Малое предпринимательство и средний класс


Для общества с рыночной экономикой огромное значение имеет уровень (состояние) среднего класса. Чем сильнее средний класс, тем эффективнее экономика страны. Наличие среднего класса определяет не только уровень экономики, но и что очень важно уровень социальной защищенности населения.

Следует отметить, что на пути данного движения в период проведения широкомасштабной приватизации были допущены серьезные умышленные (и неумышленные) ошибки, которые привели к созданию социального класса финансовых олигархов, незаинтересованных в дальнейшей демократизации общества и создании среднего класса. В демократических странах средний класс составляет большую часть общества. Он является главной движущей силой социального прогресса и играет роль стабилизатора политической жизни общества, носителем его нравственного и физического здоровья.

Понятие средний класс – это не среднеарифметическое понятие, а социальное. В странах с развитой рыночной экономикой и демократическим политическим строем под средним классом подразумевается та часть общества, которая занимает среднее положение в обществе по уровню денежных доходов. Средний класс составляет наибольшую по численности социальную группу, и выполняет ряд важных функций:

а) функцию «стабилизатора» общества;

б) функцию «поставщика» квалифицированной рабочей силы.

Критерии выделения и структура среднего класса. В странах с развитой рыночной экономикой и демократическим политическим строем к среднему классу относится часть общества, которая занимает среднее статусное положение в социально-экономическом аспекте и составляет наибольшую по численности социальную группу.

К среднему классу относится четыре основные категории:

Первая – коммерческая, это эффективно работающие представители малого и среднего бизнеса;

Вторая – бюджетная (чиновничья), а это высокооплачиваемые представители государственных служб и общественно – политических организаций;

Третья – управленческая, к ним относятсяруководители (менеджеры) среднего и высшего звена коммерческих и государственных предприятий и организаций (исключая бюджетные);

Четвертая – интелегенция, высокооплачиваемые представители науки, культуры, спорта, искусства.

В составе среднего класса необходимо выделить три основных слоя:

Верхний слой – это топ - менеджеры крупных компаний, успешные крупные и средние предприниматели, верхушка государственного аппарата;

Средний слой – это менеджеры средних предприятий (и среднего уровня), высокообеспеченные представители науки, искусства, врачи, адвокаты и т.д., а также сильнейшие (по экономической эффективности) представители малого бизнеса;

Нижний слой – это высококвалифицированные специалисты и рабочие, оставшаяся часть малого бизнеса.

Из перечисленных четырех категорий коммерческая категория является наиболее большая. Теперь необходимо понять, почему роль среднего класса, а соответственно эффективно работающего малого и среднего бизнеса, имеет огромное значение, как для экономики, так и для снижения социальной напряженности в обществе. Одной из основных характеристик уровня экономики страны является объемом ВВП. В развитых странах, таких как США, Германия, Англия доля малого и среднего бизнеса в ВВП страны достигает 50-60%, а в России около 15%. Соответственно у нас в России хорошо живут, только эти 15% населения, не считая конечно небольшое количество очень богатых людей, а в развитых странах 50-60%. В конце 2007 г. президентом России В.В. Путиным поставлена задача довести уровень среднего класса к 2020 году до уровня мировых стандартов.



На сегодняшний момент не существует единых критерий принадлежности к среднему классу. Можно отметить ряд признаков, характеризующих принадлежность к среднему классу, которые должны рассматриваться в комплексе:

· Материальные и ресурсные признаки – уровень доходов и расходов, накопление сбережений, имущественная обеспеченность.

· Нематериальные и ресурсные признаки – уровень образования, профессиональной квалификации, должности. Уровень в иерархии общества.

· Самоидентификация – стратегии экономического поведения, самооценки адаптации к социально-экономической обстановке и т.п.

Социально-демографический портрет среднего класса.Отличительной чертой, характеризующей средний класс, является его социально-демографический портрет. В табл. 54 представлены данные по распределение числа малых предприятий по среднему возрасту.

Таблица 54

Распределение числа малых предприятий по среднему возрасту

на конец 2000 г.

Отрасли экономики Число МП Доля МП, зарегистрированных не позднее %:  
1990 г., (от 11 лет и более) 1991-1992 гг., (от 9 до 10 лет) 1993-1994 гг., (от 7 до 8 лет 1995-1997 гг., (от 4 до 6 лет 1998-2000 гг., (не более 3 лет Средний возраст МП, не менее … лет
Промышленность 88 432 3,1 18,0 18,0 24,5 36,3 5,2
Строительство 86 957 3,4 16,2 20,0 25,8 34,5 5,3
Торговля и общественное питание 279 500 1,8 11,0 13,3 24,7 49,1 4,2
Транспорт 14 530 3,2 14,3 17,9 25,3 39,2 4,9
Общая коммерческая деятельность по обеспечению функционирования рынка     27 037     1,7     8,9     13,1     28,7     47,5     4,2
Оптовая торговля продукцией производственно-технического назначения     22 983     1,4     10,8     13,6     22,9     51,2     4,1
Непроизводственные виды бытового обслуживания населения     2,6   26,4   20,7   20,9   29,3   5,9
Наука и научное обслуживание   21 913   3,1   26,6   20,5   23,0   26,8   6,0
Всего по России 634 361 2,3 13,8 15,8 25,3 42,8 4,7

Одним из главных итогов российских реформ стало появление в стране особого класса - среднего. Ученые из Института социологии РАН провели серию крупномасштабных и по сути уникальных исследований российского среднего класса[36]. Как уточняют исследователи, около трети активного городского населения (то есть 22 % всех россиян) – это так называемая «периферия» среднего класса. Те, кому для вступления в его стройные ряды, по мнению социологов, не хватает совсем чуть-чуть: кому дохода, кому - профессионального уровня, кому - образования. По западным меркам, высокооплачиваемые и высококвалифицированные рабочие вполне могут считаться представителями среднего класса. В России, где опытный учитель порой получает меньше дворника, а доходы простого нефтяника только снятся производителям ракет или высокоточных приборов, ученые понимают, что сухую теорию приходится проверять практикой, в которой отраслевые перекосы сплошь и рядом.

Бурный рост среднего класса пришелся на рубеж веков, последефолтные времена. В 2003 г. эта прослойка составляла около четверти населения России. В 2006-м она утончилась - лишь 20-22 %. При этом часть среднего класса ушла, по оценкам социологов, «на периферию» группы: меньше стало денег, уверенности в будущем, возможностей реализовать свой человеческий потенциал. Труд рядового представителя среднего класса по-прежнему недооценен, его доходы растут медленнее, чем в среднем по стране.

По данным Росстата, за последние 15 лет число тех, кто занят в госсекторе экономики, плавно снижается, а доля «частников» плавно растет. Именно поэтому значительная часть среднего класса трудится на приватизированных или новых частных предприятиях – почти 35%. В государственном секторе сосредоточена наибольшая доля респондентов: 54% представителей среднего класса 60% его периферии и 41% прочих массовых слоев. Средний класс особо заметен в промышленности (в том числе электроэнергетике), на транспорте и в строительстве (22%). Достаточно велик его удельный вес в системе образования (16%), в армии и в правоохранительных органах (13%), в торговле (11%). Незначителен в сельском и лесном хозяйстве (1%), в сфере ЖКХ, в науке и научном обслуживании (3%).

Наши «середняки» - хорошие профессионалы, умеющие работать головой, наделенные развитым интеллектом. Это, например, массовая интеллигенция, служащие, менеджеры, руководители разного уровня и т.д. Две трети среднего класса России имеют высшее образование. С представителями других массовых слоев все обстоит прямо противоположным образом: половина из них имеет низший уровень профессионального образования (ПТУ) или вообще окончили только школу.

Рассмотрим уровень образования и профессиональной подготовки среднего класса. Уровень профессионального образования – тот критерий, который по определению отличает средний класс от других групп, опрошенных в исследовании (периферии среднего класса и прочих массовых слоев). Интересна сама по себе образовательная структура российского городского среднего класса (табл. 55).

Таблица 55

Уровень профессионального образования

различных групп респондентов, в %[37]

 

Образование   Группы респондентов  
  Средний класс Периферия Прочие массовые слои  
Не имеют специального про- фессионального образования
Среднее специальное
Высшее гуманитарное или экономическое
Высшее техническое или естес- твенно-научное

 

Как видим, более двух третей представителей средних слоев имеют высшее образование, и практически никто из них не входит в группу не имеющих профессионального образования (что было возможно по критериям выделения СК только для предпринимателей). Последнее обстоятельство характерно и для представителей периферийных слоев. Но профессиональное образование последних в большей степени среднего уровня. Для представителей других массовых слоев характерна прямо противоположная ситуация: половина из них имеет низший уровень профессионального образования (ПТУ) или вообще его не имеет.

Социологи докопались еще до одной особенности: достаточно часто образование таких работников слишком высоко для тех обязанностей, которые им приходится выполнять (в научных трудах это называют дисфункциональным образованием). Впрочем, прочие массовые слои от подобной «дисфункции» страдают не меньше. Сейчас не по специальности работает 31% представителей среднего класса; 33% - периферийного слоя; 48% - прочих социальных групп.

Средний класс - люди активные и образованные, открытые новым знаниям. Как выяснили социологи, они в несколько раз чаще, чем представители прочих слоев общества, умеют работать на компьютере, водить машину, знают иностранный язык и используют его в работе. Они более охотно учатся чему-то новому для себя. Правда, в ходе опроса проявилась и не самая приятная тенденция: в последние годы и средний класс, и его периферия стали куда менее активно повышать свою квалификацию. Доля тех, кто за последние годы стремился следить за новой литературой, приобретать новые навыки и т.д., снизилась с 45 % в 2003 году до 35 % в 2006-м. Меньше стали пользоваться платными услугами, когда речь шла об образовании детей – 27 % вместо 32 %. Периферия среднего класса в большей степени, чем его основная часть, рискует профессионально деградировать.

Живут представители среднего класса в основном в крупных городах. В поселках городского типа и в селах их ровно в два раза меньше. В мегаполисах-миллионниках таких людей около 28 % от всего экономически активного населения. В просто больших - с населением свыше 250 тысяч - до 24 %. Когда в населенном пункте меньше четверти миллиона жителей, сразу утончается и прослойка «середняков»: не больше 13 %.

В ходе исследования они выделили особую группу людей, которых условно назвали успешными. К ним отнесли тех, кто может не искать дополнительный приработок и вполне способен обеспечить себе достойный уровень жизни на доходы от основной работы. Таких среди городского населения в настоящее время в среднем 15 %. В среднем классе – 21%, на его периферии – 16 %, в прочих массовых слоях лишь 11 %.

Выяснилось, что средний класс чуть отстает от «успешных» по темпам карьерного роста. Зато чаще получает, с его точки зрения, престижную или интересную работу (об этом сказали 60 и 68 %), заводит собственный бизнес (31 %) и т.д. Говорят, что работа - это важнейшая сторона их жизни и возможность проявить себя, 62 % представителей среднего класса (и лишь 43 % просто «успешных» россиян).

Если говорить о структуре среднего класса по роду деятельности, то характерной его особенностью, только усилившейся в период кризиса, по мнению Н.Е.Тихоновой[38], является занятость в госсекторе. В значительной степени это связано с тем, что рабочие места специалистов в социальной сфере в основном сосредоточены в госсекторе. Они, а также специалисты, работающие в армии и правоохранительных структурах или занятые в частном секторе, составляют около 40% среднего класса страны. Это основная группа. Далее идет линейный персонал офисов (19%), работники торговли и сферы услуг (свыше 10%), руководители разного уровня (9%). Десятая часть относятся к пенсионерам — это люди, имевшие занятость, характерную для среднего класса, и сумевшие сохранить высокий уровень жизни после выхода на пенсию. Еще одной характерной особенностью нашего среднего класса является малая доля предпринимателей и самозанятых, их не более 4%. Мало в составе среднего класса и студентов.

Достаточно специфичен гендерный состав среднего класса — почти на две трети он представлен женщинами. Именно ими занята большая часть рабочих мест в социальной сфере госсектора. Что касается возраста, то 50% приходится на возраст 30–50 лет. Половина российского среднего класса проживает в мегаполисах и республиканских, областных, краевых центрах. И, напротив, низок процент относящихся к среднему классу и проживающих в сельской местности.

Таким образом, у среднего класса есть достаточно четкий социально-демографический портрет, который серьезно отличается от среднестатистического представителя этого класса в западном понимании.

Основные термины и понятия

Малое предпринимательство. Субъекты малого предпринимательства.

Критерии определения субъектов малого предпринимательства.

Средний класс.

 

-------------------------------------------------------------------------------------------

Контрольные вопросы?

1. Какова роль МП в экономике развитых стран?

2. Каковы критерии определения МП в России?

3. Достаточная ли численность МП в экономике России?

4. Основные организационные формы субъектов малого бизнеса в развитых странах?

5. Перечислите основные преимущества МП?

6. Перечислите основные недостатки МП?

7. Назовите основные проблемы развития МП в России?

8. Перечислите основные причины, мешающие деятельности МП в России?

9. Что такое средний класс?

10.Роль среднего класса в снижение социальной напряженности в обществе?

11.Оосновные направления поддержки малого предпринимательства в России?









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь