Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Чтение текста, записанного на доске
Школьная примета Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели. Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху. Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что наступила осень. (Ф. Нестеров) — Какое настроение навевает текст? — Какова тема текста? — Найдите олицетворение? — Объясните орфограммы в тексте. Новая тема — Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так? — Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился красивым? — На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка: Какой вариант вам кажется наиболее удачным? Запишите более удачный вариант. — Какой частью речи является слово пожелтели? — Перечислите все морфологические признаки этого глагола. — Что обозначает глагол? — Сравните слова берёзовые и пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые? — Каково её значение? — Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтевшие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели? — От какого слова образовано пожелтевшие? — На какой вопрос оно отвечает? — Попробуйте сами определить, что оно обозначает? Запись в тетрадях — Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое— временный? — Выделите основы в данных словах (основа одна и та же: пожел-те, -вш- и -л- формообразующие суффиксы). — Какой общий характерный признак есть у слов: пожелтели и пожелтевшие! (прошедшее время) — Что же называется причастием? Сделаем вывод. ПОЖЕЛТЕВШИЕ М— от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ причастие глагол Чтение параграфа на стр. 25. — Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обоснуйте своё мнение.
Закрепление Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Ученики записывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его. Стройка, строящий, строили, построй; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать. Задание 2. Игра. Учитель называет любое существительное (например, снег), ребята должны подобрать и записать к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия. Например: снег. чистый белеющий свежий сверкающий глубокий липнущий рыхлый сыплющий
Задание 3. Запишите предложения под диктовку учителя, выберите предложения с причастиями. 1. По небу катится тонким колесом позолоченный месяц. 2. Солнце позолотило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного челока. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. 5. Иду я разросшимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало. — Определите время причастий. — Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся — Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте устно одно словосочетание, что вы заметили? Выводы по уроку — Что называется причастием? — Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию? — Что обозначают глагол, причастие, прилагательное? Запись в тетради ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ признак предмета ПРИЧАСТИЕ признак действия ГЛАГОЛ действие предмета 7. Домашнее задание Выучить правило, упр. 53
ТЕМА: Морфологические признаки глагола у причастия. Цель урока: закрепить полученные знания о причастии; выяснить, какие грамматические глагольные признаки есть у причастия; р/р. Составить текст по заданным словам. ХОД УРОКА Организационный момент 2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка) Новая тема Запись текста под диктовку учителя. Небесная стирка Дождь — это небесная стирка. Грязно-серые тучи прежде наполняются водой. Отмокают. Воды уже столько, что тучи опускаются низко над землёй. Тогда начинается стирка. Прилетает ветер. Он надвигает друг на друга тучи, переворачивает их, выжимает. Постепенно тучи становятся серыми, потом молочными. Наконец, на солнечную просушку выплывают белыми облаками. И так до следующей стирки. (Ф. Нестеров) - Почему автор сравнивает дождь с небесной стиркой! —Какие ассоциации возникают у вас при слове дождь? — Объясните орфограммы. — Произведите разбор первого предложения, объясните в нём постановку тире. — Определите вид, возвратность глаголов в тексте. — От глаголов образуйте причастия. Рядом с каждым образованным причастием напишите возвратность и вид. — С каким ещё характерным для глагола признаком, свойственным причастию, мы познакомились на предыдущем уроке? (Время) — Над, каждым причастием надпишите время. — Какой вывод мы можем сделать, говоря о глагольных признаках у причастия? Запись в тетрадях ПРИЧАСТИЕ ГЛАГОЛ 1. Вид — совершенный и несовершенный.
2. Возвратное и невозвратное. 3. Время — настоящее и прошедшее. — Заметьте, что в каждой строчке у нас только по два общих признака; чего здесь, на ваш взгляд, не хватает? (будущего времени). Закрепление Задание 1. Запишите причастия, выделите в них основы, найдите глаголы, от которых они образованы, определите глагольные признаки у причастия. Крепнущий, взволнованный, зависимый, развёрнутый, развешанный, порванный, выдающийся, рассеянный, несший, опровергнувший, пронизанный, замечающий, предстоящий, околдованный, глохнущий, действовавший, сберегаемый. Задание 2. К причастиям из предыдущего задания подберите существительные (устно). Задание 3. Подберите как можно больше причастий к данным существительным. Лес, свет, небо, река, воздух, дорога, птицы. Задание 4. Придумайте и запишите текст, используя получившиеся словосочетания из задания 3. Выводы по уроку — Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке? 6. Домашнее задание Упр. 57. ТЕМА: Морфологические признаки прилагательного у причастия. ЦЕЛЬ УРОКА: выяснить, какие признаки прилагательного есть у причастия; закрепить полученные на предыдущем уроке знания о причастии; повторить различные виды орфограмм; уметь определять главные и зависимые слова в словосочетаниях. ХОД УРОКА Организационный момент 2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка, морфологический разбор выполняется на доске) Слово присутствовать из домашнего упражнения выпишите в словарь. Составьте с этим словом словосочетания. Орфографическая диктовка - Запишите словосочетания под диктовку учителя, объясните все орфограммы. Извивающаяся тропинка, выросший цветок, расстилающаяся долина, развивающийся ребёнок, заблестевшие глаза, блистающий мир, посвященный памяти друга, дрожащий от холода, заросший колючками, сожжённый солнцем, предполагаемый вопрос, преодолевающий препятствие, помирившийся с братом, умоляющий о помощи, рассчитывающий только на себя. — Найдите в упражнении местоимение, определите разрядов чём особенность этого местоимения? (себя — возвратное местоимение, не имеющее именительного падежа).
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.17 (0.015 с.) |