О курсовых и дипломных работах


 

В заключение, учитывая основную направленность данной книги, предназначенной в первую очередь студентам, приведем некоторые советы, касающиеся подготовки курсовых и дипломных работ по педагогике. Они заимствованы из книги Е. В. Бережновой, в которой излагаются требования к курсовым и дипломным работам (см. список рекомендуемой литературы).

В процессе познания, кто бы его ни осуществлял, действуют общие закономерности, и студенческая работа по замыслу, по логике и средствам проведения аналогична научной работе любого исследователя (отличаются они масштабностью, широтой охвата эмпирического материала, глубиной анализа и, разумеется, объемом). Дипломная работа, конечно, не диссертация, и студент нуждается в неизмеримо большей помощи руководителя, чем тот, кто занимается, например, научной работой в системе подготовки специалистов высшей квалификации. Есть различия также между курсовой и дипломной работами, хотя они имеют много общего.

В результате выполнения курсовой работы студент должен показать готовность к владению основными исследовательскими умениями. С этой целью будущим педагогам необходимо:

– научиться пользоваться библиографическими указателями по педагогике, психологии, философии, социологии и т.д.;

– изучить определенный минимум литературы по теме и уметь записать нужную информацию;

– грамотно изложить состояние изучаемого вопроса в современной литературе на основе ее анализа;

– проанализировать педагогический опыт, имеющийся в различных типах образовательных учреждений (если это определено темой);

– выполнить фрагмент опытно-экспериментальной работы, обработать полученный эмпирический материал, проанализировать, систематизировать, интерпретировать его и сделать выводы.

Конкретная тематика студенческих работ должна отвечать следующим требованиям:

– соответствовать задачам подготовки специалистов;

– учитывать направления и проблематику современных научно-педагогических исследований;

– приобщать студентов к работе над проблемами, которые исследуют отдельные преподаватели и сотрудники кафедры педагогики в целом;

– учитывать разнообразие интересов студентов в области педагогической теории и практики, а также результаты работы в научном студенческом обществе;

– разрабатывать актуальные проблемы воспитания и обучения детей.

По содержанию между курсовой и дипломной работой, как правило, должна существовать связь: дипломная работа становится дальнейшим развитием курсовой путем углубления и детализации проблемы. Однако чисто механически, дословно, включать курсовую работу в дипломную нельзя. Основные выводы курсовой могут служить исходным материалом для творческой разработки проблематики дипломной работы.

План действий по выполнению дипломной работы можно представить следующим образом.

(В качестве примера в табл. 4 рассматривается тема индивидуализации обучения английскому языку.)

 

Таблица 4

Соотношение тематики курсовой и дипломной работы

 

Методологическая Вид работы
характеристика   курсовая дипломная
Тема Осуществление принципа индивидуализации обучения на уроках английского языка Способы осуществления личностно ориентированного подхода к учащимся в процессе обучения иностранному языку (на материале преподавания английского языка)
Объект Процесс обучения английскому языку с использованием индивидуального подхода к учащимся Процесс личностно ориентированного обучения иностранному языку
Предмет Индивидуализация как средство повышения эффективности процесса обучения английскому языку Индивидуальные формы работы учителя с учащимися как способ реализации принципов личностно ориентированного обучения. (Возможно сформулировать предмет иначе, например: «Границы применения учителем индивидуальных форм работы с учащимися как способа осуществления личностно ориентированного обучения»)
       

 

1. Выбор одного из направлений курсовой работы для углубленного анализа. Уточнение темы дипломной работы.

2. Составление списка литературы по теме исследования.

3. Выделение проблемы и анализ ее состояния в науке и практике.

4. Выделение и анализ базовых понятий по теме исследования.

5. Составление плана работы.

6. Обоснование актуальности темы с указанием основных характеристик работы (объект, предмет, цель, задачи и т.д.).

7. Составление содержательного обзора теоретических источников по теме исследования.

8. Написание раздела «Анализ литературы по теме исследования», в котором представлены:

а) история исследуемой проблемы (идеи, вопроса);

б) общепедагогические и другие научные положения, характеризующие объект исследования;

в) дидактические положения*;,

г) методические положения;

д) психологические положения.

* Курсивом выделены пункты, которые могут быть включены в структуру работы.

9.Написание раздела: «Выводы по результатам анализа литературы по теме исследования».

10. Разработка различных способов решения выделенной проблемы.

11. Определение оптимального пути разрешения проблемы.

12. Подготовка к осуществлению констатирующего эксперимента (планирование; разработка методики; подготовка оборудования; разработка планов-конспектов уроков, воспитательных дел, дидактических тестов и т.д.).

13. Констатирующий эксперимент с целью получения представления об уровне исследуемого предмета.

14. Анализ результатов эксперимента; составление таблиц, схем иллюстраций, формулирование выводов.

15. Написание раздела «Констатирующий эксперимент».

16. Обучающий эксперимент с целью проверки предположения.

17. Подготовка к осуществлению обучающего эксперимента (планирование, разработка методов и средств проведения и наблюдения за ходом эксперимента, разработка способов фиксации наблюдений и т.д.).

19. Проведение и анализ обучающего эксперимента (протоколы наблюдений, письменные работы, рисунки, записи бесед и т.д.).

20. Оформление результатов анализа в таблицах, схемах, диаграммах, рисунках и т.д., формулирование выводов и рекомендаций (если позволяет материал) по данным обучающего эксперимента.

21. Написание раздела «Опытно-экспериментальная работа», в котором отражаются подготовка к осуществлению обучающего эксперимента, условия, в которых он протекал, характеристика участников и их позиция в начале и в конце эксперимента, название и последовательность проведения разработанных занятий (учебных или воспитательных), анализ результатов, выводы и рекомендации.

22. Повторное проведение обучающего эксперимента (если возникает необходимость).

23. Компоновка подготовленных текстов в главы.

24. Написание выводов к главам.

25. Составление заключения.

26. Составление списка литературы.

27. Оформление приложений (таблиц, схем, анкет, иллюстраций, планов-конспектов уроков или воспитательных дел и т.д.).

28. Уточнение оглавления дипломной работы.

29. Оформление титульного листа.

Существенным отличием курсовой работы от дипломной, если возможно и целесообразно проведение эксперимента, является организация опытно-экспериментальной работы. Для выполнения курсовой студент может ограничиться констатирующим экспериментом. Для его осуществления он использует методы, связанные с опросом учащихся (анкетирование, интервьюирование, беседу), наблюдение и др.

Вопросы и задания для самоконтроля

 

1. Зачем нужно знать методологию?

2. Что изучает методология?

3. Каковы уровни методологии?

4. Определите различие между методологической культурой ученого и педагога-практика.

5.Назовите основные формы отражения действительности в общественном сознании.

6. Укажите различия между научным и художественно-образным отражением педагогической действительности.

7. Укажите различия между научным и стихийно-эмпирическим познанием.

8. Перечислите признаки, позволяющие отнести к сфере науки процесс и результат познавательной деятельности в области педагогики.

9. Чем различаются научная проблема и практическая задача?

10. Охарактеризуйте соотношение между объектом исследования и его предметом.

11. Каково главное требование к педагогической гипотезе и формулированию защищаемых положений?

12. Назовите принципиальное различие между описанием новизны результатов проведенного исследования, с одной стороны, и определением его значения для науки – с другой.

13. Охарактеризуйте логику педагогического исследования, его основные этапы.

14. Должна ли модель того или иного педагогического объекта, например урока, полностью соответствовать реальному объекту? Аргументируйте свой ответ.

15. В каких случаях конструирование математических моделей педагогических объектов, связанное с применением математических методов, возможно и полезно, а в каких – нецелесообразно?

16. Объясните функции теоретических и нормативных моделей изучаемых объектов в прикладных педагогических исследованиях.

17. Охарактеризуйте основные требования к курсовым и дипломным работам студентов педвуза и этапы их выполнения.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – 2001. – № 4.

2. Герасимов И.Г. Научное исследование. – М., 1972.

3. Герасимов И.Г. Структура научного исследования. – М., 1985.

4. Данилов М.А. Взаимоотношение всеобщей методологии науки и специальной методологии педагогики // Проблемы социалистической педагогики. – М., 1973.

5. Копнин П.В. Диалектика, логика, наука. – М., 1973.

6. Коршунова Н.Л. Методологические условия однозначности терминов в педагогическом исследовании. – М., 1990.

7. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения: (Методологический анализ). – М., 1977.

8. Кузин Ф.А. Методика написания диссертации, правила оформления и порядок защиты: Дис.... канд. пед. наук. – М., 1998.

9. Лекторский В.А., Швырев B.C. Методологический анализ науки: Философия, методология, наука. – М.,1972.

10. Митрофанов Б.С. Методологическая деятельность и системная организация науки // Системный метод и современная наука. – Новосибирск, 1983.

11. Наушабаева С. Гипотеза как средство развития дидактического знания: Дис.... канд. пед. наук. – М., 1987.

12. Новиков A.M. Методология образования. – М., 2002.

13. Новикова Т. В. Условия готовности результатов педагогических исследований к реализации их в школьной практике. – М., 1976.

14. Петров Ю.А. Логика и методология научного познания // Вестник Московского университета. Серия 7, Философия. – 1987. – № 2.

15. Прикот О. Г. Педагогика отождествления и педагогическая системология. – СПб., 1995.

16. Душкин Л. С. Соч.: В 3 т. – М., 1985. – Т. 1.

17. Ракитов А.И. Анатомия научного знания. – М., 1969.

18. Розов М.А., Розова С.С. К вопросу о природе методологической деятельности // Методологические проблемы науки. – Новосибирск, 1974. – Вып. 2.

19. Садовский В.Н. Проблемы методологии дедуктивных теорий // Вопросы философии. – 1963. – № 3.

20. Теоретические основы процесса обучения / Под ред. В.В. Краевского и И.Я. Лернера. – М., 1989.

21. Швырев В. С. Научное познание как деятельность. – М., 1984.

22. Юдин Э. Г. Системный подход и принцип деятельности. – М., 1978.

23. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования: Описание, объяснение, понимание социальной реальности. – М., 2001.

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ

 

1. Научный статус педагогики как теоретической дисциплины. 2 Моделирование как метод педагогического исследования.

3. Теоретическое, эмпирическое и нормативное знание в педагогике.

4. Методы исследований в педагогике.

5. Способы верификации знания, полученного в результате педагогического исследования.

6. Экспериментальная работа в структуре педагогического исследования.

7. Методологический аппарат исследования по педагогическим наукам.

8. Успехи и неудачи реформирования современного образования.

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы

 

Закон Российской Федерации «Об образовании». – 1992.

Бережнова Е.В. Аргументация в прикладном педагогическом исследовании // Педагогика. – 2001. – № 9.

Бережнова Е.В. Прикладное исследование в педагогике. – Волгоград, 2003.

Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам по педагогике. – М., 1999.

Бережнова Е.В. Формирование методологической культуры учителя // Педагогика. – 1996. –- № 4.

Бережнова Е.В. Фундаментальное и прикладное в педагогических исследованиях // Педагогика. – 2001. – № 4.

Герасимов И.Г. Структура научного исследования. – М., 1985.

Коршунова Н. Л. Зачем нужна однозначность научных понятий? // Педагогика. – 1992. – № 3, 4.

Краевский В.В. Воспитание или образование? // Педагогика. – 2001. – № 3.

Краевский В.В. Качество педагогики и методологическая культура педагога // Магистр. – 1991. – № 1.

Краевский В.В. Методология педагогики: прошлое и настоящее // Педагогика. – 2002. – № 1.

Краевский В.В. Методология педагогической науки: Учебное пособие. – М., 2001.

Краевский В.В. Педагогика между философией и психологией // Педагогика. – 1994. – № 6.

Краевский В.В. Сколько у нас педагогик? // Педагогика. – 1997. – № 4.

Полонский В.М. Критерии актуальности педагогических исследований // Советская Педагогика. – 1982. – № 5.

Полонский В.М. Методы определения новизны результатов педагогических исследований // Советская педагогика. – 1981. – № 1.

Смирнов В.И. Общая педагогика в тезисах, дефинициях, иллюстрациях. – М., 2000.

 

 

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ.. 2

ГЛАВА 1. ПЕДАГОГИКА КАК НАУКА.. 4

1.1. Объект и предмет педагогической науки. 4

1.2. Задачи педагогической науки. 8

1.3. Система педагогических научных дисциплин. 10

1.4. Категориальный аппарат педагогики. 14

1.5. Образование как общественное явление и как педагогический процесс. 20

1.6. Содержание образования. 23

ГЛАВА 2. ВЗАИМОСВЯЗЬ ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАУКИ И ПРАКТИКИ.. 36

2.1. Единство и различия педагогической науки и практики. 36

2.2. Педагогическая наука и практика как единая система. 44

2.3. Связь науки и практики в движении. 50

2.4. Учитель и педагогическая наука. 53

ГЛАВА 3. СВЯЗЬ ПЕДАГОГИКИ С ДРУГИМИ НАУКАМИ.. 61

3.1. Суверенность педагогики и прозрачность ее границ. 62

3.2. Педагогика и философия. 66

3.3. Педагогика и психология. 76

3.4. Условия формирования педагогической теории. 84

3.5. Определение качества педагогической теории. 86

ГЛАВА 4. МЕТОДОЛОГИЯ ПЕДАГОГИКИ И МЕТОДЫ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ.. 92

4.1. Понятие «методология педагогической науки». 92

4.2. Методология как система знаний и как деятельность. 97

4.3. Методологическая рефлексия научного работника. 101

4.4. Научное исследование в педагогике. 103

4.5. Методологические характеристики педагогического исследования. 108

4.4.1. Система характеристик. 108

4.4.2. Проблема. 110

4.4.3. Тема. 111

4.4.4. Актуальность. 111

4.4.5. Объект и предмет исследования. 114

4.4.6. Цель и задачи. 118

4.4.7. Логика педагогического исследования. 119

4.4.8. Гипотеза и защищаемые положения. 126

4.4.9. Новизна результатов, их значимость для педагогической науки и практики. 130

4.6. Методы исследования. 135

4.7. О курсовых и дипломных работах. 140

ТЕМЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ.. 144

Рекомендуемая литература для самостоятельной работы.. 144

Содержание. 145

 









Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su не принадлежат авторские права, размещенных материалов. Все права принадлежать их авторам. Обратная связь