте текст. Что примечательного показалось вам во внешности юноши? Выпишите предложения с причастиями и обозначьте причастия как члены предложения. Какой способ связи использует автор для связи 1-го, 2-го и 3-го предложений? Объясните слово дёгтем.

3 а д а н и е 4. Подберите эпитеты словам: глаза, волосы, губы, взгляд, друг, головушка. Какие из них можно использовать в текстах-описаниях?

Ответы: ясные, шёлковые, алые, острый, верный, буйная.

3 а д а н и е 5. Подберите сравнения, закончив словосочетания.       

Красивый как...;

лохматый как...;

худой как....;

толстый как...;

могучий как...

чистый как...;

веселым как...;

длинный.как...;

ясный как...;

блестящий как...;

рыхлый как...;

стройный как....

— Для чего в текстах-описаниях используются сравнения?

Выводы по уроку

— Какие средства художественной выразительности используют авторы в своих произведениях, чтобы найти более точное описание внешности своего героя?

— Можем ли мы строить тексты разного типового значения (описание,повествование и рассуждение), когда даём описание внешности человека?                                                                                                                                                                                                         6. Домашнее задание

Упр. 82.

 

ТЕМА: Сочинение-описание по картине В.И. Хабарова «Портрет Милы».

ЦЕЛИ УРОКА: подготовить учеников к написанию сочинения; написать сочинение; продолжить работу по раскрытию творческих способностей и об­разного мышления.

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания

Взаимопроверка; на доске выполняется синтаксический разбор первого предложения.

— Какие средства художественной выразительности используют ав­торы текстов при описании внешности человека?

— Для чего нужны причастные обороты в текстах-описаниях?

Подготовка к сочинению

Чтение задания к упр. 77.

Рассматривание репродукции картины в учебнике.

— Какой тип текста должен быть у вашего будущего сочинения?

— Сколько частей должно включать в себя сочинение?

— Составьте план своего сочинения, используя задание к упражнению.

— В какой части вы дадите описание внешности Милы?

— В какую часть включите диалог?

— Что называется диалогом? Как он оформляется на письме?

— К какому стилю относится диалог?

— О чём вы расспросите девочку, читающую книгу?

— Составьте диалог.

— Опишите внешность девочки.

Лицо  
Глаза (взгляд)  
Волосы  
Одежда  
Поза  

— Составьте таблицу определений «внешность Милы», включите в неё художественные средства выразительности.

— Какие краски использует художник?

— Какое настроение возникает у вас при рассматривании картины?

— Опишите комнату, с какой стороны она характеризует девочку?

— На какие детали автор картины обращает наше внимание? Поче­му рядом с креслом лежат коньки?

— Как вы думаете, о чём книга, которую читает девочка? Почему вы так решили? Интересная ли она?

— Составьте начало текста и концовку.

Работа с черновиками

Тема: Повторение по теме "Причастие"

Цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы; развитие орфографической и пунктуационной зоркости; развитие навыков самостоятельной работы.

Ход урока

1. Проверка домашнего задания. Упр. 149

1 ученик. Записать текст упражнения, подчеркнуть грамматические основы, указать виды причастий;

2 ученик. Выполнить морфологический разбор причастия (мигающими). Определить тип и стиль текста, обосновать свой ответ.

Работа с классом.

1. Беседа:

- Что такое причастие?

- Назовите два вида причастий.

- Чем отличаются действительные и страдательные причастия?

- Запишите суффиксы причастий (2 человека к доске):

д. п. н. в – -ущ- ющ- (от глаголов 1 спр.) ащ – ящ- (от глаголов 2 спр.)

д. п. п. в. – -вш- ш- (перед – вш- сохраняется суффикс неопределённой формы глагола)

с. п. н. в. - -ем-ом-(от глаголов 1 спр.), -им- (от глаголов 2 спр.)

с. п. п. в. – енн- (от гл. на –ить), -нн-(от гл -ать, -ять)

2. Выполнение заданий (см. приложение).

(Все последующие задания выполняются каждым учеником индивидуально в ходе работы на уроке, ответы вписываются в таблицы).

Задание №1. Перед вами текст. Прочитайте его и выполните указанные задания.

Прочитайте, вставьте пропущенные буквы, расставьте недостающие знаки препинания. Выпишите причастия, распределив их в две колонки: действительные и страдательные.

 

Не умолкая, шумел прилив. 2. Набегали гр..хоч..щие волны бьющ..ся о подножие тороса. 3. Но вот буря стихла. 4. Смолкли успоко..вшиеся волны пр..давле(н,нн)ые тяжкой грудой льда. 5. Ледя(н,нн)ые поля пр..двинулись к самому берегу. 6. Пошёл гул, послышалось бормоч..щее ш..пение, ш..рох, треск лома..щихся глыб. 7. Надв..галось (не)укр..щё(н,нн)ое стоногое чудовище – буря. 8. Передовые льдины сжатые нап..равшей массой полезли на вершину и громоздились в причудливые горы. 9. Движение ледя..ной массы встрет..вшее огромную пр..граду превратилось в колоссальную энергию разрушения. 10. И через несколько минут лома(н,нн)ыми очертаниями поднялись новые громады.

Вдруг опять разъяре(н,нн)м зверем набежала буря, разорвала тишину торжеству..щим воем.

 

действительные   страдательные

грохочущие        придавленные

бьющиеся        неукрощённое

успокоившиеся    сжатые

бормочущее        разъярённым

ломающихся        придавлены

напиравшей        сжаты

встретившее        не укрощены

торжествующим  разъярены

           

- Дополните одну из колонок таблицы причастиями, поставив их в краткую форму. Какую колонку будем дополнять? Почему? (вторую – только страдательные причастия имеет краткую форму)

- В чём состоит разница написания кратких и полных страдательных причастий (с НЕ раздельно, одна буква н)

 

Задание № 2.

Найдите в тексте предложения, в которых есть причастные обороты. Выпишите номера этих предложений и выполните их пунктуационный разбор.

 

№ 2(простое предложение, осложнено причастным оборотом)

№ 4 (простое предложение, осложнено причастным оборотом)

№ 8 (простое предложение, осложнено причастным оборотом, однородными сказуемыми)

№ 9 (простое предложение, осложнено причастным оборотом)

 

Задание № 3.

Перестройте 2 и 4 предложение так, чтобы получились сложные предложения. Выполните синтаксический разбор полученных предложений.

 

№ 2. Набегали грохочущие волны, которые бились о подножие тороса (сложноподчинённое)

№ 4. Смолкли успокоившиеся волны, которые придавила тяжкая груда льда (сложноподчинённое)

 

Дополнительный вопрос: в записанных предложениях найдите слова, в которых произносится звук ш (успокоившиеся, тяжкая)

 

Задание № 4.

Выпишите из текста причастия со следующими орфограммами:

Гласные в приставках пре, при.

Чередующиеся гласные в корнях слов.

Не с причастиями.

 

- Выполните морфемный разбор следующих причастий, дополните каждый ряд причастий словами такой же части речи с указанными орфограммами

(придавленные, напиравшей, неукрощённые)

- Может ли слово неукрощённые писаться с НЕ раздельно?

- При каком условии? (в краткой форме, если есть зависимое слово). Приведите пример (никем не укрощённые).

- Назовите условия слитного и раздельного написания НЕ с причастиями.

 

Задание № 5. Перед вами 10 предложений. Раскройте скобки (слитно или раздельно), объясните свой выбор.

Утром по степи, (не)успевшей остыть за ночь, тянет тёплый ветер.

Поэма состоит из (не)завершённых глав.

Нужная книга (не)прочитана.

(Не)замеш..нный в преступлении человек дал показания.

(Не)высказанный упрёк светился в глазах Софьи Николаевны.

Ветер колеблет стебелёк с ещё (не)высохшей росой.

Справа над лесистыми холмами сияла (не)мигающая звезда.

Кастрюля с (не)замеш..нным тестом стояла на столе.

Ответ на запрос до сих пор (не)получен.

Птиц гонит на юг (не)наступающий холод, а отсутствие холодов.

 

 

- Задание по вариантам:

 

1 вариант - выписать номера предложений, в которых НЕ пишется слитно;

2 вариант - выписать номера предложений, в которых НЕ пишется раздельно.

- Какое правило слитного написания НЕ с причастиями не было проиллюстрировано примерами? (без НЕ не употребляются – слитно)

 

Задание № 6. Замените предложенные слова синонимами без НЕ и объясните написание:

Негодующий -

Неистовствующий -

Недоумевающий -

Ненавидящий –

 

Задание № 7. В предложениях, над которыми мы работали в задании № 5, в двух словах остались пропущенные буквы. Вставьте их и объясните написание.

 

Не замешанный в преступлении человек – незамешенное тесто

- От чего зависит написание гласных перед НН? (от суффикса глагола, от которого образовано причастие)

 

Записать под диктовку, с полным причастием запишите его краткую форму:

Расстрелянные предатели, подстреленная утка, настоянный на травах чай, удостоенный награды, выкачанная из бочки нефть, выкаченная из подвала бочка.

 

Задание № 8.

Тест.

 

1. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква Я:

люб..щие разговаривать, пассажиры дремл..т

стро..щийся дом, иголки кол..тся

крас..щие вещества, травы стел..тся

пен..щиеся волны, соседи разбуд..т

 

2. В каком ряду в обоих случаях пропущена буква И:

дыш..т полной грудью, встрет..вшиеся на вокзале друзья

подвига..шься к выходу, на умира..щую лампаду

та..щий снег, постро..ное здание

выслуш..нные посетители, стел..щиеся травы

 

3. В каком ряду в обоих случаях пишется НН:

подсуше..ое бельё, стари..ые вещи

не выуче..ы уроки, связа..ый свитер

нечая..ый взгляд, кури..ый бульон

ути..ая охота, кова..ая лошадь

 

4. В каком ряду в обоих случаях пишется буква Ю:

ненавид..щие войну, мы не испорт..м

мягко стел..щий, разделяя..щий людей

та..ть на солнце, та..вший на солнце лёд

движ..мый ветром, окно занавеш..но

 

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН:

 

Может быть, коньки назва(1)ы коньками именно потому, что в старину делали деревя(2)ые коньки, украше(3)ые завитками в виде лошади(4)ой головы.

1,2

2,3

1,2,3

3,4

 

Итог урока. Оценки.

Д/З. Выписать из “Песни про купца Калашникова” 10 причастий с определяемым словом, указать их вид

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.153.110 (0.102 с.)