Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 7. Основы гражданского права и семейного права Республики Казахстан.
Цель лекции: раскрыть основные понятие гражданского и семейного права Республики Казахстан. План. 1. Понятие гражданского права. 2. Предмет, метод гражданско-правового регулирования. 3. Принципы, источники гражданского права. 4. Понятие семейного права. Брачно-семейное законодательство. 5. Заключение и прекращение брака. 6. Режим имущества супругов, понятие, видовая характеристика. Брачный договор. Гражданское право — это одна из тех отраслей права Республики Казахстан, которая неразрывно связана с повседневной жизнью и деятельностью граждан, юридических лиц и самого государства и его административно-территориальных единиц. Предмет гражданского права РК составляют товарно-денежные и иные основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными личные неимущественные отношения. Личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными, регулируются гражданским законодательством, поскольку иное не предусмотрено законодательными актами, либо не вытекает из существа личного неимущественного отношения. Основным центральным видом общественных отношений, регулируемых гражданским правом, являются имущественные отношения, которые подвергаются воздействию со стороны юридических норм. Общественные отношения, связанные с материальными благами (имуществом, работами, услугами, деньгами, ценными бумагами и иным имуществом), называются имущественными отношениями. Такие отношения подчиняются действию гражданского закона, когда они знаменуют собой либо обладание, либо принадлежность имущества (вещные отношения), либо перемещением или переходом имущества от одного лица к другому (обязательственные отношения), либо определение судьбы имущества на случай смерти его собственника (наследственные отношения). Итак, имущественные отношения—отношения по поводу приобретения, обладания, передачи другим лицам и использования имущества. Таким образом, в условиях рыночной экономики товарно-денежные отношения представляют основное ядро гражданского правового регулирования. Однако гражданское право регулирует далеко не все имущественные отношения, так как они бывают самого различного характера. Предмет гражданского права включает в себя и личные неимущественные отношения. Гражданское законодательство Республики Казахстан регулирует две группы личных неимущественных отношений: а) личные неимущественные отношения, связанные с имущественными; б) личные неимущественные отношения, не связанные с имущественными.
К первой группе личных неимущественных отношений относятся личные неимущественные отношения, связанные с имущественными. Термин «связанность» означает не подчинение личных отношений имущественным, а соединение их в едином комплексе общественных отношений (авторских, изобретательских и т.п.). Например, незаконное использование организацией товарного знака другого юридического лица может причинить ущерб последней. Надо отметить, что существование личного неимущественного отношения предполагает возможность, желательность для автора возникновения отношений имущественных. Поэтому личные неимущественные отношения, связанные с имущественными, регулируются нормами гражданского права. Второй вид личных неимущественных отношений, не связанных с имущественными, возникают в силу иных фактов и между другими субъектами, нежели имущественные отношения. Они возникают по поводу неотделимых от человеческой личности или организации благ, не имеющих имущественного содержания, не могущих быть предметом денежной оценки. Отличительными чертами гражданско-правового метода являются юридическое равенство субъектов, диспозитивность, автономность воли субъектов, имущественный и компенсационный характер ответственности. Система гражданского права Республики Казахстан состоит из Общей и Особенной части. Общая часть включает общие положения, право собственности и иные вещные права, обязательственное право. Особенная часть включает отдельные виды обязательств, право интеллектуальной собственности, наследственное право и международное частное право. Таким образом, гражданское право- это отрасль права, представляющая собой совокупность норм, регулирующих товарно-денежные и иные, основанные на равенстве участников имущественные отношения, а также связанные с имущественными, личными неимущественные отношения. Участниками регулируемых гражданских законодательством отношений являются граждане, юридические лица, государство, а также административно-территориальные единицы.
Основным источником гражданского права является Гражданский Кодекс РК, который состоит из Общей части от 27 декабря 1994года и Особенной части от 1июля 1999года. Нормы гражданского права содержатся также и в специальных законах и подзаконных актах, которые дополняют, регламентируют и конкретизируют положения, содержащихся в Гражданском кодексе. К примеру: «О хозяйственных товариществах» от от 2 мая 1995г. № 2255, «Об акционерных обществах» от 13 мая 2003г. № 415-II и другие. Гражданское законодательство основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения нарушенных прав, их судебной защиты. Основу возникновения семьи и семейных правоотношений во многих случаях составляет брак. В ст. 1 Закона РК «О браке и семье», принятого 17 декабря 1998 г. признается, что «брак — равноправный союз между мужчиной и женщиной, заключенный при свободном и полном согласии сторон в установленном законом порядке с целью создания семьи, порождающий имущественные и личные неимущественные отношения между супругами». Семейное право включает в себе следующие разделы: общие положения, брак, семья, опеки попечительства, алиментные отношения членов семьи, акты гражданского состояния применение норм брачно-семейного законодательства к иностранцам и лицам без гражданства. Брачно – семейное законодательства РК основывается на принципах: 1) добровольность брачного союза мужчины и женщины; 2) равенства прав супругов в семье; 3) разрешения внутрисемейных вопросов по взаимному согласию; 4) недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в дела семьи; 5) приоритета семейного воспитания детей, заботы об их развитии и благосостоянии; 6) приоритетной защиты прав и интересов несовершеннолетних и нетрудоспособных; 7) обеспечения беспрепятственного осуществления членами семьи своих прав, возможности судебной защиты этих прав; 8) стимулирования здорового образа жизни всех членов семьи. Законное оформление брака состоит в его регистрации в органах записи актов гражданского состояния. Только брак, зарегистрированный в установленном порядке, порождает правовые последствия. Не запрещается регистрация брака в церкви, мечети, однако такой брак не имеет законную силу, поэтому законодательством признается законным брак, зарегистрированный в органах ЗАГСа. Для вступления в брак семейное законодательство устанавливает позитивные и негативные условия. В п. 1 ст. 9 Закона РК «О браке и семье» установлены два позитивных условия вступления в брак: взаимное добровольное согласие вступающих в брак лиц и достижение ими брачного возраста. Закон устанавливает для вступающих в брак брачный возраст - 18 лет (п. 1 ст. 10 Закона РК «О браке и семье»). При наличии уважительных причин органам местного самоуправления, 3 АГСу предоставляется право давать разрешение на заключение брака несовершеннолетним, достигшим шестнадцати лет (п. 2 ст. 10 Закона РК «О браке и семье»). Причины, которые орган местного самоуправления может признать уважительными и по которым может разрешить вступить в брак до достижения брачного возраста, бывают самыми различными: нахождение в фактических брачных отношениях, беременность, рождение ребенка, отъезд в длительную командировку и др. Просьба о снижении брачного возраста может быть подана желающими вступить в брак или их родителями либо попечителями с указанием причин, вызывающих необходимость снижения установленного Законом брачного возраста. В п. 4 ст. 10 Закона РК «О браке и семье» особо отмечается, что во всех случаях снижение брачного возраста допускается только с согласия вступивших в брак.
Согласно ст. 11 Закона РК «О браке и семье», не допускается заключение брака между: 1) лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке; 2) прямыми родственниками по восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными братьями и сестрами, имеющими общих отца или мать; 3) усыновителями (удочерителями) и усыновленными (удочеренными); 4) лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического заболевания или слабоумия. Для того чтобы союз мужчины и женщины был признан браком, он должен быть зарегистрирован в органах записи актов гражданского состояния. Права и обязанности супругов возникают только с момента государственной регистрации брака, с этого времени государство признает данный союз браком и берет его под свою защиту. В статье 13 Закона РК "О браке и семье" предусмотрен обязательный месячный срок между моментом подачи заявления о желании вступить в брак и регистрацией брака. Брак может быть заключен в день подачи заявления (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств). Имея в виду особое значение брака как важнейшего события в жизни человека, регистрация брака по желанию жениха и невесты может быть произведена в торжественной обстановке. Если при заключении брака были нарушены условия вступления в брак или существовали препятствия для его заключения, то брак может быть признан по суду недействительным. Например, один из вступающих в брак скрыл, что состоит в нерасторгнутом браке или брак был заключен с девушкой, не достигшей брачного возраста и т. п. Недействительным признается также фиктивный брак, т. е. брак, зарегистрированный лишь для вида, без намерения создать семью, в других целях, например, чтобы избежать распределения на работу в другой город, получить право на жилую площадь и т. д. Однако, если лица, заключившие фиктивный брак, впоследствии создали семью, оснований для признания его недействительным только по тому мотиву, что в момент регистрации они не предполагали начать совместную жизнь, нет.
Если брак признается судом недействительным, то считается, что он не существовал вообще и между состоявшими в нем лицами никаких прав и обязанностей не возникло (приобретенное имущество не считается общим, не возникает права на алименты и т. д.). Из этого правила существует лишь одно исключение: супруг, права которого были нарушены заключением такого брака (добросовестный супруг), вправе требовать выплаты алиментов (при условии нетрудоспособности и нуждаемости), а также раздела общего имущества по нормам семейного законодательства о совместной супружеской собственности. Добросовестный супруг вправе требовать и возмещения ему материального и морального вреда. Согласно п. 3 ст. 24 Закона РК "О браке и семье", если одно из лиц, вступающих в брак, скрыл от другого наличие у него болезни, создающей реальную угрозу членам образованной семьи, личной и общественной безопасности, последние вправе обратиться в суд с требованием о признании брака недействительным Законным режимом имущества супругов является режим их общей совместной собственности, если брачным договором не установлено иное. Обычно супруги, каждый по мере возможности, участвуют в общих расходах и не делят имущество на твое и мое. Но на случай, когда возникают споры, законом установлены четкие правила. Все то, что принадлежало каждому до вступления в брак, остается его личной собственностью, и он вправе самостоятельно распоряжаться этим имуществом. Такое имущество называется «добрачным имуществом». Все, что было нажито во время брака, признается совместной собственностью супругов (п. 1 ст. 32 Закона РК «О браке и семье»). Муж и жена в отношении этого имущества пользуются равными правами. Согласно п. 2 ст. 32 Закона РК "О браке и семье", к имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов), относятся: доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, доходы с общего имущества супругов и раздельного имущества каждого из супругов, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности, вследствие увечья либо иного повреждения здоровья и др.).
Общим имуществом супругов являются также приобретенные за счет общих доходов супругов движимое и недвижимое имущество, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество, независимо от того, на чье имя оно приобретено либо кем из супругов внесены денежные средства. Совместная собственность супругов является бидолевой. Поэтому во время существования совместной собственности каждый из супругов вправе владеть, пользоваться и распоряжаться всей совместной собственностью. Согласие другого супруга предполагается, поэтому сделка, совершенная одним из супругов без согласия другого, может быть признана судом недействительной лишь при условии, что будет доказан тот факт, что контрагент, совершая сделку с одним из супругов, знал о возражении другого против данной сделки. Раздел совместной собственности происходит обычно лишь при расторжении брака, но может иметь место и независимо от этого. Супруги вправе сами разделить свое имущество, однако, если возник спор, то раздел осуществляется судом. При разделе суд исходит из равенства долей обоих супругов независимо оттого, сколько каждый из них фактически зарабатывал и какие вещи приобрел. Равной считается доля и того из супругов, который вообще не работал, так как был занят ведением домашнего хозяйства или уходом за детьми, либо не работал по другим уважительным причинам. Суд вправе отойти от начала равенства, если этого требуют интересы несовершеннолетних детей (например, присудить большую часть жилого дома, чтобы обеспечить детям необходимые условия) или заслуживающие внимания интересы одного из супругов (так, суд вправе уменьшить долю того из супругов, который расходовал общее имущество супругов в ущерб интересам семьи). Установленный законом режим совместной собственности имущества супругов может быть изменен как до вступления в брак, так и в любое время в период брака путем заключения брачного договора. Согласно ч. 1 ст. 39 Закона РК «О браке и семье» брачным договором признается соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке или в случае его расторжения. Брачный договор может быть заключен как до государственной регистрации заключения брака, так и в любое время в период брака. Брачный договор, заключенный до государственной регистрации заключения брака, вступает в силу со дня государственной регистрации заключения брака. Брачный договор заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению. В брачном договоре супруги вправе изменить изложенный выше законный режим совместной собственности, установить совместную долевую или раздельную собственность как на все принадлежащее им имущество (как на добрачное имущество, так и на имущество, приобретенное в браке), так и на его отдельные объекты. Супруги вправе определить в брачном договоре также свои права и обязанности по взаимному содержанию, способы участия в доходах друг друга, порядок несения каждым из них имущественных отношений. Однако содержание брачного договора ограничено определенными пределами. Брачный договор не может ограничивать правоспособность и дееспособность супругов, принцип их равноправия в браке, регулировать личные права и обязанности между супругами, права и обязанности (личные и имущественные) в отношении их детей и содержать другие условия, которые ставят одного из супругов в крайне неблагоприятное положение или противоречат основным началам семейного законодательства (ст. 40 Закона РК «О браке и семье»). Вопросы для самопроверки: 1.Что понимается под «гражданским правом»? 2. Что представляет собой предмет гражданского права? 3. Назовите основные принципы и источники гражданского права? 4. Что понимается под «семейным правом»? 5. Какие необходимые условия заключения и прекращения брака вы знаете? 6. Что представляет собой «режим имущества супругов»?
Тема № 8. Основы финансового права Республики Казахстан. Цель лекции: раскрыть понятие, предмет, метод финансового права, финансовую систему, финансового контроля, а также дать характеристику бюджетного права. План. 1. Понятие, предмет, метод финансового права. 2. Система, финансово-правовые нормы и правоотношений. 3. Финансовая система. 4. Понятие, задачи, виды и методы финансового контроля. 5. Понятие, предмет и метод бюджетного права. 6. Виды и уровни бюджетов Финансовое право- это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство. Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Система финансового права состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть финансового права представлена следующими институтами: финансовое устройство, правовые основы денежной системы, управления в области финансов, финансовое планирование, финансовый контроль, финансово-правовая ответственность. Особенная часть финансового права изучает строение финансовой системы государства. Финансовая деятельность государства осуществляется только на основе права, в качестве которой выступает финансовое право. А финансовое право представляет собой совокупность правовых норм. Поэтому финансово-правовая норма является той основой, на которой строится финансовое право. Финансово-правовые нормы характеризуются следующими признаками: выражают государственно-властное веление; приняты уполномоченным органом государства, например, принятие акта, устанавливающего налог, может быть осуществлено только Парламентом; содержат общеобязательные правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение и адресованы неопределенному количеству субъектов; финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы, например, налог может быть введен только таким юридическим актом который имеет форму закона; исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уголовной ответственности. Финансово-правовые нормы подразделяются на регулятивные и охранительные. Обязательным субъектом финансового правоотношения выступает государство (в целом или в лице уполномоченного органа). Материальные финансовые правоотношения опосредуют непосредственное движение денежных средств (объект, деньги или денежные обязательства). Организационные финансовые правоотношения опосредуют формирование денежной системы государства, его финансовые структуры, системы органов управления в области финансов, организации и планирования процессов формирования и распределения государственных денежных фондов и организацию их использования, включая контроль. Под денежной системой понимаются сложившиеся исторически и закрепленные национальным законодательством организационные формы функционирования денег в стране. Денежная система включает в себя следующие элементы: официальная денежная единица, виды денежных знаков; порядок эмиссии денег; режим валютного обращения; организация денежного обращения. В процессе финансовой деятельности государства, финансового права, возникают две группы финансовых отношений: материальные и организационные. Материальные финансовые отношения опосредуют движение денежных средств, выражая процессы формирования или распределения государственных денежных фондов. Эти отношения связаны с движением конкретных денег либо от плательщика в тот или иной государственный фонд, либо, напротив, из фонда к получателю. Примером могут служить налоговые отношения, где конкретный плательщик обязан перечислить определенную сумму денег в соответствующий бюджет. Организационные финансовые отношения возникают в связи с формированием денежной системы страны, финансовой системы государства (определение видов государственных денежных фондов и их назначение), системы управления в области государственных финансов (определение государственных органов, на которые возлагается осуществление финансовой деятельности государства, установление их компетенции и порядка функционирования), организацией финансового планирования, осуществлением государственного финансового контроля. Эти отношения, не являясь экономическими, не опосредуют движения денежных средств как таковых. Однако они предназначены быть средством обеспечения нормального функционирования материальных финансовых отношений. Если объектом последних выступают деньги, то объектом организационных финансовых отношений выступает само функционирование государственных финансовых структур. Финансовое устройство государства включает в себя: финансовую систему государства как совокупность государственных денежных фондов, систему финансовых органов государства и финансовое регулирование. По мнению большинства экономистов и юристов финансовая система включает в себя следующие институты: 1) бюджетная система; 2) внебюджетные централизованные и децентрализованные целевые фонды; 3) финансы предприятий, организаций, учреждений, отраслей народного хозяйства; 4) имущественное и личное страхование; 5) кредит (государственный и банковский). Финансовый контроль представляет собой довольно сложную организационную систему и состоит из следующих элементов: субъект, объект, предмет, цели и методы контроля. Субъектами финансового контроля выступают органы государства, наделенные соответствующими властными полномочиями для осуществления контроля, либо негосударственные субъекты, действующие от имени и по поручению государства, чьи властные полномочия возникают на основе данного поручения. Орган или лицо, производящий проверку по отношению проверяемого объекта, выступает субъектом. Объектами государственного финансового контроля являются государственные юридические лица, негосударственные юридические лица и граждане. Предметом государственного финансового контроля выступает поведение объектов этого контроля с точки зрения соблюдения ими своих обязанностей как субъектов финансовых правоотношений. Целью финансового контроля являются: выявление фактов нарушения финансового законодательства или некачественного исполнения участником финансового правоотношения своих обязанностей; выявление виновных и привлечение их к установленной законодательством ответственности; устранение нарушений финансовой дисциплины и ликвидация последствий этих нарушений. Финансовый контроль — это всегда проверка или наблюдение с целью проверки. Осуществление контроля состоит из трех стадий: 1) сбор информации; 2) оценка собранной информации; 3) реагирование на собранную и проанализированную информацию. Под методами финансового контроля понимаются конкретные приемы и способы его осуществления: проверка расчетов финансовых планов (как уже утвержденных, так и проектов); анализ и счетная проверка отчетной финансовой документации (например, статистических отчетов, бухгалтерских балансов); проверка первичных денежных документов (платежных поручений, товаротранспортных накладных, коносаментов, приходно-расходных ордеров и т. п.); инвентаризация денежных средств и товарно-материальных ценностей; заслушивание и изучение докладов и других сообщений; анализ и обобщение информации поступающей от правоохранительных органов и судов; анализ и обобщение выступлений средств массовой информации и обращений граждан; получение письменных и устных объяснений от должностных лиц, связанных с производством финансовых операций; официальные запросы в банковские и другие учреждения; ревизия. Одним из основных и наиболее эффективных методов финансового контроля является ревизия. Ревизия — это проверка финансово-хозяйственной деятельности, основанная на изучении первичных документов и бухгалтерских записей. Обычно ревизия проводится в сочетании с другими методами финансового контроля. По полноте охвата ревизии бывают: а) полные, когда проводится сплошная проверка комплексного характера; б) частичные, когда проводится выборочная проверка по определенной тематике (например, проверяется расходование валютных средств). По объекту проверки ревизии подразделяются на: а) документальные, когда проверяется лишь документация; б) фактические, когда в дополнение исследования документов проводится инвентаризация (просчитываются в натуре товарно-материальных ценностей, проверяется наличие денег и ценных бумаг, проводятся контрольные замеры в строительстве и т. п.). По организационному признаку ревизии делятся на: г) плановые, то есть те, которые проводятся по заранее утвержденному плану; б) внеплановые. Как плановые, так и неплановые ревизии для проверяемого обычно носят характер внезапной проверки. К числу внеплановых ревизий относятся ревизии, проводимые по требованию судебно-следственных органов, в случае поступления внушающих доверие жалоб и заявлений граждан, а также получения других сигналов о злоупотреблениях и грубых нарушениях финансовой дисциплины, требующих немедленной проверки и прекращения нарушения финансового законодательства. Результаты ревизии оформляются актом ревизии. Бюджетное право — это раздел Особенной части финансового права Республики Казахстан, регулирующий отношения, возникающие в процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов. Предметом бюджетного права выступают общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. организационные и материальные бюджетные отношения. Бюджетное право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный. Императивный метод наиболее отчетливо проявляет себя при реализации таких способов бюджетной деятельности, как добывание государством денежных средств посредством их односторонне-принудительного их изъятия. Диспозитивный метод применяется для правового регулирования тех бюджетных отношений, которые по своей экономической природе являются кредитными (отношения государственного заимствования и отношения бюджетного кредитования). В системе бюджетного права выделяются две части: Общая и Особенная. Общая часть включает институты: 1) бюджетное устройство; 2) управление в области финансов; 3) правовые основы бюджетного планирования; 4) правовые основы бюджетного контроля. Особенная часть включает институты: 1) правовое регулирование доходов бюджета; 2) правовое регулирование расходов бюджета; 3) правовое регулирование государственного кредита. Нормы Общей части бюджетного права в основном регулируют организационные бюджетные отношения, нормы Особенной части — материальные бюджетные отношения. Для бюджетных правоотношений характерны следующие признаки: 1) они возникают в процессе бюджетной деятельности государства, т. е. деятельности по формированию бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования центрального и местных бюджетов; 2) являются продуктом правового регулирования государства общественных (экономических и организационных) бюджетных отношений; 3) материальным объектом бюджетных правоотношений выступают деньги или денежные обязательства, являющиеся средством либо формирования бюджета, либо его расходования в форме распределения; 4) обязательным субъектом материального бюджетного правоотношения выступает либо государство в целом (если речь идет о республиканском бюджете), либо соответствующая административно-территориальная единица, представленные соответствующим государственным органом или иным лицом. Государственные органы могут выступать в качестве самостоятельного субъекта организационных бюджетных правоотношений; 5) бюджетные правоотношения (как материальные, так и организационные) носят государственно-властный характер. В Республике Казахстан существуют следующие уровни бюджета: 1) республиканский бюджет; 2) областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы; 3) бюджет района (города областного значения) и 4) в случаях, установленных БК РК, может разрабатываться, утверждаться и исполняться чрезвычайный государственный бюджет. Республиканским бюджетом является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных БК РК, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций центральных государственных органов, подведомственных им государственных учреждений и реализации общереспубликанских направлений государственной политики. Республиканский бюджет на соответствующий финансовый год утверждается Законом РК. Областным бюджетом, бюджетом города республиканского значения, столицы является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных БК РК, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов областного уровня, города республиканского значения, столицы, подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующей административно-территориальной единице. Областной бюджет, бюджет города республиканского значения, столицы на соответствующий финансовый год утверждаются решением маслихата области, города республиканского значения, столицы. Бюджетом района (города областного значения) является централизованный денежный фонд, формируемый за счет налоговых и других поступлений, определенных БК РК, и предназначенный для финансового обеспечения задач и функций местных государственных органов района (города областного значения), подведомственных им государственных учреждений и реализации государственной политики в соответствующем районе (городе областного значения). Бюджет района (города областного значения) на соответствующий финансовый год утверждается решением маслихата района (города областного значения). Чрезвычайный государственный бюджет формируется на основе республиканского и местных бюджетов и вводится в случаях чрезвычайного или военного положения в РК. Чрезвычайный государственный бюджет разрабатывается центральным уполномоченным органом по бюджетному планированию и утверждается в порядке, установленном законодательством РК, Указом Президента РК. Основанием для введения и прекращения действия чрезвычайного государственного бюджета является Указ Президента РК о введении и отмене на всей территории РК чрезвычайного или военного положения. На время действия чрезвычайного государственного бюджета действие закона о республиканском бюджете на соответствующий финансовый год и решений маслихатов о бюджетах всех уровней местного бюджета на соответствующий финансовый год приостанавливается. Чрезвычайный государственный бюджет действует в течение срока, на который введено чрезвычайное или военное положение. Вопросы для самопроверки: 1. Что представляет собой «финансовое право»? 2. Какую сферу общественных отношений регулируют нормы финансового права? 3. Что представляет собой финансовая система государства? 4. Какие виды и методы финансового контроля вы знаете? 5. Что представляет собой бюджетное права? 6. Какие виды и уровни бюджетного права вы знаете?
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 2148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.71.146 (0.072 с.) |