Направления государственной поддержки развития малого предпринимательства


Что должно делать государство для оказания поддержки предпринимательству и создания благоприятных условий для его саморазвития?

Во-первых, разрабатывать стратегию роста данного сектора экономики во взаимосвязи с общим социально-экономическим развитием страны. Это означает принятие комплексных долгосрочных мер, обеспечивающих малому бизнесу широкие возможности для роста и достижения им конкурентных преимуществ. Подобная стратегия может реализовываться в виде конкретных федеральных и региональных программ.

Во-вторых, упрощать и делать более понятной нормативно-правовую базу и налоговую систему, постоянно осуществлять корректировку федеральных и региональных законодательных и нормативно-правовых актов, приводя их в соответствие с требованиями развивающейся экономики.

В-третьих, минимизировать до разумной степени достаточности административно-разрешительные и контрольные функции государства, освобождать бизнес от излишних чиновников, защищать права и безопасность предпринимателей и их собственность, всемерно поощрять предпринимательскую активность.

В-четвертых, осуществлять финансовую и материально-техническую помощь путем создания многочисленных (в первую очередь, негосударственных) и доступных источников рискового (венчурного) капитала, сдавая в аренду средства производства и предоставляя возможность покупки их на льготных условиях, упрощая доступ к государственным заказам.

В-пятых, формировать инфраструктуру поддержки малого предпринимательства, развивать систему оказания специализированных консультационных услуг, совершенствовать обучение и повышение квалификации предпринимателей.

Программы.Организационную основу государственной политики поддержки образуют федеральные и региональные программы. Их цель – создание благоприятных условий для развития бизнеса. Подкрепленные реальными действиями и ресурсами, они являются базой для масштабного развития предпринимательства. Как правило, разрабатываются программы на период до пяти лет и предлагают комплекс мер, направленных на развитие малого предпринимательства на конкретных территориях и в конкретных отраслях.

Наиболее важные направления поддержки определяются на основе анализа текущей ситуации и проблем, с которыми сталкиваются малые предприятия. При разработке конкретных мер устанавливаются приоритеты экономического развития, учитываются потребности населения и имеющиеся ресурсы.

Программы могут предусматривать оказание самой разнообразной помощи предпринимателям: выделение производственных площадей, земельных участков, оборудования, финансовых средств, обучение населения основам бизнеса и повышение квалификации чиновников, отвечающих за развитие малого предпринимательства. В них могут оговариваться условия доступа к бюджетным ресурсам и научно-техническим разработкам, устанавливаться упрощенные процедуры регистрации, лицензирования и сертификации продукции, предлагаться меры содействия развитию торговых, научно-технических и производственных связей с зарубежными партнерами.



Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления разрабатывают свои региональные и муниципальные программы поддержки, предусматривая выделение на такие цели бюджетных средств. При этом региональные программы, как правило, формируются с учетом мнений муниципальных образований, а также структур поддержки малого предпринимательства. Они проходят многоступенчатую экспертизу, широко обсуждаются предпринимателями и реализуются органами власти при содействии предпринимательских и коммерческих структур и широком освещении полученных результатов в средствах массовой информации.

Инфраструктура поддержки. Инфраструктура поддержки представляет собой совокупность различных организаций (фондов, агентств, сервисных и выставочных центров, страховых и лизинговых учреждений, бизнес-инкубаторов и др.), создаваемых при участии государственных и муниципальных органов власти. Она призвана стимулировать рост и самоорганизацию малого бизнеса и направлять его активность в наиболее значимые для региональной экономики сферы.

При помощи инфраструктуры поддержки могут осуществляться различные виды деятельности. Например, обучение населения основам предпринимательства, быстрая регистрация предприятий и оказание им юридических и консалтинговых услуг, проведение маркетинговых исследований и организация выставок-ярмарок с демонстрацией продукции малых предприятий, оказание лизинговых услуг, содействие в техническом переоснащении и рекламе продукции, обеспечение безопасности, предпринимателей привлечение инвестиций и т. д.

В последние годы появилось достаточно много организаций, которые можно отнести к объектам инфраструктуры поддержки. Рассмотрим некоторые из них.

Бизнес-школы. Создаются для обучения и повышения квалификации предпринимателей и граждан, желающих открыть собственное дело. В бизнес-школах могут проходить обучение государственные и муниципальные служащие.

Учебно-деловые центры. Оказывают предпринимателям комплексную поддержку, включая образовательные и консультационные услуги, информационное обеспечение.

Агентства поддержки. Как правило, это консалтинговые фирмы, предлагающие предпринимателям очень широкий спектр услуг, включая помощь при государственной регистрации и обучение персонала.

Бизнес-инкубаторы. Они «взращивают» на своих площадях специально отобранные малые предприятия, оказывая им на первых этапах консалтинговые, образовательные и офисные услуги. Бизнес-инкубаторы ускоряют процесс развития малых предприятий (по сравнению с «естественными» условиями) в 10–20 раз, снижая при этом количество неудач в бизнесе в 1,5–2,0 раза. Бизнес-инкубаторы могут действовать в составе технопарков, технологических центров и других сервисных структур.

Технопарки. Создаются на базе крупных научно-исследовательских институтов или высших учебных заведений с целью более эффективного использования их научного потенциала. Технопарки призваны коммерциализировать новые разработки и технологии через деятельность малых инновационных предприятий. Хотя их организация требует значительных стартовых средств, такие структуры позволяют повысить роль малых предприятий в инновационной сфере, нацеливая их на внедрение радикальных новшеств, освоение новых технологий и изделий, делая их экспериментальной базой для крупных корпораций.

Инновационно-технологические центры. Также создаются на базе научно-исследовательских институтов примерно с той же целью, что и технопарки. Разница лишь в том, что данные центры, осуществляя коммерческое продвижение новых технологий, ориентированы не столько на малые предприятия, сколько на крупные корпорации, способные реализовать достаточно сложные и затратные научные разработки и проекты.

Социально-деловые центры. Обычно организуются при региональных центрах занятости и за счет их средств. В отличие от агентств и бизнес-инкубаторов они призваны решать социально-экономические проблемы незанятого населения.

Бизнес-центры.Оказывают предпринимателям сервисные и офисные услуги (предоставление помещений, средств связи, компьютерной техники, оргтехники). Создаются при торговых и транспортных центрах, гостиницах. Обслуживают клиентов на платной основе.

Информационные и маркетинговые центры. Осуществляют информационное обеспечение малых предприятий и структур, занимающихся поддержкой малого предпринимательства. Исследуют рынки и разрабатывают стратегию продвижения товаров и услуг.

Фонды поддержки. Создаются для оказания финансовой помощи малым предприятиям и предпринимателям. Первоначальными источниками их формирования служат, как правило, средства муниципальных и региональных бюджетов. Кредиты предоставляют по льготным ставкам.

Перечисленные структуры дают только общие сведения о наиболее распространенных формах поддержки, не отражая всего многообразия объектов инфраструктуры. В каждом регионе и муниципальном образовании в зависимости от уровня развитости малого бизнеса и сложности оказываемых услуг могут создаваться свои объекты, учитывающие региональную специфику.

Финансовая поддержка. Финансовая поддержка малого предпринимательства в России существенно отличается от таковой в развитых странах.

Российские предприниматели в качестве финансовых источников развития используют главным образом внутренние ресурсы – доходы от собственной деятельности (60 %), личные средства учредителей (20 %) и частный кредит (15 %). Эти источники доступны и наиболее надежны. На долю внешних ресурсов (кредиты банков, бюджетные ссуды и др.) приходится не более 5 %.

Внешние источники заимствований, в том числе кредиты банков, использует только половина всех малых предприятий, но и они сталкиваются с проблемами, обусловленными пока еще слабым развитием рынка финансовых услуг.

Государство должно сыграть решающую роль в запуске механизмов финансовой поддержки, задействовать весь арсенал технологий привлечения средств в сферу малого бизнеса, переориентировать систему финансирования на активное использование внебюджетных источников, обучить предпринимателей современным методам заимствования, сделать систему предоставления гарантий и бюджетных ресурсов более понятной и доступной предпринимателям.

В целом же российский малый бизнес может рассчитывать на ресурсы для своего развития, эквивалентные доле капитальных активов в совокупном объеме основных средств и доле создаваемого им валового внутреннего продукта, – примерно 10 %. И это несмотря на то, что наиболее капиталоемкие виды хозяйственной деятельности остаются пока недоступными для малых и средних предприятий.

Рассмотрим особенности финансирования малого бизнеса за счет ресурсов некоторых источников.

Банковский кредит. Пока малодоступен для небольших предприятий и частных предпринимателей. Российские банки еще не научились учитывать специфику малого бизнеса. Их кредитная политика ориентирована лишь на крупных клиентов. Поэтому спектр услуг для малых предприятий, соответствующий западным стандартам, до сих пор развит слабо. Даже при оценке рисков реализации бизнес-планов и инвестиционных проектов банки исходят только из рыночной стоимости основных фондов предприятия и размера залога и не принимают во внимание перспективы реализации проекта, потенциальные возможности предприятия и команды управленцев.

Общества взаимного кредитования. Действуют как кассы взаимопомощи. Кредитуют юридических и физических лиц. Самостоятельно определяют размер, периодичность и порядок финансирования, в наибольшей степени учитывают специфику бизнеса и ориентированы на интересы пайщиков. К услугам таких обществ обращаются предприниматели, не желающие брать кредит в банке из-за высокой ставки процента. Общества взаимного кредитования повышают кредитоспособность и финансовую устойчивость групп малых предприятий за счет аккумулирования их временно свободных денежных средств и предоставления кредитов участникам общества. Это особенно важно в условиях неготовности банков кредитовать малый бизнес.

Частный кредит. Предполагает привлечение ресурсов друзей, знакомых, родственников, партнеров по бизнесу, «теневых» структур. В отличие от банковского такой вид кредитования дает предпринимателям ряд преимуществ: кредит можно получать на более продолжительный срок, под меньшую процентную ставку, с гораздо большей оперативностью и без излишней бюрократической волокиты, с меньшими требованиями по предоставлению гарантий. Данный вид кредита будет и в дальнейшем играть важную роль в развитии малого бизнеса, помогая решать текущие проблемы – пополнение оборотных средств, закупку товаров и оборудования и др.

Лизинг. Вид инвестиционного кредита для приобретению оборудования и передачи его по договору аренды физическим или юридическим лицам за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях с правом выкупа. Мировой опыт свидетельствует, что лизинговая форма кредита актуальна и эффективна для малых предприятий, испытывающих недостаток ресурсов. Для предпринимателей лизинг выступает как форма долгосрочной аренды с правом выкупа. К сожалению, в России широкое распространение лизинга сдерживается пока еще слабой экономической подготовкой предпринимателей и несовершенством нормативно-правовой базы.

Франчайзинг. Представляет собой покупку уже «раскрученного» бизнеса. Дает возможность начать собственное дело, используя опыт, знания, поддержку и рекламу уже известных фирм. Очень распространен в экономически развитых странах. У нас только начинает осваиваться.

Венчурное (рисковое) финансирование. Осуществляется в разных формах. Способствует притоку средств для завершения научно-технических разработок, потенциально оцениваемых как высокоприбыльные. При этом значительный производственный и финансовый риск обусловлен неопределенностью конечного результата. Источниками финансирования могут быть специализированные венчурные фонды и индивидуальные инвесторы.

Данный вид финансовой поддержки широко распространен за рубежом. Например, в США ежегодно финансируются тысячи рисковых проектов, а в Англии венчурное финансирование помогает жить и развиваться «академгородку» под названием Кембридж. Каким образом? Во-первых, венчурный бизнес освобожден от подоходного налога и налога на прирост капитала, что дает дополнительные ресурсы, которых так не хватает ученым и изобретателям. Во-вторых, посредником между изобретателем и потенциальным потребителем его продукции выступает венчурное предприятие, которым обычно руководят сами ученые или те, кто учился или работал вместе с ними и хорошо знает проблему. В-третьих, государство содействует тому, чтобы деньги «находили» изобретателей, и выделяет таким посредникам землю для расширения бизнес-центров.

Подобная схема отлично работает во многих странах. Ее можно применять и в России (Москве, Казани, Новосибирске, Иркутске – везде, где есть крупные научно-исследовательские центры и имеются значимые для реального сектора разработки). Чтобы подобный механизм запустить в России, необходимо принять венчурное законодательство. В сочетании с наведением порядка в финансировании науки это позволит увеличить зарплату российским ученым и инженерам.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь