Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Однородные члены предложенияСтр 1 из 5Следующая ⇒
Техника речи Информационно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения Гуманитарный университет Факультет телерадиожурналистики Преподаватель: Сурин Василий Юрьевич Екатеринбург ■ «Настроение … может быть каким угодно, а голос … должен быть настоящим, хорошим, твёрдым голосом» (А.С. Макаренко) ■ «… чтобы сделать, необходимо уметь, а умение даётся только изучением техники» (А.М. Горький) ■ Коммуникация (лат. communico — связь, сообщение) — смысловой аспект социального взаимодействия ■ Речь — один из видов коммуникативной деятельности, осуществляемый в форме языкового общения. Виды речи: монолог, диалог, беседа, реплика ■ Речевое общение — форма языкового общения людей, возникающая и функционирующая в процессе коллективной трудовой деятельности и обучения. Существует несколько видов и форм Р.О. Оно является субъектом изучения лингвистики, психологии, физиологии, психолингвистики и других наук. БАЗОВЫЕ УРОВНИ ВОСПРИЯТИЯ 1. _________________________________________________________________________ 2. _________________________________________________________________________ 3. _________________________________________________________________________ ДИСЦИПЛИНАРНО-ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ 1. Техника речи — __________________________________________________________ 2. Постановка голоса — _____________________________________________________ 3. Культура речи — _________________________________________________________ 4. Ораторское мастерство — _________________________________________________ «ПИРАМИДА» ЭФФЕКТИВНОСТИ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ
1. логика устной речи Логические паузы ■ Пауза — перерыв движения, звучания ■ Логическая пауза — пауза, отделяющая один речевой такт от другого. Логическая пауза группирует слова внутри речевого такта в единое целое. Однородные члены предложения 1. Экономисты, │ ф инансисты │ и бу хг а́лтеры │ систематически проходят профессиональную переподготовку. ││ — (однородные подлежащие) 2. Документацию реорганизованной структуры описали │ и пе́редали в архив. ││ — (однородные сказуемые) 3. Руководство предприятия заботи тся о жизни, │ здоровье │ и досу́ге своих сотрудников. ││ — (однородные дополнения) 4. Новый специалист отдела — яркий │ и неординарный человек. ││ — (однородные определения)
5. Наша компания имеет партнёров во Франции, │ Дании, │ Германии, │ Австрии, │ Италии │ и других европейских странах. ││ — (однородные обстоятельства) Обращение 1. Добрый вечер, │ дорогие друзья! ││ Дорогие друзья, │ добрый вечер! ││ 2. Уважаемые коллеги, │ пройдите инструктаж по технике безопасности. ││ Пройдите инструктаж по технике безопасности, │ уважаемые коллеги. ││ 3. Господа, │ завтра состои тся отчётное собрание. ││ Завтра состои тся отчётное собрание, │ господа! ││ Завтра, │ господа, │ состоится отчётное собрание! ││ 4. Молодой человек, │ по какой причине Вы опоздали на работу? ││ По какой причине Вы опоздали на работу, │ молодой человек? ││ По какой причине Вы, │ молодой человек, │ опоздали на работу? ││
Сложное предложение 1. Исполнитель произвёл все работы, │ а заказчик не подписал акт приёма. ││ 2. Телефон звонил, │ но никто не отвечал на звонок. ││ 3. Главный бу хг алтер заверил директора, │ что в ближайшее время предприятие ра ссч итается с долгами по зарплате. ││ 4. Руководство при́няло решение сократить штатный балласт, │ чтобы сэкономить денежные средства. ││ 5. Стоимость услуг увеличила сь, │ потому что выросли цены на энергоносители. ││ 6. Заведующий вышел в торговый зал, │ где клиент провоцировал скандал. ││ 7. Гарантийный срок на изделие уже истёк, │ когда покупатель решил вернуть товар. ││ 8. Рентабельность предприятия повыси тся, │ если его сотрудники будут более квалифицированными. ││ СИТУАТИВНО-СМЫСЛОВАЯ ПАУЗА Казнить нельзя помиловать! ││ Вывод 1: Казнить │ нельзя │ помиловать! ││ Вывод 2: Казнить │ нельзя помиловать! ││ Вывод 3: Казнить нельзя │ помиловать! ││ Вывод 4: Интонационная логика ■ Интонация (лат. intone — громко произношу) — «мелодия» речи» — изменение высоты тона, тембра и силы голоса, темпа и ритма речи — т.е. совокупность особенностей речи, определяющих её выразительность в соответствии со смыслом и содержанием
Вопросительные предложения Задание № 1
Задание № 2 А. Сегодня состои тся о тч етное собрание? (1. Да, сегодня. 2. Да, состои тся. 3. Да, собрание. 4. Да, о тч ётное.) Б. Коллега, мне нужно позвонить президенту? (1. Да, президенту. 2. Нет, не Вам. 3. Да, нужно. 4. Да, позвонить.) В. Вы на завтра заказали столик в ресторане? (1. Да, на завтра. 2. Да, заказал(а). 3. Нет, не я. 4. Не в ресторане, а в кафе.)
Побудительные предложения Задание 1. Не акцентируйте внимание на себе. Не акцентИруйте внимание на себе! 2. Уделите человеку Ваше внимание. Уделите человеку Ваше внимание! 3. Бу дьт е всегда приветливы. Бу дьт е всегда приветливы! 4. Во время беседы задавайте вопросы. Во время беседы задавайте вопросы. 5. Проявляйте заинтересованность к собеседнику. Проявляйте заинтересованность к собеседнику. 6. Не употребляйте много инострАнных слов. Не употреблЯйте много иностранных слов. 7. Формулируйте свой вопрос полностью. Формулируйте свой вопрос полностью. 8. Соблюдайте правила приличия. Соблюдайте правила приличия. 9. Будьте корректны со всеми людьми. Будьте корректны со всеми людьми. 10. Никогда не исправляйте ошибки собеседника. Никогда не исправлЯйте ошибки собеседника. 11. Будьте осторожны с комплиментами. Будьте осторожны с комплиментами. 12. Не допускайте фамильярности в деловой обстановке. Не допускАйте фамильярности в деловой обстановке.
Восклицательные предложения Задание № 1
Задание № 2
Задание 1. Отдел стратегического развития предприятия приложил максимум усилий для вытеснения конкурентов компании с внутреннего рынка. 2. Все товары и услуги, производимые нашей фирмой, сертифицированы и лицензированы в соответствии с действующим внутренним законодательством.
3. В своём докладе председатель совета директоров отметил, что экономический рост компании за предыдущий год был не только активным, но и стабильным по всем показателям. 4. За систематическое нарушение трудовой дисциплины, отдельные сотрудники фирмы будут лишены квартальной премии. 5. Решение арбитражного суда было обжаловано проигравшей стороной в тридцатидневный срок. 6. Переговоры между руководителями компаний, по заключению договора о совместной деятельности, прошли в доброжелательной обстановке и принесли желаемый результат для обеих сторон. 7. Несмотря на неблагоприятные погодные условия, финальный матч по футболу, за кубок района, состоял ся в назначенное время. 8. Лучшие работники отрасли, по случаю профессионального праздника, были награждены почётными грамотами и ценными подарками. 9. Долгосрочная федеральная программа социального развития предусматривает не только модернизацию технической базы и повышение материального благосостояния работников образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства, но и улучшение качества обслуживания в этих отраслях. Культура речи 2.1. Орфоэпия ■ Орфоэпия (греч. orthos — правильно, epos — речь) — нормы литературного произношения слов, звуков и сочетаний звуков в словах Произношение гласных звуков Ударные гласные звуки произносятся отчётливо, без изменения. Безударные гласные звуки редуцируются, т. е. произносятся нечётко.
Выпадение звуков 9. Выделенный звук не произносится в следующих словах: здра[ в ]ствуй — здра[]ствуй, сер[ д ]це — сер[]це, со[ л ]нце — со[]нце, счас[ т ]лив — [ щ ]ас[]лив, чу[ в ]ственный — чу[]ственный 10. Звуки[ д ] и [ т ] в сочетаниях [ здн ], [ стн ] и[ стл ] Уподобление звуков
11. В сочетании звонкого и глухого 12. В сочетании глухого и звонкого 13. Звук [ ч ] в словах: «что» и «чтобы»
Новообразующие сочетания 19. Сочетания [ дс ]и [ тс ] на стыке корня и суффикса 20. Глагольные окончания [ -тся ] (глаголов 3-го лица) и [ -ться ] (глаголов неопределённого наклонения) 21. Сочетания [ сч ],[ зч ], [ здч ],[ сшч ],[ шч ], [ жч ] 2.1.2.8. Произношение сочетания звуков [чн] 22. В произношении слов с сочетанием [ чн ] наблюдаются колебания, что связано с изменением правил старого московского произношения a. По нормам современного русского литературного языка сочетание [ чн ] обычно так и произносится [ чн ] b. Орфографическое [ чн ] в настоящее время однозначно произносится как [ шн ] в отдельных случаях c. Некоторые слова с сочетанием [ чн ] в соответствии с современными нормами литературного языка произносятся двояко: [ чн ] и [ шн ] Акцентологический минимум
Акцентологический практикум августовский день, аналог продукта, профессиональный анатом, аф_ра (е, ё) века, финансовая аф_ра (е, ё), базироваться на аэродроме, баловать ребёнка, баловать в гостях, говорить без умолку, валовой доход, бомбардировать позиции противника, вахт_р (е, ё) учреждения, вахт_р (е, ё) на морском судне, незыблемое верование, христианское вероисповедание, газированный напиток, генезис славянских языков, гербовая печать, на дорогах голол_дица (е, ё), пережаренные гренки, нагруж_нный (е, ё) автомобиль, груж_ные (е, ё) вагоны, передар_нный (е, ё) подарок, дар_ная (е, ё) вещь, сорить деньгами, директор_ (ы, а) предприятий, неврологический диспансер, модные джемпер_ (ы, а), партнёрские договор_ (ы, а), мельничный ж_рнов (е, ё), забронировать столик в ресторане, забронировать входную дверь, ему завидно, целительский заговор, дворцовый заговор, денежный за_м (ё, й), занят_й (о, ы) человек, занятоеместо, закупорить бутылку, заиндеветь на морозе, позвонишь завтра, звонят колокола, чудесное знамение, избалованный человек, инженер_ (ы, а) предприятия, налоговые инспектор_ (ы, а), инструктор_ (им. п. мн. ч.: ы, а ) по плаванию, искра от костра, электрическая искра, искра таланта, исповедание мусульманства, исчерпать возможности, каталог товаров, прогулочные катер_ (ы, а), городской квартал, текущий квартал года, клеить обои, коклюшный кашель, костюмированный бал, красивее всех, кухонный гарнитур, мальчиковый костюм, маркетинг потребительского рынка, менеджмент предприятия, меновая монета, логическое мышление, названная сестра, недоум_нный (е, ё) человек, новорожд_нные (е, ё) дети, прижать к ногтю, нормирование рабочего дня, ненормированный рабочий день, обеспечение учебного процесса, обусл_вливать (а, о) развитие, облегчить участь, своевременное участие, одновременные действия, нести окол_сицу (е, ё), опломбированный сейф, оптовые поставки, осведомить о мероприятии, осведомл_нный (е, ё) сотрудник, ос_длые (е, ё) народы, ос_кся (е, ё) на полуслове, осмысление явления, памятуя о событиях, места в партере, перевести противника в партер (в борьбе), поврем_нная (е, ё) оплата, повтор_нный (е, ё) учебный материал, подростковый возраст, позвонишь при случае, помир_нные (е, ё) друзья, занятия проходят по средам, обусловлено средами обитания, предвосхитить события, предложить встретиться, премирование сотрудников, премированный сотрудник, депремированный сотрудник, принудить к действию, небо прояснится, суть вопроса прояснится, расс_к (е, ё) висок, рассредоточение военных сил, редактор_ (им. п. мн. ч.: ы, а ) журнала, поселишь в гостинице, расселят по квартирам, в сети Интернет, сахарная св_кла (е, ё), мужские свитер_ (ы, а), слож_нные (е, ё) вещи, хорошо слож_нный (е, ё) человек, созвонимся позже, сосредоточение внимания, средства производства, денежные средства, статут организации, умелый столяр, свежий творог, вареники с творогом, праздник без торта, свежие торты, модернизированные трактор_ (а, ы), модельная туфля, снять туфлю, нет туфель, уведомл_нный (е, ё) координатором, упл_чено (а, о) наличными, упрочение взаимоотношений, упрощ_нная (е, ё) система, самонадеянный филист_р (е, ё), человеческий феномен, возводить в фетиш, фланговый игрок, озимые хлеб_ (ы, а), печёные хлеб_ (ы, а), письменное ходатайство, ходатайствовать о премировании, истинный христианин, цехов_й (о, ы) комитет, черпать воду, черпать знания, добросовестный чистильщик, автомобильное шасси, щи из щавеля, экзальтированные люди, экспертный комитет, языковая колбаса, языковая система. P.S. Для самоконтроля — Акцентологический тест online: http://art-trainer.ru/ → Меню → Тесты Online → Русский язык и культура речи → Акцентологический тест
3. Техника речи & Постановка голоса Основы речевого голосообразования Чёткая артикуляция звуков a. Согласные звуки … b. Ударные гласные … c. Безударные гласные звуки … Физиобиостимуляция Мимическая гимнастика Гимнастика для языка Болтушка Жало змеи Лев Хвост змеи МАССАЖ КИСТЕЙ РУК 1. Добывание огня Полотенце Умывание рук Золотая точка Ярёмная ямка Подчелюстные точки на шее Околоушная зона Крылья носа Третий глаз Постановка дыхания
Общие рекомендации 1. Дыхательную гимнастику можно выполнять стоя или сидя, ноги — на ширине плеч. 2. При выполнении гимнастики следует обязательно сохранять осанку. 3. Вдох всегда должен быть умеренным по объёму (не до удушья). Дыхательная гимнастика Динамические упражнения ■ Динамика (греч. dynamis — сила) — сила звучания
Шок Падение Глухой Бабка
P.S. ô — пульсация времени, Z — пауза Динамическая лестница Овации Комплекс № 1 Горячее дыхание Змея Говорящая змея Вампир Маска Проверка микрофона Комплекс № 2 Волчонок Ослик Заблудились Карлсон Лошадка 6. Испуг ( NB. Только для женщин и детей!) Комплекс № 3 1. Скрипучая дверь. ХХХ → ХХХ → ХХХ… 2. Дверь открывается. ХХХ → р. «А» 3. Волна. ХХХ → ш. «А» → ХХХ → т.р. «А» → ХХХ → р.с.г. «А» → ХХХ → г.р. «А» 4. Горилла. Рупор → г.р. «А!!» (то же — со звуками: Э, Ы, О, У) 5. Страшные сказки: a. У! — УО! — УОА! — УОАЭ! — УОАЭЫ! — УОАЭЫ → и! — ЫЭАОУ! b. Ы! — ЫЭ! — ЫЭА! — ЫЭАО! — ЫЭАОУ! — ЫЭАОУ! → у! — УОАЭЫ! 6. Канючки: a. ХХХ → А → ХХХ → АО → ХХХ → АОУ b. ХХХ → А → ХХХ → АЭ → ХХХ → АЭЫ Комплекс № 4 «Псевдослоги» (с сонорными согласными звуками) 1. У → му ’ у → МУ / у → МО / у → МА / у → МЭ / у → МЫ 2. У → ну ’ у → НУ / у → НО / у → НА / у → НЭ / у → НЫ 3. У → лу ’ у → ЛУ / у → ЛО / у → ЛА / у → ЛЭ / у → ЛЫ 4. У → ру ’ у → РУ / у → РО / у → РА / у → РЭ / у → РЫ 5. У → йю ’ у → ЙЮ / у → ЙЁ / у → ЙЯ / у → ЙЕ / у → ЙИ И дикционных навыков ■ Артикуляция (лат. articulare — расчленять) — работа органов речи для произношения определённых звуков ■ Дикция (лат. dictio — произношение) — степень точности произношения звуков, слов, фраз, определяющая разборчивость речи и её восприятие другими людьми Звуки речи образуются с помощью выдыхаемого воздуха благодаря активной работе языка, губ и голосовых связок.
При произношении основных гласных звуков выдыхаемый воздух проходит через рот совершенно свободно — голос не встречает никаких преград. Образование всех звуков, кроме [ н ] и [ м ], сопровождается выдыханием воздуха через рот. Формирование сонорных звуков [ н ] и [ м ] основано на носовом выдыхании. При артикуляции согласных звуков воздушная струя встречает те или иные препятствия, и от этого образуется шум. Согласные звуки — шумовые. В зависимости от того, что является препятствием, которое должен преодолеть воздух, — гортань, нёбо, язык или губы, различаются такие группы согласных — губные, язычные, нёбные, гортанные. Согласные звуки не образуют слога; без сопровождения гласных звуков они плохо слышны и трудно различаются в словах. Чтобы получилось слово, согласные звуки следует произносить отрывисто (чеканно): [ м ], [ с ], [ р ], а не [ мэ ], [ сэ ], [ рэ ]. Буквы «е», «я», «ё», «ю» имеют двойное значение в зависимости от их положения в слове. В начале слова, после гласных и после «ь» и «ъ» знаков они выступают как йотированные гласные:
После мягких согласных они обозначают соответствующий основной гласный звук. Забор Заяц Бурдюк Домкрат П. П. П. П. П. П. // Б. Б. Б. Б. Б. Б. Звуки [ П ] — [ Б ] образуются при смыкании верхней и нижней губы, напор воздуха разрывает это смыкание, язык лежит свободно, мягкое нёбо поднято Т. Т. Т. Т. Т. Т. // Д. Д. Д. Д. Д. Д. Звуки [ Т ] — [ Д ] образуются при поднятии кончика языка к верхним передним губам. Мягкое нёбо поднято. В. В. В. В. В. В. // Ф. Ф. Ф. Ф. Ф. Ф. Звуки [ В ] — [ Ф ] возникают при следующем положении: верхние зубы находятся на краях нижней губы, язык свободен, мягкое нёбо поднято. М, М, М, М, М, М // Н, Н, Н, Н, Н, Н Звук [ М ] — губы сомкнуты, язык свободен, выдыхаемый при произношении воздух выходит через нос. Звук [ Н ] — язык поднят к нёбу и передней частью прижат к верхним передним зубам, выдыхаемый воздух проходит через нос. С. С. С. С. С. С. // З. З. З. З. З. З. При правильном произнесении звука [ С ] губы растянуты, зубы сближены, кончик языка лежит у нижних резцов, согласный звучит легко. При правильном произнесении звука [ З ] артикуляция такая же, как при произнесении [ С ], но звучит с голосом, остро, как бы процеживаясь через зубы. Ш. Ш. Ш. Ш. Ш. Ш.// Ж. Ж. Ж. Ж. Ж. Ж. При правильном произнесении звуков [ Ш ] и [ Ж ] губы растянуты, зубы сближены, кончик языка лопатообразно поднят к альвеолам, но не касается их. Ч. Ч. Ч. Ч. Ч. Ч. // Щ. Щ. Щ. Щ. Щ. Щ. Звуки [ Ч ] и [ Щ ] — сложные. Звук [ Ч ] состоит из [ ТЬ ] + [ Ш ], произносимых одновременно. Звук [ Щ ] состоит из [ ШЬШЬШЬ ] — долгое мягкое [ Ш ] Ц. Ц. Ц. Ц. Ц. Ц. Звук [ Ц ] — сложный, он состоит из двух звуков [ Т ] + [ С ], произносимых одновременно. При произнесении звука [ Ц ] кончик языка прижимается к нижним резцам, а передняя его часть прижимается к верхним альвеолам. Л. Л. Л. Л. Л. Л. // Р. Р. Р. Р. Р. Р. При правильном произнесении звука [ Л ] рот открыт, а кончик языка упирается в альвеолы верхних резцов. При произнесении звука [ Р ] рот открыт, кончик языка, поднимаясь к верхним резцам, вибрирует, ударяясь и отскакивая. Примечание: Все согласные звуки произносятся чётко, чеканно, без прибавления гласных и без примеси шумного выдоха. Комплексные упражнения 1. КГ – ТД – ПБ – ТД – КГ – ТД – ПБ – Z, КГ – ТД – ПБ – ТД – КГ – ТД – ПБ – Z
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 362; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.208 с.) |