ЗАНЯТИЕ 5. Учебные и методические пособия по информатике (учебники и пособия для учителя, программные средства учебного назначения)

Цели работы

1. Ознакомление с требованием к школьным учебникам.

2. Ознакомление со школьными учебниками, анализ их структуры, анализ учебников разных поколений.

3. Установление путей реализации основных содержательных линий школьного курса информатики в различных школьных учебника.

4. Выявление возможностей использования методических пособий в процессе подготовки учителя к уроку.

5. Выявление возможностей использования программных средств учебного назначения на уроках информатики и в процессе подготовки к ним.

Программа подготовки

1. Выясните, каким требованиям должен удовлетворять школьный учебник по информатике.

2. Ознакомьтесь со школьными учебниками по информатике, рассмотрите их структуру, определите, чем они существенно отличаются.

3. Ознакомьтесь и составьте список существующих пособий по информатике.

4. Изучите существующие программные средства учебного назначения.

 

План и содержание занятия.

1. Школьные учебники информатики.

Методическое задание 7. Проанализируйте содержание любых трех школьных учебников информатики с точки зрения раскрытия в них основных содержательных линий школьного курса информатики. Результаты анализа представьте в таблице вида:

 

Название содержательной линии Класс Тема Основные понятия Степень полноты представления материала
         

 

2. Методические пособия по информатике для учителей: их виды и назначение.

Методическое задание 8. Проанализируйте одно из пособий, имеющееся в вузовской библиотеке, по плану: назначение; ориентировано ли оно на какой-либо конкретный школьный учебник информатики или нет; структура пособия; соответствует или нет действующей программе по информатике; какую конкретно помощь оказывает учителю.

3. Программные средства учебного назначения (ПС).

· Проанализируйте существующие ПС, выявите основные направления использования ПС в учебном процессе.

· Изучите и проанализируйте структуру технологии применения ПС в учебном процессе. Приведите критерии эффективности технологии применения ПС.

Тема доклада

Педагогические программные средства поддержки школьных учебных пособий.


Литература

Основная литература

1. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988.

2. Зуев Д.Д. Проблемы активизации дидактических функций современного школьного учебника. // Советская педагогика, -№ 8, 1981.

3. Беспалько В.П. О некоторых предпосылках построения дидактической теории учебника // Советская педагогика. –1980, № 1.

4. Проблемы школьного учебника. Выпуск 6. – М.: Просвещение, 1978 г. и др. выпуски этой серии.

5. Школьные учебники информатики.

6. Методические пособия по информатике для учителей.

 

Дополнительная литература.

1. Прокопьева М.М. «Обучающие программы как фактор совершенствования образовательного процесса?» // ИНФО.- 2000.- №9. С. 39-41.

2. Демушкин А.С. и др. Компьютерные обучающие программы // ИНФО. – 1995, № 3. с. 15-23.



3. Джонассен Дэвид Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии // ИНФО. – 1996, № 4. с. 117-132.

4. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании // ИНФО. – 1994, № 4. с. 89-96.

 

ЗАНЯТИЕ 6. Школьный кабинет вычислительной техники

Цели работы

1. Ознакомление с требованием СанПиН.

2. Выявление возможностей использования сети в работе школьного кабинета информатики.

3. Изучение и анализ оборудования кабинета информатики.

Программа подготовки

1. Ознакомиться с СанПиН, определить из каких разделов он состоит, какого рода материал содержит.

2. Рассмотреть существующие гимнастики для профилактики утомляемости при занятиях на компьютере.

3. Выяснить методику комплексного использования средств обучения в школьном кабинете информатики.

План и содержание занятия

1. Функциональное назначение и оборудование кабинета вычислительной техники. Организация работы в кабинете вычислительной техники. Санитарно-гигиенические требования к режиму работы учащихся за терминалом персонального ЭВМ.

2. Локальная сеть школьных ПЭВМ, ее функции и дидактические возможности.

3. Комплексное использование средств обучения в школьном кабинете информатики.

Методическое задание 9. Разработать комплекс средств обучения по отдельному вопросу программы.

4. Профилактика утомляемости при занятиях на компьютере.

Методическое задание 10. Разработать и быть готовым провести систему упражнений для учащихся.

Методическое задание 11. Разработать стенд для кабинета информатики.

Тема доклада

Санитарно-гигиенические требования к оснащению школьного кабинета информатики.

 

Литература

Основная литература

1. Кабаков Е.Г. Кабинет информатики. Мечтания и проекты // ИНФО.- 1998.-№1. С. 30-35.

2. Положение о кабинете вычислительной техники всех типов средних учебных заведений // ИНФО.- 1990.-№3, стр. 60-76

3. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств ВТ, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // ИНФО. – 2000, № 4, 5, 7. 2001, № 1

4. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно вычислительным машинам и организация работы. // ИНФО 1997, №6, стр. 21-29

Дополнительная литература

1. Краснова О.А. Левченко И.В. Излучение компьютера и здоровье детей. // ИНФО.- 1995, №1

2. Степанова М. Компьютер и самочувствие школьников // ИНФО.- 1989, №5.

 


ЗАНЯТИЕ 7. Формы организации процесса обучения информатике. Подготовка учителя к уроку информатики

Цели работы

1. Сформировать представление о уроке как основной организационной форме обучения учащихся.

2. Научиться формулировать цели и задачи урока, отбирать методы обучения, адекватные, поставленным целям.

3. Научиться конструировать дидактическую структуру урока.

4. Научиться отбирать и конструировать учебный материал.

5. Научиться составлять конспекты уроков.

6. Научиться моделировать дифференцированные уроки.

7. Научиться проведению методического анализа урока.

Программа подготовки

1. Познакомиться с требованием к современному уроку. Выяснить формы проведения уроков различных типов

2. Определить сущность дидактической структуры урока, установить особенности формулирования целей для уроков различных типов.

3. Определить требования к конспекту урока. Ознакомиться с конспектами уроков учителей и студентов.

4. Определите, что такое методический анализ урока, каково его назначение

5. Просмотреть видеоматериал уроков, проанализировать его с точки зрения учителя и ученика.

План и содержание занятия

1. Урок – как основная форма организации процесса обучения информатике. Типологии уроков.

· Предварительная подготовка к уроку (технология составления тематического планирования).

· Непосредственная подготовка урока (технология составления конспекта урока).

· Анализ урока информатики.

Методическое задание 12. Подготовить обобщенную схему конспекта для уроков различного типа.

Методическое задание 13. Подготовить конспект урока-объяснения нового материала по теме «Понятие алгоритма». Быть готовым к проигрыванию фрагмента объяснения нового материала на занятии.

Тема доклада

Учёт личностных качеств ученика при подборе заданий по информатике.

 

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Тимофеева Н.М. Педагогическая практика по информатике. – Смоленск: 2005.

4. Информатика: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / А.Г. Гейн, Е.В. Линецкий и др. – М.: Просвещение, 1999.

5. Кузнецов А.А., Апатова Н.В. Основы информатики. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2000.

 

Дополнительная литература

1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992.- 80 С.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №3).

2. Беспалько В. П. Персонифицированное обучение. Педагогика. – М., 1998.-№2. С. 12-17

3. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучении при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М.: «Про-пресс», 1998. – 120 с.

 

ЗАНЯТИЕ 8. Уроки решения задач

Цели работы

1. Ознакомиться с различными формами проведения уроков решения задач, с спецификой данных типов уроков.

2. Сформировать умение постановки цели, отбору содержания и формы проведения данного урока.

3. Сформировать умение моделировать структуру уроков и составлению конспектов.

Программа подготовки

1. Установить типы уроков, проводимых в виде уроков решения задач.

2. Выявить приемы обучения и формы организации деятельности учащихся на данных уроках.

3. Установить критерии отбора задач к разным типам уроков.

План и содержание занятия

1. Комбинированные уроки:

Методическое задание 14. Составить задачи (не менее 5) для всех этапов урока на тему «Алгоритм и его свойства». Продумать методику работы над данным блоком задач (с решением).

Методическое задание 15. Разработать конспект урока и продумать методику работы с задачами по теме «Электронные таблицы».

2. Контролирующие уроки:

· Составит блок задач для проведения самостоятельной работы по теме «Алгоритм и его свойства» (с решением). Подобрать задачи различного уровня сложности.

Методическое задание 16. Разработать урок-зачет по любой теме курса информатике. Обосновать выбор задачного материала.

Методическое задание 17. Разработать тест по любой теме курса информатике. Обосновать выбор задачного материала.

3. Обобщающие уроки:

Методическое задание 18. Разработать систему задач для всех этапов обобщающего урока по теме «Понятие модели. Основные виды моделей». Продумать методику работы над данным блоком задач (с решением).

Методическое задание 19. Разработать обобщающий урок по теме «Текстовый редактор».

4. Уроки систематизации знаний:

Методическое задание 20. Разработать систему задач для дифференцированного урока систематизации знаний по теме «Архитектура ЭВМ». Продумать методику работы над данным блоком задач (с решением).

Методическое задание 21. Разработать урок систематизации знаний по теме «Системы счисление».

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Тимофеева Н.М. Педагогическая практика по информатике. – Смоленск: 2005.

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь