Тема 12 Основы предпринимательского права Республики Казахстан. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 12 Основы предпринимательского права Республики Казахстан.



Цель лекции: изучить действующую систему правового регулирования предпринимательской деятельности.

План.

1. Понятие, предмет предпринимательского права.

2. Методы, система и источники предпринимательского права.

3. Признаки и принципы предпринимательского права.

4. Виды и формы предпринимательской деятельности.

5. Правовое регулирование экономической и монополистической деятельности.

 

Предпринимательское право представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предприни­мательские отношения и тесно связанные с ними иные, в том числе некоммерческие отношения, а также отношения по государственно­му регулированию отрасли экономики в обеспечении интересов го­сударства, общества и личностей.

Самостоятельность той или иной отрасли в системе права связы­вается с наличием предмета и метода правового регулирования, а так­же принципов правового регулирования. Предметом предпринима­тельского права являются общественные отношения в сфере пред­принимательской деятельности, а также тесно связанные с ними не­коммерческие отношения, включая отношения по государственному регулированию отраслей экономики. Эти отношения подразделяют­ся на две группы: предпринимательские отношения (горизонтальные отношения, то есть отношения предприниматель-предприниматель) и некоммерческие отношения (вертикальные отношения, то есть от­ношения предприниматель-государство), образуя в своей совокуп­ности предпринимательские правовые отношения.

Mетод правового регулирования, применяемом в отрасли пра­ва, понимается набор способов и приемов регулирования отношений между субъектами, складывающихся вследствие особых свойств пред­мета регулирования.

Укажем, что регулируя хозяйственно-правовые отношения, ис­пользуются и императивные, и диспозитивные методы правового регу­лирования, так как в предмет входят и горизонтальные отношения (отношения равенства), и вертикальные отношения (отношения типа управление и предприниматель).

Важнейшим методом правового регулирования, используемым в хозяйственном (предпринимательском) праве, служит метод автономных решений —метод согласования. При таком методе субъект пред­принимательского права самостоятельно решает тот или иной воп­рос, а при вступлении в правовое отношение он делает по согласова­нию с другим его участником.

В процессе государственного регулирования предприниматель­ской деятельности применяется метод обязательных предписаний. При таком методе одна сторона правового отношения дает другой предпи­сание, обязательное для выполнения.

Для регулирования предпринимательских отношений может ис­пользоваться метод рекомендаций. При его применении одна сторо­на правового отношения дает другой стороне рекомендацию о поряд­ке ведения предпринимательской деятельности.

Кроме того, используется метод запретов. Например, в Законе РК «Об охране окружающей среды» установлены запреты на недопу­щение действий хозяйствующими субъектами, причиняющих вред ок­ружающей среде.

Принципы предпринимательского права — это основные исходные положения отрасли права. Принципы права пронизывают все право­вые нормы, являются стержнем всей системы права государства. Пред­принимательские правовые отношения регулируются как часть иму­щественных отношений на основе принципов, закрепленных ст. 1 Граж­данского кодекса РК. Вместе с тем, правовое регулирование предпри­нимательских отношений строится на основе других принципов, а именно: свобода предпринимательской деятельности; юридическое равенство различных форм собственности, используемых в предпри­нимательской деятельности; свобода конкуренции и монополисти­ческой деятельности; получение прибыли как цель предпринима­тельской деятельности; законность в предпринимательской деятель­ности; государственное регулирование предпринимательской деятель­ности.

Под системой предпринимательского права понимается логическое расположение норм и институтов предпринимательского права. Пред­принимательское право РК—это совокупность различных по своему характеру и направленности хозяйственно-правовых норм. Эти нор­мы группируются по институтам. Институт предпринимательского права - совокупность норм, объединяющая ряд связанных между собой правоотношений. Так, например, можно выделить институт банкротства, институт разгосударствления и приватизации, инсти­тут правового регулирования качества продукции, товаров и услуг. В институтах предпринимательского права, так же, как и в других отраслях права нормы группируются в зависимости от общности задач, стоящих перед институтом.

Система предпринимательского права характеризует его структу­ру как отрасль права, отрасли законодательства, научной и учебной дисциплины. Предпринимательское право, как и другие отрасли пра­ва, подразделяется на Общую и Особенную части. В развернутом виде система предпринимательского права, как учебного курса, со­держит следующие институты:

Общая часть: 1. Введение предпринимательского права; 2. Торго­вое право зарубежных стран; 3. Предпринимательское правоотноше­ние: субъекты предпринимательского права; объекты предпринима­тельского права (правовой режим имущества предпринимателя); пред­принимательские сделки: содержание правоотношения; 4. Банкрот­ство (несостоятельность); 5. Разгосударствление и приватизация го­сударственной и муниципальной собственности; 6. Правовое регули­рование экономической деятельности; 7. Юридическая ответствен­ность за правонарушения в сфере экономики; 8. Защита имуществен­ных прав и интересов субъектов предпринимательской деятельности; 9. Правовые аспекты экономической безопасности.

Особенная часть: 1. Правовое регулирование монополистической деятельности; 2. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг; 3. Правовое регулирование цен и тарифов; 4. Правовое регули­рование финансирования и инвестиционной деятельности; 5. Право­вое регулирование расчетов и кредитования; 6. Правовое регулирова­ние учета, отчетности и аудита; 7. Правовое регулирование внешне­экономической деятельности; 8. Правовое регулирование свободных экономических зон.

Под источниками права понимают формы выражения норм права. Источниками предпринимательского права признаются нормативные правовые акты, в которых содержатся правовые нормы, регулирую­щие хозяйственные отношения. Источниками предпринимательско­го права являются законы, законодательные акты (указы Президен­та РК, постановления Правительства РК, приказы, инструкции ми­нистерств и ведомств РК) и обычаи делового оборота. Нормы пред­принимательского права содержатся в Конституции РК, в республи­канских законах, например, Гражданском кодексе РК.

Од­ним из основных субъектов предпринимательских правоотношений является предприниматель. Например, в Великобритании «предпринимателем» считается лицо, самостоятельно определяющее содержание и распорядок своего труда. В Германии таким субъектом выс­тупает коммерсант. Согласно § 1 Германского Торгового кодекса, коммерсантом является тот, кто ведет торговый промысел и подле­жит регистрации в торговом реестре. В Казахстане основным субъек­том предпринимательских отношений является предприниматель. Согласно ст. 10 ГК РК предпринимательство — это инициативная де­ятельность граждан и юридических лиц, независимо от формы соб­ственности, направленная на получение чистого дохода путем удов­летворения спроса на товары (работы, услуги), основанная на част­ной собственности (частное предпринимательство) либо на праве хо­зяйственного ведения государственного предприятия (государствен­ное предпринимательство). Предпринимательская деятельность осу­ществляется от имени, за риск и под имущественную ответственность предпринимателя. Существует несколько признаков предпринима­тельской деятельности.

Первый признак предпринимательской деятельности это самосто­ятельность. При осуществлении предпринимательской деятельности под самостоятельностью понимается имущественная и организаци­онная самостоятельность предпринимателя.

Имущественная самостоятельность — это наличие у предприни­мателя обособленного собственного имущества как совокупности ма­териально-технических или материально-финансовых благ для заня­тия предпринимательством. Рамки свободы или самостоятельности предпринимательской деятельности, кроме права, законов, ограни­чены формой собственности, т.е. насколько имущество принадлежит субъекту предпринимательства. У субъекта больше имущественной самостоятельности, если имущество полностью принадлежит ему са­мому. Наоборот, если субъект предпринимательскую деятельность осуществляет на основе совместного имущества с другими субъекта­ми на основе договора, оперативного управления, то в этом случае имущественная самостоятельность предпринимателя ограничена.

Организационная самостоятельность — это возможность принятия самостоятельных решений субъектом в процессе предприниматель­ской деятельности. Принятие решения заниматься такой деятельнос­тью, выбор вида деятельности, организационно-правовой формы, круга учредителей—все это проявление организационной самостоя­тельности.

Второй признак — это риск, который означает, что занятие пред­принимательской деятельностью сопровождается риском. Если риск благополучен, то в результате предпринимательства можно добиться определенного успеха в смысле достижения поставленной цели и в получении определенного дохода. Поэтому для предпринимателя риск — мощный стимул для продвижения его дел.

Третий признак заключается тем, что предпринимательская дея­тельность всегда направлена на систематическое получение дохода. Это означает, что предприниматель от своей деятельности имеет «жи­вые» деньги, прибыль, которую он может получать ежедневно, еже­месячно, ежегодно или один раз в результате какой-нибудь крупной сделки. Однако размер получаемого субъектом предпринимательской деятельности дохода бывает различным, т.е. может увеличиваться, остаться на определенное время относительно стабильным или умень­шаться.

Четвертый признак - то, что в результате многосторонней дея­тельности предприниматель получает доход не только от продажи товаров, но и от других видов трудовой деятельности. Предпринима­тель имеет право получить доход, занимаясь любым видом деятель­ности, если это не запрещено нормативными правовыми актами. Это может быть выполнение определенной работы, оказание услуг и т.д. Например, субъект предпринимательства может извлекать доход в процессе реализации права распоряжения имуществом (например, сдачи его в аренду. Арендатор имеет право владеть и пользоваться полученным в аренду имуществом, но не распоряжаться им. Патен­тообладатель систематически извлекает доход, предоставляя другим лицам право пользоваться результатом своей интеллектуальной дея­тельности, заключая лицензионные договоры.

Пятый признак - для того, чтобы заниматься предприниматель­ской деятельностью, лица должны зарегистрироваться в качестве предпринимателей соответственно законодательству Казахстана. Регист­рация предпринимателей осуществляется в компетентных органах государства.

Предпринимательская деятельность реализуется на основе опре­деленных принципов:

а) принцип свободы предпринимательской деятельности. Основы дан­ного принципа заложены в п. 4 ст. 26 Конституции РК: «Каждый име­ет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использование своего имущества для любой законной предпринима­тельской деятельности». Свою дальнейшую детализацию названный принцип находит в ГК РК, в других законодательных актах. Данный принцип означает, что предприниматель имеет право начинать и вес­ти свое дело в любой сфере предпринимательства, в любой из преду­смотренных законом форм, с использованием любых (не изъятых из оборота) видов имущества и т.д.

Свобода предпринимательской деятельности может быть ограни­чена в интересах общества в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Так, она частично ограничивается лишь широкой практикой лицензирования отдельных видов хозяйственной деятельности;

б) конституционный принцип признания различных форм собственности юридического равенства прав собственности и равной их защиты закреплен в ст. 6 Конституции РК: «В Казахстане признаются и
равным образом защищаются государственная и частная собственность». Согласно этому, законодательством не могут устанавливаться какие-либо привилегии или ограничения для тех или иных форм собственности для субъектов, ведущих предпринимательскую деятельность с использованием имущества, находящегося в республиканской, коммунальной или частной собственности;

в) принцип поддержания конкуренции и недопущения экономической деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 26 Конституции РК). Соблюдение этого принципа - необходимое условие развития рыночной экономики и осуществления предпринимательской деятельности. Важная роль здесь отводится Закону РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» от 19 января 2001 г. Монополистическая и всякая иная деятельность, направленная на ограничение или устранении незаконной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущемление прав и законных интересов потребителей, не допускается.

Не допускается, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, использование предпринимателями граж­данских прав в целях ограничения конкуренции, в том числе: 1) зло­употребление предпринимателями своим доминирующим положени­ем на рынке, в частности, путем ограничения или прекращения про­изводства либо изъятия из обращения товаров для создания их дефи­цита или повышения цен; 2) заключение и исполнение лицами, осу­ществляющими аналогичную предпринимательскую деятельность, соглашений о ценах, разделе рынков, устранении других предприни­мателей и об иных условиях, существенно ограничивающих конку­ренцию; 3) совершение недобросовестных действий, направленных на ущемление законных интересов лица, ведущего аналогичную пред­принимательскую деятельность, и потребителей (недобросовестная конкуренция), в частности, путем введения потребителей в заблуж­дение относительно изготовителя, назначения, способа и места изготовления, качества и иных свойств товара другого предпринимате­ля, путем некорректного сравнения товаров в рекламной и иной ин­формации, копирования внешнего оформления чужого товара и ины­ми способами. Меры по борьбе с недобросовестной конкуренцией устанавливаются законодательными актами;

г) принцип государственного регулирования предпринимательской
деятельности. Самое главное, что должно быть достигнуто в процессе государственного регулирования предпринимательской деятельности — это соблюдение баланса частных интересов предпринимателей и публичных интересов государства и общества в целом.

д) принцип законности является важнейшим, и воплощение его в
жизнь—основа построения правового государства. Во-первых, предпринимательская деятельность должна осуществляться при строгом
соблюдении требований законодательства. Во-вторых, что не менее
важно, государством должна быть обеспечена законность правовых
актов, деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, регулирующих предпринимательство;

е) к числу принципов предпринимательства можно отнести и за-
щиту прав как предпринимателей, так и потребителей.

 

Коммерческая (предпринимательская) тайна охраняется законом. Порядок определения сведений, составляющих коммерческую тай­ну, средства ее защиты, а также перечень сведений, которые не долж­ны входить в состав коммерческой тайны, устанавливаются законо­дательством.

Защита прав потребителей обеспечивается средствами, предусмот­ренными настоящим Кодексом или иными законодательными акта­ми. Каждый потребитель имеет, в частности, право на: 1) свободное заключение договоров на приобретение товаров, использование ра­бот и услуг; 2) надлежащее качество и безопасность товаров (работ, услуг); 3) полную и достоверную информацию о товарах (работах, услугах); 4) объединение в общественные организации потребителей.

Именно на это направлены нормы ст. 10 ГК РК, законов, регули­рующих предпринимательскую деятельность: «О свободе предпри­нимательской деятельности и развитии предпринимательства» от 11 декабря 1990 г.; «О защите и поддержке частного предпринима­тельства» от 4 июля 1992 г.; «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 г.; «Об индивидуальном пред­принимательстве» от 19 июня 1997 г.; «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 31 марта 1998 г.; Указы Президента РК «О дополни­тельных мерах по реализации государственных гарантий свободы пред­принимательской деятельности» от 14 июня 1996 г. и «О мерах по уси­лению государственной поддержки и активизации развития малого предпринимательства» от 6 марта 1997 г.; «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности» от 27 апреля 1998 г. и др.

Существу­ют два вида предпринимательства: частное и государственное. Соглас­но ст. 1 Закона РК «О защите и поддержке частного предпринима­тельства» от 4 июля 1992 г. частное предпринимательство—это инициа­тивная деятельность граждан и негосударственных юридических лиц, направленная на получение дохода, основанная на собственности самих граждан (индивидуальное предпринимательство) или негосударст­венных юридических лиц (частное предпринимательство юридичес­ких лиц) и осуществляемая от имени граждан или негосударственных юридических лиц за их риск и под их имущественную ответствен­ность. К субъектам частной предпринимательской деятельности от­носятся: субъекты индивидуального предпринимательства; субъек­ты микробизнеса; субъекты малого предпринимательства; субъекты среднего предпринимательства; субъекты крупного бизнеса.

Субъектами индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельнос­тью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица.

Субъектами микробизнеса являются физические лица без обра­зования юридического лица и юридические лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, со среднегодовой численностью работников до 10 человек.

Субъекты микробизнеса входят в состав малого предприниматель­ства.

Субъектами малого предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, зани­мающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодо­вой численностью работников не более 50 человек и общей стоимос­тью активов за год не свыше шестидесятитысячекратного месячного расчетного показателя.

Субъектами среднего предпринимательства являются физические лица без образования юридического лица и юридические лица, зани­мающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодо­вой численностью работников до 250 человек и общей стоимостью активов за год не свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного месяч­ного расчетного показателя.

Субъектами крупного бизнеса являются юридические лица, за­нимающиеся предпринимательской деятельностью, со среднегодовой численностью работников более 250 человек или общей стоимостью активов за год свыше трехсотдвадцатипятитысячекратного месячно­го расчетного показателя.

Граждане имеет право заниматься предпринимательской деятель­ностью без образования юридического лица, за исключением случа­ев, предусмотренных настоящим Кодексом и иными законодатель­ными актами. Государственная регистрация индивидуальных предпри­нимателей носит явочный характер и заключается в постановке на учет в качестве индивидуального предпринимателя. Обязательной государственной регистрации подлежат индивидуальные предприни­матели, которые отвечают одному из следующих условий: 1) исполь­зуют труд наемных работников на постоянной основе; 2) имеют от предпринимательской деятельности совокупный годовой доход, ис­численный в соответствии с налоговым законодательством, в разме­ре, превышающем необлагаемый налогом размер совокупного годо­вого дохода, установленный для физических лиц законодательными актами РК.

Деятельность перечисленных индивидуальных предпринимателей без государственной регистрации запрещается, за исключением слу­чаев, предусмотренных Налоговым кодексом РК. Если индивидуаль­ный предприниматель осуществляет деятельность, подлежащую ли­цензированию, он обязан иметь лицензию на право осуществления такой деятельности. Лицензия выдается в порядке, установленном законодательством о лицензировании. Правительство Республики Казахстан вправе устанавливать упрощенный порядок выдачи лицен­зий индивидуальным предпринимателям.

Согласно ст. 1 Закона РК «Об индивидуальном предприниматель­стве» от 19 июня 1997 г. индивидуальное предпринимательство вид частного предпринимательства—это инициативная деятельность граж­дан, направленная на получение дохода, основанная на собственнос­ти самих граждан и осуществляемая от имени граждан за их риск и под их имущественную ответственность.

Субъектами индивидуального предпринимательства являются физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельнос­тью без образования юридического лица и при отсутствии признаков юридического лица (ст. 3 Закона).

Существуют два вида индивидуального предпринимательства: лич­ное предпринимательство и совместное предпринимательство.

Личное предпринимательство осуществляется одним гражданином самостоятельно на базе имущества, принадлежащего ему на праве собственности, а также в силу иного права, допускающего пользова­ние и (или) распоряжение имуществом.

Совместное предпринимательство осуществляется группой граж­дан (индивидуальных предпринимателей) на базе имущества, принад­лежащего им на праве общей собственности, а также в силу иного права, допускающего совместное пользование и (или) распоряжение имуществом.

Совместное предпринимательство подразделяется на три формы: 1) предпринимательство супругов, осуществляемое на базе общей совместной собственности супругов; 2) семейное предпринимательство, осуществляемое на базе общей совместной собственности крестьянского (фермерского) хозяйства или общей совместной собст­венности на приватизированное жилище; 3) простое товарищество, при котором предпринимательская деятельность осуществляется на базе общей долевой собственности.

Общая собственность супругов — это имущество, нажитое супру­гами во время брака, является их совместной собственностью, если договором между ними не предусмотрено, что это имущество являет­ся долевой собственностью супругов либо принадлежит одному или в соответствующих частях каждому из супругов на праве собственнос­ти. Имущество, принадлежавшее супругам до вступления в брак, а также полученное ими во время брака в дар или в порядке наследова­ния, является собственностью каждого из них. Вещи индивидуально­го пользования (одежда, обувь и т.п.), за исключением драгоценнос­тей и других предметов роскоши, хотя и приобретенные во время бра­ка за счет общих средств супругов, признаются собственностью того супруга, который ими пользовался.

Имущество каждого из супругов может быть признано их совмест­ной собственностью, если будет установлено, что в течение брака за счет общего имущества супругов были произведены вложения, зна­чительно увеличившие стоимость этого имущества (капитальный ре­монт, реконструкция, переоборудование и т.п.).

Собственность крестьянского (фермерского) хозяйства — это иму­щество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит его чле­нам на праве совместной собственности, поскольку договором между ними не установлено иное. В совместной собственности членов кресть­янского (фермерского) хозяйства находятся насаждения на земель­ном участке, хозяйственные и иные постройки, мелиоративные и дру­гие сооружения, продуктивный и рабочий скот, птица, сельскохо­зяйственная и иная техника и оборудование, транспортные средства, инвентарь и другое имущество, приобретенное для хозяйства на об­щие средства его членов. Плоды, продукция и доходы, полученные в результате деятельности крестьянского (фермерского) хозяйства, являются общим имуществом членов крестьянского (фермерского) хозяйства и используются по соглашению между ними.

Общая собственность на приватизированное жилище— это выкуп­ленное или приобретенное безвозмездно нанимателем в соответствии с законодательством о приватизации жилище в домах государствен­ного жилого фонда, переходит в совместную собственность нанима­теля и постоянно проживающих с ним членов семьи, в том числе не­совершеннолетних и временно отсутствующих, если иное не предусмотрено договором между ними. Особенности права совместной соб­ственности на приватизированное жилище определяются законода­тельными актами о жилищных отношениях.

Общая собственность — это имущество, находящееся в собствен­ности двух или нескольких лиц, принадлежит им на праве общей собст­венности. Имущество может находиться в общей собственности с оп­ределением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность) или без определения таких долей (совмест­ная собственность). Общая собственность на имущество является долевой, за исключением случаев, когда законом предусмотрено об­разование совместной собственности на имущество.

Общая собственность возникает при поступлении в собственность двух или нескольких лиц имущества, которое не может быть разделе­но без изменения его назначения (неделимые вещи), либо не подле­жит разделу в силу закона. Общая собственность на делимое имущест­во возникает в случаях, предусмотренных законодательными актами или договором.

По соглашению участников совместной собственности, а при не­достижении согласия по решению суда на общее имущество может быть установлена долевая собственность этих лиц.

Собственность на недвижимое имущество может возникать в фор­ме кондоминиума, при котором отдельные части недвижимости нахо­дятся в индивидуальной (раздельной) собственности граждан и (или) юридических лиц, а те части недвижимости, которые не находятся в раздельной собственности, принадлежат собственникам частей не­движимости на праве общей долевой собственности. Доля каждого собственника в общем имуществе неотделима от его раздельной соб­ственности на принадлежащую ему часть недвижимости. Размер доли каждого собственника в общем имуществе и степень участия в расходах на его содержание зависят от размеров частей недвижимос­ти, находящихся в индивидуальной (раздельной) собственности, если иное не предусмотрено законодательными актами или договором. Особенности правового режима разных видов кондоминиума могут определяться законодательными актами.

Простое товарищество образуется на основе договора о совмест­ной деятельности. По договору о совместной деятельности (договору простого товарищества) стороны обязуются совместно действовать для получения доходов или достижения иной не противоречащей за­кону цели. Простое товарищество не является юридическим лицом. Договор о совместной деятельности (договор простого товарищества) заключается между гражданами, гражданами и юридическими лицами, между юридическими лицами (консорциум). Обязательства участ­ников простого товарищества, связанные с договором о совместной деятельности, перед третьими лицами являются солидарными, если договором о совместной деятельности не предусмотрено иное.

Нормальное функционирование рыночной экономики предполагает равенство участников рыночных отношений. Для дос­тижения такого положения на товарном рынке необходима конку­ренция участников рынка. Конкуренция означает состязательность участников рынка, соревнование между ними за лучшие условия про­изводства, купли-продажи товаров и получения максимальной при­были. Конкуренция, которая способствует нормальному развитию товарного рынка, разрешена законом. Противоположностью конку­ренции является монополистическая деятельность, которая запреще­на законом и относится к противоправной деятельности. Согласно п. 4 ст. 26 Конституции Республики Казахстан каждый имеет право на свободу предпринимательской деятельности, свободное использова­ние своего имущества для любой законной предпринимательской де­ятельности. В соответствии с п. 2 ст. 10 ГК РК государство не только гарантирует свободу предпринимательской деятельности, но и обес­печивает ее защиту и поддержку. Вместе с тем, в соответствии с поло­жениями ст. 11 ГК РК не допускается злоупотребление свободой пред­принимательства, т. е. осуществление монополистической и всякой иной деятельности, направленной на ограничение или устранение за­конной конкуренции, получение необоснованных преимуществ, ущем­ление прав и законных интересов потребителей.

Основными законодательными актами, устанавливающими сис­тему мер борьбы с недобросовестной конкуренцией, являются Зако­ны РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятель­ности» от 19 января 2001г., «О недобросовестной конкуренции» от 9 июня 1998 г., «О естественных монополиях» от 9 июля 1998 г., «О за­щите прав потребителей от 5 июня 1991 г. и др.

В соответствии с положениями ст. 1 Закона РК «О недобросовест­ной конкуренции» под недобросовестной конкуренцией понимается любое действие (бездействие) юридического и физического лица, а также государственных органов и органов местного самоуправления, направленное на получение необоснованных преимуществ в предпри­нимательской деятельности путем устранения или ограничения кон­куренции. Видами недобросовестной конкуренции (ст. 5 Закона) являются следующие действия субъектов предпринимательства: 1) незаконное использование фирменного наименования, товарного знака, знака обслуживания и (или) иного коммерческого обозначе­ния предпринимателя, которое вводит или может ввести в заблужде­ние потребителей относительно производителя или продавца товара (услуг); 2) копирование конкурента путем прямого воспроизводства внешнего оформления товара конкурента, его фирменного наимено­вания маркировки товара, товарного знака, другого коммерческого обозначения, а также рекламных материалов, фирменной упаковки, формы и иного внешнего оформления товара, которые могут ввести потребителя в заблуждение относительно производителя или про­давца товара (работ, услуг); 3) распространение заведомо ложных сведений и утверждений относительно товаров (услуг, работ) конку­рента, в том числе о происхождении, изготовителе, продавце, а также качестве, потребительских свойствах назначения, способе и месте из­готовления товара (работ, услуг) и иных заведомо ложных сведений, дискредитирующих товары (работ, услуг): доброе имя и репутацию конкурента и др.

Система мер борьбы с недобросовестной конкуренцией в РК вклю­чает в себя: установление запрета на осуществление субъектами пред­принимательства любой деятельности, направленной на ограничение или устранение конкуренции, нарушение прав других предпринима­телей на свободную конкуренцию, а также нарушение прав и закон­ных интересов, потребителей товаров, работ и услуг; установление запрета на принятие государственными органами, органами местного самоуправления нормативных правовых и иных актов, а равно осуще­ствление действий, направленных на создание благоприятных или дискриминационных условий для деятельности отдельных субъектов рыночных отношений или их групп, устранение или ограничение кон­куренции, а также нарушение прав и интересов потребителей, если иное не предусмотрено законодательными актами и пр.

Для проведения государственной политики по содействию и раз­витию конкуренции, а также предупреждению, ограничению и пре­сечению не добросовестной конкуренции Правительством РК опре­делен уполномоченный орган. Им является Агентство РК по регули­рованию естественных монополий, защите конкуренции и поддержке малого бизнеса. В соответствии со ст. 6 Закона РК «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности» основными задача­ми этих органов являются: поддержка предпринимательства, разви­тие конкуренции на рынке товаров (работ, услуг); принятие мер по предупреждению, ограничению и пресечению монополистической де­ятельности, злоупотреблению доминирующим (монопольным) положением на товарном рынке, пресечению недобросовестной конку­ренции; регулирование деятельности субъектов естественных моно­полий; регулирование и контроль за порядком оказания услуг госу­дарственными органами и пр.

При этом Агентство вправе: разрабатывать и утверждать норма­тивные правовые акты по вопросам антимонопольного законодатель­ства, обязательные для исполнения государственными органами и субъектами рынка; устанавливать наличие доминирующего (моно­польного) положения субъектов рынка; давать заключения на созда­ние субъектов рынка, если это приводит к появлению хозяйствую­щих субъектов, доля которых на соответствующем товарном рынке будет превышать 35 %, а также на реорганизацию, ликвидацию субъек­тов рынка, занимающих доминирующее (монопольное) положение на соответствующем товарном рынке; проводить проверки по вопро­сам соблюдения антимонопольного законодательства государствен­ных органов, субъектов рынка; осуществлять иные полномочия, пре­дусмотренные законодательством РК.

За действие (бездействие), нарушающее свободу конкуренции, юридические и физические лица, а также государственные органы местного самоуправления и их должностные лица несут администра­тивную, материальную и уголовную ответственность. Так, в соответ­ствии с нормой ст. 147 Кодекса РК «Об административных правонару­шениях» от 30 января 2001 г. ограничение конкуренции, недобросовест­ная конкуренция, злоупотребление доминирующим положением на рынке, а равно иное нарушение антимонопольного законодательства, если эти деяния не причинили крупный ущерб гражданину, организа­ции, государству, влекут штраф на граждан в размере до пятидесяти, на индивидуальных предпринимателей и должностных лиц -в размере до ста, на юридических лиц — в размере до одной тысячи МРП.

За те же действия, совершенные повторно в течение года после наложения административного взыскания, предусматривается штраф на граждан в размере до восьмидесяти, на индивидуальных предпри­нимателей и должностных лиц — в размере до ста пятидесяти, а на юридических лиц — в размере до тысячи пятисот МРП. В соответст­вии с нормой п. 1 ст. 8 Закона РК «О недобросовестной конкуренции» убытки, причиненные юридическому или физическому лицу, а так­же потребителям в результате недобросовестной конкуренции, под­лежат возмещению в порядке, установленном законодательством. До­ход, полученный субъектом рыночных отношений в результате недобросовестной конкуренции, по решению суда подлежит изъятию в государственный бюджет.

Кроме того, в соответствии со ст. 196 УК РК уголовному пресле­дованию подлежат деяния по ограничению конкуренции путем раз­дела рынка, ограничению доступа на рынок, устранению с него дру­гих субъектов экономической деятельности, установлению или под­держанию единых цен, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданину, организации или государству.

Такие деяния наказываются штрафом в размере от двухсот до пя-'тисот МРП или в размере заработной платы или иного дохода осуж­денного за период от двух до пяти месяцев, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет либо лишением свободы на тот же срок.

Вопросы для самопроверки:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 4464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.42.168 (0.04 с.)