Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 1. Система учебного курса «Основы права».Стр 1 из 18Следующая ⇒
Цель лекции: проведение ознакомительной лекции системы учебного курса «Основы права». План. 1. Предмет курса «Основы права». 2. Метод курса «Основы права». 3. Система курса «Основы права». 4. Функции курса «Основы права». Предметом курса «Основы права» выступают наиболее общие закономерности возникновения, развития и функционирования государства, права и органично связанных с ними иных социальных явлений и процессов. Предмет настоящего курса «Основы права» направлен, прежде всего, на изучение Общей части правовой сферы и законодательства РК. Курс «Основы права» при изучении явлений, процессов, свойств, связанных с государством или правом, использует различные методы. Их можно подразделить на всеобщие, общие и частные. К всеобщим относятся диалектический, методы историзма, объективности, анализа, синтеза, индукции, дедукции. Диалектика—это наука о развитии, применение чего в курсе «Основы права» означает, что все государственно-правовые явления рассматриваются никак нечто застывшее, а наоборот, как в движении, изменении, которые подобно живому организму живут и развиваются. Если посмотреть на правовое государство с точки зрения диалектики, то можно сказать, что оно всегда в движении, т.е. в процессе становления, развития и изменения. Поэтому в ракурсе диалектики нельзя рассматривать правовое государство как нечто застывшее, закостеневшее, наоборот, необходимо показать направления и тенденции в его развитии. Метод объективности означает, что государство и право и связанные с ними категории и понятия должны рассматриваться в комплексе тех проблем и процессов, которые являлись причиной того или иного явления, а не субъективно и односторонне, однобоко. В этом смысле метод объективности тесно связан с методом историзма. Метод историзма позволяет исследовать, изучать и рассматривать явления и процессы, связанные с государством и правом, и их самих непосредственно в конкретном периоде развития общества, цивилизации и истории. Например, нельзя в одностороннем порядке давать оценку состоянию правопорядка, не учитывая особенности того политико-правового режима, где он формировался и развивался. Многозначность и многоликость государства и права предполагают возможность их исследования с различных позиций, с применением нескольких парадигм, концепций, доктрин. Допущения разновидности в изучении государственно-правовых явлений выражены в плюралистическом подходе. Он позволяет формировать всестороннее представление о государственно-правовых явлениях, создавать наиболее оптимальную систему суждений, в которой соединялись бы достоинства различных школ и подходов.
К общенаучным методам относится метод анализа, который означает, что поскольку государственно-правовые явления достаточно сложны и многофункциональны, следовательно, необходимо использовать мысленный расклад их на составные части. Таким образом можно определить характер взаимосвязи между ними. Например, право можно представить в качестве взаимосвязанных элементов, таких как признаки, источники, система права и.т.д. Противоположный анализу прием — синтез, представляющий собой объединение элементов и свойств в единое целое. Так, на основе таких отдельных институтов, как Президент, Парламент, Правительство, акимат, маслихат, министерство, создается общее представление о государстве. В качестве общенаучного метода в курсе «Основы права» используются методы индукции и дедукции. Они основаны на различных принципах мыслительной деятельности. Индукция предполагает при исследовании движение от частного к общему, когда признаки, характеристики единичного элемента переносятся на всю систему. Например, на основе характеристики нормы права можно сделать более обобщенный вывод о системе права в целом. Дедукция, наоборот, предполагает исследование объекта в направлении от общего к частному. Так, если известны определение и признаки правоотношения, то можно вывести и его структурные элементы: субъект, объект, субъективные права и юридические обязанности. К общим методам относятся системный, структурно-функциональный, компаративный (сравнительный) методы правового моделирования. Системный метод рассматривает государственно-правовую сферу как систему, то есть целое, состоящее из взаимосвязанных элементов. Обращается внимание на характер связей с внешней средой. Реагируя на импульсы раздражения извне и изнутри, государство и право развиваются. Системный метод включает в себя структурно-функциональный, который исходит из того, что государственно-правовые явления имеют структуру, состоят из элементов, каждый из которых выполняет определенную функцию, а все вместе они обеспечивают жизнедеятельность системы в целом. Если какой-то элемент не справляется со своими функциями, тогда и вся система работает плохо.
В рамках данного подхода механизм правового регулирования представляет собой систему взаимосвязанных элементов, состоящую из норм права, юридических фактов, актов применения норм права, правовых отношений, актов реализации прав и обязанностей. Если в этом механизме неэффективна деятельность правоохранительных органов или развит правовой нигилизм населения, тогда в целом он не будет в состоянии обеспечивать законность и правопорядок. Большое значение в теории государства и права приобретает компаративный (сравнительный) метод. Его достоинством является возможность типологизации государственно-правовых явлений, развивающихся в различных странах в сопоставимые периоды, и на этой основе — выявление преимуществ и недостатков конкретных правовых систем, форм правления, политических режимов и т. д. Это позволяет определить границы и возможности перенесения зарубежного опыта правового развития в конкретный регион, государство. Последнее время широкое распространение получил метод правового моделирования. Он направлен на поиск оптимальной для условий конкретной страны структуры государственных и правовых институтов, который осуществляется путем идеального воспроизведения исследуемых объектов применительно к определенной ситуации. Данный метод позволяет обновлять категориальный аппарат науки, предвидеть возможные тенденции развития государства и права. Формально-юридический метод предполагает изучение или исследование внутренней структуры, источников, методов систематизации государственно-правовых явлений и процессов. Конкретно-социологический метод осуществляется через социологические исследования. При этом изучается общественное мнение, отношение общества к действующим законам и самому государству. Настоящий метод использует такие различные приемы социологического исследования, как: наблюдение, анкетирование, интервьюирование, контент-анализ, социометрия, эксперимент. Частные (специфичны для отдельных отраслей права) методы применяются в основном в различных отраслях права и юридических наук. К частным относятся методы экспертизы, эксперимент и т. д. Система курса «Основы права» схожа с системой юридических наук, которая состоит из: теоретических юридических наук, историко-правовых наук, отраслевых юридических наук и прикладных юридических наук. Кроме последних, все они связаны с предметом изучения курса «Основы права». Таким образом, можно сказать, что систему «Основы права» образуют элементы и институты теоретических, юридических, историко-правовых и отраслевых юридических наук. Теоретические юридические науки изучают наиболее общие закономерности развития государственно-правовых явлений. В эту группу входит теория государства и права, что является одним из основных элементов предмета изучения дисциплины «Основы права».
Историко-правовые науки рассматривают возникновение и развитие правовых идей, государственных учреждений, правовых систем. Эту группу представляют история государства и права Казахстана, история государства и права зарубежных стран, история политических и правовых учений. Названные государственно-правовые явления и процессы, так или иначе, изучаются дисциплиной «Основы права». К отраслевым юридическим наукам относятся международное право, конституционное право, административное право, уголовное право, трудовое право, гражданский процесс и т. д. Они рассматривают правовые нормы и институты конкретной отрасли, специфику их воздействия на общественные отношения. В курсе «Основы права» изучаются основы всех этих перечисленных отраслей права. Функции курса «Основы права». Необходимость любой учебной дисциплины определяется тем назначением, которое она выполняет в обществе. Социальное назначение учебной дисциплины реализуется через функции — главные направления ее деятельности. «Основы права» как учебная дисциплина выполняет ряд функций. Среди них гносеологическая функция — познание и объяснение сущности государственно-правовых явлений. Изучая государство и право и связанные с ними процессы, «Основы права» способствуют формированию целостного представления о государстве и праве, об их возникновениях, формах, признаках, источниках, системах, об основах различных отраслей права, а также формированию образования правовых отношений, правовых норм, правонарушений и т д. Методологическая функция «Основы права» выражается в том, что изучая основные свойства наиболее общих категорий и понятий государства и права, выступает в отношении отдельных отраслей права методологической базой. Например, в начальных главах учебников по «Основам права» рассматриваются предмет, методы, приемы, средства познания, обобщенные эмпирические материалы, система понятий, категорий, законы. В ходе изучения дисциплины «Основы права» студенты получают знания о последних достижениях в области теории государства и права и законодательства нашей страны. Современными достижениями в области юридической науки и права пользуются правоведы, законодатели, политики при разработке законопроектов, а рядовые граждане—в повседневной жизни. В этом и прикладная функция дисциплины «Основы права».
Тесно с прикладной функцией связана прогностическая, смысл которой заключается в разработке возможных вариантов эволюции государства и права. Эта функция бывает особенно востребована в периоды реформ, когда осуществляются радикальные изменения в государственной сфере и существует потребность в предвидении их возможных результатов. Нельзя не отметить и гуманитарную функцию теории государства и права, выражающуюся в утверждении ценностей демократии, прав и свобод личности, гуманизма в массовом и индивидуальном сознании. Эта функция осуществляется через учебный процесс, средства массовой информации, с помощью которых люди черпают знания о государстве и праве из теории государства и права. Поскольку теория государства и права касается столь важных проблем, как власть, государство, право, она может выполнять и идеологическую функцию. Обычно она бывает востребована в условиях тоталитарных или авторитарных режимов, когда правящая элита использует теорию государства и права для насаждения определенной системы ценностей. Вопросы для самопроверки: 1. Назовите предмет курса «Основы права»? 2. Перечислите методы курса «Основы права»? 3. Назовите систему курса «Основы права»? 4. В чем особенность функции курса «Основы права»?
Тема №2. Основные понятия о государстве. Цель лекции: рассмотреть основные понятия о государстве. План.
1. Понятие и основные черты государства. 2. Различные подходы к определению государства, выражающие его сущность. 3. Механизм и аппарат государства. 4. Внешние и внутренние функции государства. 5. Форма государства. 6. Понятия и признаки правового государства
Одним из крупных достижений развития человеческого общества является возникновение государства и права. По сути два этих взаимодополняющих друг друга явления дали огромный толчок развитию человеческого общества по пути цивилизации, придав ему организованность и порядок. Поэтому изучение основных понятий и категорий государства и права является теоретико-методологической базой для всей последующей отрасли права. Понятие «государство» в современном его значении в науку введено в начале XVI в. итальянским мыслителем Никколой Макиавелли (1469-1527 гг.)- Он использовал для обозначения государства слово «stato» (от лат. status — положение, статус). До этого все государственные образования обозначились: — «республика», «королевство», «городская община», «княжеское господство», «земля», «полис», «единовластное правление», «тирания», «олигархия» и т. д. Существует немало подходов в определении государства. Коммуникативный подход. Согласно данному подходу, при попытке определения государства акцентируется внимание на публично-властной природе государства, рассматривая его, по определению Аристотеля, как «естественную форму общения», как универсальную организацию общества, созданную для достижения общего блага. Население, проживающее на территории государства, представляет собой ассоциацию граждан, подчиненных власти, связанных общей целью и обязанностью соблюдать законы государства1.
Дальнейшее подтверждение настоящий подход находит в трудах римского оратора и мыслителя Марка Тулия Цицерона (106-43 гг. до н. э), который рассматривал государство как соединение в единое целое, в гражданскую общину всех составляющих ее граждан2. Выдающийся представитель немецкой философии И. Кант (1724-1804 гг.), писал, что «государство — это общество людей, которое само распоряжается и управляет собой», это «объединение людей под эгидой правовых законов»3. Организационно-структурный подход выделяет государство из общества и связывает его с централизованной группой, монополизирующей властные функции и опирающейся в их осуществлении на иерархический административный аппарат, а также нормы права. Основоположником данного подхода в понимании сущности государства был французский юрист Жан Бодэн (1529-1596 гг.), который трактовал государство как особую организацию верховной политической власти, обладающую суверенитетом. Суверенитет государства выражается в его исключительной возможности творить право и проводить в жизнь законы4. Государство выступает механизмом реализации интересов политического общества, опираясь на специальные органы: армию, суд, полицию, правительство. Именно верховные органы государства во главе с правителем (монархом) являются носителем суверенитета. Таким образом, органы государственной власти выделяются из общества и противопоставляются ему. В этом случае государство понимается как система институтов публичной власти, как аппарат управления, обособленный от общества и выражающий его интересы или интересы каких-либо групп. Согласно институциональному подходу, для выражения и представительства частных и общезначимых интересов общества социальные группы, индивиды создают политические институты. По мнению казахстанского специалиста А. А. Матюхина1, в рамках институционального подхода «государство есть элемент сферы права», а институты в узкоюридическом смысле — это в первую очередь, обособленные группы (совокупность) юридических норм, регулирующих однородные отношения или какие-либо их компоненты; или нормы, сопровождающие их санкции и организационные формы, где они проявляются: «общий установленный закон и право, судебные учреждения, в которые можно обратиться». При расширении юридического контекста до общеправового, сюда «также относятся и нравы, а еще более глубокий смысл институтов состоит в том, что они выражают не просто законы, но «дух законов». Институты служат поддержанию свободы только в том случае, если они не просто «законы» (legal), но также и легитимны (legitimate). Достижение гармонии, равновесия частных и публичных интересов может осуществляться как путем достижения компромисса между интересами социальных групп, их согласования и формирования на основе общих целей, так и путем подавления интересов одной группы другой. В первом случае государство выступает воплощением социальной солидарности, механизмом примирения разнородных интересов. Этот тезис лежит в основе теории солидаризма, пришедшей в государство из политологии. Ее автором является французский политолог Л. Дюги (1859—1929 гг.). Данная теория нашла свое подтверждение в современных промышленно развитых странах, в которых удельный вес «среднего класса» достигает 70 %. Это обстоятельство позволяет говорить о приверженности большинства общества ценностям солидарности, общего блага, социальной справедливости и защищенности, которые олицетворяют собой государство и право. Следовательно, государство является выразителем интересов всего общества или его большинства, а не какой-то привилегированной группы. Однако примирение разнородных интересов может осуществляться и путем подчинения одной части общества другой. Как политическую организацию экономически господствующего класса рассматривал государство марксизм (классовый подход). Один из основоположников марксизма К. Маркс (1818-1883 гг.) отмечал, «государство есть машина для угнетения одного класса другим, машина, чтобы держать в повиновении одному классу прочие подчиненные классы». Правящим классом, по определению соратника К. Маркса - Ф. Энгельса (1820-895 гг.), является экономически господствующий класс, «который при помощи государства становится также политически господствующим классом и приобретает, таким образом, новые средства для подавления и эксплуатации угнетенного класса»1. Другой подход—позитивизм в юриспруденции сделал акцент на внешние, формальные признаки государства. Позитивизм как подход ввел в науку французский социолог Огюст Конт (1798-1857 гг.). Его распространение было связано с критическим отношением к социологическому подходу и успехам естественных наук и ограничением анализа государства фиксацией только непосредственно наблюдаемых фактов, связей государства, его функций, взаимодействия его институтов. Поиск причин изменений государства, которые лежат за пределами эмпирически наблюдаемых фактов, О. Конт отвергал. Вопрос о сущности государства, который был одним из главных прежде, рассматривался как пережиток до научных представлений и был объявлен принципиально неразрешимым. В рамках позитивизма сложился арифметический подход, который интерпретировал государство как совокупность внешних признаков, отличающих его от других организаций в обществе. Проявлением позитивизма в юриспруденции является «теория трехэлемен-тов», согласно которой государство рассматривается как совокупность трех основных элементов: территории, населения и власти2. Естественно, что невозможно представить государство вне конкретной территории, на которой происходит политическое самоопределение населения: этносов, народностей, наций. Это население должно быть организовано с помощью институтов публичной власти. Обобщенным инвариантом «теории трех элементов» является современное представление о государстве как политической, структурной и территориальной организации1. На смену «теории трех элементов» приходят многоэлементные характеристики государства. Так, одна из наиболее объемных характеристик современного понимания государства дана французскими политологами Р. Пэнто и М. Гравитц. Они выделяют следующие признаки государства: новый тип коллективной общности; территорию в рамках национальных границ; форму правления и государственную службу; глобальность (идея суверенитета); институционализированную форму власти2. На внешних, формальных признаках государства акцентирует внимание и правовой подход, автором которого являлся австрийский правовед X. Кельзен. В рамках данного подхода государство рассматривалось как установленный в масштабах нации или страны правовой порядок. «С юридической точки зрения, - отмечал Кельзен, - проблемы государства в значительной мере проявляются как проблемы национального правового порядка»3. По X. Кельзену, государство предстает как правовая организация политической власти, наиболее эффективная на данной территории. Функциональные определения государства исходят из выделения в деятельности государства тех функций, посредством которых оно осуществляет решение «общих дел». Если согласование интересов осуществляется посредством подавления и насилия, жесткого контроля различных сфер жизнедеятельности индивида и общества, реализуемых разветвленным карательным аппаратом, то можно предположить, что перед нами полицейское государство. Если управляющая и организационная функции государства опираются на принцип верховенства прав и свобод человека, которые определяют границы вмешательства государства в дела гражданского общества, то можно предположить, что перед нами правовое государство. Учитывая все вышеперечисленные подходы, современные правоведы под государством понимают — это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть на всю территорию страны и население, располагает для этого специальным аппаратом и издает обязательные для всех веления в форме нормативных правовых актов. Сущность государства. Несмотря на многообразие подходов в изучении государства, все они стремятся выявить то главное, устойчивое, определяющее, что обусловливает отличие государства от иных социальных институтов, его ценность и социальное назначение. Главным в определении государства является раскрытие его сущности, то есть совокупности наиболее важных и устойчивых внутренних сторон и свойств, которые определяют его природу, содержание, цели функционирования и востребованность в обществе. Однако руководство и управление обществом осуществлялось на протяжении человеческой истории не только в интересах большинства населения, но и в интересах привилегированного меньшинства, экономически господствующего класса. В этой связи под социальной сущностью государства понималась его классовая природа (марксизм). Последователи марксизма под влиянием объективных и субъективных факторов стали акцентировать внимание исключительно на классовой природе его репрессивной функции. Виднейший теоретик пролетарской идеологии В. И. Ленин (1870-1924 гг.) подчеркивал, что «государство есть особая организация силы, есть организация насилия для подавления какого-либо класса»1. Однако несмотря на доминирование в отдельные исторические периоды специфической функции господства и подавления, общесоциальная сущность государства не переставала осуществляться. Даже в антагонистических обществах, разделенных на противостоящие друг другу классы, классы собственников были вынуждены для собственного блага заботиться о выживании общества в целом, о создании устойчивого правопорядка. Поэтому господствующие классы стремились достичь социального компромисса, если желали оставаться у власти. От политики изоляции и отчуждения неимущих и зависимых классов от собственности и государственной власти правящий класс был вынужден переходить к постепенной интеграции этих групп в гражданское общество через рыночную экономику, право и политическую демократию. Эти способы интеграции населения свойственны правовому демократическому государству. Изменения в социальной структуре прежде всего промышленно развитых стран, под влиянием рыночной экономики, научно-технической революции, породившей новые виды деятельности и группы работников, заметно расширили социальную базу современного государства. Это явилось основанием появления концепций, в которых обосновывается надклассовый характер государства и его общесоциальная сущность. Отрицание классовой сущности обосновывается в теории элитарной демократии. Ее центральным тезисом является положение о неизбежности деления общества на правящее меньшинство и подчиняющееся большинство. У истоков теории элит в 90-х годах XIX столетия стояли социологи Г. Моска, В. Парето, идеи которых развивали в 50-х годах XX в. их последователи: американцы X. Лассуэл, Дж. Сартори, испанец X. Ортега-и-Гассет и др. Инвариантом