Чтение текста, записанного на доске 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Чтение текста, записанного на доске



Школьная примета

Прошло уже четыре дня, а мне всё вспоминается почтовый ящик, в котором я обнаружил вместо газет два берёзовых листка, которые пожелтели.

Дерево росло рядом, а ящик оказался открытым. Любопытные листики и решили заглянуть туда, путешествуя по воздуху.

Что ж?! Они попали по адресу. Ведь скоро в школу. А это значит, что насту­пила осень.

(Ф. Нестеров)

— Какое настроение навевает текст?

— Какова тема текста?

— Найдите олицетворение?

— Объясните орфограммы в тексте.

Новая тема

— Выделите фразу два берёзовых листка, которые пожелтели, что в ней не так?

— Как следовало бы изменить фразу, чтобы текст получился краси­вым?

— На самом деле эта фраза в тексте звучит так: два пожелтевших берёзовых листка: Какой вариант вам кажется наиболее удачным? За­пишите более удачный вариант.

— Какой частью речи является слово пожелтели?

— Перечислите все морфологические признаки этого глагола.

— Что обозначает глагол?

— Сравните слова берёзовые и пожелтевшие? Какою частью речи является слово берёзовые?

— Каково её значение?

— Как вы думаете, можно ли отнести слова берёзовые и пожелтев­шие к одной части речи, а пожелтевшие и пожелтели?

— От какого слова образовано пожелтевшие?

— На какой вопрос оно отвечает?

— Попробуйте сами определить, что оно обозначает? Запись в тетрадях

— Какое из слов обозначает постоянный признак, а какое— вре­менный?

— Выделите основы в данных словах (основа одна и та же: пожел-те, -вш- и -л- формообразующие суффиксы).

— Какой общий характерный признак есть у слов: пожелтели и по­желтевшие! (прошедшее время)

— Что же называется причастием? Сделаем вывод.

ПОЖЕЛТЕВШИЕ М— от ПОЖЕЛТЕЛИ, ПОЖЕЛТЕТЬ

причастие                              глагол                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           Чтение параграфа на стр. 25.

— Считаете ли вы причастие самостоятельной частью речи? Обос­нуйте своё мнение.

Закрепление

Задание 1. Найдите среди данных слов причастие. Ученики за­писывают под диктовку группы слов, подчёркивают в них нужное слово, доказывают, пользуясь правилом, почему они выбрали именно его.

Стройка, строящий, строили, построй; передать, передавая, передаваемый, передали; двигает, движимый, двигательный, движок; пилящий, пилить, пилка, выпиливать.

Задание 2. Игра.

Учитель называет любое существительное (например, снег), ребята должны подобрать и записать к нему как можно больше определений. Слова нужно записывать в два столбика: в первый — прилагательные, характеризующие предмет; во второй — причастия.

Например: снег.

чистый               белеющий                                                                                                                                                                                                            свежий               сверкающий                                                                                                                                                                                                        глубокий            липнущий                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

рыхлый              сыплющий                                                                                                                                                                                                       

Задание 3. Запишите предложения под диктовку учителя, выбе­рите предложения с причастиями.

1. По небу катится тонким колесом позолоченный месяц. 2. Солнце позоло­тило крыши домов. 3. Ваня сильно испугался, увидев такого огромного челока. 4. Испуганные внезапным шумом птицы поднялись в высь. 5. Иду я разрос­шимся садом, лицо закрывает сирень. 6. В этом году сад особенно разросся. 7. Глядел я на кудрявый лес, дышащий прохладой. 8. Уж небо осенью дышало.

— Определите время причастий.

— Выпишите причастия вместе с существительными, к которым они относятся

— Определите главные слова в словосочетаниях, просклоняйте уст­но одно словосочетание, что вы заметили?

Выводы по уроку

— Что называется причастием?

— Какие вопросы задаются к прилагательному, глаголу, причастию?

— Что обозначают глагол, причастие, прилагательное?

Запись в тетради

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ признак предмета

ПРИЧАСТИЕ признак действия

ГЛАГОЛ действие предмета

7. Домашнее задание

Выучить правило, упр. 53

 

 

ТЕМА: Морфологические признаки глагола у причастия.

Цель урока: закрепить полученные знания о причастии; выяснить, какие грамматические глагольные признаки есть у при­частия; р/р. Составить текст по заданным словам.

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка)

Новая тема

Запись текста под диктовку учителя.

Небесная стирка

Дождь — это небесная стирка.

Грязно-серые тучи прежде наполняются водой. Отмокают. Воды уже столько, что тучи опускаются низко над землёй. Тогда начинается стирка.

Прилетает ветер. Он надвигает друг на друга тучи, переворачивает их, выжи­мает. Постепенно тучи становятся серыми, потом молочными. Наконец, на сол­нечную просушку выплывают белыми облаками. И так до следующей стирки.

(Ф. Нестеров)

- Почему автор сравнивает дождь с небесной стиркой!

—Какие ассоциации возникают у вас при слове дождь?

— Объясните орфограммы.

— Произведите разбор первого предложения, объясните в нём по­становку тире.

— Определите вид, возвратность глаголов в тексте.

— От глаголов образуйте причастия. Рядом с каждым образованным причастием напишите возвратность и вид.

— С каким ещё характерным для глагола признаком, свойственным причастию, мы познакомились на предыдущем уроке? (Время)

— Над, каждым причастием надпишите время.

— Какой вывод мы можем сделать, говоря о глагольных признаках у причастия?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

Запись в тетрадях

ПРИЧАСТИЕ     ГЛАГОЛ                                                                                                                                                                                                                                                                     1. Вид — совершенный и несовершенный.

2. Возвратное и невозвратное.

3. Время — настоящее и прошедшее.

— Заметьте, что в каждой строчке у нас только по два общих при­знака; чего здесь, на ваш взгляд, не хватает? (будущего времени).

Закрепление

Задание 1. Запишите причастия, выделите в них основы, найди­те глаголы, от которых они образованы, определите глагольные призна­ки у причастия.

Крепнущий, взволнованный, зависимый, развёрнутый, развешанный, по­рванный, выдающийся, рассеянный, несший, опровергнувший, пронизанный, замечающий, предстоящий, околдованный, глохнущий, действовавший, сбере­гаемый.

Задание 2. К причастиям из предыдущего задания подберите существительные (устно).

Задание 3. Подберите как можно больше причастий к данным

существительным.

Лес, свет, небо, река, воздух, дорога, птицы.

Задание 4. Придумайте и запишите текст, используя получив­шиеся словосочетания из задания 3.                                                                                                                                                                         

Выводы по уроку

— Что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

6. Домашнее задание

Упр. 57.

ТЕМА: Морфологические признаки прилага­тельного у причастия.

ЦЕЛЬ УРОКА:  выяснить, какие признаки прилагательного есть у причастия;  закрепить полученные на предыдущем уроке знания о причастии; повторить различные виды орфограмм;  уметь определять главные и зависимые слова в словосочетаниях.

ХОД УРОКА

Организационный момент

2. Проверка домашнего задания (взаимопроверка, морфологиче­ский разбор выполняется на доске)

Слово присутствовать из домашнего упражнения выпишите в сло­варь. Составьте с этим словом словосочетания.

Орфографическая диктовка

- Запишите словосочетания под диктовку учителя, объясните все орфограммы.

Извивающаяся тропинка, выросший цветок, расстилающаяся долина, раз­вивающийся ребёнок, заблестевшие глаза, блистающий мир, посвященный па­мяти друга, дрожащий от холода, заросший колючками, сожжённый солнцем, предполагаемый вопрос, преодолевающий препятствие, помирившийся с бра­том, умоляющий о помощи, рассчитывающий только на себя.

— Найдите в упражнении местоимение, определите разрядов чём особенность этого местоимения? (себя — возвратное местоимение, не имеющее именительного падежа).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 121; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.19.17 (0.015 с.)