Место и роль малого предпринимательства в обществе


Малое предпринимательство играет исключительно важную роль в экономической и социальной жизни развитых стран. В мировой практике считается нормой государствен­ное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финан­совые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы под­держивать их любой ценой, а в том, чтобы создать право­вые и экономические условия для их выживания, способ­ности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

Малый бизнес рассматривается как явление социальное, обеспечивающее занятость и самозанятость, реализацию предпринимательской инициативы и инноваций, а также другие эффекты, а не как один из основных наполнителей бюджета.

Следует отметить политическое влияние малого бизнеса в различных странах достаточно велико, поскольку эта социальная группа давно стала основой сформировавшегося среднего класса, наиболее представительного по своей численности и являющегося выразителем политических предпочтений значительной части населения. В России это влияние не достаточно сильное по причине не достаточной его развитости. В условиях устойчивого социально- экономического и политического развития общества мелкие предприниматели отличаются наибольшей приверженностью принципам демократии, политической стабильности и экономической свободы. Слой мелких собственников проявляет наибольшую активность, и даже агрессивность при возникновении угрозы в отношении собственности, так как в отличие от крупных и средних собственников для владельцев малых предприятий их собственность зачастую является единственным средством к существованию и важнейшим способом самовыражения. Средний класс либо сам формирует свои политические движения, либо становится объектом борьбы различных политических сил за голоса избирателей. Данный фактор определяет неразрывность связи МП с интересами местных и региональных сообществ, что обусловливает его зависимость от национальной основы и составляет питательную среду для его патриотических настроений.

Развитие малого и среднего предпринимательства является важнейшим показателем степени успешности рыночных реформ, уровня эффективности конкурентной экономики. Анализ экономической литературы и имеющихся статистических данных о деятельности субъектов малого предпринимательства свидетельствует об усилении роли малых предприятий даже в странах с развитой рыночной экономикой, хотя при этом устойчивость малых предприятий остается относительно низкой. При росте численности малых предприятий, развитой инфраструктуре и государственной поддержке малое предпринимательство является важным фактором решения экономических, социальных задач, а также занятости населения. Как правило, развитие малого предпринимательства является условием решения следующих проблем:

· формирование конкурентных, цивилизованных рыночных отношений, способствующих лучшему удовлетворению потребностей населения и общества;

· расширение ассортимента и повышение качества товаров, работ, услуг. Стремясь к удовлетворению запросов потребителей, малый бизнес способствует повышению качества товаров, работ, услуг и культуры обслуживания;

· приближение производства товаров и услуг к конкретным потребителям;

· содействие структурной перестройке экономики. Малое предпринимательство придает экономике гибкость, мо­бильность, маневренность;

· привлечение личных средств населения на развитие производства.

· создание дополнительных рабочих мест, сокращение уровня безработицы;

· способствование более эффективному использованию творческих возможностей людей, раскрытию их талан­тов, развитию различных видов ремесел, народных про­мыслов;

· вовлечение в трудовую деятельность отдельных групп населения, для которых крупное производство налагает определенные ограничения (домохозяйки, пенсионеры, инвалиды, учащиеся);

· формирование социального слоя собственников, владельцев, предпринимателей;

· активизация научно-технического прогресса;

· освоение и использование местных источников сырья, отходов крупных производств;

· содействие крупным предприятиям путем изготовления и поставки комплектующих изделий и оснастки, создание вспомогательных и обслуживающих производств;

· освобождение государства от низкорентабельных и убыточных предприятий за счет их аренды и выкупа.

В современных условиях перехода экономики на путь устойчивого развития в т.ч. перевода российской экономики на инновационный путь, развитие малого предпринимательства становится важнейшей задачей, без решения которой невозможно обеспечить успешное социально-экономическое развитие России.

В России использование экономического потенциала малого предпринимательства и его ориентация на обеспечение устойчивого развития страны и ее регионов пока не являются реальным приоритетом государственной политики, что в значительной степени обусловлено несовершенством системы государственной поддержки МП в т.ч. на региональном уровне.

7.2. Сущность и критерии определения субъектов малого предпринимательства

Подходы к определению и общие структурные характеристики малых предприятий.Малое предпринимательство как экономическое явление обладает рядом черт, характерных для предпринимательства вообще, и специфическим набором свойств, позволяющих рассматривать его в качестве самостоятельного объекта изучения. Во избежание разночтения необходимо сразу оговориться, что следует различать малое предпринимательство как определенное социально-экономическое явление, малое предпринимательство как объект статистического учета и малое предпринимательство как объект государственного воздействия (регулирующего, фискального). Если во втором и третьем случае критериями вычленения структур малого предпринимательства из всей совокупности экономических структур являются прежде всего четкие количественные критерии, то при рассмотрении малого предпринимательства в качестве социально-экономического явления на передний план выходит качественные аспекты.

Малое предпринимательство как определенная макроэкономическая категория отражает наличие в экономике совокупности мелких экономических субъектов (компаний), обладающих полной экономической самостоятельностью и связывающих экономику в единое целое.

В определении экономической природы малого предпринимательства в экономической литературе как отечественной, так и зарубежной до настоящего времени нет единого мнения. Авторы многих научных исследований дают более или менее произвольные определения этому сектору, исходя из численности рабочей силы или размера вложенного капитала.

Представляется целесообразным выделить следующие основные моменты в подходах при определение понятия малого предприятия:

· определения малых и средних предприятий разнятся не только по странам, но и в том числе внутри страны по отраслям и территориям;

· всякая характеристика дается в зависимости от практических потребностей и служит конкретным целям;

· большая дифференциация определений показывает, что малые предприятия не имеют четко выделенных границ.

В зарубежной статистике для отнесения предприятия к сектору малого бизнеса, как правило, используются следующие количественные показатели: численность персонала, объем валовой продукции или оборота капитала (продаж) и объем производственных фондов.

Среди качественных характеристик малого предпринимательства можно выделить:

· единство права собственности и непосредственного управления предприятиями и связанного с ним риском;

· небольшой рынок сбыта, не позволяющий фирме оказывать сколько-нибудь значительное влияние на цены и объемы реализуемого товара;

· правовая независимость;

· персонифицированное управление, предполагающее, что собственник сам участвует во всех аспектах управления бизнесом и в процессе принятия решений.

Значительная часть отечественных ученых определяет малые предприятия как технически и технологически передовое, специализированное, мобильное, экономически эффективное производство, имеющее относительно небольшую численность работающих. Сегодня некоторые мелкие предприятия (фирмы) по технической вооруженности, производительности часто не уступают крупным компаниям, все больше превращаясь в составные звенья крупного общественного производства. В этом плане противопоставление мелкого и крупного производства теряет всякий смысл.

Исторически малое предпринимательство представляло собой самостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локальный рынок товаров и услуг. Его капитал был ограничен, собственник и предприниматель совмещены в одном лице. Такие предприятия были независимы от крупного капитала, платили налоги, не нуждались в поддержке государства и не кооперировались между собой. Это - классическое малое предпринимательство, из которого по мере углубления, разделения труда, накопления капитала и роста доступности транспортных услуг выросли крупные фирмы. Сферами деятельности такого традиционного малого предпринимательства являются мелкосерийное или индивидуальное производство товаров, розничная торговля, гостиничное хозяйство и общественное питание, транспорт, строительство, здравоохранение.

Выявляется необходимость четкого разделения малого, среднего и крупного предпринимательства и недопустимости обобщения малого и среднего предпринимательства в одну группу. Малое предпринимательство - это, в первую очередь, единство функций собственника, менеджера и, нередко, работника в одном лице. В то время как в среднем предпринимательстве в результате раздвоения капитала на капитал - собственность и капитал - функцию, происходит закрепление собственности (например, через акции) за одним лицом, а функции капитала (самовозрастание стоимости) за другим (менеджер).

Как показывает мировая практика, основным критериями, на основе которого предприятия различных организационно правовых форм относятся к субъектам малого предпринимательства, является в первую очередь средняя численность работников, занятых за отчетный период на предприятии. Наиболее общими критериями в зарубежной практике, на основе которых предприятия относятся к малому бизнесу является: численность персонала; размер уставного капитала; величина активов; объем оборота (прибыли, дохода).

Организационно-правовые формы предприятий в странах с развитой рыночной экономикой различны. Наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства в этих странах является индивидуальное предприятие (табл.17).

Таблица 17

Основные организационные формы субъектов малого бизнеса

в развитых странах.

Страна Организационно-правовые формы предприятий
Великобритания индивидуальное предприятие, ассоциированные владельцы, компании с ограниченной ответственностью
Франция индивидуальное предприятие, акционерная компания, товарищество с ограниченной ответственностью
США единоличное владение, товарищество, корпорация
Германия индивидуальная трудовая деятельность, партнерство (общее и ограниченное), малые акционерные общества

В каждой стране существуют свои критерии, по которым предприятие относится к малому или среднему. Международная Организация Экономического Сотрудничества и Развития (ОЭСР), в которую входят экономически высокоразвитые страны, определяет предприятия с числом занятых до 19 человек, как весьма «малые», до 99 человек как «малые», от 100 до 499 человек, как «средние» и свыше 500 человек как крупные.

В Великобритании отнесение предприятия к субъектам малого бизнеса основывается на данных оборота и численности занятых (различных по отраслям экономики). К мельчайшим относятся фирмы с числом занятых от 1 до 25 человек, а к мелким от 25 до 99 человек, включительно.

Российская федерация.В соответствии с Российским законодательством малые предпри­ятия как субъекты малого и среднего предпринимательства не яв­ляются особенной организационно-правовой формой, так как ведущим критерием отнесения предприятий (орга­низации) к субъектам малого предпринимательства яв­ляется средняя численность работников за отчетный период. Субъектами малого предпринимательства могут быть граждане (физические) и юридические лица.

Необходимо отметить произошедшие изменения в критериях, по которым определяются субъекты МП. Так, в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 14 июня 1995 г. № 88-ФЗ – утратившего силу, под субъектами малого предпринимательства понимались коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов не превышает 25%. Доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого предпринимательства, не превышает 25%. И в которых средняя численность работников за отчетный период не превышала предельных уровней:

· в промышленности - 100 чел;

· в строительстве - 100 чел;

· на транспорте - 100 чел;

· в сельском хозяйстве - 60 чел;

· в научно-технической сфере - 60 чел.;

· в оптовой торговле - 50 чел;

· в розничной торговле и бытовом обслуживании населения - 30 чел.;

· в остальных отраслях и при осуществлении других видов

деятельности - 50 чел.

В Федеральном Законе РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» установлено, что под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица. Наиболее распространенной организационной формой малого предпринимательства в России является индивидуальное предприятие.

На сегодняшний момент понятие субъектов малого и среднего предпринимательства и критерии по которым они к ним относятся определяются Федеральным законом Российской Федерации «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ.

Согласно этого закона, к субъектам малого и среднего бизнеса (МСБ) относятся потребительские кооперативы и коммерческие организации (за исключением ГУП – государственные унитарные предприятия и МУ – муниципальные предприятия), индивидуальные предприниматели, крестьянские (фермерские) хозяйства. Также введено понятие не только малого предприятия, но и среднего предприятия и микропредприятия. Критерием отнесения предприятия к одному из видов осталась средняя численность работников за предшествующий календарный год, которая не должна превышать предельные значения:

а) для средних предприятий от 101 до 250 человек включительно;

б) для малых предприятий до 100 человек включительно;

в) для микропредприятий до 15 человек (микропредприятия входят в состав малых предприятий)

Критерием отнесения субъектов хозяйствования к МСБ так же является предельная выручка от реализации товаров (работ, услуг) без учета НДС за предшествующий календарный год, установленная Постановлением Правительства РФ от 22.07. 2008 г. за №556 и применяемая к отношениям, возникшим с 1 января 2008 г., которая не должна превышать следующие предельные значения:

а) для средних предприятий - 1000 млн. руб.;

б) для малых предприятий – 400 млн. руб.;

в) для микропредприятий – 60 млн. руб.

Физические лица (граждане) могут быть участниками малого предпринимательства как непосредственно фи­зические лица, участвующие в создании хозяйственных обществ, и как физические лица, занимающиеся пред­принимательской деятельностью без образования юри­дического лица, являющиеся учредителями хозяйствен­ных товариществ и обществ. Категория таких представителей малого предпринимательства весьма существенна.









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь