Личность. Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Личность. Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личности.



ГАК – ХГФ

1. Личность. Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личности.

2. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера личности. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности.

3. Стадиальность психического развития. Критерии периодизации возрастного развития. Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину.

4. Деятельность. Интериоризация и экстериоризация деятельности.

Психологическая характеристика деятельности.

5. Восприятие, понятие, виды. Основные закономерности восприятия учебного материала.

6. Внимание как режим работы сознания. Виды и свойства внимания. Приемы, вызывающие и поддерживающие внимание в учебной деятельности.

7. Память, понятие и виды. Рациональные приемы запоминания материала (мнемотехника).

8. Мышление как процесс сущностного познания мира. Виды мышления Роль теоретического мышления в усвоении понятий.

9. Эмоциональная сфера человека. Формы переживания чувств. Социально-психологические механизмы преодоления стрессов.

10. Высшие чувства. Роль настроения в освоении учебной деятельности.

Воля, понятие, сущность «свободы воли». Механизмы волевой регуляции преодоления трудностей при достижении цели деятельности.

11.Темперамент, понятие, типы. Роль темперамента в формировании индивидуального стиля учебной деятельности.

12. Способности как фактор успешности обучения. Понятие, виды, структура, формирование способностей.

13. Общение, понятие, структура. Педагогическое общение как фактор

успешности учебной деятельности и развития личности.

14. Источники, движущие силы и основные факторы развития психики в онтогенезе. Основные законы психического развития.

15. Обучение и развитие: проблема взаимодействия. Признаки развивающего обучения (по Л.С. Выготскому).

16. Психолого-педагогические основы дифференциации обучения. Индивидуальный, личностный и деятельностный подходы в обучении и воспитании.

17. Современные психологические концепции обучения (Л. С. Выготский, II.Я. Гальперин, В.В. Давыдов).

18. Психологические основы управления познавательными процессами на уроке.

19. Учебная группа как субъект совместной деятельности. Пихологическая структура группы. Роль лидерства и организованности группы в успешности деятельности.

20. Формы психологической помощи школьникам в личностном развитии.

21. Психолого-педагогические основы применения наглядности, ТСО и компьютеров в обучении.

Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера личности. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности

Направленность личности — это такое ее психическое свойство, в кото­ром выражаются потребности, моти­вы, мировоззрение, установки и цели ее жизни и деятельности. В напавленности фокусируется основной смысл ее действий и поведения.

Потребности личности — это ис­пытываемая ею нужда в чем-либо.

Мотивы личности — это те внут­ренние силы, которые связаны с потребностями и побуждают ее к опреде­ленной деятельности.

Мировоззрение личности — это сложившаяся у нее система убеждений, научных взглядов на природу, обще­ство, человеческие отношения, ставших ее внутренним достоянием и отложив­шихся в сознании в виде определенных жизненных целей и интересов, отноше­ний, позиций.

Установки личности — это ее внутренняя настроенность на осуще­ствление той или иной деятельности или торможение собственной актив­ности.

Установки имеют важное функци­ональное значение: они выступают в качестве состояний готовности, по­зволяющих личности эффективнее вы­полнять определенную деятельность. Их основные функции: 1) определять устойчивый характер протекания дея­тельности; 2) освобождать личность от принятия решений и произвольно контролировать протекание деятель­ности в стандартных ситуациях.

Цели — это наиболее значимые для личности предметы, явления, задачи и объекты, достижение и обладание ко­торыми составляют существо ее жиз­ни и деятельности. Цели реализуют потребности лич­ности и выступают в качестве обра­зов конечного результата деятельно­сти.

Каждый живой организм, для того чтобы жить, нуждается в определен­ных условиях и средствах, доставляе­мых ему внешней средой. Человек, как и другие живые существа, нуждается для своего существования и деятель­ности в определенных условиях и сред­ствах. Он должен иметь общение с внешним миром, индивидами другого пола, пищу, книги, развлечения и т.д.

Потребностиэто испытывае­мая личностью нужда в чем-либо.

В отличие от потребностей живот­ных, носящих более или менее ста­бильный характер и ограниченных в основном биологическими нуждами, потребности человека все время мно­жатся и изменяются в течение его жиз­ни: человеческое общество создает для своих членов все новые и новые по­требности, которые отсутствовали у предыдущих поколений.

Немалую роль в этом постоянном обновлении потребностей играет об­щественное производство: изготовляя все новые и новые предметы потребле­ния, оно тем самым создает и вызывает к жизни все новые потребности людей.

Потребности человека многообраз­ны. Обычно их делят на материаль­ные — потребности в пище, одежде, жилище, тепле и др. и духовные, свя­занные с общественным существова­нием человека, — потребности в об­щественной деятельности, труде, об­щении друг с другом, приобретении знаний, изучении наук и искусств, творчестве и т.п., а также социальные, связанные с распределением ролей в обществе, группах.

Потребности испытываются челове­ком двояко: с одной стороны, как свое­образные переживания действительных нужд, неотложно требующих своего удовлетворения, с другой стороны, как осознание потребностей в форме тех или иных представлений. Такое осозна­ние потребностей явилось условием формирования интересов как качествен­но особых мотивов личности.

Интересы — это мотивы личнос­ти, выражающие ее специальную на­правленность на познание определен­ных явлений окружающей жизни и определяющую вместе с тем ее более или менее постоянную склонность к определенным выдам деятельности.

Интересы, на которые личность рас­пространяет свое познание, охватывая все стороны жизни личности, все виды деятельности, могут быть очень разно­образными. Прежде всего они отлича­ются по своему содержанию, относясь к различным областям познания и деятельности: интерес к математике, химии, истории, литературе; интересы технические, конструкторские, науч­ные, спортивные, музыкальные, обще­ственные (к жизни общества) и др.

Однако из множества интересов должен быть выделен центральный ин­терес, наиболее увлекающий личность, или ведущие интересы в отдельных ви­дах ее деятельности: трудовой, учеб­ной, научной, общественной и развле­кательной (досуг).

В освоении деятельности большую роль играют знания, умения и привычки.

Умения это элементы деятельности, позволяющие что-либо делать с высоким качеством. Умения это знания плюс навыки. Н авык и— это полностью автоматизированные, компоненты умений, реализуемые на уровне бессознательного. Контроль за действием или операцией при их автоматизациим смещается с процесса на конечный результат, а внешний сенсорный контроль замещается внутренним, проприоцептивным. Все это обычно происходит в результате упражнений и тренировки. Благодаря им, происходит автоматизация навыков, совершенствование умений, деятельности в целом. Упражнения необходимы как на этапе выработки

умений и навыков и в процессе их сохранения.

Еще один элемент деятельности — это привычка. От умений и навыков она отличается тем, что представляет собой так называемый непродуктивный элемент деятельности. Если умения и навыки связаны с решением какой-либо задачи, предполагают получение какого-либо продукта и достаточно гибки, то привычки являются негибкой часто и неразумной частью деятельности, которая человеком выполняется механически и не имеет сознательной цели или явно выраженного продуктивно завершения.

Развития личности

Общение - специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми как членами общества. В общении реализуются социальные отношения людей. В качестве знаков-средств обще­ния выступают мимика, жесты, действия, слова. То есть, общение это не просто взаимодействие, а сложный, многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый совместной деятельностью и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнеров по общению.

Благодаря общению, человечество создает и передает от поколения к поколению общест­венный опыт, знания, формы культуры, традиции, нравы, обычаи, реализует свои потребности во взаимодействии с другими людьми. В общении раскрывается внутренний мир одного человека другому, его индивидуальные особенности, проявляется его характер, культура, интеллект. В результате общения с другими людьми человек становится личностью.

В процессе общения у ребенка формируется активная речь, являющаяся основой для пси­хического и личностного развития, он учится слушать и понимать поступающую к нему информацию и в соответствии с ней действовать. У него

формируются коммуникативные и другие качества личности, необходимые для нормального вхождения в окружающий его социальный мир.

Общение в жизни человека выполняет различные функции. В наиболее распространенной классификации выделяют три его стороны: коммуникативную, интерактивную и перцептивную.

Коммуникативная сторона общения - это обмен информацией между партнерами. Задача говорящих в процессе передачи информации – повлиять друг на друга, обогатиться знаниями, сведениями, которыми располагает партнер по общению, уточнить непонятное и т.п. Коммуникативное сообщение предполагает также выработку новой информации, представляющей интерес для общающихся людей.

Интерактивная сторона общения характеризуется тем, что в ходе общения люди стремятся не только передать информацию, но и повлиять друг на друга. Данная задача реализуется партнерами по общению в процессе организации ими своеобразной совместной де­ятельности, основанной на межличностном взаимодействии. Каждый участник вносит в это взаимодействие свои мысли, реакции в виде вы

 

разительных жестов и это продолжается до тех пор, пока инфор­мация не будет понята партнерами по общению.

Перцептивная сторона общения включает в себя процесс формирования образа другого человека, что достигается прочтением за физическими характеристиками партнера его психологических свойств и особенностей поведения. Рассмотрение трех сторон общения в единстве - важное условие оптимизации совместной деятельности и взаимоотношений.

Основными механизмами познания другого человека выступает идентификация (уподобление) и рефлексия. В ходе восприятия и межличностного познания могут возникать эффекты, искажающие по­ступающую информацию - эффект первичности, эффект новизны, эффект ореола и др. Эти явления обозначаются в психологии термином «кау­зальная атрибуция».

Каузальная атрибуция (англ. attributo – приписывать, наделять) – интерпретация субъектом своего восприятия, причин и мотивов поведения других людей, полученная не на основе непосредственного наблюдения, анализа результатов деятельности, а путем приписывания личности, группе людей свойств, характеристик, которые не попали в поле восприятия и как бы должны домысливаться им. Знание этих механизмов позволяет более точно выявить психологическое содержание процесса взаимопонимания, достигаемого при общении.

Процесс передачи информации в общении осуществляется с по­мощью различных знаковых систем. Выделяют два вида коммуникации: вербальную - в качестве знаковых систем используется язык, и невербальную - в ходе данной коммуникации применяются различные неречевые знаковые системы. Главным средством вербальной коммуникации является язык.

Язык - это система знаков, выражений, действий и правил, исполь­зуемых для передачи мысли другим людям. Общение для партнеров доступно лишь тогда, когда используется один и тот же язык.

Основной единицей языка является слово. Слово - это знак, символ, значение посредством которого обозначаются все явления реального мира, встречающиеся в жизнедеятельности человека.

Язык реализуется в речи. Речь - это язык в действии, исторически сложившаяся в ходе взаимоотношений и преобразующей деятельности людей форма общения, опосредованная языком.

Речь включает в себя внешний (чувственный) и внутренний компоненты.

Внешний компонент проявляется в действиях артикуля­ционного аппарата, в

произнесении голосом слов и словосоче­таний, в жестах, мимике, пантомимике. Чувственный компонент - это эмоциональная окрашенность речи. Он связан с передачей чувств и отношений говорящего человека к предмету: спокоен, огорчен, взволнован.

Внутренний компонент - с его помощью происходит перестройка чувственных данных, их осознание и мотивация в определенной системе понятий и суждений.

В психологии общения выделяют два вида речи: внешнюю и внутреннюю.

К внешней речи относят устную и письменную речь.

Устная речь - это вербальное общение посредством языковых средств, воспринимаемых на слух. Разновидностями устной речи являются диалогическая и монологическая речь.

Диалогическая речь возникает в процессе общения двух или нескольких людей, когда появляется необходимость в согласовании совместных действий или мыслей. Диалог всегда ведется в условиях эмоционального контакта и взаимного восприятия. Разговаривающие люди воздействуют друг на друга жестами, мимикой, интонацией. Диалогическая речь при общей теме разговора называется беседой.

Монологическая речь - это изложение мыслей, знаний, информации одним человеком. Примером монологической речи может служить рассказ, лекция, выступление. Монологическая речь может присутствовать и в диалоге, если партнер по общению излагает свои мысли в законченном виде.

Письменная речь - это вербальное (словесное) общение с по­мощью письменных текстов. Ей присущи графическое изображение, грамматические и синтаксические конструкции, правила написания. Благодаря письменной речи, человек приобретает знания, и приобщаются к мировой культуре. Письменной речью овладевают в процессе обучения детей в школе. Основа письменной речи - алфавит, представляющий собой совокупность букв, слогов и других графических знаков, распо­ложенных в соответствии с определенными правилами.

Внутренняя речь - это речь с использованием языковых значений вне процесса реальной коммуникации. Ее основное назначение - осмысле­ние специфики предстоящей устной или письменной речи. Во внутренней речи мысль и язык сливаются в неразрывный комплекс. Благодаря внутренней речи, словесно выражаются процессы восприятия мира, переживания лич­ности, формируются ее установки и отношения к миру, развивается способность к саморегулированию поведения.

 

Чтобы речь была доступной и понятной партнеру по общению она должна отвечать определенным требованиям. К основным свой­ствам речи относят: содержательность, понятность, выразительность и воздейственность.

Содержательность речи определяется качеством информации и доказательностью высказываемых в ней мыслей и суждений.

Понятность - зависит от знания слушателями той области, к которой относится речь говорящего, от его умения строить краткие и синтаксически правильные предложения, следить за логи­кой изложения, не злоупотреблять специальными терминами.

Выразительность - определяется эмоциональной насыщенностью речи, четкостью и ясностью произношения слов, умелого исполь­зования пауз, интонации.

Воздейственность речи состоит в ее влиянии на мысли, чувства и волю других людей, их убеждение и поведение.

Процесс общения протекает по определенным социально-психологическим закономерностям, в условиях социального контроля на основе определенных правил, норм, образцов поведения, сложившихся в обществе на протяжении истории. Они охватывают все стороны жизни: семейные и деловые отношения, этические и эстетические нормы, нормы морали и многое другое. Нормы поведения в обществе начинают прививаться ребенку с раннего детства и служат ему затем формой

опосредованного контроля за своими действиями и поступками. Ориентировка на нормы и правила поведения позволяет чело­веку использовать их как критерии, сравнивать свои поступки и формы поведения с тем, как это делают другие люди и регулировать их, не допуская осложнений во взаимоотношениях. В случае же несоблюдения или нарушения норм и правил поведения в действие вступают механизмы социального контроля в виде осуждения, неодобрения, наказания. Конечная цель этих санкций - добиться, чтобы человек, нарушивший их, мог скорректировать свое поведение, как этого требует общественная мораль.

Эффективность труда педагога неразрывно связана с искусством общения. В основе педагогического общения лежат такие умения как: умение оценить ситуацию, установить контакт с классом, правильно понять ученика и т.д. Педагогическое общение – это профессиональное общение учителя с учащимися в процессе обучения и воспитания. Оно направлено на создание условий для всестороннего развития личности, позволяет управлять социально-психологическими

 

процессами в коллективе и обеспечивать благоприятный психологический климат.

Педагогическое общение необходимо рассматривать в двух аспектах: - как коммуникативную деятельность педагога, направленную на организацию своих отношений с учащимися и, - как управление общением детей в школьном коллективе. Педагогическое общение определяется многими факторами. Среди них важнейшими являются:

- стили общения (демократический, авторитарный, либеральный).

- индивидуальный стиль общения педагога;

- установка преподавателей на отдельных учеников;

- учет личных особенностей учащихся;

- учет уровня развития коллектива;

- наличие умения профессионального общения

 

Вые.

Таким образом, одновременное воздействие сложного комплекса раздражителей на разные анализаторы обладает особой силой и эмоциональностью. Поэтому организм обучаемого, воспринимающего информацию с помощью технических средств обучения, находится под воздействием мощного потока качественно необычной информации, создающей эмоциональную основу, на базе которой от чувственного образа легче переходить к логическому мышлению и абстрагированию.

Для правильной оценки эффективности применения экранных средств важно знать психологические особенности их восприятия. Учитель должен учитывать, с одной стороны, нагрузку фильма как источника информации, а с другой, - возможность учащегося усваивать передаваемую информацию с учетом индивидуальных и возрастных особенностей. Сложную и очень объемную информацию превышающую возможность детского восприятия учащийся не сможет переработать и в результате не получит никакой информации.

С точки зрения психологии восприятия и воздействия на детей экранно-звуковые средства следует оценивать также и, как инструмент управляющий вниманием. На экране управление вниманием осуществляется выделением главного изображения средствами динамики, композицией кадра и монтажной сменой планов. Наконец кино и телевидение не только управляет вниманием, но и усиливает возможности видения человека. Киноглаз зорче глаза человека и он может заметить то, что недоступно человеку. С помощью наглядных пособий и технических средств можно привлечь богатые возможности выразительных средств различных видов искусств (изобразительного, кинемотографа, театрального, телевидения и др. с помощью которых легче достичь учебной цели.

Особое место в технических средствах обучения занимают компьютеры. Они обладают огромными возможностями, как в передаче информации, так и в выполнении функций обучения и контроля. Психологические основы их применения во многом аналогичны применению технических средств. Вместе с тем к использованию компьютерных систем предъявляются свои специфические требования.

