ЗАНЯТИЕ 2. Дидактические принципы в обучении информатике

Тема доклада

Портрет современного учителя информатики.

Литература

Основная литература

1. «Круглый стол» журнала «Информатика и образование: информатике – быть // ИНФО. 1999.-№5. С. 2-9.

2. Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» (современная концепция) // Информатика и образование. – 2000, № 10.

3. Лапчик М. и др. Методика преподавания информатики. – М.: Академия, 2003.

 

Дополнительная литература

1. Кузнецов А. А., Караев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителя информатики в педагогических вузах // ИНФО.- 1997 № 6. С. 13-21.

2. Медведь Б. Учитель и информатика // ИНФО.- 1988.- № 4, стр. 3-9

4. Шарова Н.Е., Федосеева Л.С. «Не вреди» // ИНФО.- 1993. - № 3, стр. 126

5. Птицин И.В. «Современные требования к преподавателю» // ИНФО.- 2000.-№9. С. 44-46.

6. Колесников А.К., Хеннер Е.К. Пермский государственный педагогический университет: преподавать в школе должен учитель // ИНФО. 1999.-№4. С. 33-36.


ЗАНЯТИЕ 2. Дидактические принципы в обучении информатике

Контрольные вопросы и задания.

1. Основные дидактические принципы в обучении информатике.

2. Частнометодические принципы применения программных средств в учебном процессе.

3. Наглядность в обучении информатике. Компьютерные демонстрации (дидактические функции, требования, методика использования). Методическое задание 2. Разработать компьютерную демонстрацию по любой из выбранных вами тем школьного курса информатики.

Тема доклада

Развитие познавательного интереса на уроках информатики

 

Литература

Основная литература

1. Подласый И.П. Педагогика: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: ВЛАДОС, 1996.

2. Молочков В.П. Наглядность как принцип обучения//ИНФО, 2004, № 3, с. 20-30.

 

Дополнительная литература

1. Макова Т. Н., Редченкова Г. Д. Элементы занимательности в курсе информатики // ИНФО. 2000. №5. С. 30-38

2. Стимулирование познавательной деятельности как средство саморазвития и самореализации личности // Завуч. 2003. №8. С. 107-118.

3. Тестов В. А., Уханова Л. Д. Развитие познавательных способностей у школьников в условиях дифференциации // Начальная школа. 1999. №2. С. 32-41.

ЗАНЯТИЕ 3. Деловая игра «Актуальные проблемы современной школьной информатики: цель, содержание и место информатики в школьном образовании»

 

Студентам предлагается по своему желанию распределиться по группам, представляющим мнение и интересы той или иной категории работников просвещения (управление, научная среда, практические работники школы и т.п. ), а также тех категорий работников, которые хотя бы опосредствованно, но связаны с делами школьной информатики. Групп должно быть около десятка, например:

1. Министерство просвещения Росси.

2. Местные органы народного образования.

3. Академия педагогических наук.

4. Академия наук.

5. Группы авторов, представляющие различные учебные пособия по школьному курсу основ информатики и вычислительной техники.



6. Минздрав.

7. Учителя.

8. Студенты Смоленского государственного университета.

9. Учащиеся.

10. Родители.

11. Конструкторы и производители отечественных ЭВМ.

После распределения в группах каждой «оппозиции» оказывается два-три студента. Из их числа в составе групп демократическим путем студенты выдвигают своих руководителей («министров», «президентов», «академиков» и т.п. ). Вся подготовка к деловой игре в дальнейшем ведется через этих лидеров.

В составе каждой «оппозиционной» групп ведется исследовательская работа: изучаются инструктивные материалы Министерств просвещения, соответствующие документы Минздрава, статьи и доклады членов Академий, авторов учебников, зарубежных ученых, полемику на страницах сайта газеты «Информатика» (http:// inf.1september.ru) и т.п. Изучается мнение преподавателей информатики, учителей, учащихся, родителей (встречи, интервью по телефону, тестирования и т.п.).

 

Вопросы для освещения:

1. Школьный курс информатики как выполнение социального заказа.

2. Компьютерная грамотность как исходная цель введения курса ОИВТ в школу.

3. Информационная культура, как перспективная цель обучения информатике.

4. История, современное состояние и перспективы развития содержания курса информатики в общеобразовательной школе.

5. Здоровье детей и обучение с использованием компьютеров.

Непосредственное проведение деловой игры начинается предоставлением слова представителям государственных органов управления народным образованием, которые объясняют, зачем в школу введен курс ОИВТ, как предполагалось обеспечить его техническими, методическими, кадровыми ресурсами. В последующем представителям этой группы уже сами участники игры задают вопросы для уточнения отдельных позиций, возникает дискуссия, в которую постепенно включаются все оппозиционные группы.


ЗАНЯТИЕ 4. Учебно-методические пособия по информатике (программа, журналы, газеты, пособия для учителей)

Цели работы

1. Ознакомление с различными видами учебно-методической литературы по информатике.

2. Изучение и анализ структуры программы по информатике.

3. Выявление возможностей использования журналов, газет, компьютера в процессе подготовки учителя информатики к уроку.

Программа подготовки

1. Ознакомьтесь с программой по информатике для средней школы. Определите, из каких разделов она состоит.

2. Используя программу, выясните, каковы цели изучения информатики в школе в классах различных направлений и профилей.

3. Ознакомьтесь с журналом «Информатика и образование» и газетой «Информатика», определите основные разделы, характер публикуемых материалов.

4. Ознакомьтесь с пособиями для учителя. Выясните их структуру и содержание.

5. Ознакомьтесь с пособиями, содержащими исторический материал по информатике.

 

План и содержание занятия.

1. Программа по информатике как основной нормативный документ учителя информатики.

Методическое задание 3. Составить характеристику каждого раздела программы по информатике для средних общеобразовательных учреждений по плану: название раздела, содержание раздела, назначение раздела.

Методическое задание 4. Проведите сравнительный анализ двух из представленных учебных программ для каждого из этапов обучения информатике: пропедевтического курса, базового курса информатики основной школы, базового курса информатики старшего звена, профильного курса информатики.

2. Периодические методические издания по информатике.

· Ознакомьтесь с журналом «ИНФО», определите его разделы и характер публикуемых в нем материалов

· Проанализируйте материалы газеты «Информатика» и выделите основные рубрики, содержащиеся в ней.

· Сделайте краткую аннотацию любой наиболее понравившейся вам статьи из журнала «ИНФО» или газеты «Информатика».

Методическое задание 5. Представьте в электронном виде тезаурус статей из журнала «Информатики и образование»по рубрикам за ближайшие три года.

Методическое задание 6. Представьте в электронном виде тезаурус статей из газеты «Информатика» по рубрикам за ближайшие два года.

Контрольные вопросы и задания.

1. Сформулируйте цели обучения информатике для разнопрофильных классов.

2. Из каких разделов состоит программа по информатике? Охарактеризуйте каждый из разделов.

3. Приведите варианты тематического планирования для средней и старшей школы.

4. Назовите основные разделы журнала «Информатика и образование».

5. Каковы рублики газеты «Информатика».

 

Тема доклада

Требования к школьным учебникам.

 

 

Литература

Основная литература

1. Программы образовательных учреждений. Информатика. – М.: Просвещение, 2002.

2. Журнал «Информатика и образование»

3. Газета «Информатика»

 

Дополнительная литература.

1. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988.

2. Зуев Д.Д. Проблемы активизации дидактических функций современного школьного учебника. // Советская педагогика, -№ 8, 1981.

3. Беспалько В.П. О некоторых предпосылках построения дидактической теории учебника // Советская педагогика. –1980, № 1.

4. Проблемы школьного учебника. Выпуск 6. – М.: Просвещение, 1978 г. и др. выпуски этой серии.

 

 

ЗАНЯТИЕ 5. Учебные и методические пособия по информатике (учебники и пособия для учителя, программные средства учебного назначения)

Цели работы

1. Ознакомление с требованием к школьным учебникам.

2. Ознакомление со школьными учебниками, анализ их структуры, анализ учебников разных поколений.

3. Установление путей реализации основных содержательных линий школьного курса информатики в различных школьных учебника.

4. Выявление возможностей использования методических пособий в процессе подготовки учителя к уроку.

5. Выявление возможностей использования программных средств учебного назначения на уроках информатики и в процессе подготовки к ним.

Программа подготовки

1. Выясните, каким требованиям должен удовлетворять школьный учебник по информатике.

2. Ознакомьтесь со школьными учебниками по информатике, рассмотрите их структуру, определите, чем они существенно отличаются.

3. Ознакомьтесь и составьте список существующих пособий по информатике.

4. Изучите существующие программные средства учебного назначения.

 

План и содержание занятия.

1. Школьные учебники информатики.

Методическое задание 7. Проанализируйте содержание любых трех школьных учебников информатики с точки зрения раскрытия в них основных содержательных линий школьного курса информатики. Результаты анализа представьте в таблице вида:

 

Название содержательной линии Класс Тема Основные понятия Степень полноты представления материала
         

 

2. Методические пособия по информатике для учителей: их виды и назначение.

Методическое задание 8. Проанализируйте одно из пособий, имеющееся в вузовской библиотеке, по плану: назначение; ориентировано ли оно на какой-либо конкретный школьный учебник информатики или нет; структура пособия; соответствует или нет действующей программе по информатике; какую конкретно помощь оказывает учителю.

3. Программные средства учебного назначения (ПС).

· Проанализируйте существующие ПС, выявите основные направления использования ПС в учебном процессе.

· Изучите и проанализируйте структуру технологии применения ПС в учебном процессе. Приведите критерии эффективности технологии применения ПС.

Тема доклада

Педагогические программные средства поддержки школьных учебных пособий.


Литература

Основная литература

1. Беспалько В.П. Теория учебника: Дидактический аспект. – М.: Педагогика, 1988.

2. Зуев Д.Д. Проблемы активизации дидактических функций современного школьного учебника. // Советская педагогика, -№ 8, 1981.

3. Беспалько В.П. О некоторых предпосылках построения дидактической теории учебника // Советская педагогика. –1980, № 1.

4. Проблемы школьного учебника. Выпуск 6. – М.: Просвещение, 1978 г. и др. выпуски этой серии.

5. Школьные учебники информатики.

6. Методические пособия по информатике для учителей.

 

Дополнительная литература.

1. Прокопьева М.М. «Обучающие программы как фактор совершенствования образовательного процесса?» // ИНФО.- 2000.- №9. С. 39-41.

2. Демушкин А.С. и др. Компьютерные обучающие программы // ИНФО. – 1995, № 3. с. 15-23.

3. Джонассен Дэвид Х. Компьютеры как инструменты познания: изучение с помощью технологии // ИНФО. – 1996, № 4. с. 117-132.

4. Ротмистров Н.Ю. Мультимедиа в образовании // ИНФО. – 1994, № 4. с. 89-96.

 

Цели работы

1. Ознакомление с требованием СанПиН.

2. Выявление возможностей использования сети в работе школьного кабинета информатики.

3. Изучение и анализ оборудования кабинета информатики.

Программа подготовки

1. Ознакомиться с СанПиН, определить из каких разделов он состоит, какого рода материал содержит.

2. Рассмотреть существующие гимнастики для профилактики утомляемости при занятиях на компьютере.

3. Выяснить методику комплексного использования средств обучения в школьном кабинете информатики.

План и содержание занятия

1. Функциональное назначение и оборудование кабинета вычислительной техники. Организация работы в кабинете вычислительной техники. Санитарно-гигиенические требования к режиму работы учащихся за терминалом персонального ЭВМ.

2. Локальная сеть школьных ПЭВМ, ее функции и дидактические возможности.

3. Комплексное использование средств обучения в школьном кабинете информатики.

Методическое задание 9. Разработать комплекс средств обучения по отдельному вопросу программы.

4. Профилактика утомляемости при занятиях на компьютере.

Методическое задание 10. Разработать и быть готовым провести систему упражнений для учащихся.

Методическое задание 11. Разработать стенд для кабинета информатики.

Тема доклада

Санитарно-гигиенические требования к оснащению школьного кабинета информатики.

 

Литература

Основная литература

1. Кабаков Е.Г. Кабинет информатики. Мечтания и проекты // ИНФО.- 1998.-№1. С. 30-35.

2. Положение о кабинете вычислительной техники всех типов средних учебных заведений // ИНФО.- 1990.-№3, стр. 60-76

3. Педагогико-эргономические условия безопасного и эффективного использования средств ВТ, информатизации и коммуникации в сфере общего среднего образования // ИНФО. – 2000, № 4, 5, 7. 2001, № 1

4. Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, персональным электронно вычислительным машинам и организация работы. // ИНФО 1997, №6, стр. 21-29

Дополнительная литература

1. Краснова О.А. Левченко И.В. Излучение компьютера и здоровье детей. // ИНФО.- 1995, №1

2. Степанова М. Компьютер и самочувствие школьников // ИНФО.- 1989, №5.

 


ЗАНЯТИЕ 7. Формы организации процесса обучения информатике. Подготовка учителя к уроку информатики

Цели работы

1. Сформировать представление о уроке как основной организационной форме обучения учащихся.

2. Научиться формулировать цели и задачи урока, отбирать методы обучения, адекватные, поставленным целям.

3. Научиться конструировать дидактическую структуру урока.

4. Научиться отбирать и конструировать учебный материал.

5. Научиться составлять конспекты уроков.

6. Научиться моделировать дифференцированные уроки.

7. Научиться проведению методического анализа урока.

Программа подготовки

1. Познакомиться с требованием к современному уроку. Выяснить формы проведения уроков различных типов

2. Определить сущность дидактической структуры урока, установить особенности формулирования целей для уроков различных типов.

3. Определить требования к конспекту урока. Ознакомиться с конспектами уроков учителей и студентов.

4. Определите, что такое методический анализ урока, каково его назначение

5. Просмотреть видеоматериал уроков, проанализировать его с точки зрения учителя и ученика.

План и содержание занятия

1. Урок – как основная форма организации процесса обучения информатике. Типологии уроков.

· Предварительная подготовка к уроку (технология составления тематического планирования).

· Непосредственная подготовка урока (технология составления конспекта урока).

· Анализ урока информатики.

Методическое задание 12. Подготовить обобщенную схему конспекта для уроков различного типа.

Методическое задание 13. Подготовить конспект урока-объяснения нового материала по теме «Понятие алгоритма». Быть готовым к проигрыванию фрагмента объяснения нового материала на занятии.

Тема доклада

Учёт личностных качеств ученика при подборе заданий по информатике.

 

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Тимофеева Н.М. Педагогическая практика по информатике. – Смоленск: 2005.

4. Информатика: Учебник для 8-9 классов общеобразовательных учреждений / А.Г. Гейн, Е.В. Линецкий и др. – М.: Просвещение, 1999.

5. Кузнецов А.А., Апатова Н.В. Основы информатики. 8-9 класс. – М.: Дрофа, 2000.

 

Дополнительная литература

1. Акимова М. К., Козлова В. Т. Индивидуальность учащегося и индивидуальный подход. – М.: Знание, 1992.- 80 С.- (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Педагогика и психология»; №3).

2. Беспалько В. П. Персонифицированное обучение. Педагогика. – М., 1998.-№2. С. 12-17

3. Панюкова С.В. Концепция реализации личностно ориентированного обучении при использовании информационных и коммуникационных технологий. – М.: «Про-пресс», 1998. – 120 с.

 

Цели работы

1. Ознакомиться с различными формами проведения уроков решения задач, с спецификой данных типов уроков.

2. Сформировать умение постановки цели, отбору содержания и формы проведения данного урока.

3. Сформировать умение моделировать структуру уроков и составлению конспектов.

Программа подготовки

1. Установить типы уроков, проводимых в виде уроков решения задач.

2. Выявить приемы обучения и формы организации деятельности учащихся на данных уроках.

3. Установить критерии отбора задач к разным типам уроков.

План и содержание занятия

1. Комбинированные уроки:

Методическое задание 14. Составить задачи (не менее 5) для всех этапов урока на тему «Алгоритм и его свойства». Продумать методику работы над данным блоком задач (с решением).

Методическое задание 15. Разработать конспект урока и продумать методику работы с задачами по теме «Электронные таблицы».

2. Контролирующие уроки:

· Составит блок задач для проведения самостоятельной работы по теме «Алгоритм и его свойства» (с решением). Подобрать задачи различного уровня сложности.

Методическое задание 16. Разработать урок-зачет по любой теме курса информатике. Обосновать выбор задачного материала.

Методическое задание 17. Разработать тест по любой теме курса информатике. Обосновать выбор задачного материала.

3. Обобщающие уроки:

Методическое задание 18. Разработать систему задач для всех этапов обобщающего урока по теме «Понятие модели. Основные виды моделей». Продумать методику работы над данным блоком задач (с решением).

Методическое задание 19. Разработать обобщающий урок по теме «Текстовый редактор».

4. Уроки систематизации знаний:

Методическое задание 20. Разработать систему задач для дифференцированного урока систематизации знаний по теме «Архитектура ЭВМ». Продумать методику работы над данным блоком задач (с решением).

Методическое задание 21. Разработать урок систематизации знаний по теме «Системы счисление».

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Тимофеева Н.М. Педагогическая практика по информатике. – Смоленск: 2005.

 

Цели работы

1. Ознакомиться с различными формами проведения нестандартных уроков, со спецификой данных уроков.

2. Сформировать умение постановки цели, отбору содержания и формы проведения данного урока.

3. Сформировать умение моделировать структуру уроков и составлению конспектов.

Программа подготовки

1. Установить формы проведения нестандартных уроков, выявить особенности их проведения.

2. Установить критерии отбора материала и выбора формы нестандартного урока в зависимости от поставленной цели, специфики класса.

План и содержание занятия

1. Деловая игра:

· Понятие деловой игры, методика организации.

Методическое задание 22. Подготовить конспект деловой игры по любой теме школьного курса информатики (готовят вместе 3-4 – человека). Быть готовым провести данную игру в своей группе.

2. Уроки соревнования:

Методическое задание 23. Разработать конспект урока – соревнования (КВН, «Поле чудес», «Умники и умницы» и т.д.) по любой теме курса. Быть готовым провести данный урок в своей группе.

3. Уроки, основанные на использовании историко-краеведческого и сказочного материала:

Методическое задание 24. Подготовить конспект урока (сказка, путешествие) для 1-3 классов (готовят вместе 3-4 – человека). Быть готовым провести данную игру в своей группе.

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Тимофеева Н.М. Педагогическая практика по информатике. – Смоленск: 2005.

Дополнительная литература

1. Польщикова О. Н. Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики // ИНФО. – 2004. №5. С. 49-55.

2. Терехова Н. А., Богачева Л. Ф., Сидоренко О. А. Деловая игра «Информатика на службе экономики» // ИНФО. – 2003. №5. С. 38.

 

Цели работы

 

1. Сформировать представление о методах обучения информатики в школе.

2. Научиться отбирать методы обучения, адекватные, поставленным целям урока.

3. Познакомиться с современными методами обучения информатики.


Программа подготовки

1. Познакомиться с классификацией методов обучения. Выяснить методы проведения уроков различных типов.

2. Познакомиться с понятием программные средства учебного назначения, высинить их вид, функции.

3. Познакомиться с методом проектов, его спецификой.

4. Выяснить способы активизации познавательной активности учащихся на уроках информатики.

План и содержание занятия.

1. Классификации методов обучения. Методы обучения в преподавании информатики.

2. Метод проектов в преподавании информатики.

3. Технология обучения с применением программных средств (ППС) учебного назначения. Методическое задание 25. Создать ППС по любой теме школьного курса информатики (готовят вместе 2-3 – человека).

4. Методическое задание 26. Подготовить фрагмент конспекта урока по любой из выбранных вами тем школьного курса информатики, включающего в себя либо проблемную ситуацию, либо игровую ситуацию, либо учебную дискуссию, либо учебный лабораторный поиск-эксперимент.

 

Литература

Основная литература

1. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

2. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

3. Басова Л.Л. Комбинированные уроки информатики//ИНФО.- 2000.-№3. С. 85-87

4. Наумов А.П. Преподавание информатики с использованием книги В.Э. Фигурнова //ИНФО.- 1996.-№6, стр. 66-72

5. Пахомова А. Метод проектов в преподавании информатики.//ИНФО.- 1996.-№1, стр. 46, № 2 стр. 52.

Дополнительная литература

1. Софронова Н.В. Проблемное обучение на уроках информатики // ИНФО.- 1999.-№2. С. 49-50

2. Казакевич В.М. Информационный подход к методам обучения // Педагогика.- 1998.-№6. с. 43-48.

ЗАНЯТИЕ 11. Формы организации процесса обучения информатике. Подготовка внеклассного мероприятия по информатике

Цели работы

1. Научиться формулировать цели и задачи внеклассного мероприятия, отбирать формы проведения его, адекватные, поставленным целям.

2. Научиться конструировать структуру внеклассного мероприятия.

3. Научиться составлять конспекты внеклассного мероприятия.

4. Научиться проведению методического анализа внеклассного мероприятия.

Программа подготовки

1. Познакомиться с требованием к внеклассному мероприятию. Выяснить формы проведения внеклассных мероприятий.

2. Установить особенности формулирования целей для внеклассных мероприятий различных типов.

3. Определить требования к конспекту внеклассного мероприятия.

4. Изучение имеющихся конспектов внеклассных мероприятий студентов-практикантов предшествующих лет обучения. Их анализ на предмет удовлетворения требованиям к внеклассным мероприятиям.

5. Изучение литературы, содержащей конспекты внеклассных мероприятий.

План и содержание занятия

1. Организация внеклассной работы по информатике (формы, цели, этапы подготовки, основные требования).

Методическое задание 27. Разработать тематику факультативных занятий по информатике. Разработать методическое планирование.

Методическое задание 28. Проанализировать задания олимпиад по информатике. На основе данного анализа подготовить планирование и определить содержание занятий с учащимися для подготовки их к олимпиаде.

Методическое задание 29. Подготовить внеклассное мероприятие по информатике (задание может выполняться в группах по 2-3 человека). Быть готовым провести разработанное внеклассное мероприятие.

 

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Тимофеева Н.М. Педагогическая практика по информатике. – Смоленск: 2005.

4. Журнал «Информатика и образование».

5. Газета «Информатика».

Цели работы

1. Ознакомление с целями и функциями контроля при обучении информатике.

2. Ознакомление с типами, видами, формами и средствами контроля.

3. Овладение умением составлять тесты для контроля знаний учащихся.

Программа подготовки

1. Выяснить существующие типы, виды и формы контроля.

2. Установить нормы выставления отметок за устные и письменные ответы учащихся.

3. Рассмотреть и методически проанализировать существующие тестирующие системы по информатике.

План и содержание занятия.

1. Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся.

2. Шкалы оценок деятельности учащихся на уроках информатики.

3. Бально-рейтинговая система оценивания.

4. Методическое задание 30. Подготовить тест, выявляющий знания учащихся по любой, выбранной вами содержательной линии школьного курса информатики.

Тема доклада

Дифференцированный подход к оценке деятельности учащихся на уроке информатики.

 

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Воробейчикова О.В. Структурированные тесты как средство контроля знаний.// ИНФО. – 2001. - №7. С. 14 – 18.

4. Кузнецов А. А., Морозов В. В., Полуаршинова Е. Г., Татур А. О., Угринович Н. Д. Диагностика знаний и умений учащихся по информатике. // ИНФО.- №6. 1998. С. 8-16.

5. Шкала оценок и открытое тематическое планирование // ИНФО.- №4. 1997. С. 48.

 

Дополнительная литература

1. Давыдова Е. В., Дашкова Л. В. Проведение олимпиад по информатике на основе тестов // ИНФО.- 1997.-№4. С. 31.

2. Кузнецов А., Смекалин Д. Проверка и оценка знаний и умений школьников по основам информатики и вычислительной техники. // ИНФО.- 1987, №1. С. 16-24.

3. Плеухова Л.Ф., Ситников Ю.К. Компьютерные системы заданий // ИНФО.- 1999.-№2. С. 39-43

4. Пономарева Е.А. Ученику предстоит контрольная работа // ИНФО.- 1999.-№2. С. 18-22

Цели работы

1. Выяснить цели и задачи пропедевтического курса информатики.

2. Проанализировать существующие курсы информатики для начальной школы.

3. Выяснить особенности использования компьютеров при преподавании пропедевтического курса.

План и содержание занятия

1. Цели и содержание пропедевтического курса информатики.

2. Действующие, авторские и экспериментальные программы пропедевтического курса, их учебно-методическая поддержка.

3. Особенности форм и методов организации обучения информатике младших школьников (игра, сюрпризные моменты, активизация анализаторов).

4. Методическое задание 31. По любой из тем пропедевтического курса разработать систему задач-интренеров.

 

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Бешенков С.А. и др. Формирование системно-информационой картины мира на уроках информатики в начальной школе//2000. - №4. С. 91-93.

Дополнительная литература

1. Хуторской А. В, Галкина О. Н. Эвристический подход к обучению информатике в начальной школе//ИНФО.- 1996.-№6 стр. 111-113

2. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. //ИНФО 1995, №6, стр. 79-81.

3. Журнал ИНФО. Раздел «Информатика в младших классах»

 

ЗАНЯТИЕ 14. Базовый курс школьной информатики.

Цели работы

1. Выяснить основные компоненты содержания базового курса информатики.

2. Проанализировать основные существующие программы базового курса.

3. Проанализировать учебные и методические пособия по ба­зовому курсу информатики.

План и содержание занятия

1. Содержание учебного материала и требования к уровню подготовки учащихся по разделу «Информация. Информационные процессы. Представление информации».

2. Методическое задание 32. Изучив научную, методическую и учебную литературу, в которой отражено содержание обучения по данной содержательной линии, выделить систему её основных понятий. Составить толковый словарь терминов.

3. Методическое задание 33. Разработать тематическое планирование учебного материала. Конкретизировать цели обучения по каждой теме учебного материала.

4. Методическое задание 34. Разработать дидактические материалы или программные средства, использование которых в учебном процессе позволит реализовать проверку знаний учащихся на этапе закрепления (дидактическое средство может содержать вопросы для самопроверки, практические задачи, тестовые задания, задачи с межпредметным содержанием).

 

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Гейн А., Липецкий Е. и др. Информатика: алгоритмические конструкции//ИНФО.- 1989.-№5. С. 16-22.

4. Каймин В., Кугель Л. И др. Алгоритмизация и начала программирования//ИНФО.- 1989.-№5, 6.

5. Еремин Е.А. Изучение Windows: методика и программное обеспечение//ИНФО.- 1999.-№4. С. 57-62

6. Кравченко Г. Г., Цалюк В. 3. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики//ИНФО.- 1998.-№7. С. 93-99.

7. Сильванович И. И. Архитектура и функционирование персонального компьютера//ИНФО.- 1997.-№4. С. 25., 1997.-№5. С. 81.

8. Сорокина К. Методика проведения уроков по теме «Операционная система MS-Dos» //ИНФО. – 1999. - №2. С. 7-18

Дополнительная литература

1. Бешенков С. А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В. Формализация и моделирование//ИНФО.- 1999.-№6. С. 21-27

2. Смолянинов А. А. Первые уроки по теме «Моделирование»//ИНФО.- 1998.-№8. С. 23-29.

3. Суворова Н. И. От игр и задач к моделированию//ИНФО.- 1998.-№6. С. 31-37.

4. Ермакова В.М., Смирнова Г.В. Изучение темы «Текстовый редактор»//ИНФО.- 1999.-№2. С. 44-48

5. Ермакова М.Г. Лабораторные работы в WORD, EXCEL и PowerPoint //ИНФО. – 1999. - №8. С. 53-59.

6. Залогова Л. А. Компьютерная графика в школе//ИНФО.- 1998.-№5. С. 39-44.

7. Патаркин Е. Д. Интернет-студия для начальной школы//ИНФО.- 1999.-№6. С. 57-60

 

ЗАНЯТИЕ 15. Профильный и элективный курс.

Дифференциация процесса обучения информатике

Цели работы

1. Выяснить основные компоненты содержания профильного курса информатики.

2. Проанализировать основные существующие программы профильного курса.

3. Проанализировать учебные и методические пособия по профильному курсу информатики.

4. Выяснить формы дифференциации процесса обучения информатике. Проанализировать существующие программы элективных курсов.

План и содержание занятия

1. Генезис понятия «дифференциация обучения».

2. Уровневая дифференциация и профильная дифференциация (условия осуществления, принципы, цели, направления дифференциации содержания).

3. Профильные курсы информатики. Цели и содержание «фундаментальных» и «прикладных» («пользовательских») профильных курсов.

4. Элективные курсы по информатике. Дать краткую характеристику, проанализировать существующие программы.

5. Методическое задание 35. Разработать систему дифференцированных задач (не менее 10) по любому из разделов информатики в соответствии с основными направлениями специализации: филология, обществознание, математика, естествознание. Решить предлагаемые задачи.

 

Литература

Основная литература

1. Бочкин А.И. О программе курса «Современные проблемы преподавания информатики»//ИНФО.- 1999.-№3. С. 79-81

2. Кузнецов А. А., Захарова Т. Б. Принципы дифференциации содержания обучения информатике. ИНФО.- №4. 1997.

3. Рагулина, М.И. Смолина Л.В.. Классификация профильных курсов информатики // ИНФО. – 2001. - №7. С. 2-5.

4. Соловов А. В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании//ИНФО.- 1996.-№1. С. 13

5. Есипова Н.Д. Дифференцированный подход в обучении информатике // ИНФО 1996, № 6, стр. 27-35.

6. Замогильнова Л.В., Мальцева Л.Д. Дифференциация обучения на уроках информатики. // ИНФО, 1999, № 1, стр. 26.

Тема доклада

Портрет современного учителя информатики.

Литература

Основная литература

1. «Круглый стол» журнала «Информатика и образование: информатике – быть // ИНФО. 1999.-№5. С. 2-9.

2. Колин К.К. О структуре и содержании образовательной области «Информатика» (современная концепция) // Информатика и образование. – 2000, № 10.

3. Лапчик М. и др. Методика преподавания информатики. – М.: Академия, 2003.

 

Дополнительная литература

1. Кузнецов А. А., Караев С. Основные направления совершенствования методической подготовки учителя информатики в педагогических вузах // ИНФО.- 1997 № 6. С. 13-21.

2. Медведь Б. Учитель и информатика // ИНФО.- 1988.- № 4, стр. 3-9

4. Шарова Н.Е., Федосеева Л.С. «Не вреди» // ИНФО.- 1993. - № 3, стр. 126

5. Птицин И.В. «Современные требования к преподавателю» // ИНФО.- 2000.-№9. С. 44-46.

6. Колесников А.К., Хеннер Е.К. Пермский государственный педагогический университет: преподавать в школе должен учитель // ИНФО. 1999.-№4. С. 33-36.


ЗАНЯТИЕ 2. Дидактические принципы в обучении информатике

Контрольные вопросы и задания.

1. Основные дидактические принципы в обучении информатике.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь