ЗАНЯТИЕ 9. Нестандартные уроки информатики

Цели работы

1. Ознакомиться с различными формами проведения нестандартных уроков, со спецификой данных уроков.

2. Сформировать умение постановки цели, отбору содержания и формы проведения данного урока.

3. Сформировать умение моделировать структуру уроков и составлению конспектов.

Программа подготовки

1. Установить формы проведения нестандартных уроков, выявить особенности их проведения.

2. Установить критерии отбора материала и выбора формы нестандартного урока в зависимости от поставленной цели, специфики класса.

План и содержание занятия

1. Деловая игра:

· Понятие деловой игры, методика организации.

Методическое задание 22. Подготовить конспект деловой игры по любой теме школьного курса информатики (готовят вместе 3-4 – человека). Быть готовым провести данную игру в своей группе.

2. Уроки соревнования:

Методическое задание 23. Разработать конспект урока – соревнования (КВН, «Поле чудес», «Умники и умницы» и т.д.) по любой теме курса. Быть готовым провести данный урок в своей группе.

3. Уроки, основанные на использовании историко-краеведческого и сказочного материала:

Методическое задание 24. Подготовить конспект урока (сказка, путешествие) для 1-3 классов (готовят вместе 3-4 – человека). Быть готовым провести данную игру в своей группе.

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Тимофеева Н.М. Педагогическая практика по информатике. – Смоленск: 2005.

Дополнительная литература

1. Польщикова О. Н. Деловая игра как метод активного обучения на уроках информатики // ИНФО. – 2004. №5. С. 49-55.

2. Терехова Н. А., Богачева Л. Ф., Сидоренко О. А. Деловая игра «Информатика на службе экономики» // ИНФО. – 2003. №5. С. 38.

 

ЗАНЯТИЕ 10. Методы преподавания и изучения информатики

Цели работы

 

1. Сформировать представление о методах обучения информатики в школе.

2. Научиться отбирать методы обучения, адекватные, поставленным целям урока.

3. Познакомиться с современными методами обучения информатики.


Программа подготовки

1. Познакомиться с классификацией методов обучения. Выяснить методы проведения уроков различных типов.

2. Познакомиться с понятием программные средства учебного назначения, высинить их вид, функции.

3. Познакомиться с методом проектов, его спецификой.

4. Выяснить способы активизации познавательной активности учащихся на уроках информатики.

План и содержание занятия.

1. Классификации методов обучения. Методы обучения в преподавании информатики.

2. Метод проектов в преподавании информатики.

3. Технология обучения с применением программных средств (ППС) учебного назначения. Методическое задание 25. Создать ППС по любой теме школьного курса информатики (готовят вместе 2-3 – человека).



4. Методическое задание 26. Подготовить фрагмент конспекта урока по любой из выбранных вами тем школьного курса информатики, включающего в себя либо проблемную ситуацию, либо игровую ситуацию, либо учебную дискуссию, либо учебный лабораторный поиск-эксперимент.

 

Литература

Основная литература

1. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

2. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

3. Басова Л.Л. Комбинированные уроки информатики//ИНФО.- 2000.-№3. С. 85-87

4. Наумов А.П. Преподавание информатики с использованием книги В.Э. Фигурнова //ИНФО.- 1996.-№6, стр. 66-72

5. Пахомова А. Метод проектов в преподавании информатики.//ИНФО.- 1996.-№1, стр. 46, № 2 стр. 52.

Дополнительная литература

1. Софронова Н.В. Проблемное обучение на уроках информатики // ИНФО.- 1999.-№2. С. 49-50

2. Казакевич В.М. Информационный подход к методам обучения // Педагогика.- 1998.-№6. с. 43-48.

ЗАНЯТИЕ 11. Формы организации процесса обучения информатике. Подготовка внеклассного мероприятия по информатике

Цели работы

1. Научиться формулировать цели и задачи внеклассного мероприятия, отбирать формы проведения его, адекватные, поставленным целям.

2. Научиться конструировать структуру внеклассного мероприятия.

3. Научиться составлять конспекты внеклассного мероприятия.

4. Научиться проведению методического анализа внеклассного мероприятия.

Программа подготовки

1. Познакомиться с требованием к внеклассному мероприятию. Выяснить формы проведения внеклассных мероприятий.

2. Установить особенности формулирования целей для внеклассных мероприятий различных типов.

3. Определить требования к конспекту внеклассного мероприятия.

4. Изучение имеющихся конспектов внеклассных мероприятий студентов-практикантов предшествующих лет обучения. Их анализ на предмет удовлетворения требованиям к внеклассным мероприятиям.

5. Изучение литературы, содержащей конспекты внеклассных мероприятий.

План и содержание занятия

1. Организация внеклассной работы по информатике (формы, цели, этапы подготовки, основные требования).

Методическое задание 27. Разработать тематику факультативных занятий по информатике. Разработать методическое планирование.

Методическое задание 28. Проанализировать задания олимпиад по информатике. На основе данного анализа подготовить планирование и определить содержание занятий с учащимися для подготовки их к олимпиаде.

Методическое задание 29. Подготовить внеклассное мероприятие по информатике (задание может выполняться в группах по 2-3 человека). Быть готовым провести разработанное внеклассное мероприятие.

 

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Тимофеева Н.М. Педагогическая практика по информатике. – Смоленск: 2005.

4. Журнал «Информатика и образование».

5. Газета «Информатика».

ЗАНЯТИЕ 12. Проверка и оценка знаний учащихся при изучении информатики

Цели работы

1. Ознакомление с целями и функциями контроля при обучении информатике.

2. Ознакомление с типами, видами, формами и средствами контроля.

3. Овладение умением составлять тесты для контроля знаний учащихся.

Программа подготовки

1. Выяснить существующие типы, виды и формы контроля.

2. Установить нормы выставления отметок за устные и письменные ответы учащихся.

3. Рассмотреть и методически проанализировать существующие тестирующие системы по информатике.

План и содержание занятия.

1. Формы и методы проверки и контроля знаний учащихся.

2. Шкалы оценок деятельности учащихся на уроках информатики.

3. Бально-рейтинговая система оценивания.

4. Методическое задание 30. Подготовить тест, выявляющий знания учащихся по любой, выбранной вами содержательной линии школьного курса информатики.

Тема доклада

Дифференцированный подход к оценке деятельности учащихся на уроке информатики.

 

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Воробейчикова О.В. Структурированные тесты как средство контроля знаний.// ИНФО. – 2001. - №7. С. 14 – 18.

4. Кузнецов А. А., Морозов В. В., Полуаршинова Е. Г., Татур А. О., Угринович Н. Д. Диагностика знаний и умений учащихся по информатике. // ИНФО.- №6. 1998. С. 8-16.

5. Шкала оценок и открытое тематическое планирование // ИНФО.- №4. 1997. С. 48.

 

Дополнительная литература

1. Давыдова Е. В., Дашкова Л. В. Проведение олимпиад по информатике на основе тестов // ИНФО.- 1997.-№4. С. 31.

2. Кузнецов А., Смекалин Д. Проверка и оценка знаний и умений школьников по основам информатики и вычислительной техники. // ИНФО.- 1987, №1. С. 16-24.

3. Плеухова Л.Ф., Ситников Ю.К. Компьютерные системы заданий // ИНФО.- 1999.-№2. С. 39-43

4. Пономарева Е.А. Ученику предстоит контрольная работа // ИНФО.- 1999.-№2. С. 18-22

ЗАНЯТИЕ 13. Преподавание пропедевтического курса информатики

Цели работы

1. Выяснить цели и задачи пропедевтического курса информатики.

2. Проанализировать существующие курсы информатики для начальной школы.

3. Выяснить особенности использования компьютеров при преподавании пропедевтического курса.

План и содержание занятия

1. Цели и содержание пропедевтического курса информатики.

2. Действующие, авторские и экспериментальные программы пропедевтического курса, их учебно-методическая поддержка.

3. Особенности форм и методов организации обучения информатике младших школьников (игра, сюрпризные моменты, активизация анализаторов).

4. Методическое задание 31. По любой из тем пропедевтического курса разработать систему задач-интренеров.

 

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Бешенков С.А. и др. Формирование системно-информационой картины мира на уроках информатики в начальной школе//2000. - №4. С. 91-93.

Дополнительная литература

1. Хуторской А. В, Галкина О. Н. Эвристический подход к обучению информатике в начальной школе//ИНФО.- 1996.-№6 стр. 111-113

2. Горячев А.В. Информатика в играх и задачах. //ИНФО 1995, №6, стр. 79-81.

3. Журнал ИНФО. Раздел «Информатика в младших классах»

 

ЗАНЯТИЕ 14. Базовый курс школьной информатики.

Цели работы

1. Выяснить основные компоненты содержания базового курса информатики.

2. Проанализировать основные существующие программы базового курса.

3. Проанализировать учебные и методические пособия по ба­зовому курсу информатики.

План и содержание занятия

1. Содержание учебного материала и требования к уровню подготовки учащихся по разделу «Информация. Информационные процессы. Представление информации».

2. Методическое задание 32. Изучив научную, методическую и учебную литературу, в которой отражено содержание обучения по данной содержательной линии, выделить систему её основных понятий. Составить толковый словарь терминов.

3. Методическое задание 33. Разработать тематическое планирование учебного материала. Конкретизировать цели обучения по каждой теме учебного материала.

4. Методическое задание 34. Разработать дидактические материалы или программные средства, использование которых в учебном процессе позволит реализовать проверку знаний учащихся на этапе закрепления (дидактическое средство может содержать вопросы для самопроверки, практические задачи, тестовые задания, задачи с межпредметным содержанием).

 

Литература

Основная литература

1. Методика преподавания информатики. Лапчик М.П. , Семакин И.Г., Хеннер Е.К. – М.: Академия, 2003.

2. Теория и методика обучения информатике: Учебное пособие / Н.В. Софронова. – М.: Высш. Шк., 2004. – 223 с.

3. Гейн А., Липецкий Е. и др. Информатика: алгоритмические конструкции//ИНФО.- 1989.-№5. С. 16-22.

4. Каймин В., Кугель Л. И др. Алгоритмизация и начала программирования//ИНФО.- 1989.-№5, 6.

5. Еремин Е.А. Изучение Windows: методика и программное обеспечение//ИНФО.- 1999.-№4. С. 57-62

6. Кравченко Г. Г., Цалюк В. 3. Выбор программных средств для изучения в курсе информатики//ИНФО.- 1998.-№7. С. 93-99.

7. Сильванович И. И. Архитектура и функционирование персонального компьютера//ИНФО.- 1997.-№4. С. 25., 1997.-№5. С. 81.

8. Сорокина К. Методика проведения уроков по теме «Операционная система MS-Dos» //ИНФО. – 1999. - №2. С. 7-18

Дополнительная литература

1. Бешенков С. А., Лыскова В. Ю., Матвеева Н. В. Формализация и моделирование//ИНФО.- 1999.-№6. С. 21-27

2. Смолянинов А. А. Первые уроки по теме «Моделирование»//ИНФО.- 1998.-№8. С. 23-29.

3. Суворова Н. И. От игр и задач к моделированию//ИНФО.- 1998.-№6. С. 31-37.

4. Ермакова В.М., Смирнова Г.В. Изучение темы «Текстовый редактор»//ИНФО.- 1999.-№2. С. 44-48

5. Ермакова М.Г. Лабораторные работы в WORD, EXCEL и PowerPoint //ИНФО. – 1999. - №8. С. 53-59.

6. Залогова Л. А. Компьютерная графика в школе//ИНФО.- 1998.-№5. С. 39-44.

7. Патаркин Е. Д. Интернет-студия для начальной школы//ИНФО.- 1999.-№6. С. 57-60

 

ЗАНЯТИЕ 15. Профильный и элективный курс.

Дифференциация процесса обучения информатике

Цели работы

1. Выяснить основные компоненты содержания профильного курса информатики.

2. Проанализировать основные существующие программы профильного курса.

3. Проанализировать учебные и методические пособия по профильному курсу информатики.

4. Выяснить формы дифференциации процесса обучения информатике. Проанализировать существующие программы элективных курсов.

План и содержание занятия

1. Генезис понятия «дифференциация обучения».

2. Уровневая дифференциация и профильная дифференциация (условия осуществления, принципы, цели, направления дифференциации содержания).

3. Профильные курсы информатики. Цели и содержание «фундаментальных» и «прикладных» («пользовательских») профильных курсов.

4. Элективные курсы по информатике. Дать краткую характеристику, проанализировать существующие программы.

5. Методическое задание 35. Разработать систему дифференцированных задач (не менее 10) по любому из разделов информатики в соответствии с основными направлениями специализации: филология, обществознание, математика, естествознание. Решить предлагаемые задачи.

 

Литература

Основная литература

1. Бочкин А.И. О программе курса «Современные проблемы преподавания информатики»//ИНФО.- 1999.-№3. С. 79-81

2. Кузнецов А. А., Захарова Т. Б. Принципы дифференциации содержания обучения информатике. ИНФО.- №4. 1997.

3. Рагулина, М.И. Смолина Л.В.. Классификация профильных курсов информатики // ИНФО. – 2001. - №7. С. 2-5.

4. Соловов А. В. Информационные технологии обучения в профессиональном образовании//ИНФО.- 1996.-№1. С. 13

5. Есипова Н.Д. Дифференцированный подход в обучении информатике // ИНФО 1996, № 6, стр. 27-35.

6. Замогильнова Л.В., Мальцева Л.Д. Дифференциация обучения на уроках информатики. // ИНФО, 1999, № 1, стр. 26.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-18; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь