Оценка эффективности государственного управления 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Оценка эффективности государственного управления



 

Оценка эффективности государственного управления является объективно необходимой. Она обусловлена целым рядом обстоятельств:

· невозобновимостью потерь, понесенных обществом вследствие необдуманного и слабого управления;

· порождением новых проблем, способных на длительное время влиять на снижение уровня управления;

· снижением доверия к управлению, его общественному престижу.

Результаты государственного управления оцениваются всем обществом, его отдельными группами и каждым человеком в отдельности, ибо они наглядно просматриваются через изменение уровня и качества жизни населения, через развитие социальной и духовной сферы, через результаты, полученные в сфере экономики, национальной безопасности, международного сотрудничества и т. д.

Однако эта оценка не заменяет необходимости в специальной, официальной оценке эффективности государственного управления. Причем оценка эффективности управления должна осуществляться еще на стадии подготовки управленческого решения, что в определенной мере может гарантировать его достаточный уровень.

Оценка управления должна осуществляться относительно характера, уровня, эффективности организации и функционирования системы государственного управления и его результатов. Оценки должны быть строго определенными по времени, формам, процедурам, последствиям. Они призваны превратиться в естественную и необходимую часть управления, быть систематическими и авторитетными.

В системе государственного управления оценка должна осуществляться, как минимум, относительно:

· целей, практически осуществляемых в государственном управлении, в увязке с целями, которые объективно детерминированы общественными запросами;

· целей, реализованных в управленческих процессах и результатах, полученных при осуществлении государственного управления (решений и действий);

· объективных результатов управления и их соответствия общественным потребностям и интересам;

· общественных издержек, ушедших на государственное управление в сравнении с объективными результатами, полученными вследствие управления;

· возможностей, заложенных в управленческом потенциале, и степенью их реального использования.

На практике оценка эффективности государственного управления осуществляется по следующим направлениям:

· оценка процесса выполнения;

· оценка результатов;

· оценка последствий;

· оценка экономической эффективности.

При оценке эффективности используются различные методы: сравнений, экспертные, моделирования и др.

Выбор типа оценки и методов оценивания зависит от целей управления, интересов организации или заинтересованной группы лиц, социально-политических условий, наличия необходимых ресурсов и многого другого.

Всю совокупность исследований, направленных на оценку эффективности государственного управления, можно представить через две группы:

· научные исследования;

· традиционные формы оценки.

Научные исследования осуществляются с использованием различных научных методологий и методик изучения социальных, экономических, политических процессов. Их применение приносит хорошие теоретические и практические результаты, но требует много времени и больших финансовых затрат.

При проведении научных исследований применяются:

· социологические опросы (анкетирование и итервьюирование);

· наблюдения (открытые и скрытые);

· экспертные оценки;

· моделирование;

· формирование контрольных групп;

· проведение экспериментов и др.

В виду многомерности объектов государственного управления при оценке эффективности управленческих решений широко применяются методы многомерного статистического анализа, позволяющие не только группировать объекты наблюдения в классы, рассматривать их в динамике, но и формировать качественные агрегированные показатели как для описания самих объектов, так и для мониторинга прогресса, отражающего результат управленческого воздействия. При этом особое внимание уделяют анализу влияния последствий управленческих решений (например, откликов на реформы), имея в виду не только непосредственные результаты принятого и реализованного решения, но весь комплекс последствий управления (последствий изменения), их влияние на все сферы общественной жизни.

Наиболее распространенный метод, который используется при оценке эффективности управления, – метод сравнений. При этом используются различные виды сравнений: сравнение с плановыми заданиями, с прошлыми, с лучшими или средними за определенный период. Например, при оценке эффективности управления в отношении социально-экономического развития страны в разрезе годового или пятилетнего периода применяется сравнение фактических показателей с показателями, заложенными в годовом прогнозе или пятилетней программе социально-экономического развития.

При оценке эффективности управления на уровне отдельного органа государственного управления можно использовать моделирование, в основе которого используется построение специальных моделей, позволяющих получать оценку не только относительно функций, но и связанных с ними процессов. Например, можно использовать следующую модель, построение которой предполагает три этапа:

· Первый этап – это организационное моделирование, когда строятся функциональная и структурная модели органа государственного управления.

Функциональная модель отвечает на вопрос «что?» или какие функции реализует орган государственной власти, а структурная модель – на вопрос «кто?» или кто именно реализует указанные в функциональной модели функции. Организационная модель имеет иерархическую структуру и может быть представлена на основе документов трех видов: «Положение об организационной структуре», «Положение о подразделениях», «Положение о должностных инструкциях».

· Второй этап – это этап трансформации функциональной модели в процессную модель. На этом этапе отдельные функции представляются в виде последовательно взаимосвязанных процессов, отражающих их причинно-следственный характер, что осуществляется установлением для каждой функции входных и выходных параметров. На этом же этапе структурная модель трансформируется в ролевую модель. Процессная модель отвечает на вопросы: «что, кому, когда?», тем самым определяя, какую роль в процессе играет определенная должность (государственный служащий на определенной должности). Система, состоящая из процессной и ролевой модели, представляет собой процессно-ролевую модель органа государственного управления, которая отвечает на вопросы: «что, кто, кому, когда?».

· На третьем этапе дается количественное описание процессов, то есть строится количественная модель процесса, которая отвечает на вопрос: «сколько?».

Схематично этапы построения модели оценки эффективности управленческого решения представлены на рис. 17.1.

Такой подход к оценке эффективности государственных управленческих решений дает возможность ее автоматизации. При этом обязательным условием является наличие количественной оценки результатов управления.

Традиционные формы оценки эффективности государственного управленческого решения представлены политическим или административным контролем и являются результатами парламентских слушаний, отчетов руководителей и контрольных комиссий, государственной аудиторской проверки и т. п.

Следует отметить, что оценку эффективности государственного управления делают разные общественные институты: гражданин, семья, трудовые коллективы, общественные объединения, государственные структуры. Из всех способов оценки следует выделить следующие:

· отчеты органов государственной власти, управленческих структур, а также должностных лиц о результатах их деятельности. Это – ежегодные послания Президента Республики Беларусь Национальному Собранию, отчеты Правительства Республики Беларусь перед Национальным собранием, отчеты палат Национального Собрания перед обществом, а депутатов - перед избирателями и т. д.;

· общественное мнение также является разновидностью оценки эффективности государственного управления, которое представляет собой совокупность суждений, взглядов, позиций, точек зрения множества людей. Оно как бы соотносит результаты управления с потребностями, интересами и ожиданиями людей. И хотя общественное мнение по своей природе субъективно, из-за своей массовости оно обладает свойством объективно «видеть» эффективность государственного управления;

 

 

 


· общественное мнение также является разновидностью оценки эф

·

·

·

 

Рис. 17.1. Этапы построения модели оценки

эффективности управленческого решения

 

· оценку эффективности государственного управления дают средства массовой информации, которые по своей сути призваны зеркально отражать происходящие в жизнедеятельности общества события и, следовательно, результаты управления;

· обращения граждан, содержание которых формирует представления о жизни людей, их потребностях, конкретных интересах, нарушениях их прав и т. п., что, в определенной мере, позволяет судить об эффективности государственного управления, обнаруживать недостатки, упущения, слабые места в системе государственного управления.

Контрольные вопросы и задания

 

1. Чем обусловлена необходимость определения эффективности государственного управления?

2. Раскройте понятие эффективности и результативности государственного управления.

3. Представьте виды эффективности государственного управления и охарактеризуйте их.

4. Дайте определение экономической эффективности национальной экономики.

5. Что представляют собой критерии и показатели эффективности?

6. Какие группы критериев и показателей используются при оценке эффективности национальной экономики?

7. Кем оцениваются результаты государственного управления?

8. По каким направлениям оценивается эффективность государственного управления?

9. Какие формы используются при оценке эффективности государственного управления?

10. Какие методики используются при оценке эффективности государственного управления в рамках научных исследований?

11. Какие методы можно использовать при оценке эффективности управления на уровне отдельного государственного органа?

12. Что представляют собой традиционные формы оценки эффективности государственного управления?


ЛИТЕРАТУРА

 

1. Антонова Н. Б. Организационная структура государственного управления: Курс лекций / Н. Б. Антонова, Л. М. Захарова, Л. В. Вечер; Академия управления при Президенте Республики Беларусь. - Мн., 2005. - 215 с.

2. Антонова Н. Б. Теория и методология государственного управления: курс лекций / Антонова Н. Б., Захарова Л. М., Вечер Л. С. - Мн., Академия управления при Президенте Республики Беларусь,2005. - 231 с.

3. Атаманчук Г. В. Государственное управление. Организационно- функциональные вопросы. - М.2000 - (Сер. «Энциклопедия управлен ческих знаний»). - 301 с.

4. Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций. - М.: Юрид. лит., 1997. - 399 с.

5. Атаманчук Г. В. Управление: всегда есть варианты. - М.: РАГС, 1999.

6. Аверьянов В. Б. Аппарат государственного управления: содержание деятельности и организационные структуры. Киев: Наукова думка, 1996.

7. Бельский К. С. О функциях исполнительной власти // Государство и право. - 1997. - № 3. - С. 14 – 21

8. Василенко М. А. Административно-государственное управление в странах Запада: США, Великобритания, Франция, Германия: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. - М.: Издательская корпорация «Логос», 2000. - 200 с.

9. Василевич Г. А. Органы государственной власти Республики Беларусь: Конституция – правовой статус: Учеб. пособие. - 2-е изд., доп. - Минск: Бип – С, 1999. - 243 с.

10. Василевич Г. А., Семенков В. И. Институт президенства в системе государственной власти Республики Беларусь // Вест. молодеж. науч.общество. - 2000. - № 5 – 6. - С. 7 – 12

11. Глазунова Г. И. Государственное (административное) управление: учеб. - М.: ТК Велби, Из-во Проспект, 2006. - 560 с.

12. Глазунова Н. И. Система государственного управления: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ -ДАНА, 2002. - 551 с.

13. Государственная служба. Исполнительная власть: структура, функции. Зарубежный опыт. - М.: РАГС, 1996.

14. Государственное управление и политика под ред. Л. В. Сморгунова - СПб., 2002.

15. Государственное управление: основы теории и организации / под ред. В. Козбоненко. М., 2000.

16. Граждан В. Д. Деятельностная теория управления: Учеб. пособие по спецкурсу. - М.: РАГС, 1997.

17. Друкер П. Ф. Эффективный управляющий: Пер. с англ. -М., 1994.

18. Дубовицкий В. Н. Исполнительная власть в Республике Беларусь: понятие и система органов / В. Н. Дубовицкий. - Минск: Беларус. наука, 2006. - 175 с.

19. Ильин М. В. Управленческие процессы и технологии: Курс лекций. -

Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - 224 с.

20. Князев С. Н. Управление: искусство, наука, практика: Учеб. пособие /

С. Н. Князев. - Мн.: Армита - Маркетинг, Менеджмент, 2002. - 512 с.

21. Козелецкий И. В. Министерства Республики Беларусь в системе органов исполнительной власти. / Козелецкий И. В. - Мн. Право и экономика, 2006. - 142 с.

22. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Нац. реестр правовых актов Респ. Беларусь. - 1999. - № 1, 1/0.

23. Купрянин Г. Л., Соловьев А. И. Государственное управление: Учеб.

пособие для студентов вузов. - М.: Универститетский гуманитар-

ный лицей, 1996.

24. Курашвили Б. Н. Очерк теории государственного управления. - М.:

Наука, 1987.

25. Лазарев Б. М. Государственное управление на этапе перестройки. -

М., 1988.

26. Лоутон А., Роуз Э. Организация и управление в государственных

учреждениях. - М., 1993.

27. Магамедов К. О. Гражданское общество и государство. - М., 1998.

28. О государственной службе. Закон Ресрублики Беларусь, 2003 г.

29. ОболонскийА. В. Бюрократия и государство: Очерки. М.: ИЧПАН, 1996.

30. Общая теория управления: Курс лекций. - М.: РАГС, 1994.

31. Основы научного управления социально-экономическими процесса

ми. - М.: Мысль, 1989.

32. Основы современного социального управления. Теория и методо-

логия: Учеб. пособие. - М., 2000. - (Сер. «Энциклопедия управлен-

ческих знаний»).

33. Осборн Д., Пластерик П. Управление без бюрократов, пять стратегий

обновления государства. М.: Прогресс, 2001.

34. О совершенствовании системы республиканских органов государст-

венного управления и иных государственных организаций, подчи-

ненных Правительству Республики Беларусь: Указ Президента

Республики Беларусь, 24 сент. 2001 г., № 516 // Нац. реестр правовых

актов Респ. Беларусь. - 2001. - № 92. - С. 14 –18

35. О Совете Министров Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, от

7 июля 1998 г. (с изм. и доп. от 31.01.2003г.) // Нац. реестр право-

вых актов Респ. Беларусь. - 2003. - № 17. - С. 14 – 18

36. О структуре Правительства Республики Беларусь, Указ Президента

Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289

37. Политическое управление: Курс лекций. - М.; РАГС, 1999.

38. Пикулькин А. В. Система государственного управления: Учеб. посо-

бие / Под ред. Т. Г. Морозовой. - М.: Закон и право, 1997. - 351 с.

39. Радченко А. И. Основы государственного и муниципального управ-

ления: системный подход: Учебник. - Ростов – на – Дону: АООТ

«Ростиздат», 1997.

40. Соловьев А. И. Принятие государственных решений: учебное пособие

/ А. И. Соловьев. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2006. –

344с.

41. Страуссмен Дж. Стратегический государственный менеджмент. //

Проблемы теории и практики управления. 1996. № 1

42. Тейлор Ф. У. Менеджмент. - М., 1992.

43. Элдоус Мс., Стэнфилд Р. Методы принятия решения. М.: Аудит,

 

ЮНИТИ, 1997.

44. Эффективность государственного управления: Пер. с англ. - М., 1998.

 


* Weber M. The Theori of Social and Economic Organization. -- № Y.: Oxford Union, Press, 1946. - P.333 - 334.

[1] Атаманчук Г. В. Теория государственного управления: Курс лекций - 2-е изд., дополн. – М.: Омега-Л, 2004.

[2] Файоль А. Общее промышленное управление. - М., 1923. - С. 24-25.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-11-27; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.125.219 (0.047 с.)