Теория телесноориентированной терапии В. Райха 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория телесноориентированной терапии В. Райха



Райх полагал, что механизмы психологической защиты и связанное с ними защитное поведение способствуют формированию «мышечного панциря» (или «брони характера»), выражающейся в противоестественном напряжении различных групп мышц, стесненном дыхании и пр. Противостоять психологическим защитным механизмам можно путем модификации телесного состояния и воздействия на напряженную область. Райхом были разработаны методики для уменьшения хронического напряжения в каждой группе мышц; с помощью физического воздействия он стремился высвободить подавленные эмоции. Для поощрения эмоциональной разрядки используют мышечный массаж. К пациенту прикасаются, используя щипковые и давящие движения, чтобы помочь ему сломать панцирь, двигаются вниз по телу, достигая последнего круга панциря, расположенного на уровне таза.

Телесно-ориентированная терапия Райха в значительной степени базируется на его теории органной энергии. Райх рассматривал удовольствие как свободное движение энергии из сердцевины организма к периферии и во внешний мир; тревожность представляет собой отвлечение энергии от контакта с внешним миром, возвращение ее внутрь. Райх в конце концов пришел к представлению о терапии как о восстановлении свободного протекания энергии через тело посредством систематического освобождения блоков мышечного панциря. По его мнению, эти блоки (мышечные зажимы) служат искажению и разрушению естественного чувствования, в частности, подавлению сексуальных чувств.

Телесно-ориентированная терапия - практика воздействия на душу через тело.

Большинство групп практикуют физический контакт. Все системы стремятся научить человека быть более релаксированным, более естественным как в отдыхе, так и в действии. Все они направлены на устранение ненужных напряжений и сходятся в том, что нам не нужно учиться чему-то совершенно новому или развивать новые мышцы. Наиболее важно - отучиться от дурных привычек и вернуться к естественной природной мудрости. Кое-кто утверждает, что таким образом именно это и удается.

Тело - это дом души, и важно, чтобы это дом был уютным. Жизненные затруднения не исчезают бесследно - они остаются в теле в виде мышечных зажимов, и когда зажимов становится слишком много, радость жизни сменяется чем-то более серым. Телесно-ориентированные тренинги возвращают телу расслабление и чуткость.

 

15. Музыка как терапевтическое средство коррекции психофизического состояния детей, имеющих нарушения опорно-двигательного аппарата.

Музыкальная терапия - это контролируемое использование музыки в лечении, реабилитации, образовании и воспитаний детей и взрослых, страдающих от соматических и психических заболеваний. В настоящее время существуют различные национальные школы, занимающиеся исследованиями в области музыкотерапии. Многочисленные методики предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных методов для усиления их воздействия.

В последние годы заметно вырос интерес специалистов к механизму воздействия музыки на ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Современная специальная психология и педагогика в значительной степени ориентированы на использование в коррекционной работе музыкотерапии как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка с проблемами, его культурного развития. проводятся занятия групповой музыкальной терапии с ограниченными физическими и умственными возможностями.

Существует множество различных подходов, направленных на реабилитацию детей-инвалидов посредством музыкотерапии. Музыкотерапия рассматривается как один из видов арт-терапии (синтез нескольких областей научного знания: искусства, медицины и психологии), как совокупность методик, построенных на применении разных видов музыкальной деятельности. чтобы достичь глубокого влияния музыки на организм, больной должен сам активно действовать (петь, играть на музыкальном инструменте, воплощать музыку в движениях). Сущность музыкотерапии –вызвать у «особого» ребёнка положительные эмоции, которые оказывают лечебное воздействие на психосоматические и психоэмоциональные процессы, мобилизуют резервные силы ребёнка, обусловливают его творчество во всех областях искусства и в жизни в целом.

Значительная часть ученых считают музыкотерапию вспомогательным средством психотерапии, средством специфической подготовки пациентов к использованию сложных терапевтических методов. Другие авторы определяют музыкотерапию как:

— системное использование музыки для лечения, физиологических и психосоциальных аспектов болезни или расстройства;

— средство реабилитации, профилактики, повышения резервных возможностей организма

— средство оптимизации творческих сил и педагогико-воспитательной работы;

— одну из новейших психотехник, которая призвана обеспечить эффективное функционирование человека в обществе, гармонизировать его психическую жизнь.

Сегодня музыкотерапия в целом развивается как интегративная дисциплина на стыке нейрофизиологии, психологии, рефлексологии, музыковедения и др. Она все более утверждается в статусе универсальной воспитательной системы, способной оптимизировать процесс личностного развития человека в сложных условиях современной общественной жизни.

 

19 ВОПРОС. Исследование моторики детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Важной психолого-педагогической коррекционно-развивающей задачей является развитие ручной умелости, мелкой моторики рук у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата в раннем и дошкольном возрасте. Формирование мелкой моторики представляется чрезвычайно важным в свете овладения ребенком навыками самообслуживания, предметной, игровой, трудовой, учебной деятельностью. При формировании мелкой моторики развивается пространственное восприятие, произвольное внимание, память, мышление, воображение, речь, т.е. активизируется вся психическая деятельность ребенка.

Игры на исследование моторики детей:

1. Настольно-печатные игры – на нахождение размера, цвета, формы, на классификацию предметов и др. Дидактические куклы (мальчик и девочка) – «заплети кукле косы», «завяжи банты»; «помоги мальчику застегнуть рубашку», «завяжи шнурки» и т.д.

- Театрализованные игры – работа с куклой позволяет совершенствовать мелкую моторику руки и координацию движений, нести ответственность за управление куклой, проявлять через куклу те эмоции, чувства, состояния, движения, которые в обычной жизни по каким-либо причинам ребёнок не может или не позволяет себе проявлять.

- «Театр на руке» - это кукольный театр, пальчиковый и театр «на пальчиках».

Все эти игры позволяют повысить общий тонус, развивают внимание, память, снижают психоэмоциональное напряжение, развивают воображение.

2. Развивающие (имеющие несколько уровней сложности, многообразие в применении): мозаики (работа по образцу), пазлы, всевозможные шнуровки, застёжки, нанизывание бус, пуговиц и мелких игрушек на леску, работа с проволокой;

3. Игры на развитие пространственного воображения: игры со счётными палочками развивают не только тонкие движения рук, но и пространственные представления, творческое воображение.

4. Игры и упражнения с использованием элементов ТРИЗ: раскрашивание предметов с определёнными звуками, работа со схемами, моделями и др.

Упражнения для развития тонкой моторики пальцев рук «Корабль»

Проведи свой корабль (кратчайшим путем) в порт так, чтобы он не сел на мель.

5. Словесные пальчиковые игры (со стихами, скороговорками): Эти игры активизируют деятельность мозга, развивают мелкую моторику рук, способствуют развитию речи и творческой деятельности. «Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук. «Пальчиковые игры» в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук способствуют освоению детьми элементов самомассажа, оказывают оздоровительное воздействие на организм ребенка, улучшают функции рецепторов проводящих путей. Например:

Следует отметить, что развитие мелкой моторики у дошкольников можно развивать во всех видах деятельности:

а) работа в уголке природы: полив растений, рыхление почвы, протирание листьев у цветов;

б) режимные моменты: мытьё рук, одевание на прогулку, хозяйственно-бытовой труд.

Развитие мелкой моторики у детей с нарушением опорно-двигательного аппарата посредством художественно-творческой деятельности процесс длительный и весьма трудоёмкий, прежде всего для самих детей с двигательными расстройствами.

У детей с нарушением функций опорно-двигательного аппарата (НОДА), если не принять должные меры, формируются патологические двигательные стереотипы, возникает ряд компенсаторных приспособлений, без которых невозможно как поддержание позы, так и любые виды локомоций.

Причина большинства тяжелых двигательных расстройств у детей лежит именно в нарушении взаимодействия между структурами мозга, ответственными за контроль и управление двигательной сферой, и исполнительным мышечно-суставным аппаратом.

Результаты стабилографического исследования показывали, что значение амплитуды колебания общего центра тяжести у наблюдаемых детей увеличено по сравнению с нормой, особенно во фронтальной плоскости, с сохранением больших значений при закрытых глазахУ ряда детей наблюдалось перемещение тела вперед, что рефлекторно смещало тазобедренные суставы и проекцию общего центра тяжести на переднюю часть стопы, и находящееся в неустойчивом равновесии тело ребенка приводило к сильному мышечному перенапряжению и увеличению площади эллипса.

Анализ статокинетической устойчивости выявил, что принятие вертикального положения и отклонение от оси вперед–вправо является наиболее устойчивым положением тела ребенка в пространстве, чем отклонения вперед – влево и назад.

Исследования показали, что на статокинетическую устойчивость детей-инвалидов влияет множество факторов: 1) отвлечение внимания, которое рефлекторно нарушает психофизическое состояние ребенка (действие множественно различных раздражителей); 2) из-за диагноза и неумения владеть своим телом ребенок боится ощущения при сенсорном восприятии окружающего пространства; 3) из-за повышенного мышечного тонуса ребенок не может удержать свое тело в вертикальном положении и поэтому включаются компенсаторные функции для удержания тела.

Выявлено, что у детей с НОДА мышцы не способны к выполнению быстрого и полноценного переключения из одного состояния в другое и осуществлению согласованных взаимоотношений мышц-антагонистов. Удержание вертикальной позы при стоянии у детей с НОДА достигается ценой мышечных усилий, превосходящих норму в среднем на 33% от максимальных значений. Характерно, что изменяется не только величина активности мышц, но и распределение этой активности между различными сегментами тела.

Исследования мышечного напряжения лица не редко показывают, что дети с такими психическими отклонениями, как аутизм и синдром Дауна, имеют сильное напряжение лица и наибольшую асимметрию в лобном отделе. В других отделах (спина и ноги) у разных нозологических групп имеются различные асимметрии в зависимости от рефлекторного принятия положения тела стоя.

Анализ опороспособности у детей с двигательными нарушениями выявил, что площадь распределения нагрузки на опору левой и правой ног неодинакова и максимальное давление у них в основном приходится на пятки. У ряда детей (у детей с ДЦП) вовсе отсутствует опороспособность, максимальное давление у них приходится на одну точку передней поверхности стопы левой или правой ноги. Неспособность ребенка распределять свой вес на стопу приводит к тому, что он не может удержать свое тело в пространстве.

Анализ статокинетической устойчивости выявил, что у всех детей с НОДА, начиная с самых легких случаев и заканчивая тяжелыми, имеются общие типичные моменты нарушения правильного положения тела стоя: 1) неправильная регуляция мышечного тонуса, 2) отсутствие реакции опоры, 3) патологическая активность врожденных тонических рефлексов, 4) неумение владеть своим телом (отсутствие координации), что отрицательно влияет на статокинетическую устойчивость ребенка в пространстве и резко меняет вертикальную позу независимо от возраста и предыдущего опыта.

Исследования показали, что для развития статокинетической устойчивости целесообразно разнообразить двигательную активность, не ограничиваясь каким-либо одним методом реабилитации. Занятия должны быть построены таким образом, чтоб максимально приблизить двигательную активность больного ребенка к двигательной активности здоровых детей.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.147 (0.011 с.)