Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Проблема бытия в истории философии. Основные виды бытия.Стр 1 из 12Следующая ⇒
Основные атрибуты материи. 1. Объективное существование (не зависит от сознания человека). 2. Отражение – свойство материальной системы воспроизводить в ходе взаимодействия особенности других систем. 3. Структурность. 4. Неуничтожимость (законы сохранения). 5. Движение. 6. Пространство. 7. Время. Структурные уровни организации материи. Все материальные объекты Универсума обладают внутренне упорядоченной, системной организацией: 1. Мегамир – мир космоса (планеты, звездные комплексы, метагалактики). Описывается законами ОТО и релятивистской космологии. 2. Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (куда входят также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов). Описывается законами классической механики. 3. Микромир – мир атомов и элементарных частиц. Современные представления о структуре и уровнях организации материи. (Микро-, макро-, мега- миры, их взаимосвязь). Материя – это бесконечное множество всех существующих в мире объектов и систем, субстрат любых свойств, связей, отношений и форм движения. Материя как объективная реальность включает в себя не только вещество в четырех его агрегатных состояниях (твердом, жидком, газообразном, плазменном), но и физические поля (электромагнитное, гравитационное, ядерное и т. д.), а также их свойства, отношения, продукты взаимодействия. Входит в нее и антивещество (совокупность античастиц: позитрон, или антиэлектрон, антипротон, антинейтрон), недавно открытое наукой. Современная наука выделяет в мире три структурных уровня:
Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (куда входят также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов). Описывается законами классической механики. Микромир – мир атомов и элементарных частиц. Описывается квантовой механикой.
!!!Каждый более высокий уровень формируется только на основе нижележащего и существует только вместе с ним
С точки зрения вещества материя имеет дискретное (прерывистое) строение, представляя собой иерархически выстроенные структуры от элементарных частиц до небесных тел. К континуальным (непрерывным) видам материи относятся поля, т.е. материя, не имеющая массы покоя. Между веществом и полем нет абсолютных границ. Грани между веществом и полем относительно постоянны лишь в макромире, доступном чувственному восприятию, в микромире вещество и поле могут переходить в друга (например, мезоны одновременно и частицы вещества, и кванты поля). В этом выражается глубинное единство мироздания.
Выделяют также следующие типы материальных систем: · Неорганический (уровни представлены выше); · Органический (также имеет уровни от доклеточного до надорганизмического); · Социальный – человеческое общество (с подструктурами от индивида до нации).
Проблема личностной свободы и необходимости. Наука как социокультурный феномен. Критерии научности. Это значит, что она зависит от многообразных сил, токов и влияний, действующих в обществе, определяет свои приоритеты в социальном контексте, тяготеет к компромиссам и сама в значительной степени детерминирует общественную жизнь. Критерии научности Критерии научности -- совокупность признаков, специфицирующих научное знание; ряд требований, которым наука должна удовлетворять. Приведённые ниже формулировки критериев абстрагированы от профессионально-отраслевой специфики и социокультурной и социоисторической изменчивости. 1)Истинность. Нельзя отождествлять научность и истинность. Ильин выделил в науке три элемента: наука переднего края, предназначенная для проигрывания альтернатив (творческий поиск, гипотезы); твёрдое ядро науки -- непроблематизируемый пласт знаний, выступающий фундаментом; история науки -- вытесненное за пределы науки (морально устаревшее) знание, возможно, не окончательно14. Только ядро образовано из истинного знания, однако и ядро претерпевает изменения (научные революции). Абсолютного истинного знания в науке не существует. 2)Проблемность: наука -- попытка решения проблемных ситуаций. Историк Коллингвуд: всякая наука начинается с сознания незнания. 3)Обоснованность. Нельзя абсолютизировать обоснованность: не каждое высказывание должно быть доказано; наука опирается на ненаучные предпосылки, которые принимаются без доказательства. С течением времени очевидность этих предпосылок может измениться; тогда происходит пересмотр предпосылок (пример -- возникновение квантовой механики).
4)Интерсубъективная проверяемость. Научное знание считается обоснованным, если существует принципиальная возможность его проверки всем сообществом. 5)Системность: научное знание должно быть логически организовано. 6)Прогрессизм: научное знание должно самосовершенствоваться. К искусству это требование не применимо -- могут одновременно существовать несколько направлений (например, реализм и сюрреализм). Рассмотренные критерии являются идеальными нормами, они не описывают научное знание, а предписывают. Одновременное наличие всех этих критериев невозможно, это лишь стремление. Приведённая система критериев требует уточнения в применении к отрасли науки (например, в физике главную роль играет интерсубъективная проверяемость, в математике -- истинность, в истории -- системность).
Проблема бытия в истории философии. Основные виды бытия. БЫТИЕ - философское понятие, обозначающее существующий независимо от сознания объективный мир, материю. Диалектика Б. заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Б. и превращение, становление его в иной форме. Выделяют след. различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы Б.: 1) Бытие вещей, явлений и процессов, в котором в свою очередь необходимо различать:
а) бытие явлений, процессов и состояний природы, так называемая «первая» природа;
б) бытие вещей, предметов и процессов, произведенных человеком, «вторая» природа.
2) Бытие человека, в котором можно выделить:
а) бытие человека в мире вещей;
б) специфически человеческое бытие;
3) Бытие духовного (идеального), в котором выделяются:
а) индивидуализированное духовное;
б) объективированное духовное;
4) Бытие социального:
а) бытие индивида;
б) бытие общества.
5) Виртуальное Бытие вещей, явлений и состояний природы, или бытие первой природы, существует до, вне и независимо от сознания человека. Бытие каждого конкретного явления природы ограничено во времени и пространстве, оно сменяется их небытием, а природа в целом бесконечна во времени и пространстве. Первая природа является объективной и первичной реальностью, ее большая часть и после возникновения рода человеческого по-прежнему существует как совершено самостоятельная, независимая от человечества реальность. «Вторая природа» - бытие вещей и процессов, произведенных человеком, - зависит от первой, но, будучи произведенной людьми, она воплощает в себе единство природного материала, определенного духовного (идеального) знания, деятельность конкретных индивидов и социальных функций, предназначения данных предметов. Бытие вещей «второй природы» есть социально-историческое бытие, комплексная природно-духовно-социальная реальность, она может вступать в конфликт с бытием первой природы, находясь в рамках единого бытия вещей и процессов. Бытие отдельного человека представляет собой единство тела и духа. Человек для самого себя и первая, и «вторая природа». Не случайно в традиционной, классической философии человека нередко определяли как «мыслящую вещь». Но бытие человека как мыслящей и чувствующей «вещи» в мире природы явилось одной из предпосылок возникновения и общения, т.е. предпосылкой формирования специфики человеческого бытия. Бытие каждого конкретного человека есть взаимодействие, во-первых, мыслящей и чувствующей «вещи» как единства природного и духовного бытия, во-вторых, индивидуальной особи, взятой на данном этапе эволюции мира вместе с миром, и, в-третьих, как социально-исторического существа. Его специфика проявляется, например, в том, что: без нормального функционирования в человеке его духовно-психической структуры человек как целостность не полноценен; здоровое, нормально функционирующее тело является необходимой предпосылкой духовной, умственной деятельности; человеческая деятельность, телесные действия человека зависят от социальной мотивации.
Онтология -учение о бытие- одна из центр.проблем философии. Спросить о чем-либо онтологически,значит ответить на 2 вопроса: 1.Ворос о сущности – что есть явление или вещь?! Т.е. выделение предмета среди других. Человек-существо разумное. 2.Вопрос о существовании – как эта вещь существует/специфически себя проявляет?!
Проблема бытия конкретизируется с помощью следующих тем: един или множественен мир, изменчив он или неизменен, подчиняется ли изменения каким-либо законам или нет…
История развития понятия бытия. Парменид – бытие есть все существующее, небытия нет вообще. Бытие неподвижно и вечно. Гераклит – бытие подвижно и вечно. Демокрит – атомы и вещество суть бытие, пустота - небытие. При этом небытие не менее реально, чем бытие. Платон – истинное бытие есть мир идеи, а материя -- это небытие. В дальнейшем можно трактовать мир идей как общественное бытие. Плотин – 4 вида бытия. Материя неопределенная, материя в виде вещей, мир идей и единое. Теософия – бытие божественное, несотворенное, абсолютное, надпространственное и бытие природное, сотворенное богом. Маркс – общественное бытие.
2.Эволюция представлений о материи. Революция в естествознании (конец 19-начало 20 века) и трудности философского определения материи. Античность. Древнегреческие философы были склонны не объяснять конкретные природные явления, а старались путем поиска первоначала охватить мир в целом. В качестве такого первоначала Анаксимандр предложил апейрон (беспредельное, неопределимое, предшествующее всем стихиям и не являющееся ни одной из них), в котором впоследствии материалистами была увидена идея материи. Демокрит и Левкипп высказали идею атомов – мельчайших неделимых частиц, движение которых является причинно обусловленным (детерминизм). Попытка систематизации античных представлений о материи была предпринята Аристотелем, в результате чего мир предстал как иерархически организованный, высшая ступень – форма, низшая – материя.
Средневековье, как несложно догадаться, фактически воспроизводило аристотелевское представление о материи и движении, обогащенное христианской идеей Бога – творца всего сущего. Возрождение. Дж. Бруно высказывает идею бесконечной Вселенной с бесконечным количеством миров и наделяет материю свойством одушевленности (гилозоизм), тем самым делая ее живым, активным началом, что приводит к отрицанию необходимости Перводвигателя. Галилей высказывает и обосновывает принцип инерции, что так же опровергает Аристотеля. В Новое время под влиянием становления классической механики благодаря Галилею, Декарту и Ньютону складывается механицистское понимание материи, т.е. все явления и процессы объясняются законами механики (тремя законами Ньютона). Первый – закон инерции, Второй – закон пропорциональности силы ускорению и Третий – о действии и противодействии. 18 – 19 вв. дали начало атомной теории (Лавуазье, Дальтон). Революционные открытия в физике конца 19 – начала 20 в. привели к радикальному пересмотру представлений о материи: · Открытие электромагнитного поля (Фарадей, Максвелл); · Открытие электрона (Резерфорд, Томсон); · Открытие радиоактивности (А. Беккерель) и рентгеновских лучей (принесших Рентгену первую нобелевскую премию по физике); · СТО и ОТО Эйнштейна; · Квантовая теория (Гейзенберг, Бор и др.) Электромагнитное поле стало новым видом существования материи (до этого знали только о веществе). Эйнштейн связал воедино массу и энергию (в классической физике вещество и энергия различались тем, что вещество имело массу, а энергия считалась невесомой), а также показал взаимосвязь материи, пространства, времени, скорости и тяготения. Квантовая физика обнаружила, что в мире атомов и субатомных структур многие законы классической физики не выполняются, и дала совершенно новое описание реальности. Основные атрибуты материи. 1. Объективное существование (не зависит от сознания человека). 2. Отражение – свойство материальной системы воспроизводить в ходе взаимодействия особенности других систем. 3. Структурность. 4. Неуничтожимость (законы сохранения). 5. Движение. 6. Пространство. 7. Время. Структурные уровни организации материи. Все материальные объекты Универсума обладают внутренне упорядоченной, системной организацией: 1. Мегамир – мир космоса (планеты, звездные комплексы, метагалактики). Описывается законами ОТО и релятивистской космологии. 2. Макромир – мир устойчивых форм и соразмерных человеку величин (куда входят также кристаллические комплексы молекул, организмы, сообщества организмов). Описывается законами классической механики. 3. Микромир – мир атомов и элементарных частиц.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 73; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.57.79 (0.041 с.) |