Глава III. Соотношение форм занятий физическими упражнениями С детьми старшего дошкольного возраста в доу,с приоритетным физическим развитием. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава III. Соотношение форм занятий физическими упражнениями С детьми старшего дошкольного возраста в доу,с приоритетным физическим развитием.



Соотношение обязательных и дополнительных

Форм занятий в ДОУ различных видов.

Таблица 1

«Соотношение обязательных и дополнительных форм занятий в ДОУ».

(по С.В.Никольской, 1999)

Вид ДОУ Обязательные виды занятий Доп.формы занятий Образовательные программы
Детский сад 3 занятия в неделю, спортивные праздники 2 раза в год, вечера развлечений, утренняя гимнастика, физкультпаузы - обязательный минимум все, что угодно Типовая программа, Элементы программ: «Радуга»,«Детство»
ДОУ присмотра и ухода (оздоровительный обязательный минимум, ЛФК, лечебный массаж, дополнительные оздоровительные Процедуры секционные занятия: ритмоплас-тика фитбол и др. «Радуга»,«Детство» «Старт», «Здоровье», «Здоровый дошкольник»
ДОУ с приори-тетным физичес-ким направ-лением обязательный минимум, плавание, 1-2 раза в неделю секционные занятия, пешеходные прогулки экскурсии   секционные занятия, ЛФК, массаж «Радуга», «Детство», «Старт», «Здоровый дошкольник», «Здоровье»

Таблица 1

Вид ДОУ Обязательные виды занятий Доп.формы занятий Образовательные программы
ДОУ компенсирующего вида Обязательный минимум, ЛФК, массаж, дополнительные оздоровительные процедуры секционные занятия, подобранные с учетом индивидуаль-ных особенностей детей Типовая программа, порциальные компенсированные программы, частично: «Радуга», «Детство», «Старт», «Здоровый дошкольник», «Здоровье»
Центр развития ребенка Обязательный минимум, ЛФК, массаж, дополнительные оздоровительные процедуры, секционные занятия 1-2 раза в неделю Секционные занятия все программы, а также «Истоки», «Запорожцы»

 

Занятия в ДОУ с приоритетным гуманитарным развитием (в контрольной группе) соответствовали стандартным количественным нормам по физическому воспитанию:

v Ежедневная утренняя гимнастика.

v Воздушные процедуры после дневного сна, в сочетании с физическими упражнениями.

v 3 физкультурных занятия в неделю.

v Подвижные игры на улице.

v Физкультурные праздники и досуги 1 раз в месяц.

v Физкультминутки.

В ДОУ с приоритетным физическим развитием (в экспериментальной группе) постоянно проводились следующие мероприятия:

Ежедневные:

v Утренняя гимнастика на улице, дыхательная гимнастика.

v Точечный массаж лица.

v Массаж кистей рук четырехгранной палочкой и массаж стоп (для профилактики плоскостопия).

v Гимнастика после дневного сна в кровати (упражнения на укрепление мышц ног и брюшного пресса).

v Хождение босыми ногами по раздражителям (сухие и мокрые пеленки, резиновые коврики различного протектора, лоточки с галькой, роликовая дорожка и т.п.).

v Контрастное полоскание горла до и после еды (вода с температурой 380–280–220 С, с последующим понижением на 10 С каждую неделю до температуры холодной воды).

v Сухое растирание тела жестким полотенцем.

v Контрастное обливание рук и ног (для ЧБ детей температура воды 380-280-380С, для здоровых детей 400-220-400 С).

v Контрастные воздушные ванны (для ЧБ детей 180-230 С, для здоровых 160-240 С).

 

Периодически обязательные:

v Занятия в бассейне и тренажерном зале (3 раза в неделю).

v Физкультурные занятия в зале или на улице, в зависимости от погоды (3 раза в неделю).

v Лечебная гимнастика, направленная на профилактику и лечение плоскостопия и нарушения осанки (3 раза в неделю).

v Физкультурные праздники (1 раз в месяц).

 

Дополнительные:

v Ритмическая гимнастика.

v Синхронное плавание.

v Спортивные игры.

v Фит-бол

Анализ программ физического воспитания, применяемых в ДОУ различных видов, с детьми старшего дошкольного возраста.

ДОУ «Улыбка» (ДОУ с приоритетным физическим развитием) работает по программе «Развитие». Программа ориентирована на овладение детьми способами получения новых знаний, умений, навыков, а не просто усвоение их, также в нее включен раздел о работе с одаренными детьми. Для организации физического воспитания дошкольников используются методические рекомендации «Воспитание здорового ребенка» (М.Д.Маханева, 1998 г.), составленные на базе опыта работы Детского центра-прогимназии «Улыбка» (г. Нижний Новгород).

Основные направления физкультурно-оздоровительной работы в методических рекомендациях:

- создание условий для физического развития и снижения заболеваемости детей;

- повышение педагогического мастерства и деловой квалификации воспитателей;

- комплексное решение физкультурно-оздоровительных задач в контакте с медицинскими работниками;

- воспитание здорового ребенка совместными усилиями детского сада и семьи.

Авторы рекомендуют:

- создание гибкого режима дня для детей (примерное распределение основных компонентов режима дня для детей 3-7 лет, примерный режим дня в детском саду на осенне-зимний период при 12-часовом пребывании детей (для каждой возрастной группы с 2-7 лет), два варианта режима дня для детей 3-4 лет (с учетом биоритмологического профиля ребенка), и сетка фронтальной и подгрупповой работы с детьми на неделю (для каждой возрастной группы));

- гибкий график работы воспитателей, специалистов и всего обслуживающего персонала.

Всю работу по физическому воспитанию рекомендуют строить с учетом физической подготовленности и имеющихся отклонений в состоянии здоровья ребенка (вести «Журнал здоровья» на каждую группу).

Занятия по плаванию не должны нарушать режим дня и воспитательно-образовательный процесс в ДУ. Рекомендуется проводить одно занятие в неделю с детьми младшего возраста и два раза в неделю – с детьми старшего возраста. Работа по физическому воспитанию детей надо оценивать по следующими показателям:

- перемена группы здоровья ребенка на более высокую;

- уровень физического развития детей по местным стандартам;

- выполнения основных движений: качественные и количественные характеристики по возрасту;

- физические качества и способности (по тестам).

Особое внимание в режиме дня следует уделять проведению закаливающих процедур, различных для детей каждого возрастного периода, а также уровня подготовленности, отличные в зависимости от времени года. В методических рекомендациях представлена примерная схема закаливающих процедур для детей 1.5-7 лет, посещающих обычную или логопедическую, или оздоровительную группу (дифференцировано по временам года), даны подробные практические рекомендации закаливающих процедур с детьми.

 

ДОУ «Дюймовочка» (ДОУ с приоритетным гуманитарным развитием) работает по «Типовой программе» с элементами программы «Детство». Программа «Детство» - многогранного развития и воспитания личности ребенка, ее гуманистической направленности в разных видах деятельности. Физкультурные занятия в ней не считаются ведущей формой работы. Количество занятий и их продолжительность в программе строго не регламентируются. Педагог сам определяет их необходимость, содержание, способ организации и место в режиме дня, исходя из общих дидактических требований к занятиям с дошкольниками и уровня развития детей. Программа базируется на естественных для ребенка видах деятельности, главным из которых является игра. Необходимым условием для этого является создание эмоционально-радостной обстановки, веселой, занимательной физкультуры. Если малыш испытывает положительные эмоции, то это делает его более активным, способствует нормальной деятельности сердечно-сосудистой и нервной системы.

Нельзя заставлять ребенка заниматься: это вызывает естественный протест, рождает отрицательные эмоции. Заботясь о физической нагрузке, взрослый должен формировать познавательный интерес, поощрять и стимулировать у детей желание соревноваться в движениях, заботиться о целесообразной смене движений.

Эта программа по содержанию основных движений и физических упражнений по возрастным группам показывает, что она принципиально не расходится с «Программой воспитания и обучения в детском саду» (1985 г.). Однако наблюдаются некоторые усложнения двигательных действий и упражнений (лазанье по веревочной лестнице, канату, а также группировку, перекаты в положении группировки, кувырок с поддержкой).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 425; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.007 с.)