Тема № 7. Основы гражданского права и семейного права Республики Казахстан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 7. Основы гражданского права и семейного права Республики Казахстан.



Цель лекции: раскрыть основные понятие гражданского и семейного права Республики Казахстан.

План.

1. Понятие гражданского права.

2. Предмет, метод гражданско-правового регулирования.

3. Принципы, источники гражданского права.

4. Понятие семейного права. Брачно-семейное законодательство.

5. Заключение и прекращение брака.

6. Режим имущества супругов, понятие, видовая характеристика. Брачный договор.

Гражданское право — это одна из тех отраслей права Республики Казахстан, которая неразрывно связана с повседневной жизнью и деятельностью граждан, юридических лиц и самого государства и его административно-территориальных единиц. Предмет гражданского права РК составляют товарно-денежные и иные основанные на ра­венстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Личные не­имущественные отношения, не связанные с имущественными, регу­лируются гражданским законодательством, поскольку иное не пре­дусмотрено законодательными актами, либо не вытекает из существа личного неимущественного отношения.

Основным центральным видом общественных отношений, регу­лируемых гражданским правом, являются имущественные отноше­ния, которые подвергаются воздействию со стороны юридических норм. Общественные отношения, связанные с материальными блага­ми (имуществом, работами, услугами, деньгами, ценными бумагами и иным имуществом), называются имущественными отношениями. Та­кие отношения подчиняются действию гражданского закона, когда они знаменуют собой либо обладание, либо принадлежность имущест­ва (вещные отношения), либо перемещением или переходом имущест­ва от одного лица к другому (обязательственные отношения), либо определение судьбы имущества на случай смерти его собственника (наследственные отношения). Итак, имущественные отношения—отно­шения по поводу приобретения, обладания, передачи другим лицам и использования имущества. Таким образом, в условиях рыночной эко­номики товарно-денежные отношения представляют основное ядро гражданского правового регулирования.

Однако гражданское право регулирует далеко не все имуществен­ные отношения, так как они бывают самого различного характера. Предмет гражданского права включает в себя и личные неимуществен­ные отношения. Гражданское законодательство Республики Казах­стан регулирует две группы личных неимущественных отношений: а) личные неимущественные отношения, связанные с имуществен­ными; б) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.

К первой группе личных неимущественных отношений относятся лич­ные неимущественные отношения, связанные с имущественными. Термин «связанность» означает не подчинение личных отношений имущественным, а соединение их в едином комплексе общественных отношений (авторских, изобретательских и т.п.). Например, незакон­ное использование организацией товарного знака другого юридичес­кого лица может причинить ущерб последней.

Надо отметить, что существование личного неимущественного отношения предполагает возможность, желательность для автора возникновения отношений имущественных. Поэтому личные неиму­щественные отношения, связанные с имущественными, регулируют­ся нормами гражданского права.

Второй вид личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, возникают в силу иных фактов и между другими субъектами, нежели имущественные отношения. Они возникают по поводу неотделимых от человеческой личности или организации благ, не имеющих имущественного содержания, не могущих быть предме­том денежной оценки.

Отличительными чертами гражданско-правового метода являют­ся юридическое равенство субъектов, диспозитивность, автономность воли субъектов, имущественный и компенсационный характер ответ­ственности.

Система гражданского права Республики Казахстан состоит из Общей и Особенной части. Общая часть включает общие положе­ния, право собственности и иные вещные права, обязательственное право. Особенная часть включает отдельные виды обязательств, пра­во интеллектуальной собственности, наследственное право и между­народное частное право.

Таким образом, гражданское право- это отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих товарно-денежные и иные, основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными, личными неимущественные отношения. Участниками регулируемых гражданских законодательством отношений являются граждане, юридические лица, государство, а также административно-территориальные единицы.

Основным источником гражданского права является Гражданский Кодекс РК, который состоит из Общей части от 27 декабря 1994года и Особенной части от 1июля 1999года. Нормы гражданского права содержатся также и в специальных законах и подзаконных актах, которые дополняют, регламентируют и конкретизируют положения, содержащихся в Гражданском кодексе. К примеру: «О хозяйственных товариществах» от от 2 мая 1995г. № 2255, «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003г. № 415-II и другие.

Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения нарушенных прав, их судебной защиты.

Основу возникновения семьи и семейных правоотношений во многих случаях составляет брак. В ст. 1 Закона РК «О браке и семье», принятого 17 декабря 1998 г. признается, что «брак — равноправный союз между мужчиной и жен­щиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке с целью создания семьи, порождаю­щий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами». Семейное право включает в себе следующие разделы: общие положения, брак, семья, опеки попечительства, алиментные отношения членов семьи, акты гражданского состояния применение норм брачно-семейного законодательства к иностранцам и лицам без гражданства.

Брачно – семейное законодательства РК основывается на принципах:

1) добровольность брачного союза мужчины и женщины;

2) равенства прав супругов в семье;

3) разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию;

4) недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи;

5) приоритета семейного воспитания детей, заботы об их развитии и благосостоянии;

6) приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных;

7) обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав;

8) стимулирования здорового образа жизни всех членов семьи.

Законное оформление брака состоит в его регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Только брак, зарегист­рированный в установленном порядке, порождает правовые последст­вия. Не запрещается регистрация брака в церкви, мечети, однако та­кой брак не имеет законную силу, поэтому законодательством при­знается законным брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа.

Для вступления в брак семейное законодательство устанавливает позитивные и негативные условия. В п. 1 ст. 9 Закона РК «О браке и семье» установлены два позитивных условия вступления в брак: взаим­ное добровольное согласие вступающих в брак лиц и достижение ими брачного возраста. Закон устанавливает для вступающих в брак брач­ный возраст - 18 лет (п. 1 ст. 10 Закона РК «О браке и семье»). При наличии уважительных причин органам местного самоуправления, 3 АГСу предоставляется право давать разрешение на заключение брака несовершеннолетним, достигшим шестнадцати лет (п. 2 ст. 10 Закона РК «О браке и семье»). Причины, которые орган местного самоуп­равления может признать уважительными и по которым может раз­решить вступить в брак до достижения брачного возраста, бывают самыми различными: нахождение в фактических брачных отношени­ях, беременность, рождение ребенка, отъезд в длительную команди­ровку и др. Просьба о снижении брачного возраста может быть пода­на желающими вступить в брак или их родителями либо попечителя­ми с указанием причин, вызывающих необходимость снижения установленного Законом брачного возраста. В п. 4 ст. 10 Закона РК «О браке и семье» особо отмечается, что во всех случаях снижение брачного возраста допускается только с согласия вступивших в брак.

Согласно ст. 11 Закона РК «О браке и семье», не допускается за­ключение брака между: 1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; 2) прямыми родствен­никами по восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, имеющими общих отца или мать; 3) усыновите­лями (удочерителями) и усыновленными (удочеренными); 4) лица­ми, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия.

Для того чтобы союз мужчины и женщины был признан браком, он должен быть зарегистрирован в органах записи актов гражданско­го состояния. Права и обязанности супругов возникают только с мо­мента государственной регистрации брака, с этого времени государ­ство признает данный союз браком и берет его под свою защиту. В статье 13 Закона РК "О браке и семье" предусмотрен обязательный месячный срок между моментом подачи заявления о желании всту­пить в брак и регистрацией брака. Брак может быть заключен в день подачи заявления (беременности, рождения ребенка, непосредствен­ной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств). Имея в виду особое значение брака как важнейшего события в жизни человека, регистрация брака по желанию жениха и невесты может быть произведена в торжественной обстановке.

Если при заключении брака были нарушены условия вступления в брак или существовали препятствия для его заключения, то брак может быть признан по суду недействительным. Например, один из вступающих в брак скрыл, что состоит в нерасторгнутом браке или брак был заключен с девушкой, не достигшей брачного возраста и т. п. Недействительным признается также фиктивный брак, т. е. брак, зарегистрированный лишь для вида, без намерения создать семью, в других целях, например, чтобы избежать распределения на работу в другой город, получить право на жилую площадь и т. д. Однако, если лица, заключившие фиктивный брак, впоследствии создали семью, оснований для признания его недействительным только по тому мо­тиву, что в момент регистрации они не предполагали начать совмест­ную жизнь, нет.

Если брак признается судом недействительным, то считается, что он не существовал вообще и между состоявшими в нем лицами ника­ких прав и обязанностей не возникло (приобретенное имущество не считается общим, не возникает права на алименты и т. д.). Из этого правила существует лишь одно исключение: супруг, права которого были нарушены заключением такого брака (добросовестный супруг), вправе требовать выплаты алиментов (при условии нетрудоспособ­ности и нуждаемости), а также раздела общего имущества по нормам семейного законодательства о совместной супружеской собственнос­ти. Добросовестный супруг вправе требовать и возмещения ему мате­риального и морального вреда. Согласно п. 3 ст. 24 Закона РК "О бра­ке и семье", если одно из лиц, вступающих в брак, скрыл от другого наличие у него болезни, создающей реальную угрозу членам образо­ванной семьи, личной и общественной безопасности, последние вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействитель­ным

Законным режимом имущества супругов является режим их общей совместной собственности, если брачным договором не установлено иное.

Обычно супруги, каж­дый по мере возможности, участвуют в общих расходах и не делят имущество на твое и мое. Но на случай, когда возникают споры, зако­ном установлены четкие правила. Все то, что принадлежало каждому до вступления в брак, остается его личной собственностью, и он вправе самостоятельно распоряжаться этим имуществом. Такое имущество называется «добрачным имуществом».

Все, что было нажито во время брака, признается совместной соб­ственностью супругов (п. 1 ст. 32 Закона РК «О браке и семье»). Муж и жена в отношении этого имущества пользуются равными правами. Согласно п. 2 ст. 32 Закона РК "О браке и семье", к имуществу, нажи­тому супругами во время брака (общему имуществу супругов), отно­сятся: доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, пред­принимательской деятельности и результатов интеллектуальной де­ятельности, доходы с общего имущества супругов и раздельного иму­щества каждого из супругов, полученные ими пенсии, пособия, а так­же иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого на­значения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в воз­мещение ущерба в связи с утратой трудоспособности, вследствие уве­чья либо иного повреждения здоровья и др.).

Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество, независимо от того, на чье имя оно приобретено либо кем из супругов внесены денежные средства. Совместная собственность супругов является бидолевой. Поэтому во время существования совместной собственности каждый из супругов вправе владеть, пользоваться и распоряжаться всей со­вместной собственностью. Согласие другого супруга предполагает­ся, поэтому сделка, совершенная одним из супругов без согласия дру­гого, может быть признана судом недействительной лишь при усло­вии, что будет доказан тот факт, что контрагент, совершая сделку с одним из супругов, знал о возражении другого против данной сделки.

Раздел совместной собственности происходит обычно лишь при расторжении брака, но может иметь место и независимо от этого. Супруги вправе сами разделить свое имущество, однако, если возник спор, то раздел осуществляется судом. При разделе суд исходит из равенства долей обоих супругов независимо оттого, сколько каждый из них фактически зарабатывал и какие вещи приобрел. Равной счи­тается доля и того из супругов, который вообще не работал, так как был занят ведением домашнего хозяйства или уходом за детьми, либо не работал по другим уважительным причинам. Суд вправе отойти от начала равенства, если этого требуют интересы несовершеннолетних детей (например, присудить большую часть жилого дома, чтобы обес­печить детям необходимые условия) или заслуживающие внимания интересы одного из супругов (так, суд вправе уменьшить долю того из супругов, который расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи).

Установленный законом режим совместной собственности иму­щества супругов может быть изменен как до вступления в брак, так и в любое время в период брака путем заключения брачного договора. Согласно ч. 1 ст. 39 Закона РК «О браке и семье» брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение суп­ругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака. Брачный дого­вор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удо­стоверению. В брачном договоре супруги вправе изменить изложен­ный выше законный режим совместной собственности, установить совместную долевую или раздельную собственность как на все при­надлежащее им имущество (как на добрачное имущество, так и на имущество, приобретенное в браке), так и на его отдельные объекты.

Супруги вправе определить в брачном договоре также свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них имущественных отноше­ний. Однако содержание брачного договора ограничено определен­ными пределами. Брачный договор не может ограничивать правоспо­собность и дееспособность супругов, принцип их равноправия в бра­ке, регулировать личные права и обязанности между супругами, пра­ва и обязанности (личные и имущественные) в отношении их детей и содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в край­не неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства (ст. 40 Закона РК «О браке и семье»).

Вопросы для самопроверки:

1.Что понимается под «гражданским правом»?

2. Что представляет собой предмет гражданского права?

3. Назовите основные принципы и источники гражданского права?

4. Что понимается под «семейным правом»?

5. Какие необходимые условия заключения и прекращения брака вы знаете?

6. Что представляет собой «режим имущества супругов»?

 

Тема № 8. Основы финансового права Республики Казахстан.

Цель лекции: раскрыть понятие, предмет, метод финансового права, финансовую систему, финансового контроля, а также дать характеристику бюджетного права.

План.

1. Понятие, предмет, метод финансового права.

2. Система, финансово-правовые нормы и правоотношений.

3. Финансовая система.

4. Понятие, задачи, виды и методы финансового контроля.

5. Понятие, предмет и метод бюджетного права.

6. Виды и уровни бюджетов

Финансовое право- это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.

Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.

Система финансового права состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть финансового права представлена следующими институтами: финансовое устройство, правовые основы денежной системы, управления в области финансов, финансовое планирование, финансовый контроль, финансово-правовая ответственность. Особенная часть финансового права изучает строение финансовой системы государства.

Финансовая деятельность государства осуществляется только на основе права, в качестве которой выступает финансовое право. А финансовое право

представляет собой совокупность правовых норм. Поэтому финансово-правовая норма является той основой, на которой строится финансовое право. Финансово-правовые нормы характеризуются следующими признаками: выражают государственно-властное веление; приняты уполномоченным органом государства, например, принятие акта, устанавливающего налог, может быть осуществлено только Парламентом; содержат общеобязательные правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение и адресованы неопределенному количеству субъектов; финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы, например, налог может быть введен только таким юридическим актом который имеет форму закона; исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уголовной ответственности.

Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные.

Обязательным субъектом финансового правоотношения высту­пает государство (в целом или в лице уполномоченного органа). Ма­териальные финансовые правоотношения опосредуют непосредствен­ное движение денежных средств (объект, деньги или денежные обяза­тельства). Организационные финансовые правоотношения опосредуют формирование денежной системы государства, его финансовые струк­туры, системы органов управления в области финансов, организации и планирования процессов формирования и распределения государ­ственных денежных фондов и организацию их использования, вклю­чая контроль.

Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране. Денежная система вклю­чает в себя следующие элементы: официальная денежная единица, виды денежных знаков; порядок эмиссии денег; режим валютного об­ращения; организация денежного обращения.

В процессе финансовой деятельности государства, финансового права, возникают две группы финансовых отношений: материальные и организационные.

Материальные финансовые отношения опосредуют движение денеж­ных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов. Эти отношения связаны с движе­нием конкретных денег либо от плательщика в тот или иной государ­ственный фонд, либо, напротив, из фонда к получателю. Примером могут служить налоговые отношения, где конкретный плательщик обязан перечислить определенную сумму денег в соответствующий бюджет.

Организационные финансовые отношения возникают в связи с форми­рованием денежной системы страны, финансовой системы государст­ва (определение видов государственных денежных фондов и их назна­чение), системы управления в области государственных финансов (определение государственных органов, на которые возлагается осу­ществление финансовой деятельности государства, установление их компетенции и порядка функционирования), организацией финансо­вого планирования, осуществлением государственного финансового контроля.

Эти отношения, не являясь экономическими, не опосредуют дви­жения денежных средств как таковых. Однако они предназначены быть средством обеспечения нормального функционирования материаль­ных финансовых отношений. Если объектом последних выступают деньги, то объектом организационных финансовых отношений вы­ступает само функционирование государственных финансовых струк­тур.

Финансовое устройство государства включает в себя: финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, систему финансовых органов государства и финансовое ре­гулирование.

По мнению большинства экономистов и юристов финансовая система включает в себя следующие институты: 1) бюджетная система; 2) внебюджетные централизованные и децентрализованные целевые фонды; 3) финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства; 4) имущественное и личное страхование; 5) кредит (государственный и банковский).

Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, цели и методы контроля. Субъектами фи­нансового контроля выступают органы государства, наделенные со­ответствующими властными полномочиями для осуществления конт­роля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на ос­нове данного поручения. Орган или лицо, производящий проверку по отношению проверяемого объекта, выступает субъектом.

Объектами государственного финансового контроля являются государственные юридические лица, негосударственные юридичес­кие лица и граждане.

Предметом государственного финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений. Целью финансового контроля являются: выявление фактов наруше­ния финансового законодательства или некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей; вы­явление виновных и привлечение их к установленной законодатель­ством ответственности; устранение нарушений финансовой дисцип­лины и ликвидация последствий этих нарушений.

Финансовый контроль — это всегда проверка или наблюдение с це­лью проверки. Осуществление контроля состоит из трех стадий: 1) сбор информации; 2) оценка собранной информации; 3) реагирова­ние на собранную и проанализированную информацию.

Под методами финансового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления: проверка расчетов финансо­вых планов (как уже утвержденных, так и проектов); анализ и счет­ная проверка отчетной финансовой документации (например, стати­стических отчетов, бухгалтерских балансов); проверка первичных де­нежных документов (платежных поручений, товаротранспортных на­кладных, коносаментов, приходно-расходных ордеров и т. п.); инвен­таризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; за­слушивание и изучение докладов и других сообщений; анализ и об­общение информации поступающей от правоохранительных органов и судов; анализ и обобщение выступлений средств массовой инфор­мации и обращений граждан; получение письменных и устных объяс­нений от должностных лиц, связанных с производством финансовых операций; официальные запросы в банковские и другие учреждения; ревизия.

Одним из основных и наиболее эффективных методов финансово­го контроля является ревизия. Ревизия — это проверка финансово-хозяйственной деятельности, основанная на изучении первичных до­кументов и бухгалтерских записей. Обычно ревизия проводится в сочетании с другими методами финансового контроля.

По полноте охвата ревизии бывают: а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера; б) частичные, когда про­водится выборочная проверка по определенной тематике (например, проверяется расходование валютных средств).

По объекту проверки ревизии подразделяются на: а) документаль­ные, когда проверяется лишь документация; б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация (просчитываются в натуре товарно-материальных ценностей, прове­ряется наличие денег и ценных бумаг, проводятся контрольные заме­ры в строительстве и т. п.).

По организационному признаку ревизии делятся на: г) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану; б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для проверя­емого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внепла­новых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дис­циплины, требующих немедленной проверки и прекращения наруше­ния финансового законодательства. Результаты ревизии оформля­ются актом ревизии.

Бюджетное право — это раздел Особен­ной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и органи­зацией использования центрального и местных бюджетов.

Предметом бюджетного права выступают общественные отноше­ния, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. организационные и материальные бюджетные отношения.

Бюджетное право использует два метода правового регулирова­ния: императивный и диспозитивный. Императивный метод наиболее отчетливо проявляет себя при реализации таких способов бюджет­ной деятельности, как добывание государством денежных средств посредством их односторонне-принудительного их изъятия. Диспо­зитивный метод применяется для правового регулирования тех бюд­жетных отношений, которые по своей экономической природе явля­ются кредитными (отношения государственного заимствования и отношения бюджетного кредитования).

В системе бюджетного права выделяются две части: Общая и Осо­бенная. Общая часть включает институты: 1) бюджетное устройство; 2) управление в области финансов; 3) правовые основы бюджетного планирования; 4) правовые основы бюджетного контроля. Особен­ная часть включает институты: 1) правовое регулирование доходов бюджета; 2) правовое регулирование расходов бюджета; 3) правовое регулирование государственного кредита. Нормы Общей части бюд­жетного права в основном регулируют организационные бюджетные отношения, нормы Особенной части — материальные бюджетные от­ношения.

Для бюджетных правоотношений характерны следующие призна­ки: 1) они возникают в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. деятельности по формированию бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией ис­пользования центрального и местных бюджетов; 2) являются про­дуктом правового регулирования государства общественных (эконо­мических и организационных) бюджетных отношений; 3) материаль­ным объектом бюджетных правоотношений выступают деньги или денежные обязательства, являющиеся средством либо формирования бюджета, либо его расходования в форме распределения; 4) обяза­тельным субъектом материального бюджетного правоотношения вы­ступает либо государство в целом (если речь идет о республиканском бюджете), либо соответствующая административно-территориальная единица, представленные соответствующим государственным орга­ном или иным лицом. Государственные органы могут выступать в ка­честве самостоятельного субъекта организационных бюджетных пра­воотношений; 5) бюджетные правоотношения (как материальные, так и организационные) носят государственно-властный характер.

В Республике Казахстан существуют следующие уровни бюдже­та: 1) республиканский бюджет; 2) областной бюджет, бюджет горо­да республиканского значения, столицы; 3) бюджет района (города областного значения) и 4) в случаях, установленных БК РК, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государст­венный бюджет.

Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, опреде­ленных БК РК, и предназначенный для финансового обеспечения за­дач и функций центральных государственных органов, подведомствен­ных им государственных учреждений и реализации общереспубликан­ских направлений государственной политики. Республиканский бюд­жет на соответствующий финансовый год утверждается Законом РК.

Областным бюджетом, бюджетом города республиканского зна­чения, столицы является централизованный денежный фонд, форми­руемый за счет налоговых и других поступлений, определенных БК РК, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функ­ций местных государственных органов областного уровня, города рес­публиканского значения, столицы, подведомственных им государст­венных учреждений и реализации государственной политики в соот­ветствующей административно-территориальной единице. Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на со­ответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата области, города республиканского значения, столицы.

Бюджетом района (города областного значения) является цент­рализованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и

других поступлений, определенных БК РК, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов района (города областного значения), подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной полити­ки в соответствующем районе (городе областного значения). Бюджет района (города областного значения) на соответствующий финансо­вый год утверждается решением маслихата района (города областно­го значения).

Чрезвычайный государственный бюджет формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвы­чайного или военного положения в РК. Чрезвычайный государствен­ный бюджет разрабатывается центральным уполномоченным орга­ном по бюджетному планированию и утверждается в порядке, уста­новленном законодательством РК, Указом Президента РК. Основа­нием для введения и прекращения действия чрезвычайного государст­венного бюджета является Указ Президента РК о введении и отмене на всей территории РК чрезвычайного или военного положения. На время действия чрезвычайного государственного бюджета действие закона о республиканском бюджете на соответствующий финансо­вый год и решений маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета на соответствующий финансовый год приостанавливается. Чрезвычайный государственный бюджет действует в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение.

Вопросы для самопроверки:

1. Что представляет собой «финансовое право»?

2. Какую сферу общественных отношений регулируют нормы финансового права?

3. Что представляет собой финансовая система государства?

4. Какие виды и методы финансового контроля вы знаете?

5. Что представляет собой бюджетное права?

6. Какие виды и уровни бюджетного права вы знаете?

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.072 с.)