Способности как фактор успешности обучения. Понятие, виды, структура, формирование способностей. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способности как фактор успешности обучения. Понятие, виды, структура, формирование способностей.



Способности – это такие психологические особенности человека, от которых зависит успешность приобретения знаний, навыков, умений, но которые сами к наличию этих знаний, навыков и умений не сводятся... Способности – это возможности, а не необходимый уровень мастерства в том или ином деле. Например, выявившиеся у ребенка музыкальные способности ни в коей мере не являются гарантией того, что ребенок будет музыкантом. Для того чтобы это произошло, необходимо специальное обучение. Способности обнаруживаются только в деятельности, которая не может осуществляться без наличия этих способностей.

Каждая способность имеет свою структуру и является различной для того или иного вида деятельности. Так, например, структура художественных способностей предполагает высокий уровень развития эстетических чувств, наличие ярких наглядных образов памяти, восприятия, хорошую зрительную память, богатую фантазию, наблюдательность, хороший глазомер и др. Специфический характер имеет строение музыкальных, литературных и др. способностей. Среди свойств и особенностей личности образующих структуру конкретных способностей некоторые занимают опорное (ведущее) положение, другие – вспомогательное.

Структура способностей зависит от развития личности. Выделяют два уровня развития способностей – репродуктивный и творческий. Человек, находящийся на первом уровне развития обнаруживает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью и осуществлять ее по предложенному образцу.

На втором уровне развития способностей человек создает новое оригинальное. Самый высокий уровень развития и проявления способностей обозначают терминами «талант»

и «гений». Талантливые и гениальные люди достигают в своей деятельности результатов, имеющих большое общественное значение. Гениальный человек создает нечто оригинальное, открывающее новые пути в области научных исследований, производства, искусства, литературы. Талантливый человек тоже творит, вносит свое, но в пределах уже определившихся идей, направлений, способов исследований.

Кроме уровней способности выделяют по их направленности или специализации. В этой связи способности делят – на общие и специальные. Под общими способностями понимается такая система интеллектуальных свойств личности, которая обеспечивает относитель

ную легкость и продуктивность в овладении знаниями. Под специальными способностями понимают такую систему свойств личности, которая помогает достигнуть высоких результатов в специальной области деятельности, например, в ИЗО, в музыке и т.д. Кроме названных видов выделяют третью группу – способности к практической деятельности. Сюда относят: конструктивно-технические, педагогические, организаторские и др. способности.

В учении о способностях подчеркивается их выраженная индивидуальность, значительность различий, существующих между способными людьми. Такая точка зрения полностью соответствует действительности. Людей исключительно способных называют талантливыми. Если способность и талант проявляются не в одной какой-либо области, а в нескольких областях, говорят об одаренности. Для обозначения высшей степени одаренности используют понятие гениальность. Способности не даны в готовом виде от рождения. Они являются результатом развития. Они формируются и достигают того или иного уровня развития при условии активного включения в строго определенную деятельность, которая на первых порах является преимущественно учебной.

В психологии сложилось три концепции, объясняющие способности.

Одна из них утверждает, что способности - биологически детерминированные свойства личности, их проявление и развитие всецело зависят от унаследованного генофонда (Гальтон, Котс, Вальтер).

В противоположной первой концепции вторая исходит из того, что способности определяются только средой и воспитанием (Гельвеций, Эшби, Дж. Локк и др.)

Третьи считают, что человек имеет от природы присущие всем людям возможности человеческого развития в виде индивидуальных природных задатков, благоприятствующих становлению и развитию тех или иных способностей.

Способности формируются в деятельности при благоприятных социальных условиях жизни. Эта концепция подтверждается практикой и специальными исследованиями.

Не признавая врожденности способностей, психология не отрицает врожденность дифференциальных особенностей, заключенных в строении головного мозга, которые могут оказаться условиями и для успешного выполнения какой – либо деятельности. Морфологические и функциональные особенности строения мозга, органов чувств и движения, которые выступают в качестве природных предпосылок развития способностей, называют задатками.

Строением мозга не предусмотрено, какие специальности и профессии, какую область деятельности изберет человек, поэтому задатки многозначны. На основе одних и тех же задатков могут развиваться различные способности, в зависимости от характера требований, предъявляемых деятельностью. В наше время статистика не дает никаких доказательств наследования способностей и талантов.

Общение, понятие, структура. Педагогическое общение как фактор успешности учебной деятельности и

Развития личности

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. В качестве знаков-средств обще­ния выступают мимика, жесты, действия, слова. То есть, общение это не просто взаимодействие, а сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнеров по общению.

Благодаря общению, человечество создает и передает от поколения к поколению общест­венный опыт, знания, формы культуры, традиции, нравы, обычаи, реализует свои потребности во взаимодействии с другими людьми. В общении раскрывается внутренний мир одного человека другому, его индивидуальные особенности, проявляется его характер, культура, интеллект. В результате общения с другими людьми человек становится личностью.

В процессе общения у ребенка формируется активная речь, являющаяся основой для пси­хического и личностного развития, он учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. У него

формируются коммуникативные и другие качества личности, необходимые для нормального вхождения в окружающий его социальный мир.

Общение в жизни человека выполняет различные функции. В наиболее распространенной классификации выделяют три его стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения - это обмен информацией между партнерами. Задача говорящих в процессе передачи информации – повлиять друг на друга, обогатиться знаниями, сведениями, которыми располагает партнер по общению, уточнить непонятное и т.п. Коммуникативное сообщение предполагает также выработку новой информации, представляющей интерес для общающихся людей.

