Понятие и структура описания

Процедура систематизации эмпирического материала, завер­шающаяся его системным и целостным изложением, называется описанием. Характерная особенность описания состоит в том, что оно преследует цель изложения системной информации о каком- либо явлении, процессе, событии, составляющем объект исследо­вания. В этом качестве могут выступать действующее законода­тельство либо исторические памятники права; правотворческая, правоприменительная, правоохранительная и иная деятельность органов государства, органов местного самоуправления; отдель­ные правовые институты и отрасли права; правовой статус граж­дан и иных субъектов права; порядок реализации норм права в конкретных правоотношениях; эффективность действия норм права и др.

Описание отвечает на вопрос «что есть или что было?». Тем са­мым оно остается в пределах эмпирического уровня познания. Описанию органически противопоказаны рассуждения о причи­нах возникновения и развития исследуемого, о соотношении су­щего и должного, закономерного и случайного. Словом, ответы на вопросы «почему?», «по каким причинам?» не входят в компетен­цию данной процедуры научного познания, что и отличает ее от аргументирования, объяснения и других процедур теоретического познания, ориентированных на поиск и раскрытие общего, устой­чивого, необходимого и закономерного.

Ограничение описания эмпирическим уровнем, однако, не умаляет его научной ценности.

Во-первых, с помощью описаний вводятся в научный оборот сведения о каких-либо явлениях, событиях, имеющих определен­ную научную или практическую ценность. Например, сведения об исторических событиях, нормативных правовых актах, иных юри­дических документах, юридически значимых действиях имеют большую научную ценность, поскольку благодаря этим сведениям представляется возможным знать, что имело место в действитель­ности и каким образом происходили те или иные события.

Во-вторых, в форме описания чаще всего излагаются результа­ты социальных правовых исследований. В ходе таких исследова­ний удается получить системную и научно обоснованную инфор­мацию о реализации норм права в конкретных правоотношениях, о состоянии правового сознания населения и должностных лиц, о причинах правонарушений, неэффективного действия норм пра­ва, а также иные сведения о политико-правовой практике совре­менного общества и государства. Ценность подобной информа­ции состоит в том, что она содержит сведения о комплексном дей­ствии исследуемого явления, его реальной связи с другими социальными правовыми факторами, которые иным путем полу­чить нельзя. Кроме того, социальные правовые исследования яв­ляются единственно надежным способом получения достоверных сведений о состоянии правового сознания граждан и должност­ных лиц, их оценках действующего права, интересах, мотивах и потребностях, иных компонентах социально-психологического механизма реализации норм права.



В-третьих, описание используется для изложения сведений об исследуемом предмете, содержащихся в разных источниках. Ред­кий правовой институт (за исключением, может быть, институ­тов уголовного права) в совокупности всех составляющих его норм права содержится в одном источнике, одном нормативном правовой акте. Чаще всего для уяснения его содержания прихо­дится обращаться к ряду самых различных нормативных актов — федеральным законам, законам субъектов РФ, указам Президен­та РФ, постановлениям Правительства РФ, актам иных право­творческих органов. Поэтому чтобы иметь полные и системные представления о соответствующем правовом институте, прихо­дится действующие нормы приводить в определенную систему и описывать их в виде обзора, комментария, части монографии. В юридической литературе нередко излагаются обзоры взглядов правоведов по какой-либо проблеме правоведения или практиче­скому вопросу, результаты сравнительного изучения зарубежного законодательства, история развития права, его отдельных компо­нентов.

В-четвертых, описание применяется для компактного изложе­ния основных положений какого-либо законодательного или на­учного источника. Подобного рода описания содержатся в рефе­ратах, авторефератах, аннотациях, комментариях к законодатель­ству, монографических и иных работах. Основная цель таких описаний — ознакомить заинтересованных лиц с новым законо­дательным актом, научной работой, раскрыть основное содержа­ние источника, объяснить суть законодательных нововведений и порядка их реализации в конкретных отношениях.

Таким образом, описание нельзя представлять как вспомога­тельный этап в научном познании, который поглощается другими исследовательскими процедурами. Более того, описание как про­цедура подлинно научного познания не сводится к механическому переложению материалов других источников. Это глубоко творче­ский этап научного исследования, связанный с решением таких вопросов, как выбор стиля описания, отбор фактов, отделение су­щественного от второстепенного, последовательность и логич­ность, четкость и ясность изложения материала, органическая связанность описания с другими компонентами диссертационно­го или монографического исследования.

Описание состоит из трех стадий: 1) сбора и анализа эмпири­ческого материала; 2) его систематизации; 3) изложения получен­ных результатов.

Сбор и анализ эмпирического материала ведется с применени­ем методов толкования норм права, социальных правовых иссле­дований, критики исторических источников и других методов, применяемых в правоведении для данных целей и способных обеспечить сбор достоверной, объективной информации.

Сложной и ответственной предстает стадия систематизации со­бранных фактов. Нужно не просто собрать и последовательно из­ложить соответствующие сведения, а провести обстоятельный анализ собранной информации, с тем чтобы установить, что в ис­следуемом процессе, явлении было главным, ведущим, что состав­ляет его суть, а что имеет случайный, второстепенный характер. В письменном тексте можно изложить только основное. Погоня за излишней детализацией, изложением частных вопросов может за­вуалировать главные процессы, привести к тому, что, как говорит народная мудрость, за деревьями не будет видно леса.

В процессе аналитической обработки собранной информации целесообразно использовать методы аннотирования, рубрициро­вания и статистического обобщения.

Методом аннотирования рекомендуется фиксировать наиболее важные сведения из первичного документа, обращая первостепен­ное внимание на суть описываемых в нем событий, явлений. Ре­ферирование используется для более обстоятельного описания до­кумента, научной работы, иного письменного источника. В рефе­рате наряду с описанием сути события, явления могут отражаться и другие значимые положения. В целом реферат должен отразить основное содержание реферируемого документа, подобно тому, как автореферат диссертации дает достаточно верное представ­ление о ее содержании.

При множественности источников возникает потребность в их приведении в определенную систему. Без подобной процедуры весьма трудно запомнить все источники и содержащиеся в них высказывания о предмете исследования. Автор рискует утратить значительную часть ценной информации и в итоге описать иссле­дуемый предмет схематично, поверхностно и неполно. В таких случаях проводится систематизация информации посредством рубрицирования и статистического обобщения.

Метод рубрицирования сводится к разработке предметного клас­сификатора. Автор подразделяет исследуемую тему на ряд вопро­сов и отражает каждый вопрос в классификаторе в виде отдельной рубрики. Далее во всех документах после их прочтения выделяют­ся темы, отвечающие назначению рубрик классификатора. Таким образом, многообразная информация письменных источников оказывается систематизированной по определенным рубрикам- темам, что делает ее обозримой и удобной для последующего ана­лиза и обобщения.

Одинаковые сообщения ряда источников по одному и тому же вопросу могут быть изложены в форме общего вывода. Например, автор, анализируя законы субъектов РФ по вопросам образова­ния, приходит к выводу, что большая их часть принята в соответ­ствии со ст. 71 и 72 Конституции РФ и не содержит норм по во­просам, отнесенным к компетенции Федерации, что значительная часть субъектов РФ устанавливает дополнительные региональные льготы участникам образовательных отношений. Такие общие вы­воды позволяют «сжать» информацию и привести ее «к общему знаменателю», заменив множество положений одним.

Еще большими возможностями для уплотнения информации обладает статистическое обобщение, благодаря которому удается зафиксировать устойчивые тенденции в состоянии или развитии явлений, процессов, определить их количественные и качествен­ные характеристики, а также эмпирические связи между отдель­ными явлениями (факторами). К наиболее простым способам ста­тистического обобщения, применяемого для целей описания, от­носят методы группировок, индексов, динамических рядов. Так, описывая криминогенную ситуацию в Российской Федерации, исследователи использовали количественные и качественные по­казатели состояния, структуры и динамики преступности за ряд лет, а также корреляционные связи, характеризующие интенсив­ность воздействия на этот процесс отдельных криминогенных факторов. В результате представилось возможным не только опи­сать предмет исследования, но и составить прогноз развития кри­миногенной ситуации на последующие три года.

Правила описания

В процессе описания следует руководствоваться следующими правилами.

1. Описание имеет предметом какой-либо ограниченный фраг­мент социальной правовой практики или юридической науки, обусловленный задачами исследования. Поэтому предмет описа­ния следует четко обозначать в заголовке работы либо ее соответст­вующей части. Заголовок должен быть релевантен предмету опи­сания. По необходимости в нем рекомендуется указывать про­странственные и временные координаты исследуемого фрагмента. Например, обзор законодательства субъектов РФ по вопросам трудового права не может иметь заголовка вроде «Законодательст­во по вопросам трудового права». Такой заголовок чрезмерно ши­рок. Законодательство по вопросам трудового права могут прини­мать и зарубежные страны, а также федеральные органы государ­ственной власти России. Поэтому в данном случае заголовок должен содержать сведения об органах, принявших исследуемые законодательные акты. Заголовки исторических обзоров должны также содержать сведения о периоде исследования.

Четкий заголовок описания важен не только читателю, но и (прежде всего) самому автору. Будучи действенным ориентиром, заголовок требует от автора предметного и целенаправленного описания соответствующего материала. Нельзя признать право­мерными случаи, когда заголовок не соответствует содержанию материала, а необходимый по предмету диссертации вопрос заме­няется либо дополняется изложением другого вопроса или осве­щается лишь частично, например, когда под заголовком «Меха­низм действия правовых ограничений» излагаются лишь сведения о психологическом механизме действия правовых ограничений.

2. Описание призвано вводить в научный оборот фактологиче­ский материал, так или иначе связанный с решением соответст­вующей научной проблемы и обоснованием сформулированных положений. Фактические данные, слабо связанные с темой иссле­дования и никак не способствующие решению других ее вопросов, должны безжалостно исключаться из текста. Так, инородными для темы исследования являются описания вопросов методологии на­учного познания, сведенные к повторению общеизвестных поло­жений. Овладение методологией научного познания входит в про­цесс профессионального обучения исследователя, который лучше оставлять за рамками исследования. Описание исследуемого предмета должно быть ориентирова­но на изложение его сущности и содержания. Необходимость со­блюдения данного требования обусловлена несколькими обстоя­тельствами.

Во-первых, каждое явление, событие, процесс являются на­столько сложными и многообразными, что их полное описание невозможно. В целях «сжатия» информации приходится жертво­вать деталями, обратив первостепенное внимание на главное.

Во-вторых, нет необходимости в обстоятельном описании де­талей, не имеющих непосредственного доказательственного зна­чения для обоснования выводов, полученных исследователем, ибо описание всегда подчинено задачам теоретического анализа. В ра­боту включается все то, что может быть полезным в деле обосно­вания новизны исследования.

В-третьих, необходимым условием лучшего вхождения читате­лей в тему являются четкие сведения о сущности и содержании исследуемого явления и на уровне сущего, и на уровне должного.

3. Описание должно иметь надлежащий научный уровень и про­водиться с использованием понятийного аппарата правовой науки. Научное описание правовых явлений и процессов, правовой дея­тельности государства тем и отличается от публицистики, что пра­воведы четко и неукоснительно придерживаются юридической терминологии и в отличие от журналистов и политологов, в част­ности, не называют Председателя Государственной Думы спике­ром, не делят палаты Совета Федерации на верхнюю и нижнюю, судебные решения по уголовным делам называют приговором, а не вердиктом, не признают ежегодные послания Президента РФ законодательным актом. Терминологическая чистота не только свидетельствует о высоком профессионализме автора, но и явля­ется необходимым условием правильного понимания описания другими авторами.

4. Описание должно быть объективным. Исследователь не впра­ве приписывать явлениям и процессам качества, которыми они не обладают, равно как и отрицать наличие свойств, им присущих. Чтобы избежать ошибок в описании содержания и действия зако­нов, правотворческой и правоприменительной деятельности орга­нов государства, автор должен не только провести анализ дейст­вующих актов по соответствующему вопросу, но и ознакомиться с соответствующими актами официального и неофициального тол­кования, а также научными публикациями. Только комплексный анализ различных источников позволяет увидеть проблемы, кото­рые имеются по исследуемому вопросу, достойно оценить предла­гаемые пути их решения и выбрать обоснованный, лишенный за­блуждений вариант описания.

5. Объективность, обоснованность описаний необходимо под­тверждать ссылками на соответствующие нормативные правовые акты и иные источники. При этом:

6. тексты нормативных правовых актов рекомендуется брать из официальных источников, обращая первостепенное внимание на то, чтобы текст отражал действующую редакцию акта, а не какую- либо ее предшествующую и измененную версию;

7. статистические данные лучше брать из первоисточника, официально публикуемых статистических обзоров, официальных отчетов соответствующих органов, организаций, из публикаций авторов, получивших соответствующий материал и осуществив­ших его статистическое обобщение. Надлежит также делать ссыл­ку на источник, из которого были заимствованы соответствующие цифровые данные.

Особенно нужно остерегаться статистических и иных данных, содержащихся в публицистических работах и не имеющих отсы­лок к соответствующим источникам. Впечатляющие и весьма убе­дительные цифры, хорошо вписывающиеся в канву описания, мо­гут оказаться просто «лукавыми» данными, не имеющими ничего общего с действительным положением дел.

В описании, как и в любой иной форме изложения научных знаний, не следует допускать логических противоречий. Если автор описания что-либо утверждает, то он не может отрицать этого в том же самом источнике. Поиск и устранение логических проти­воречий — занятие не из легких. Не всегда удается выявить и уда­лить из описания логические противоречия. Так, автор одной из работ убеждает читателей в том, что в Российской Федерации пол­но и последовательно реализуется принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. Далее он прихо­дит к выводу, что в Российской Федерации действует пять вла­стей: президентская, законодательная, исполнительная, судебная и контрольная. Но наличие пяти ветвей власти никак не назовешь последовательной реализацией принципа, предусматривающего разделение государственной власти лишь на три ветви.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь