Департамент здравоохранения администрации брянской области 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Департамент здравоохранения администрации брянской области



МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ДЕПАРТАМЕНТ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«БРЯНСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ ТЕХНИКУМ ИМ. АК. Н. М. АМОСОВА»

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для проведения теоретических занятий

по дисциплине

ОП.07 «ОСНОВЫ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА

С МЕДИЦИНСКОЙ ТЕРМИНОЛОГИЕЙ»

для студентов

Специальность 060101.52 Лечебное дело

Квалификация: фельдшер

Уровень подготовки: углубленный

Форма обучения: очная

Нормативный срок подготовки: 3 года 10 месяцев

Образовательная база приема: на базе среднего (полного) общего образования

 

БРЯНСК


Тема № 1. ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ ВОЗНИКОНОВЕНИЯ ЛАТИНСКОГО ЯЗЫКА.

ФОНЕТИКА: ЛАТИНСКИЙ АЛФАВИТ, ПРАВИЛА ПРОИЗНОШЕНИЯ

ГЛАСНЫХ И СОГЛАСНЫХ

Тип занятия: теоретическое занятие.

Место проведения: лекционная аудитория.

Время: 90 минут.

Дидактическая база занятия:

1. Таблица «Фонетика. Дифтонги».

2. Таблица «Фонетика. Диграфы».

3. Таблица «Фонетика. Буквосочетания».

4. Стенд «Латинский алфавит».

5. Карта «Племена Древней Италии».

6. Видеофильм.

7. Плакаты с изображениями латинских пословиц и поговорок.

Межпредметные связи:

1. История древнего Рима.

2. Немецкий язык. Тема «Фонетика».

3. Английский язык. Тема «Фонетика».

4. Русский язык. Тема «Орфоэпия».

5. Фармакология. Название лекарств и лекарственных форм.

Внутрипредметные связи:

Темы: «Рецепт»; «Клиническая терминология»; «Анатомическая терминология».

Требования к умениям:

- правильно читать и писать на латинском языке медицинские (анатомические и фармацевтические) термины. (У1, У2)

Требования к знаниям:

- латинский алфавит;

- особенности произношения звуков;

- дифтонги, диграфы, буквосочетания;

- значение и роль латинского языка в современном медицинском образовании и своей будущей медицинской деятельности. (З-3, З-4)

 

Основная литература

1. Городкова Ю.И. «Латинский язык» Ростов-на-Дону: изд-во «Феникс», 2011 год

2. Васильева Л.И. «Пособие по латинскому языку».

3. Тупчий Н.А. «Пособие по медицинской латыни».

4. Чернявский М.Н. «Латинский язык и основы фармакологической терминологии».

Дополнительная литература

1. Цисык А.З. «Основы латинского языка и медицинской терминологии».

2. Казаченок Т.Г. «Фармацевтический словарь».

Хронокарта занятия

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Изложение лекционного материала:

а) актуализация темы - 2 мин.

б) знакомство с лекционным материалом – 55 мин.

в) изучение новой лексики - 10 мин.

3. Физкультминутка - 2 мин.

4. Закрепление нового материала - 15 мин

5. Физкультминутка - 2 мин.

6. Домашнее задание - 2 мин.

7. Заключительная часть - 1 мин.

Изложение нового материала

1. Краткая история возникновения латинского языка

Латинский язык относится к итальянской ветви группы индоевропейских языков. Он получил свое название от латинян (Latini) – племени, живущем в 754 году до н. э. в Лациуме, одной из областей Аппенинского полуострова, расположенной по нижнему течению реки Тибр. Центром этой области был город Рим, ставший позже столицей рабовладельческой Римской республики, а с конца I века до н.э. – Римской империи.

В ходе завоевательных войн и усиленной колонизации под власть Рима попали не только все племена Лациумы, но в последствии и всей Италии. Постепенно латинский язык становится средством общения на всей территории Италии. Затем с помощью солдат, моряков, торговцев, рабовладельцев, ораторов латинский язык проникает в такие страны как Греция, Египет и Сирия. В дальнейшем он становится языком науки и культуры. Такие выдающиеся писатели, философы, ученые как Лукреций, Цицерон, Цельс, Цезарь, Гиппократ написали свои труды на латинском языке. Николай Иванович Пирогов, Александр Михайлович Шумлянский также написали свои труды и научные трактаты на латинском языке.

В настоящее время подобно древнеиндийскому, персидскому, греческому языкам латинский язык относится к числу мертвых языков, т.е. на нем не говорят, а только пишут и читают. Но он продолжает жить в среде медицинских работников. Invia est in medicina via sine lingua Latina. Не проходим путь в медицине без латинского языка.

2. Латинский алфавит

В латинском алфавите 25 букв – 7 гласных и 18 согласных.

 

Aa – а Bb – бэ Cc – цэ Dd – дэ Ee - э Ff – эф Gg – гэ Hh – га Ii – и Jj - йот Kk – ка Ll – эль Mm – эм Nn – эн Oo - щ Pp – пэ Qq – ку Rr – эр Ss – эс Tt - тэ Uu – у Vv – вэ Xx – икс Yy – ипсилон Zz - зэт

 

3. Правила произношения гласных

Гласные a, o, i, u произносятся как русские буквы. Например:aorta - аорта, - внутренний.

Гласная е – как русская [э], dens – зуб.

Гласная j - как русская [й], - майский.

Исключение: Iodum - йод (слово греческого произношения).

Гласная у – как русская [и], - амидопирин.

Дифтонги

Ае – [э]- омертвение

Ое – [э] – отек.

Аu – [ау]– золото.

Еu – [эу] – эвкалипт.

Исключения: если же в сочетаниях аe, оe каждый гласный следует произносить раздельно, то над e ставится знак разделения аё, оё.

Например: аёr – воздух; Аlоё – алоэ, сабур.

 

4. Особенности произношения согласных

Буквы b, d, f, g, m, n, p, r, t, v, k произносятся как русские буквы.

Например:

Bis – дважды Da – выдай Folium - лист Gutta – капля Manus – кисть Nervus - нерв Papaver – мак Ruber – красный Tuber - бугор Vena – вена Keratoma – роговой нарост

 

как [ц] – перед e, i, y, ae, oe.

как [к] – перед a, o, u, перед согласными в конце слова.

 

Например: caecum – слепая кишка; Caput – голова.

 

Hh – произносится как украинское [г], herba - трава;

Ll – произносится как [ль] – мягко, capsula - капсула,

Qq – употребляется только с буквой u – qu - [кв], aqua - вода.

 

 

как русская [з] между двумя гласными,

а также между гласной и согласными m или n.

Ss

в остальных случаях как русская [с].

 

Например: dosis – доза, sanus - здоровый.

 

Xx – произносится как [кс] radix – корень.

Zz – произносится как русская [з] eczema – экзема.

Исключение: Zincum – цинк.

 

Диграфы

Ch – [х], charta – бумага.

Ph – [ф], Phosphorus – фосфор.

Rh – [р], rhinitis – ринит

Th – [т], thorax – грудная клетка.

 

Буквосочетания

Sch – [сх], schizandra – лимонник.

Ngu – [нгв], lingua – язык.

Исключение: angulus – угол.

Sh – [ш], shock – шок (встречается крайне редко).

 

как [ци] - перед гласными, operatio - операция.

Ti

как [ти] - перед согласными, после букв s, x.

Например: tinctura - настойка, mixtio - смешивание.

 

5. Латинские пословицы

Natura sanat, medicus curat morbos. – Природа исцеляет, врач лечит болезни.

Periculum in mora. – Опасность в промедлении.

Nosce te ipsum. – Познай самого себя.

Noli nocere! – Не навреди!

 

Лексика к занятию № 1

1. ana (aā) - по, поровну

2. Aloё, es – сабур, столетник, алоэ

3. dragee – драже

4. cito - быстро

5. statim – тотчас, немедленно

6. quantum satis – сколько потребуется

7. clavicula, ae, f – ключица

8. fibula, ae, f – малая берцовая кость

9. tibia, ae, f – большая берцовая кость

10. lingua, ae, f – язык

11. maxilla, ae, f – верхняя челюсть

12. mandibula, ae, f – нижняя челюсть

13. scapula, ae, f – лопатка

14. trachea, ae, f – трахея

15. urethra, ae, f – мочеиспускательный канал

16. vertebra, ae, f – позвонок

17. céllǔla, ae, f – клетка

18. médǔlla, ae, f – мозговое вещество

19. combustio, onis, f – ожог

20. vitaminum, i, n – витамин

21. venenum, i, n – яд

22. spasmus, i, m – спазм

23. typhus, i, m – тиф

24. furunculus, i, m – фурункул

25. tetanus, i, m – столбняк

 

Вопросы для закрепления

1. Когда возник латинский язык?

2. Сколько букв в латинском алфавите?

3. Назовите дифтонги и диграфы.

4. Как произносится буква «с»?

5. Какие буквосочетания вы знаете?

6. Какие античные ученые внесли наибольший вклад в создание медицинской терминологии?

 

Домашнее задание

1. Конспект лекции.

2. Глоссарий


Литература

Городкова Ю.И. «Латинский язык» - Ростов-на-Дону: «Феникс», 2011

Хронокарта занятия

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Контроль домашнего задания

а) фронтальный устный опрос – 10 мин.

б) выполнение заданий по карточкам – 10 мин.

3. Физкультминутка - 2 мин.

4. Изложение нового материала

а) актуализация темы - 2 мин.

б) ознакомление с новым материалом – 25 мин.

в) изучение новой лексики - 10 мин.

5. Выполнение практических заданий

на закрепление нового материала – 25 мин.

6. Физкультминутка - 2 мин.

7. Подведение итогов урока - 3 мин.

 

Изложение нового материала

Гласные звуки в латинском языке делятся на долгие и краткие. Если гласный долгий, то и слог долгий, если гласный краткий, то и слог краткий.

В словаре долгота обозначается прямой линией над гласным (ð): Adōnis (горицвет), краткость - изогнутой (í): toxĭcus, a, um – токсический.

 

Правила постановки ударения

1. Ударение никогда не падает на последний слог.

2. В двухсложных словах ударение падает на первый слог: cito (быстро), signa (обозначь), fiat (пусть образуется).

3. В многосложных словах ударение ставится на предпоследнем или третьем слоге от конца:

а) если предпоследний слог - долгий, то ударение ставится на него: liniméntum (жидкая мазь), Coriándrum (кориандр);

б) а если предпоследний слог - краткий, то ударение падает на третий слог от конца:

 

Долгие слоги

• Дифтонги всегда долги

Cratāegus (боярышник)

 

• Гласный перед двумя и более согласными долог

ligamēntum (связка)

emplāstrum (пластырь)

 

• Гласный перед «x» и «z» - долог

reflēxus (рефлекс)

Oryza (рис)

 

Долгие суффиксы существительных

-in Analgīnum (анальгин)

-it gastrītis (воспаление слизистой желудка)

-ur tinctūra (настойка)

Долгие суффиксы прилагательных

-at anisātus (анисовый)

-al femoralis (бедренный)

-ar articularis (суставный)

Краткие слоги

• Гласный перед гласным и перед буквой «h» краток

líněa (линия)

éxtrǎho (я вытягиваю)

 

• Гласный перед диграфами краток

Árǎchis (арахис)

 

• Гласный перед сочетанием br, dr краток

vértěbra (позвонок)

cérĕbrum (большой головной мозг)

Краткие суффиксы существительных

-ul glóbǔlus (шарик)

-ol alvéǒlus (альвеола)

Краткие суффиксы прилагательных

-id flúǐdus (жидкий)

-ac cardíǎcus (сердечный)

 

Запомните: суффикс - in - в словах, оканчивающихся на - um, всегда долгий, т.е. находится под ударением:

Penicillīnum (пенициллин)

Novocaīnum (новокаин)

Примечание

В словах греческого происхождения на - ia, обозначающих болезни, патологические состояния, манипуляции, ударение ставится в конце слова:

hypertonia (повышение АД), bronchoscopia (инструментальный осмотр).

Кроме слова anatomia и слов на –logia (biologia)

Лексика к занятию № 2

1. morbilli, orum – корь

2. antidotum metallorum – противоядие металлов

3. thalamus, i, n – зрительный бугор

4. metatarsus, i, m – пясть

5. tarsus, i, m – предплюсна

6. sulcus, i, m – борозда

7. pylorus, i, m – привратник

8. lumbus, i, m – поясница

9. digǐtus, i, m – палец

10. metacarpus, i, m – пясть

11. carpus, i, m – запястье

12. peritoneum, i, n – брюшина

13. pericardium, i, n – околосердечная мышца

14. myocardium, i, n – сердечная мышца

15. duodenum, i, n – двенадцатиперстная кишка

16. cranium, i, n – череп

17. musculus, i, m – мышца

18. oculus, i, m – глаз

19. utěrus, i, m – матка

20. columna vertebralis - позвоночный столб

21. ventriculus, i, m – желудочек

22. medǔlla ossium - костный мозг

23. medǔlla spinalis - спинной мозг

24. bronchus, i, m – бронх

25. (o)esophagus, i, n – пищевод

 

Задание № 1

Прочтите анатомические термины, определите долготу или краткость предпоследнего слога, поставьте ударение.

anatomia - анатомия atlas – атлант
vertebra – позвонок columna – столб
angulus – угол facies – лицо
incisura – вырезка costa – ребро
fovea – ямка (округлая) fossa – ямка (продолговатая)
tuberculum – бугорок hiatus – щель
processus – отросток crista –гребень cornu –рог os sacrum – крестцовая кость

 

Задание № 2

Вспомните дифтонги, обратите внимание на их произношение.

vertebrae – позвонки costae – рёбра
suturae – швы diploё – губчатое вещество
arteriae – артерии bursae – сумки
glandulae – железы laminae – пластинки
venae – вены gingivae – дёсны
auricila – ушная раковина anoneurosis – сухожильное растяжение
cauda – хвост  

 

Задание № 3

Прочтите термины, вспомните произношение диграфов.

Thorax – грудная клетка, nucha - выя, concha - раковина, sphenoidalis - клиновидный,

apophysis - отросток, brachium - плечо, rhaphe - шов, diaphragma - диафрагма,

lympha - лимфа, phalanx - фаланга, pharynx - глотка.

 

Задание № 4

Поставьте ударение в следующих терминах.

1. Incisura clavicularis – ключичная вырезка

2. Angulus sterni – угол грудины

3. Linea mediana anterior – передняя срединная линия

4. Tuberculum articulare – суставной бугорок

5. Fossa axillaris – подмышечная яма

6. Regio frontalis – лобная область

Задание № 5

Выпишите в один столбик слова, в которых латинская буква «с» читается как «ц», во второй – как «к».

incisura acusticus cella
cervix caput cystis
caecum costa facies
coelia corpus superficialis
musculus arcus crista
occipitalis oculus cornu
thoracicus articulatio combustio

Вопросы для закрепления

1. Назовите 3 правила постановки ударения.

2. Назовите долгие слоги.

3. Какие слоги бывают краткими? Приведите примеры.

4. Назовите долгие и краткие суффиксы.

5. Как ставится ударение в словах греческого происхождения на –ia?

 

Домашнее задание

1. Конспект мини-лекции.

2. Глоссарий.

3. Учебник Ю.И. Городкова «Латинский язык», стр. 20, 23, 27.

4. Выучить пословицу “Noli nocēre”.


Литература

Городкова Ю.И. «Латинский язык» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011

Савина Г.П. «Основы латинского языка и медицинской терминологии» - М., ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006

Хронокарта занятия

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Контроль домашнего задания

а) фронтальный устный опрос – 10 мин.

б) выполнение заданий по карточкам – 10 мин.

3. Физкультминутка - 2 мин.

4. Изложение нового материала

а) актуализация темы - 2 мин.

б) ознакомление с новым материалом – 25мин.

в) изучение новой лексики - 10 мин.

5. Выполнение практических заданий

на закрепление нового материала – 25 мин.

6. Физкультминутка - 2 мин.

7. Подведение итогов урока - 3 мин.

 

Изложение нового материала

Латинский глагол, как и русский, обозначает действие или состояние.

Например: curāre - лечить, valerē - быть здоровым.

Изменение глагола во времени, наклонении, лице, числе, залоге называется спряжением.

 

Различают 4 типа спряжения:

I - āre signāre - обозначать

II - ēre miscēre - смешивать

III - ěre solvěre - растворять

IV - īre finīre - заканчивать

Как найти основу?

У глаголов 1,2, 4 спряжения отделяем –re, у глаголов 3 спряжения – ěre.

Получаем основу: signa, misce, solv, fini.

 

Повелительное наклонение

(употребляется во 2-м лице)

I, II, IV – Singularis – Signa! Обозначь

Pluralis - Signa-te! Обозначьте

III – Singularis - Solv-e! Раствори

Pluralis - Solv-ite! Растворите

 

Стандартные рецептурные формулировки

 

Misce. Da. Signa. M.D.S.

Смешай. Выдай. Обозначь.

 

Da tales doses № 6. D.t.d. № 6.

Выдай таких доз числом 6.

Сослагательное наклонение

(употребляется во 3-м лице)

У глаголов II, III, IV спряжения к основе прибавляется окончание – atur.

У глаголов I спряжения в основе «а» меняется на «е» - получается – etur.

 

Стандартные рецептурные формулировки

Misceatur. Detur. Signetur.

Пусть будет смешано, выдано, обозначено.

Смешать! Выдать! Обозначить!

Лексика к занятию № 3

1. Misce (M) – Смешай

2. Da (D) – Выдай

3. Signa (S) – Обозначь

4. Recĭpe: (Rp:) – Возьми

5. Sterilisētur – Простерилизовать!

6. Da tales doses Numero…(D.t.d. №) – Выдай такие дозы числом …

7. fiat – пусть образуется

8. fiant – пусть образуются

9. ut - чтобы

10. Misce, fiat pasta – Смешай, пусть образуется паста

11. Misce, ut fiat pasta – Смешай, чтобы образовалась паста

12. Misce, fiant suppositoria – Смешай, пусть образуются свечи

13. Misce, ut fiant suppositoria – Смешай, чтобы образовались свечи

14. Vaselinum, i, n – вазелин

15. Glycerinum, i, n – глицерин

16. Codeinum, i, n – кодеин

17. Сordiaminum, i, n – кордиамин

18. Mentholum, i, n – ментол

19. Coffeinum, i, n – кофеин

20. Strophanthinum, i, n – строфант

21. Streptocidum, i, n – стрептоцид

22. Analginum, i, n – анальгин

23. Synthomycinum, i, n – синтомицин

24. Oxacillinum, i, n – оксациллин

25. Benzylpenicillinum, i, n – бензилпенициллин

Практические задания

Задание № 1

1. Servāre. Solvěre. Diluēre.

2. Recipěre. Filtrāre. Miscēre.

3. Formāre. Audīre. Coquěre.

4. Dāre. Sentīre. Scriběre.

5. Nutrīve. Signāre. Nocēre.

Задание № 2

Вставьте пропущенные гласные в инфинитив глаголов.

D-re I - давать

extrah…re III - извлекать

doc…re II - обучать

mun…re IV - укреплять

doc…re II - обучать

percut…re III - простукивать

impl…re II - наполнять

recip…re III - брать

Задание № 3

Переведите на латинский язык.

1. Смешай. Выдай. Обозначь. Простерилизуй.

2. Выдай такие дозы числом 10.

3. Выдай в таблетках.

4. Выдай в тёмной склянке.

5. Выдай касторовое масло в желатиновых капсулах.

6. Возьми пять капель настойки строфанта.

7. Приготовь раствор для инъекций.

Вопросы для закрепления

1. Назовите типы спряжений латинского глагола.

2. Как определить тип спряжения?

3. Сколько наклонений используется в рецептах? Назовите их.

4. Как определяется основа глагола?

5. Назовите способы перевода латинского страдательного залога на русский язык.

Домашнее задание

1. Конспект мини-лекции.

2. Глоссарий.

3. Учебник Ю.И.Городкова «Латинский язык», стр. 37, упр. 2.

4. Выучить пословицу “Natura sanat medicus curat morbos”.


ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Тип занятия: теоретическое занятие.

Место проведения: кабинет латинского языка.

Время: 90 минут.

Дидактическая база занятия:

- методическая разработка занятия;

- карточки для контроля знаний;

- учебники «Латинский язык» под редакцией Ю.И. Городковой.

ТСО:

- электронная версия темы (мультимедиа);

- магнитофон, аудиокассета.

Межпредметные связи:

- русский язык.

Внутрипредметные связи:

- тема «Имена существительные 2 склонение»;

- тема «Имена существительные 3 склонение»;

- тема «Имена существительные 4 склонение»;

- тема «Имена существительные 5 склонение».

Требования к умениям:

- определять склонение существительных по словарной форме;

- переводить словосочетания с несогласованным определением с русского языка на латинский и с латинского языка на русский;

- определять основу существительных. (У1, У2)

Требования к знаниям:

- грамматические категории имени существительного;

- словарную форму;

- основные признаки существительных пяти склонений;

- название падежей и их значение;

- падежные окончания именительного и родительного падежа существительных I склонения. (З-1,З-3,З-4)

Литература

Городкова Ю.И. «Латинский язык» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011

Савина Г.П. «Основы латинского языка и медицинской терминологии» - М., ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006

Хронокарта занятия

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Контроль домашнего задания

а) фронтальный устный опрос – 10 мин.

б) выполнение заданий по карточкам – 10 мин.

3. Физкультминутка - 2 мин.

4. Изложение нового материала

а) актуализация темы - 2 мин.

б) ознакомление с новым материалом – 25 мин.

в) изучение новой лексики - 10 мин.

5. Выполнение практических заданий

на закрепление нового материала – 25 мин.

6. Физкультминутка - 2 мин.

7. Подведение итогов урока - 3 мин.

Изложение нового материала

Грамматические категории имени существительного: род, число, падеж.

Существительные бывают 3-х родов:

Masculinum (m) – мужской

Femininum (f) – женский

Neutrum (n) - средний

Имеется 2 числа: Singularis (единственное число)

Pluralis (множественное число)

 

В латинском языке 6 падежей, но в медицинской практике используются только 4.

Nominativus – им. п. кто? что?

Genetivus – род. п. кого? чего?

Accusativus – вин. п. кого? что?

Ablativus – твор. п. кем? чем?

 

В латинском языке 5 склонений.

Правило: чтобы отличить одно склонение от другого, нужно знать окончание родительного падежа единственного числа.

Таблица окончаний:

 

I – ae II – i III – is IV – us V – ei

Что такое словарная форма?

Она состоит из трех компонентов: herba, ae, f

Первое склонение

К 1-му склонению относятся существительные женского рода.

В им. п. ед. ч. они имеют окончание – а, в род. п. – ае.

Падежные окончания

SingularisPluralis

Nom. tinctur a tinctur ae

Gen. tinctur ae tinctur arum

Acc. tinctur am tinctur as

Abl. tinctur a tinctur is

Несогласованное определение

Это два существительных, второе из них переводится прилагательным.

Например: aqua Menthae – мятная вода

pasta Zinci – цинковая паста

aqua Foeniculi - укропная вода

При склонении меняется только первое существительное.

Образец:

SingularisPluralis

Nom. gemm a Betulae gemm ae Betulae

Gen. gemm ae Betulae gemm arum Betulae

Acc. gemm am Betulae gemm as Betulae

Abl. gemm a Betulae gemm is Betulae

 

Греческие слова на – е

Aloë, ës, f – алоэ

Hippophäe, ës, f – облепиха

Kalanchoë, ës, f – каланхоэ

Hierochloë, ës, f – зубровка

 

 

Лексика к занятию № 4

1. Althaea, ae, f - алтей, проскурняк

2. aqua, ae, f - вода

3. gutta, ae, f - капля

4. herba, ae, f - трава

5. ampulla, ae, f - ампула

6. Convallaria, ae, f - ландыш

7. Farfara, ae, f - мать-и-мачеха

8. mixturа, ae, f - микстура

9. tabuletta, ae, f - таблетка

10. tinctura, ae, f - настойка

11. pasta, ae, f - паста

12. Calendula, ae, f - календула

13. Belladonna, ae, f - красавка

14. Camphora, ae, f - камфора

15. Chamomilla, ae, f - ромашка

16. Mentha, ae, f - мята

17. capsula, ae, f - капсула

18. Terebinthina, ae, f – терпентин

19. Urtica, ae, f - крапива

20. Valeriana, ae, f - валериана

21. Salvia, ae, f - шалфей

22. pneumonia, ae, f - воспаление лёгких

23. angina, ae, f - ангина

24. gangraena, ae, f - омертвение

25. costa, ae, f - ребро

Практические задания

 

Задание № 1

Определите склонение существительных

  1. Regio, onis, f – область
  2. Cubitus, i, m – локоть
  3. Manus, us, f – рука
  4. Orbĭta, ae, f - глазница
  5. Facies, ei, f – лицо
  6. Carpus, i, m – запястье
  7. Crista, ae, f – гребень
  8. Femur, oris, n – бедро
  9. Genu, us, n – колено
  10. Antebrachium, i, n - предплечье
  1. Crus, uris, n – голень
  2. Cranium, i, n – череп
  3. Frons, ntis, f – лоб
  4. Caput, it is, n – голова
  5. Incisura, ae, f – вырезка
  6. Angulus, i, m – угол
  7. Apex, icis, m – верхушка
  8. Processus, us, m – отросток
  9. Occiput, it is, n – затылок
  10. Arcus, us, m - дуга

 

Задание № 2

Просклоняйте следующие существительные

  1. Palpebra, ae, f – веко
  2. Sutura, ae, f – шов
  3. Tuba, ae, f – труба, трубка
  4. Costa, ae, f – ребро
  5. Vena, ae, f - вена

Задание № 3

Запишите слова в словарной форме, выделите основу, переведите.

  1. Columna
  2. Vertebra
  3. Scapula
  4. Glandula
  5. Tonsilla
  1. Fractura
  2. Bursa
  3. Fovea
  4. Chamomilla
  5. Ampulla

Задание № 4

Переведите словосочетания на латинский язык:

- перелом лопатки

- вены языка

- перелом позвонка

- мочеиспускательный канал

- перелом ключицы и ребёр

- молочная железа женщины

- верхняя и нижняя челюсть

Вопросы для закрепления

1. Как определить склонение существительных?

2. Что такое словарная форма?

3. Какие существительные относятся к 1 склонению?

4. Что такое несогласованное определение?

Домашнее задание

1. Конспект мини-лекции.

2. Глоссарий.

3. Учебник Ю.И.Городкова «Латинский язык», стр. 53, упр. 1.

4. Выучить пословицу “ Non scholae, sed vitae díscimus”.


Литература

Городкова Ю.И. «Латинский язык» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011

Савина Г.П. «Основы латинского языка и медицинской терминологии» - М., ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006

Хронокарта занятия

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Контроль домашнего задания

а) фронтальный устный опрос – 10 мин.

б) выполнение заданий по карточкам – 10 мин.

3. Физкультминутка - 2 мин.

4. Изложение нового материала

а) актуализация темы - 2 мин.

б) ознакомление с новым материалом – 25 мин.

в) изучение новой лексики - 10 мин.

5. Выполнение практических заданий

на закрепление нового материала – 25 мин.

6. Физкультминутка - 2 мин.

7. Подведение итогов урока - 3 мин.

Изложение нового материала

Рецептура

При изучении данной информации вам нужно знать:

- структуру рецепта;

- основные правила построения грамматической и графической структуры латинской части рецепта;

- правила построения рецептурной строки.

Усвоив данную информацию, вы научитесь:

- переводить рецептурные прописи с латинского языка на русский язык и наоборот;

- в пределах пройденной лексики ставить ударение в фармацевтических терминах.

Рецепт – это письменное, составленное по установленной форме обращение врача в аптеку об изготовлении и отпуске пациенту лекарства с указанием способа его употребления. Рецепт пишется на специальном бланке.

В структуре рецепта различаются следующие части:

1. Наименование лечебно-профилактического учреждения (штамп) и код.

2. Дата прописывания рецепта (число, месяц, год).

3. Фамилия и инициалы больного.

4. Возраст.

5. Фамилия и инициалы врача.

6. Обозначение лекарственных веществ и их количество.

7. Название лекарственной формы (мазь, порошок и т.п.) или другие указания фармацевту.

8. Способ применения лекарства (сигнатура).

9. Подпись и личная печать врача.

N.B.! Шестая и седьмая части и первое слово восьмой части структуры рецепта пишутся на латинском языке.

Образец рецепта

Лексика к занятию № 5

1. Riboflavinum, i, n - рибофлавин

2. Ricinus, i, m - клещевина

3. Sacchǎrum, i, n - сахар

4. Dimedrolum, i, n - димедрол

5. Validolum, i, n - валидол

6. Dibazolum, i, n - дибазол

7. Atropinum, i, n - атропин

8. Pilocarpinum, i, n - пилокарпин

9. Rutinum, i, n - рутин

10. amylum, i, n - крахмал

11. folium, i, n - лист

12. globulus, i, m - шарик

13. Talcum, i, n - тальк

14. sirupus, i, m - сироп

15. Streptomycinum, i, n - стрептомицин

16. Laevomycetinum, i, n - левомицетин

17. Natrium, i, n - натрий

18. Glucosum, i, n - глюкоза

19. Leonurus, i, m - пустырник

20. Furacilinum, i, n - фурацилин

21. suppositorium, i, n - свеча

22. linimentum, i, n - жидкая мазь

23. numerus, i, m - число, номер

24. medicamentum, i, n - лекарство

25. extractum, i, n - вытяжка, экстракт

 

Практические задания

Задание № 1

Прочитать и перевести рецепты на русский язык.

 

Rp: Tincturae Calendulae 40 ml

Da.

Signa:

 

Rp: Tincturae Valerianae 10 ml

Tincturae Convallariae 15 ml

Misce. Da.. Signa:

 

Rp: Analgini 0,5

Da tales doses № 10 in tabulettis

Signa:

 

Rp: Herbae Absinthii 25,0

Detur.

Signetur:

 

Rp: Suppositorium cum Ichthyolo 0,2

Da numero 10 in scatula

Signa:

 

Задание № 2

а) Перевести на латинский язык в словарной форме названия лекарственных форм:

1. порошок

2. слизь

3. пилюля

4. пластырь

5. микстура

б) Перевести названия лекарств:

1. глицерин

2. эуфиллин

3. новокаин

4. анестезин

5. аспирин

в) перевести названия лекарственных растений:

1. белена

2. горицвет

3. строфант

4. алтей

5. наперстянка

Задание № 3

а) Определите, в каких словах пишется сочетание th, а в каких буква t:

 

1. Men…olum, i, n 2. ex…rac…um, i, n 3. Na…rium, i, n 4. S…rychninum, i, n 5. …ermopsis, idis. m 6. Al…aea, ae, f 7. ace…ylsalicylicus, a, um 8. Terebin…ina, ae, f

б) Определите, в каких словах пишется сочетание ph, а в каких буква f:

1. Cam…ora, ae, f

2. Mor..inum, i, n

3. Co…einum, i, n

4. …uracilinum, i, n

5. Ribo…lavinum, i, n

6. …enacetinum, i, n

 

в) Подставьте буквы i или y:

1. h…drochloricus, a, um

2. Tann…num, i, n

3. Code…num, i, n

4. ox…dum, i, n

 

г) Определите, в каких словах пишется сочетание ch, а в каких буква h:

1. I…thyolum, i, n

2. …yoscyamus, i, m

3. …loroformium, i, n

4. …ydrocarbonas, atis, m

Вопросы для закрепления

1. Назовите последовательно 9 частей рецепта.

2. Кому принадлежит право подписи рецепта?

3. Что пишется в рецепте после глагола Signa?

Домашнее задание

1. Выучить названия 9 частей рецепта на русском языке.

2. Выписать 2 рецепта по программе (Приложение 1).

3. Выучить лексику к уроку № 5.

4. Учебник Ю.И.Городкова, стр. 68, упр. 1,2.

5. Выучить пословицу ”Ars longa vita brevis “.

Список рецептов к уроку № 5

 

Возьми: Настойки календулы 40 мл

Выдай.

Обозначь:

 

Recipe: Tincturae Calendulae 40 ml

Da.

Signa:

 

Возьми: Настойки ландыша 15 мл

Выдай.

Обозначь:

 

Recipe: Tincturae Convallariae 15 ml

Da.

Signa:


Тема № 6. СЛОВООБРАЗОВАНИЕ. СОСТАВ СЛОВА: ВАЖНЕЙШИЕ ЛАТИНСКИЕ И ГРЕЧЕСКИЕ ПРИСТАВКИ

Тип занятия: теоретическое занятие.

Место проведения: кабинет латинского языка.

Время: 90 минут.

Дидактическая база занятия:

- методическая разработка занятия;

- рецептурники;

- раздаточный материал (карточки для контроля знаний и умений);

- учебники «Латинский язык» под редакцией Ю.И. Городковой;

- иллюстрированные пословицы, поговорки.

ТСО:

- электронная версия (мультимедиа);

- магнитофон, аудиокассета.

Межпредметные связи:

- анатомия;

- ПМ.02 МДК 02.01;

- фармакология.
Внутрипредметные связи:

- тема «Клиническая терминология. Греческие корни».

Требования к умениям:

- образовывать слова при помощи приставок и суффиксов;

- использовать греческие терминоэлементы в образовании клинических терминов;

- анализировать сложные слова по терминоэлементам;

- конструировать термины при помощи приставок и суффиксов, решая задачи на словообразование. (У1, У2, У3, У4, У5)

Требования к знаниям:

- знать общие понятия терминологического словообразования4

- наиболее употребительные приставки и суффиксы;

- греко-латинские дублеты. (З-2,З-3,З-4)

Литература

Городкова Ю.И. «Латинский язык» - Ростов-на-Дону, «Феникс», 2011

Савина Г.П. «Основы латинского языка и медицинской терминологии» - М., ФГОУ «ВУНМЦ Росздрава», 2006

Хронокарта занятия

1. Организационный момент - 1 мин.

2. Контроль домашнего задания

а) фронтальный устный опрос – 10 мин.

б) выполнение заданий по карточкам – 10 мин.

3. Физкультминутка - 2 мин.

4. Изложение нового материала

а) актуализация темы - 2 мин.

б) ознакомление с новым материалом – 25 мин.

в) изучение новой лексики - 10 мин.

5. Выполнение практических заданий

на закрепление нового материала – 25 мин.

6. Физкультминутка - 2 мин.

7. Подведение итогов урока - 3 мин.

Изложение нового материала

Состав латинского слова: приставка, корень, суффикс, окончание.

Inter – cost – al – is - межрёберный.

Существует 3 способа словообразования.

1. Префиксация (с помощью приставок)

Sub – lingualis -

подъязычный

Hypo – glossus -

Суффиксация

Vertebra – позвонок

Vertebr – al – is - позвоночный

Словосложение

Bronchus + scopia = bronchoscopia - инструментальный осмотр бронхов

Gaster + tomia = gastrotomia - рассечение желудка

Лексика к занятию № 6

1. a (an) - отрицание, отсутствие

2. anti - против

3. de, des - без, не, удаление, избавление

4. dys - нарушение, расстройство

5. endo - внутри

6. exo - вне, снаружи

7. extra - сне, сверх, снаружи

8. hyper - сверх, выше

9. hypo - под, ниже

10. peri - вокруг, со всех сторон

11. re - повторное действие

12. syn - с, в связи с

13. trans - через, пере-

14. para - около

15. antidotum - противоядие

16. desinfectio - обеззараживание

17. endogenus – возникающий внутри организма

18. exogenus - возникающий вне организма

19. ad - до, для, к, при (Acc)

20. per - через (Acc)

21. cum - с, со (Abl)

22. ex - из (Abl)

23. pro - для (Abl)

24. in - в (Abl)

25. sub - под (Abl)

Практические задания

Задание № 1

Допишите приставки:

1. …uria – нарушение мочеиспускания

2. …metrium – внутренняя оболочка

3. …arthritis – воспаление тканей вокруг сустава

4. …dromum – совокупность признаков заболевания

5. …corpora - противотела

6. …glycaemia – увеличение содержания сахара в крови

7. …vertebralis - околопозвоночный

Задание № 2

Стенка сердца состоит из 3-х слоёв: эндокарда, миокарда, эпикарда.

Какой из них относится к внутреннему слою?

Задание № 3

Термин “tonia” означает напряжение.

Обозначьте:

- отсутствие тонуса

- расстройство тонуса

- повышение тонуса

- снижение тонуса

Задание № 4

Переведите с латинского на русский язык:

desinsectio antipyretica transplantatio reanimatio dyspepsia hypovitaminosus paracentralis dysenteria

Задание № 5

1. Верхняя часть живота называется epigastrium,

средняя - …gastrium,

нижняя - …gastrium.

2. Слои зародыша: эндодерма, мезодерма, эктодерма.

Какой из них наружный, внут



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 547; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.112.82 (0.609 с.)