УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебной работе
_________________Е.А. Торгунаков
«____» _____________ 2015 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины
РЕДАКТИРОВАНИЕ СЛУЖЕБНЫХ ДОКУМЕНТОВ
Для направления подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение»
Направленность (профиль) «Документоведение и документационное обеспечение управления »
Уровень высшего образования бакалавриат
Форма обучения очная, заочная
Санкт-Петербург
Рабочая программа актуализирована в связи с введением в действие федерального государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) по направлению подготовки 46.03.02 «Документоведение и архивоведение» (уровень бакалавриата), утвержденного приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 марта 2015 г. № 176.
Обсуждено
на заседании кафедры «Управление персоналом»
«16»апреля 2015 г., протокол № 8
Зав. кафедрой _________________ /С.О. Снисаренко
ОДОБРЕНО
методическим советом института гуманитарных и социальных наук
«20» апреля 2015 г., протокол № 8
Председатель
методического совета ______________ / А.А. Федюковский
СОГЛАСОВАНО
Начальник методического отдела ___________________/Е.А. Николаева
1. Цели и задачи дисциплины
Цель освоения дисциплины «Редактирование служебных документов» - формирование студентом теоретических знаний о принципах и правилах редактирования текстов деловых документов с учетом требований официально-делового стиля русского языка; совершенствование профессиональных умений и навыков лингвистического, исторического, культурологического и социологического анализа текста.
Задачи курса:
· формирование комплекса знаний о традиционных принципах редактирования документных текстов и современных тенденциях их изменения;
· развитие навыков составления текстов служебных документов с учетом лингвистических требований к различным жанрам официально-делового стиля;
· совершенствование умений аналитической работы с первичными документными текстами и навыков их редактирования;
· формирование навыков работы с учебной, справочной и научной литературой.
2. Место дисциплины в структуре ОП.
Дисциплина «Редактирование служебных документов» (Б.1В.13) является профильной дисциплиной вариативной части ОП бакалавриата по направлению подготовки 46.03.02 Документоведение и архивоведение (направленность «Документоведение и документационное обеспечение управления»), адресована студентам третьего курса.
В методическом плане дисциплина «Редактирование служебных документов» базируется на результатах освоения дисциплин: «Русский язык и культура речи», «Стилистика и литературное редактирование», «Документоведение», «Организация и технология документационного обеспечения управления», «Документная лингвистика».
Для освоения дисциплины студенты должны обладать общекультурными и профессиональными компетенциями:
Код компетенции
| Наименование и (или) описание компетенции
|
ОК-5
| Способен к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия.
|
ПК-1
| Способен применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности.
|
Студент должен:
знать
| логические законы мышления; принципы грамотного построения текста с использованием стилистически уместных языковых средств; основные требования, предъявляемые к связной письменной и устной речи; фонологические, лексические, грамматические явления и закономерности русского и изучаемого иностранного языков как систем; литературные нормы и изучаемого иностранного языка
| ОК-5
|
| научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности, основные проблемы документоведения
| ПК-1
|
уметь
| логически верно, аргументировано и ясно строить письменную и устную речь, обобщать и анализировать информацию; адекватно ориентироваться в стандартных
| ОК-5
|
| применять научные методы при исследовании объектов профессиональной деятельности
| ПК-1
|
владеть
| навыками общения в сфере деловой коммуникации;
способностью к постановке целей и выбору путей их достижения; навыками письма, необходимыми для подготовки публикаций, тезисов и ведения переписки, оформления деловых документов; навыками грамотного в орфографическом, пунктуационном и речевом отношении оформления письменных текстов с использованием словарей и справочников; навыками основ публичной речи
| ОК-5
|
| профессиональными знаниями‚ научными методами исследования объектов профессиональной деятельности и способностью их применять в профессиональной сфере
| ПК-1
|
Освоенные студентом компетенции как результат процесса обучения могут быть базовыми для дисциплин: «Делопроизводство в кадровой службе, «Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле».
3. Требования к результатам освоения дисциплины.
По завершении курса студенты получают компетенции, позволяющие овладеть профессиональными знаниями лингвистических основ документной коммуникации, умениями составления документных текстов разных видов и жанров, навыками анализа и редактирования документных текстов.
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК-11, ПК-19, ПК-25, ПКВ-1 (согласно ФГОС ВО):
Код компетенции
| Наименование и (или) описание компетенции
|
ПК-11
| Владеет навыками реферирования и аннотирования научной литературы, навыками редакторской работы.
|
ПК-19
| Способен использовать правила подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки.
|
ПК-25
| Владеет навыками подготовки документов и ведения деловой переписки.
|
ПКВ-1
| Владеет методами обеспечения единого порядка документирования с использованием документной лингвистики и профессионального иностранного языка‚ организации работы с документами‚ информационно-поисковыми системами‚ контроля исполнения и подготовки документов к передаче в архивы в соответствии с действующими нормативами.
|
В результате изучения дисциплины студент должен:
| Наименование и (или) описание компетенции
| Код компетенции
|
Знать
| правила реферирования и аннотирования и перевода литературы по специальности; этапы развития редактирования, предмет, задачи, основные принципы и методы редактирования служебных документов
| ПК-11
|
| правила подготовки управленческих документов и ведения деловой переписки; правила организации работы с документами (этап составления проекта документа)
| ПК-19
|
| нормы разработки управленческих документов, установленных федеральными правилами и инструкциями; технологию процессов создания, хранения, распространения управленческих документов, в том числе документов деловой переписки; специфику подготовки делового письма зарубежному партнеру; отечественные традиции делового письменного общения; особенности составления писем, адресованных гражданам
| ПК-25
|
| лингвистические основы документной коммуникации; языковые уровни и параметры документного текста; принципы стандартизации документных текстов; лингвистические особенности электронных документных текстов; фонетические, грамматические и лексические структуры устной и письменной речи иностранного языка в объеме, необходимом для профессионального общения
| ПКВ-1
|
Уметь
| работать с различными источниками информации (энциклопедии, ГОСТы, законы); анализировать форму служебного документа, составлять логическую схему текста, оценивать правильность расположения частей текста, выбирать оптимальный способ изложения материала, анализировать строение абзаца, редактировать абзацное членение текста, создавать композиционно корректный текст; редактировать документы в соответствии с нормами современного литературного языка и официально-делового стиля; редактировать фактический материал текста; пользоваться лингвистическими и энциклопедическими словарями;
| ПК-11
|
определять жанр документа; структурировать текст документа; составлять документы с использованием языковых вариантов в зависимости от назначения содержания и вида документов; унифицировать тексты документов
| ПК-19
|
| учитывать особенности разработки управленческих документов разных видов и жанров; составлять и оформлять управленческие документы в соответствии с законодательными и нормативно-правовыми актами, государственными стандартами; разрабатывать проекты управленческих документов в соответствии с языковыми и стилистическими нормами современного русского литературного языка.
| ПК-25
|
| анализировать тексты с точки зрения достоверности, достаточности, актуальности изложения материала, оценивать тексты различных служебных документов с точки зрения соблюдения языковых, стилистических и этических норм; использовать русский язык как средство делового общения; участвовать в обсуждении тем, связанных со специальностью
| ПКВ-1
|
Владеть
| навыками реферирования и аннотирования научной литературы; навыками лингвистического анализа управленческих документов, создаваемых в учреждениях любой организационно-правовой формы; навыками составления логической схемы текста, оценивания правильности композиции, выбора оптимального способа изложения материала, редактирования абзацного членения текста, создания композиционно корректного текста; способностью выбирать и применять вид редакторской правки в зависимости от типа текста и степени его ущербности, использовать корректурные знаки
| ПК-11
|
способностью осуществлять деловое общение: публичные выступления, переговоры, деловую переписку, электронные коммуникации
| ПК-19
|
| навыками разработки проектов основных управленческих документов, в том числе документов деловой переписки; навыками использования норм и правил официально-делового стиля в подготовке проектов деловых писем в адрес государственных, муниципальных и частных организаций; навыками использования иностранного профессионального языка в деловой переписке с зарубежными партнерами
| ПК-25
|
| навыками анализа различных служебных документов с точки зрения соблюдения языковых норм, составления логической схемы текста, оценивания правильности композиции, выбора оптимального способа изложения материала; навыками извлечения необходимой информации из оригинального текста профессиональной направленности.
| ПКВ-1
|
4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Очная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего часов/ зачетных единиц
| Семестры
|
6 семестр
|
Аудиторные занятия (всего)
|
|
|
В том числе
| | |
Лекции
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
В том числе:
|
|
|
Контроль самостоятельной работы
|
|
|
Вид промежуточной аттестации (экзамен)
|
|
|
Общая трудоемкость часы
В том числе контактная работа часы
зачетные единицы
|
|
|
Заочная форма обучения
Вид учебной работы
| Всего часов/ зачетных единиц
| Семестры
|
7 семестр
|
Аудиторные часы (всего)
|
|
|
В том числе
|
|
|
Лекции
|
|
|
Практические занятия (ПЗ)
|
|
|
Самостоятельная работа (всего)
|
|
|
В том числе:
|
|
|
Контроль самостоятельной работы
| 0,5
| 0,5
|
Вид промежуточной аттестации (экзамен)
|
|
|
Общая трудоёмкость часы
В том числе контактная работа часы
зачетные единицы
|
12,5
|
12,5
|
5. Содержание дисциплины
5.1. Содержание тем/разделов дисциплины
№ п/п
| Наименование раздела/темы дисциплины
|
Содержание раздела/темы дисциплины
|
| Раздел 1. Редактирование и аналитико-синтетическая обработка документных текстов
|
| Техническая и аналитико-синтетическая обработка документных текстов
| Технические операции по подготовке и обработке текстов служебных документов. Набор и форматирование документного текста. Аналитико-синтетические операции с документными текстами: редактирование, перевод, калькирование, аннотирование и реферирование, составление аналитического обзора.
|
| Редактирование как комплекс профессиональных действий
| Понятие редактирования. Основные разделы теории редактирования. Принципы редакторской правки. Ответственность редактора и нарушение принципов редактирования. Допустимая степень вмешательства в текст. Выбор способа подачи цифровых данных. Редактирование табличного материала. Работа редактора над цитатами: установление необходимости цитаты в тексте документа, точности цитируемого текста, правильность оформления цитаты. Роль редактора в работе над заголовком к документу. Возможности использования текстового редактора при создании документов на компьютере.
|
| Методика редактирования текстов служебных документов
| Этапы редактирования текстов служебных документов: восприятие — критика – коррективы; проверка фактического материала документа, выявление композиционных недочетов, выявление стилистических ошибок и погрешностей; выявление орфографических и пунктуационных ошибок.
|
| Логические основы редактирования
| Композиция текста деловых документов. Зависимость композиции документа от его жанра. Варианты композиции делового письма. Заголовок как элемент текста служебного документа. Оформление заголовков документов различных жанров. Ошибки в текстах деловых документов, связанные с нарушением законов логики. Логические ошибки при оформлении тезисов и аргументов и методы их исправления. Правила дефиниции. Требования к построению определений в текстах деловых документов. Правила деления понятий. Рубрикация: использование абзацного отступа, заголовков, подзаголовков, нумерации. Виды рубрикации.
|
| Редактирование фактического материала
| Достоверность как главный критерий отбора фактов при составлении служебных документов. Проверка фактического материала: фактов, дат, имен собственных и географических наименований, особенно иноязычных. Актуальность сведений, содержащихся в тексте служебного документа. Полнота информации и краткость текста. Правка языка и стиля. Использование лексической и грамматической синонимии при исправлении текстов деловых документов.
|
| Техника правки текстов
| Правка стилистическая и правка смысловая. Виды правки: правка-вычитка, правка-сокращение, правка- обработка, правка-переделка. Особенности применения различных видов правки к текстам деловых документов. Технология работы над текстом. Основные корректурные знаки. Правка текста с использование корректурных знаков. Сверка копии с оригиналом.
|
| Использование лексикографических источников в редактировании
| Энциклопедические и лингвистические словари. Основные толковые словари русского языка. Использование толковых словарей при исправлении текстов деловых документов. Использование словарей синонимов, словарей иностранных слов и другой лингвистической справочной литературы при редактировании официально-деловых документов.
|
| Раздел 2. Классификация ошибок в документных текстах,
методы и инструменты их исправления
|
| Причины и особенности орфографических и пунктуационных ошибок
| Написание имен, географических названий, наименований должностей, учреждений, названий памятников культуры и документов. Слитное, раздельное и дефисное написания слов. Принципы использования прописной буквы. Правописание иноязычных слов. Исправление пунктуационных ошибок при однородных членах предложения, при повторяющихся, противительных и сложных союзах, вводных словах, уточняющих членах предложения, обращении. Особенности использования кавычек.
|
| Исправление лексических ошибок в текстах деловых документов
| Исправление ошибок, связанных с нарушением лексической сочетаемости слов. Исправление ошибок, связанных с нецелесообразным употреблением заимствованных слов. Исправление ошибок, вызванных неразличением слов-паронимов. Исправление ошибок при неправомерном использовании в пределах одной фразы однокоренных слов. Устранение ошибок, связанных с плеоназмами.
|
| Исправление морфологических ошибок в текстах деловых документов
| Исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением одушевленных и неодушевленных существительных; неразличением стилистической окраски полной и краткой форм прилагательных; количественных числительных, параллельных глагольных форм; предложным управлением. Исправление ошибок, связанных с неверным написанием сложносокращенных слов и аббревиатур.
|
| Исправление синтаксических ошибок в текстах служебных документов
| Исправление ошибок, связанных с неправильным употреблением устойчивых словосочетаний; порядком слов в предложении, нарушением специфики употребления деепричастных и причастных оборотов; нарушением лексико-грамматической сочетаемости однородных членов предложения.
|
| Логические ошибки и их исправление
| Исправление логико-смысловых ошибок: смещение логического ударения, выделение логически значимых слов, ошибочная смысловая связь слов, пропуск логического звена, использование лишних слов, нарушение логико-смысловых отношений. Исправление ошибок в текстах деловых документов, связанных с нарушением законов логики: сопоставление несопоставимого, различение тождественного, выведение невыводимого, мнимое противопоставление. Логические ошибки при оформлении тезисов и аргументов.
|
| Композиционные недостатки документных текстов
| Специфические особенности композиции текста служебных документов. Исправление ошибок, связанных с неправильным абзацным членением, расположением основных функционально-смысловых частей текста; нарушением целостности и связности текста, принципа однородности рубрикации текста.
|
5.2. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
№ п/п
| Наименование обеспечиваемых (последующих) дисциплин
| № № разделов/тем данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1.
| Делопроизводство в кадровой службе
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
| +
| +
| +
| +
|
| +
|
2.
| Информационные технологии в документационном обеспечении управления и архивном деле
|
+
|
+
|
|
|
|
+
|
|
|
+
|
|
+
|
+
|
+
|
3.
| Иностранный язык (профессиональный)
| +
| +
|
|
|
| +
| +
| +
| +
|
|
|
|
|
5.3. Разделы/темы дисциплины и виды занятий
Очная форма обучения
№
п/п
| Наименование раздела/темы дисциплины
| Количество учебных часов
|
Всего
| в том числе по видам аудиторных занятий
| СРС
|
Лекции
| ПЗ
|
| Техническая и аналитико-синтетическая обработка документных текстов
|
|
|
|
|
| Редактирование как комплекс профессиональных действий
|
|
|
|
|
| Методика редактирования текстов служебных документов
|
|
|
|
|
| Логические основы редактирования
|
|
|
|
|
| Работа с фактическим материалом
|
|
|
|
|
| Техника правки текстов
|
|
|
|
|
| Использование лексикографических источников в редактировании
|
|
|
|
|
| Причины и особенности орфографических и пунктуационных ошибок
|
|
|
|
|
| Исправление лексических ошибок в текстах деловых документов.
|
|
|
|
|
| Исправление морфологических ошибок в текстах деловых документов
|
|
|
|
|
| Исправление синтаксических ошибок в текстах служебных документов
|
|
|
|
|
| Логические ошибки и их исправление
|
|
|
|
|
| Композиционные недостатки документных текстов
|
|
|
|
|
| Всего
|
|
|
|
|
Заочная форма обучения