Интерактивная сторона общения характеризуется тем, что в ходе общения люди стремятся не только передать информацию, но и повлиять друг на друга. Данная задача реализуется партнерами по общению в процессе организации ими своеобразной совместной де­ятельности, основанной на межличностном взаимодействии. Каждый участник вносит в это взаимодействие свои мысли, реакции в виде вы

 

разительных жестов и это продолжается до тех пор, пока инфор­мация не будет понята партнерами по общению.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений.

Основными механизмами познания другого человека выступает идентификация (уподобление) и рефлексия. В ходе восприятия и межличностного познания могут возникать эффекты, искажающие по­ступающую информацию - эффект первичности, эффект новизны, эффект ореола и др. Эти явления обозначаются в психологии термином «кау­зальная атрибуция».

Каузальная атрибуция (англ. attributo – приписывать, наделять) – интерпретация субъектом своего восприятия, причин и мотивов поведения других людей, полученная не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности, а путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы должны домысливаться им. Знание этих механизмов позволяет более точно выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении.

Процесс передачи информации в общении осуществляется с по­мощью различных знаковых систем. Выделяют два вида коммуникации: вербальную - в качестве знаковых систем используется язык, и невербальную - в ходе данной коммуникации применяются различные неречевые знаковые системы. Главным средством вербальной коммуникации является язык.

Язык - это система знаков, выражений, действий и правил, исполь­зуемых для передачи мысли другим людям. Общение для партнеров доступно лишь тогда, когда используется один и тот же язык.

Основной единицей языка является слово. Слово - это знак, символ, значение посредством которого обозначаются все явления реального мира, встречающиеся в жизнедеятельности человека.

Язык реализуется в речи. Речь - это язык в действии, исторически сложившаяся в ходе взаимоотношений и преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речь включает в себя внешний (чувственный) и внутренний компоненты.

Внешний компонент проявляется в действиях артикуля­ционного аппарата, в

произнесении голосом слов и словосоче­таний, в жестах, мимике, пантомимике. Чувственный компонент - это эмоциональная окрашенность речи. Он связан с передачей чувств и отношений говорящего человека к предмету: спокоен, огорчен, взволнован.

Внутренний компонент - с его помощью происходит перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений.

В психологии общения выделяют два вида речи: внешнюю и внутреннюю.

К внешней речи относят устную и письменную речь.

Устная речь - это вербальное общение посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Разновидностями устной речи являются диалогическая и монологическая речь.

Диалогическая речь возникает в процессе общения двух или нескольких людей, когда появляется необходимость в согласовании совместных действий или мыслей. Диалог всегда ведется в условиях эмоционального контакта и взаимного восприятия. Разговаривающие люди воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией. Диалогическая речь при общей теме разговора называется беседой.

Монологическая речь - это изложение мыслей, знаний, информации одним человеком. Примером монологической речи может служить рассказ, лекция, выступление. Монологическая речь может присутствовать и в диалоге, если партнер по общению излагает свои мысли в законченном виде.

Письменная речь - это вербальное (словесное) общение с по­мощью письменных текстов. Ей присущи графическое изображение, грамматические и синтаксические конструкции, правила написания. Благодаря письменной речи, человек приобретает знания, и приобщаются к мировой культуре. Письменной речью овладевают в процессе обучения детей в школе. Основа письменной речи - алфавит, представляющий собой совокупность букв, слогов и других графических знаков, распо­ложенных в соответствии с определенными правилами.

Внутренняя речь - это речь с использованием языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Ее основное назначение - осмысле­ние специфики предстоящей устной или письменной речи. Во внутренней речи мысль и язык сливаются в неразрывный комплекс. Благодаря внутренней речи, словесно выражаются процессы восприятия мира, переживания лич­ности, формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегулированию поведения.

 

Чтобы речь была доступной и понятной партнеру по общению она должна отвечать определенным требованиям. К основным свой­ствам речи относят: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность.

Содержательность речи определяется качеством информации и доказательностью высказываемых в ней мыслей и суждений.

Понятность - зависит от знания слушателями той области, к которой относится речь говорящего, от его умения строить краткие и синтаксически правильные предложения, следить за логи­кой изложения, не злоупотреблять специальными терминами.

Выразительность - определяется эмоциональной насыщенностью речи, четкостью и ясностью произношения слов, умелого исполь­зования пауз, интонации.

Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, их убеждение и поведение.

Процесс общения протекает по определенным социально-психологическим закономерностям, в условиях социального контроля на основе определенных правил, норм, образцов поведения, сложившихся в обществе на протяжении истории. Они охватывают все стороны жизни: семейные и деловые отношения, этические и эстетические нормы, нормы морали и многое другое. Нормы поведения в обществе начинают прививаться ребенку с раннего детства и служат ему затем формой

опосредованного контроля за своими действиями и поступками. Ориентировка на нормы и правила поведения позволяет чело­веку использовать их как критерии, сравнивать свои поступки и формы поведения с тем, как это делают другие люди и регулировать их, не допуская осложнений во взаимоотношениях. В случае же несоблюдения или нарушения норм и правил поведения в действие вступают механизмы социального контроля в виде осуждения, неодобрения, наказания. Конечная цель этих санкций - добиться, чтобы человек, нарушивший их, мог скорректировать свое поведение, как этого требует общественная мораль.

Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения как: умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими

 

процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах: - как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися и, - как управление общением детей в школьном коллективе. Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются:

- стили общения (демократический, авторитарный, либеральный).

- индивидуальный стиль общения педагога;

- установка преподавателей на отдельных учеников;

- учет личных особенностей учащихся;

- учет уровня развития коллектива;

- наличие умения профессионального общения

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2328; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.022 с.)