Первая группа требований связана с отбором и характером рекомендуемого к освоению материала, определяющего предметно-содержательную основу учебной среды. В связи с тем, что компьютерная предметная среда представляет собой сложную многоуровневую систему, включающую в себя весь набор имеющихся возможностей для построения модели объекта требования этой группы включают:

- выявление и описание области знания;

- определение логико-предметного контекста;

- определение типа знаковых средств;

- определение и описание системы учебных и конкретно-практических задач;

- обеспечение доступности изучаемого материала, но в то же время недопущения его узнавания в результате проб и ошибок

Выполнение этих требований позволяет обеспечивать единство логико-психологической основы конкретного учебного предмета или его раздела.

Вторая группа требований касается операционального обеспечения учебных действий учащихся, а также режимов обмена действиями между пользователем и ЭВМ. В неё входят такие требования, как:

- планирование действий и операций на ЭВМ должно исходить из структуры объекта;

- соблюдение последовательности действий;

- возврат к исходным действиям;

- обеспечение выбора между дискретным и непрерывным режимами;

- трансформации объектов на экране;

- обеспечение возможности оперативно представлять содержание и результат действия;;

- обеспечение фиксирования каждой операции и др.

Третья группа требований относится к организационному обеспечению учебной среды, состоящей из передачи способов взаимодействия учителя и учащихся (индивидуально-групповое, межгрупповое, внутригрупповое), расположение участников и т.п.

И, наконец, особая группа требований связана с обеспечением правильного

контроля в процессе функционирования компьютерных систем обучения. Такие системы должны обеспечивать:

- самоконтроль для учащихся;

- оперативный сбор информации о процессе выполнения учебных действий;

- представление этой информации на мониторе.

ГАК – ХГФ

1. Личность. Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личности.

2. Направленность личности. Потребностно-мотивационная сфера личности. Методы мотивации и стимулирования учебно-познавательной деятельности.

3. Стадиальность психического развития. Критерии периодизации возрастного развития. Периодизация психического развития по Д.Б.Эльконину.

4. Деятельность. Интериоризация и экстериоризация деятельности.

Психологическая характеристика деятельности.

5. Восприятие, понятие, виды. Основные закономерности восприятия учебного материала.

6. Внимание как режим работы сознания. Виды и свойства внимания. Приемы, вызывающие и поддерживающие внимание в учебной деятельности.

7. Память, понятие и виды. Рациональные приемы запоминания материала (мнемотехника).

8. Мышление как процесс сущностного познания мира. Виды мышления Роль теоретического мышления в усвоении понятий.

9. Эмоциональная сфера человека. Формы переживания чувств. Социально-психологические механизмы преодоления стрессов.

10. Высшие чувства. Роль настроения в освоении учебной деятельности.

Воля, понятие, сущность «свободы воли». Механизмы волевой регуляции преодоления трудностей при достижении цели деятельности.

11.Темперамент, понятие, типы. Роль темперамента в формировании индивидуального стиля учебной деятельности.

12. Способности как фактор успешности обучения. Понятие, виды, структура, формирование способностей.

13. Общение, понятие, структура. Педагогическое общение как фактор

успешности учебной деятельности и развития личности.

14. Источники, движущие силы и основные факторы развития психики в онтогенезе. Основные законы психического развития.

15. Обучение и развитие: проблема взаимодействия. Признаки развивающего обучения (по Л.С. Выготскому).

16. Психолого-педагогические основы дифференциации обучения. Индивидуальный, личностный и деятельностный подходы в обучении и воспитании.

17. Современные психологические концепции обучения (Л. С. Выготский, II.Я. Гальперин, В.В. Давыдов).

18. Психологические основы управления познавательными процессами на уроке.

19. Учебная группа как субъект совместной деятельности. Пихологическая структура группы. Роль лидерства и организованности группы в успешности деятельности.

20. Формы психологической помощи школьникам в личностном развитии.

21. Психолого-педагогические основы применения наглядности, ТСО и компьютеров в обучении.

Личность. Понятие личности. Факторы социализации, формирования и развития личности.

Каждый человек личность, для которой характерно то или иное отношение к окружающим людям и явлениям. Личностью человек не рождается. Родившийся младенец - не личность, он лишь человек по сумме своих возможностей и принадлежит к роду человеческому, что фиксируется в понятии индивид (детенышей животных именуют особью). Появляясь на свет, как индивид, человек, включаясь в исторически сложившуюся систему общественных отношений, которую он застаёт уже готовой, обретает особое социальное качество, становится личностью.

Известно несколько определений личности: Г. Олпорт считал, что личность – это человек, стремящийся к достижению новых целей и выходящий за пределы этих целей (Г. Олпорт).

По К. Роджерсу личность – это самость, организованная и долговременно, субъективно воспринимающая сущность, составляющая сердцевину переживаний.

С.Л. Рубинштейн определял личность как приоритет внутреннего духовного мира человека над внешним воздействием, тесная связь сознания и деятельности, зависимость познавательных процессов от логики развития личности.

По К.К. Платонову личность – это человек, наделенный сознанием, способный включаться в социальные отношения, целенаправленно преобразовывать окружающий мир и самого себя (К.К. Платонов).

Основу личности составляет её структура, т.е. относительно устойчивая связь и взаимодействие всех сторон личности как целостного образования.

Одним из первых структуру личности предложил Зигмунд Фрейд, основоположник глубинной психологии. Предложенная им структура личности включает три компонента - «Ид», «Эго» и «Суперэго».

«Ид» - врожденный компонент, включающий в себя глубинные влечения, мотивы, потребности из которого развиваются и другие элементы структуры личности. Его составляющие: - либидо - позитивные им­пульсы, ищущие удовольствие, и танатос - деструктивные, агрес­сивные импульсы.

«Эго» - рациональная часть психики, контактирующая с внеш­ним миром и помогающая ослабить или снять конфликт между его либидо и танатосом с одной стороны, и тем, что личность перенимает от родителей в процессе воспитания - с другой.

«Суперэго» - это итог воздействия общества на подсознание и сознание. Это усвоенные нормы поведения, запреты, разрешения. Это 3

нутренний цензор личности, ее совесть.

Взаимодействие этих компонентов заключается в следующем: «Ид» в поиске удовольствия или агрессии вступает в противоречие с «суперэго» - хранителем усвоенных норм и ценностей, порождая чувство тревоги, нервозность, напряженность без видимых на то причин. «Эго» - рациональная часть психики помогает изобрести приемлемые способы удовлетворения желаний «Ид». В случае возник­новения при этом чувства дискомфорта, личность использует защит­ные механизмы, такие как: отрицание, подавление, рационализация» и др. З. Фрейд считал, что рассогласование между «Ид», «Эго» и «Суперэго» является источником неврозов и психических отклоне­ний в развитии личности.

Вместе с тем, предложенная 3.Фрейдом структура личности, рассчитанная в основном на психиатрическую практику, не могла в полной мере удовлетворить все возрастающий интерес к проблеме личности. В настоящее время существует около 50 моделей личности, предлагающие свое понимание её сущности. Наибольший интерес для педагогической практики представляют структуры личности, предложенные А.В. Петровским и К.К. Платоновым.

Так А.В. Петровский считает, что в структуру личности входят три образования или три подсистемы. Первая подсистема – индивидуальность, представленная в строении темперамента, характера, способностей и др. Он назвал её внутрииндивидно й Вторая подсистема - представленность человека в системе межиндивидуальных отношений (межиндивидная). Третья подсистема – «вклад» личности в сознание других людей, которые субъект вольно или невольно осуществляет посредством своей деятельности. Это процесс продолжения субъекта в других людях в психологии получил название «персонализация». Данная подсистема была названа надииндивидной (метаиндивидной). Личность по мнению А.В, Петровского должна быть охарактеризована в единстве всех трех сторон её существования, как субъект межиндивидуальных, социальных по своему происхождению связей и отношений.

К.К. Платонов включил в структуру личности 6 подструктур: Из них 4 основных и две объединяющих. Перв ая подструктура – направленность личности. Включает все то, что побуждает личность к активности (цели, мотивы, потребности, установки, ценностные ориентации). Вторая подструктура – подструктура социального опыта. Включает знания, навыки, умения, привычки, приобретенные в личном опыте путем обучения. Третья подструктура – подструктура форм отражения. Охватывает индивидуальные особенности отдельных психических процессов, которые формируются в ходе социальной жизни (внимание,

восприятие, память, мышление, воображение, речь) Четвертая подструктура – биологически обусловленная. Объединяет типологические, возрастные особенности, патологические изменения, которые в значительной мере зависят от физиологических и морфологических особенностей мозга. 5. Способности. 6. Характер.

При правильно поставленном обучении и воспитании есть все условия для формирования и удовлетворения потребности быть личностью. Чтобы понять личность учащегося, учитель должен рассматривать ее в деятельности, в системе его действительных отношений со сверстниками, родителями и учителями, а не изолированно от них.

Невозможно также изучать школьника, не изучив и не поняв группы, в которую он входит, в которой он действует и общается.

Каждый человек неповторим. Неповторимость психики человека определяется особенностями развития потребностей и способностей, которые формируются в деятельности и общении с другими людьми носителями той или иной культуры, и обозначается понятием индивидуальность. Проблема индивидуальных различий очень сложна. Известно, что дети в одном и том же классе очень сильно отличаются друг от друга. Однако центральным моментом в индивидуальных особенностях человека выступают способности. Существует огромное многообразие видов деятельности, каждый из которых требует определенных способностей для своей реализации на достаточно высоком уровне. Психическое развитие ребенка не возможно без развития его способностей.

Индивидуальные различия определяются и многими другими особенностями. Они зависят от темперамента, характера, особенностей функционирования познавательной сферы (внимания, памяти, восприятия, мышления, воображения), эмоционально-волевых особенностей.

Чтобы успешно управлять развитием ребенка необходимо учитывать эти различия. Это предполагает индивидуальный подход к учащимся (т.е. учет их дифференциально-психологических различий: памяти, внимания, тех или иных способностей и др.), выявление того, чем данный ученик отличается от своих сверстников и как в связи с этим строить воспитательную работу.

Вместе с тем необходимо иметь ввиду, что индивидуальный подход – это лишь частный аспект более общего, личностного подхода к школьнику, строящегося на изучений условий и обстоятельств включенности детей и подростков в систему отношений с взрослыми, учителями и сверстниками. Необходимо знать как «вписывается» ребенок в классный коллектив, как определяется его место в иерархии межличностных отношений, какие изменения претерпевает личность школьника, интегрированного в коллектив или вообще не сумевшая в нем адапти

роваться.

Отечественная психология исходит из того, что определяющим условием развития личности человека является его многоплановая деятельность в которую он включен. Только в деятельности ребенок овладевает психологическими средствами, позволяющими ему на новом уровне осуществлять контроль и управление своей внутренней и внешней активностью.

Процесс усвоения личностных качеств на разных этапах физи­ческого существования человека определяется термином «социа­лизация». Социализация это сложный процесс включения индивида в мир общества, процесс, в ходе которого он усваивает образцы по­ведения, социальные нормы и ценности, необходимые для успеш­ного функционирования в данном обществе. Выделяют первичную и вторичную социализацию. Первичная социализация - та социализация, которой индивид подвергается в детстве. Вторичная социализация (ресоциализация) — это последующий процесс усвоения новых ролей, ценнос­тей, знаний на каждом этапе жизни.

Люди и учреждения, с помощью которых осуществляется соци­ализация личности, называются агентами социализации. Вторичную социализацию осуществляют люди, связанные формально-деловыми отношениями и поэтому агентами вторичной социализации являются, например, представители администрации школы, вуза, предприятия, армии, сотрудники средств массовой информации, партий, суда и т. д. Существует несколько теорий социализации.

Одним из первых выделил механизмы социализации ребенка основатель психоанализа 3. Фрейд. Социализация понимается Фрейдом как процесс «развертывания» врожденных свойств человека, в результате которого происходит ста­новление личности. В этом про­цессе Фрейд выделяет 5 стадий, связанных с определенными участ­ками тела: оральная, анальная, фаллическая, латентная, генитальная.

Как механизм социализации 3. Фрейд выделял имитацию, иден­тификацию, чувство стыда и вины.

Из практики психоанализа возникла теория развития личности Эрика Эриксона. По мнению Эриксона, основы человеческого «Я» коренятся в социальной организации общества. Каждой стадии раз­вития отвечают свои, присущие данному обществу ожидания, ко­торые индивид может оправдать или не оправдать, и тогда он либо включается в общество, либо отвергается им.

Эриксон утверждал, что становление личности рас­тягивается на весь жизненный цикл, а не заканчивается в подрост­ковом возрасте, Распространяя период формирования личности на



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 482; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.200.66 (0.097 с.)