Внимание как режим работы сознания. Виды и свойства внимания. Приемы, вызывающие и поддерживающие внимание в учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внимание как режим работы сознания. Виды и свойства внимания. Приемы, вызывающие и поддерживающие внимание в учебной деятельности



Из множе­ства окружающих объектов — предметов и явлений — человек вы­деляет те, которые представляют для него интерес, соответствуют его потребностям и жизненным планам. Любая деятельность чело­века требует выделения объекта и сосредоточенности на нем.

Направленность и сосредоточенность сознания на определенных объектах или определенной деятельности при отвлечении от всего остального называют вниманием.

Внимание организует нашу психику на все многообразие ощущений.

С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов. Вниманием определяются: точность и детализация восприятия (внимание является своеоб­разным усилителем, позволяющим различать детали изображения);

прочность и избирательность памяти (внимание выступает как фактор, способствующий сохранению нужной информации в кратковременной и оперативной памяти);

направленность и продуктивность мышления (внимание выступает как обязательный фактор правильного понимания и реше­ния задачи).

В системе межличностных отношений внимание способствует лучшему взаимопониманию, адаптации людей друг к другу, предупреждению и своевременному разрешению межличностных кон­фликтов. Внимательный человек достигает в жизни большего, чем невнимательный.

Основными функциями внимания в сенсорных, мнемических и мыслительных процессах, а также в системе межличностных отношений являются следующие:

* отбор значимых (т.е. соответствующих потребностям данной деятельности)

воздействий и игнорирование других — несуществен­ных, побочных, конкурирующих;

удержание данной деятельности, сохранение в сознании образов определенного содержания до момента завершения деятель­ности, достижения поставленной цели;

регуляция и контроль за протеканием деятельности.

Внимание неразрывно связано с сознанием в целом. Эта связь раскрывается в наиболее известных психологических теориях внимания.

Согласно моторной теории Т.Рибо, интенсивность и продолжительность произвольного внимания непосредственно обуслов­лены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.

В соответствии с теорией А.А.Ухтомского, физиологической основой внимания

является доминантный очаг возбуждения в коре головного мозга, усиливающийся под воздействием посторонних раздражителей и вызывающий торможение соседних областей.

Согласно концепции внимания П.Я.Гальперина, внимание является одним из составляющих ориентировочно-исследовательской деятельности. Оно представляет собой контроль за содержанием образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека. Этот контроль осуществляется при помощи заранее составленного критерия, образца, что создает возмож­ность сравнения результатов действия и его уточнения. Все акты внимания, выполняющие функцию контроля, являются резуль­татом формирования новых умственных действий.

Рассмотрим основные виды внимания.

В зависимости от активности личности выделяют непроизвольное, произвольное и постпроизвольное внимание. Непроизвольное внимание возникает без намерения человека увидеть или услышать что-либо, без заранее поставленной цели, без усилий воли. Произвольное внимание активное, целенаправленное сосредоточение сознания, поддержание уровня которого связано с оп­ределенными волевыми усилиями, необходимыми для борьбы с более сильными воздействиями. Раздражителем в этой ситуации является мысль или приказ, произносимый про себя и вызывающий соответствующее возбуждение в коре головного мозга.

Характеристика постпроизвольного внимания содержится уже в самом его названии: оно наступает после произвольного, но ка­чественно от него отличается. Этот вид внимания имеет большое зна­чение в учебной и трудовой деятельности.

Основными свойствами внимания являются сосредоточенность, устойчивость, объем, распределение и переключаемость.

Внимание является одной из наиболее важных психических функций и оказывает существенное влияние на психические процессы, обеспечивая целенаправленность и сосредоточенность по­знавательной деятельности человека, усиливая восприятие и па­мять, активизируя мышление. Внимание играет важную роль в различных профессиях, связанных с осмыслением большого количества информации и общением. Поэтому важно создать условия, необходимые для его появления, сохранения и развития. Среди подобных условий можно назвать сле­дующие. Обеспечение высокой работоспособности всех органов и систем человека: правильный распорядок дня, полноценные питание и отдых; своевременная диагностика и лечение нарушений зрения, слуха, заболеваний внутренних органов; учет дневного ритма работоспособности (пик нашей активности приходится на 5, 11, 16, 20 и 24 ч); чередование умственных и физических занятий.

Создание благоприятной рабочей обстановки: отсутствие сильных внешних раздражителей — обеспечение тишины (легкий шум способствует сосредоточенности), перенос других дел на иное время и др.

Кроме того, развитие ощущений (музыка, произведения искусства), воспитание восприимчивости и наблюдательности, а также повышение интеллектуального уровня имеют большое значение для развития внимания.

Внимание — это сложная, многогранная психическая функция. Оно характеризует состояние психических процессов и явля­ется одной из сторон психической деятельности. Внимание харак­теризует общий склад личности, социальную направленность человека. Оно может выражаться в наблюдательности (интеллекту­альное качество) и внимательности (нравственное свойство лич­ности, которое проявляется в чуткости, отзывчивости, понима­нии другого человека). Внимание является необходимым условием овладения любыми видами деятельности.

7. Память, понятие, виды. Рациональные приемы запоминания материала (мнемотехника)

Память лежит в основе любого психического явления. Представителя­ми различных наук выдвинуты разнообразные теории памяти: физическая, химическая, биохимическая, физиологическая, инфор­мационно-кибернетическая, а также группа психологических теорий.

Физическая теория памяти. Согласно этой теории нервный им

пульс проходя через определенную группу нейронов (нервных клеток), вызывает в местах их соприкосновений электрические и механические изменения и оставляет после себя физический след. Эти изменения обеспечивают вторичное прохождение импульса по знакомому пути, и таким образом происходит запоминание.

Химическая теория памяти. Сторонники этой теории считают, что информация запоминается вследствие химических изменений в нервных клетках под воздействием раздражителей.

Биохимическая теория памяти. Авторы этой теории выдвинули гипотезу о двухступенчатом характере запоминания. На первой ступени, по их мнению, в мозгу происходит кратковременная (по­рядка нескольких секунд) реакция, которая вызывает физиоло­гические изменения. Эти изменения имеют обратимый характер и являются механизмом кратковременного запоминания. На второй ступени — собственно биохимической — происходит образование новыx белковых веществ (протеинов). Эта стадия приводит к необратимым изменениям в нервных клетках и считается механизмом долговременной памяти.

Физиологическая теория памяти базируется на учении И.П.Пав­лова о закономерностях высшей нервной деятельности. В основе физиологического акта запоминания лежит условный рефлекс — акт образования связи между новым и ранее закрепленным со­держанием.

Информационно-кибернетическая теория памяти связана с появлением вычислительной техники и развитием программирова­ния, что потребовало поиска путей принятия, переработки и хра­нения информации машинами. Это потребовало технического и алгоритмического моделирования процессов памяти по аналогии с человеческим мозгом.

Психологические теории памяти. В этой группе теорий можно выделить несколько направлений: ассоциативное, гештальт-теорию, смысловую теорию памяти, теорию деятельности. Так, суть ассоциативной теории заключается в следующем: если определен­ные психические образования возникли в сознании одновремен­но или непосредственно друг за другом, то между ними образует­ся ассоциа

тивная связь и повторное появление какого-либо из элементов этой связи с необходимостью вызывает в сознании пред­ставление всех ее элементов. Согласно теории деятельности имен­но деятельность личности является фактором, определяющим фор­мирование процессов памяти: образование связи между различ­ными представлениями определяется не столько содержанием за­поминаемого материала, сколько тем, что с ним человек делает. Эта деятельность субъекта и определяет запоминание, сохране­ние и воспроизведение информации.

Переходя к характеристике процессов памяти, отметим, что в качестве основания для их выделения рассматривают функции памяти. К процессам памяти относятся запоминание, сохранение, воспроизведение, а также забывание материала.

Запоминание можно определить как процесс памяти, в результате которого происходит закрепление нового путем связывания его с приобретенным ранее. Запоминание всегда избирательно: в памяти сохраняется далеко не все, что воздействует на наши органы чувств. Полно и прочно запоминается то, что имеет для нас особо важное значение, что вызывает у нас интерес и эмоции. Процесс запоминания может протекать как мгновенное запечатление — импринтинг. Состояние импринтинга у человека возникает в момент высокого эмоционального напряжения.

Сохранение и нформации не является пассивным процессом ее удержания, описываемым лишь в терминах количественных пока­зателей забывания. В психологии раскрыта зависимость сохранения информации от установок личности (профессиональная на­правленность памяти в познавательной деятельности, злопамят­ство или добросердечие в эмоциональной памяти и др.), условий и организации заучивания, влияния последующей информации, мыслительной переработки материала, переходов от сохранения в сознании к вытеснению в бессознательное. Можно выделить сле­дующие способы организации информации в памяти:

пространственную организацию (позволяет установить связи в физическом пространстве);

ассоциативную организацию (т.е. группировку элементов с ка­кими-либо общими признаками);

иерархическую организацию (каждый элемент информации относится к определенному уровню в зависимости от того, какой категории он соответствует).

Воспроизведение — процесс извлечения из памяти сохраненно­го материала. Воспроизведение может протекать на уровне узнава­ния

(устанавливается идентичность воспринимаемого и сохранен­ного в памяти), на уровне воспроизведения в узком смысле слова (нет опоры на образ восприятия, но материал припоминается "целенаправленно и без особых усилий со стороны человека) и на уровне припоминания (воспроизведение, требующее усилий для того, чтобы воссоздать необходимый материал).

Забывание — процесс, необходимый для эффективной работы памяти. С помощью забывания человек избавляется от бесчислен­ных конкретных деталей и облегчает возможность обобщения.

Процессы запоминания, сохранения и воспроизведения ин­формации тесно взаимосвязаны (организация запоминания влия­ет на сохранение, а качество сохранения определяет воспроизве­дение).

Виды и особенности памяти. Являясь одной из самых сложных психических функций чело­века, память имеет разные виды и формы. Прежде всего, можно выделить такие виды памяти, как генетическая (наследственная), и прижизненная.

Прижизненную память можно классифицировать по разным основаниям.

По наличию целевой установки и затрачиваемым на запоминание усилиям память можно разделить на непроизвольную и произволь­ную. Непроизвольная память — это автоматическое запоминание и воспроизведение информации, происходящее без усилий со сто­роны человека и установки на запоминание. Произвольная па­мять — запоминание со специальной установкой запомнить и тре­бующее определенных волевых усилий.

По степени осмысленности память подразделяют на механическую и смысловую. Механическая память основана на повторе­нии материала без его осмысливания.

Смысловая память предполагает осмысливание за­поминаемого материала, которое основано на понимании внутрен­них логических связей между его частями.

В зависимости от установки на время хранения информации можно выделить кратковременную, оперативную и долговременную память. Кратковременная память хранит информацию в сред­нем около 20 сек. Эта память сохраняет не полный, а лишь обоб­щенный образ воспринятого, его наиболее существенные элементы. Оперативной называют память, рассчитанную на хранение информации в течение определенного, заранее задан­ного срока, в диапазоне от нескольких секунд до нескольких дней. Долговременная память способна хранить информацию в течение практически неограни­ченного срока.

27

По материалу, сохраняемому памятью, ее можно разделить на когнитивную, эмоциональную и личностную. Когнитивная память — процесс сохранения знаний. Эмоциональная память — сохранение в сознании пере­живаний и чувств. Личностная память обеспечивает един­ство самосознания личности на всех этапах ее жизненного пути. Человек не может стать личностью, если его память не хранит преемственности целей, поступков, отношений и убеждений.

По модальности сохраняемых образов выделяют словесно-ло­гический и образный виды памяти личности. Словесно-логическая память тесно связана со словом, мыслью и логикой.

Образную память подразделяют на зрительную, слуховую, дви­гательную, осязательную, обонятельную и вкусовую. Уровень их развития у каждого человека неодинаков, что позволяет говорить о словесно-логическом или образном видах памяти. Зрительная па­мять связана с сохранением и воспроизведением зрительных об­разов. Данный вид памяти предпо­лагает у человека способность к воображению, что способствует хорошему запоминанию зрительных образов. Слуховая память — это запоминание и точное воспроизведение разнообразных зву­ков (музыкальных, речевых). Двига­тельная память представляет собой запоминание и сохранение, а при необходимости и воспроизведение с достаточной точностью многообразных сложных движений. Она участвует в формирова­нии трудовых и спортивных умений и навыков. Осязательная, обо­нятельная и вкусовая память играют в жизни человека меньшую роль, которая в основном сводится к удовлетворению биологи­ческих потребностей, а также к обеспечению безопасности и са­мосохранения организма.

Законы памяти. Мнемотехнические приемы запоминания. Работа разных видов памяти подчиняется некоторым общим законом. Рассмотрим наиболее важные из них. Закон осмысления: чем глубже осмысление запоминаемого, тем лучше оно сохраняется в памяти. Самый лучший способ запомнить — научиться должным образом организовывать информацию в мо­мент запоминания. Смысловую организацию материала обеспечива­ют такие мыслительные процессы, как анализ, синтез, системати­зация и обобщение. В памяти запечатлеваются не столько сами слова и предположения, составляющие текст, сколько содержащиеся в них мысли. Они же первыми приходят в голову, когда нужно вспом­нить содержание текста. Следует шире использовать опорные слова, схемы, диаграммы и таблицы.

Закон интереса: интересное легко запоминается, потому что мы не тратим на это усилий. Закон установки. Он может быть представлен в двух аспектах.

28

Установка на запоминание по времени: запоминание лучше

проис­ходит в том случае, если человек ставит перед собой задачу запом­нить "всерьез и надолго ".

Если данная установка рассчитана на запоминание и хранение информации в течение определенного срока, что бывает при использовании оперативной памяти, то именно к этому сроку сра­батывают механизмы памяти. Если у студента имеется установка на запоминание материала лишь к очередной сессии, то знания после экзаменов легко забываются.

Установка на восприятие материала по содержанию (она определяет восприятие). В тексте человек в первую очередь найдет то, на что у него есть установка. Так, если нужно ознакомиться с описанием некоторого технического устройства, то мы готовимся к тому, что в этом описании встретятся: название устройства, область его применения, принцип действия, рабочие параметры. Именно эти материалы и "выхватит" наше внимание.

Закон усиления первоначального впечатления: чем ярче первое впечатление от запоминаемого, тем прочнее само запоминание.

Закон контекста: информация легче запоминается и воспроизво­дится, если ее соотносить с другими одновременными впечатлениями.

* Закон объема знаний: чем больше знаний по определенной теме, тем лучше запоминается новое.

Закон оптимальной длины запоминаемого ряда: чем больше по длине предъявляемый ряд информации превышает объем кратковременной памяти, тем хуже он запоминается

Закон торможения: всякое последующее запоминание тормозит предыдущее. Закон края: лучше запоминается то, что сказано (написано) в начале и конце ряда информации (т.е. как бы с его края) и хуже запоминается середина ряда.

Закон повторения: повторение способствует лучшему запомина­нию.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 884; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.150.80 (0.033 с.)