теории элитарной демократии являются представления о сущности государства, которые развивались авторами технократического государства. Среди них следует выделить американских ученых Дж. Бернхейма, Д. Белла, К. Дойча. Они также исходят из положения о закономерности деления общества на управляемых и управляющих. Однако вместо прежней элиты собственников, по их мнению, должны прийти менеджеры, обладающие необходимыми ресурсами для принятия важнейших решений. Такими ресурсами становятся знания и информация. Значительно дальше в социальной обезличенное™ государственной власти пошел американский исследователь Карл Дойч (1912 г.), использующий аналогию государства с кибернетической машиной. Движение государства к осуществлению оставленных общезначимых целей происходит на основе поступающей из общества информации, в соответствии с которой корректируется политический курс правительства. Так, благодаря «обратным связям», государству удается обеспечивать баланс публичных и частных интересов в обществе. Стало очевидно, что рыночная стихия не в состоянии быть эффективным регулятором, необходимо регулирующее воздействие государства. На этой основе сформировалась теория «государства всеобщего благоденствия», автором которой стал английский ученый Дж. Кейнс. В послевоенное время в связи с изменениями в уровне жизни значительных слоев западного общества, достигнутом не в последнюю очередь за счет ограбления колониальных и полуколониальных стран, стал утверждаться миф о надклассовом государстве, которое заботится о всех своих гражданах. Данный миф (кстати, это немиф, а теория — О. К.) подкреплялся теми сверхприбылями, которые вывозились из колоний и частично шли на поддержание социально уязвимых групп населения. Один из разработчиков концепции «государства всеобщего благоденствия» — американский исследователь Дж. Гэлбрейт ввел понятие «народное государство», которое он характеризовал как государство, способное обеспечить всем членам общества относительно высокий уровень жизни, справедливое распределение ресурсов и ликвидацию социального неравенства. По Гэлбрейту, все это оказывается возможным благодаря достижениям научно-технической революции и модернизации системы управления, эффективно реагирующей на постоянно изменяющиеся потребности населения. Достаточно близкой к теории «народного государства» является теория «социального государства», развиваемая европейской социал-демократией в 50-е гг. XX в. Практика последних лет показывает, что провозглашение в правовых государствах принципов индивидуальной свободы, равенства всех перед законом, невмешательство в дела общества не привело к всеобщему благополучию, не остановило роста нищеты и конфликтности в обществе, особенно рынок с его конкуренцией к сосредоточению ресурсов и богатства в руках имущего меньшинства и резкому обнищанию большей части населения. В таких условиях общество нуждается в сглаживании фактического неравенства путем проведения государством активной социальной политики. Социальное государство представляет собой такой тип государства, которое стремится создать каждому гражданину максимально благоприятные условия существования, реализации своих индивидуальных талантов и способностей, а также обеспечить высокий уровень социальной защищенности.. Механизм государства — это система государственных органов, посредством которых осуществляются задачи и функции государства. В таком широком понимании механизм государства состоит из государственного аппарата, государственных учреждений, государственных предприятий и финансово-денежного ресурса. Центральное место в механизме государства занимает государственный аппарат, представляющий собой систему взаимосвязанных органов государства, наделенных властными полномочиями, и занятых в них государственных служащих, которые практически осуществляют государственную власть. Наряду с государственным аппаратом в механизме государства присутствуют государственные учреждения, деятельность которых направлена на управление конкретной сферой деятельности и выполнение функций государства в этой сфере. Государственные предприятия организуются для осуществления хозяйственной и иной деятельности, направленной на производство товаров первой необходимости, оказание различных услуг населению. Структура механизма государства состоит из: 1) органов государства. Иерархически взаимосвязанные государственные органы, выполняющие одну и ту же функцию, составляют подсистему государственного механизма. Среди них выделяются следующие подсистемы: законодательная, исполнительная, судебная, контрольная; 2) принципов, определяющих порядок деятельности и функционирование органов государства; 3) полномочий, осуществляемых государственными органами, особым слоем людей, профессионально занятых в сфере управления — бюрократией. Функции государства - это основные направления деятельности государства, в которых выражаются его сущность и назначение. Функции государства представляют собой различные формы активности государства, направленные по отношению к обществу, окружающей среде, социальным группам, индивиду, другим государствам. В правовом плане можно назвать три функции государства: правотворческую, правоприменительную и правоохранительную. Правотворческая функция предполагает путем санкционирования, разработки, а также принятия новых нормативных правовых актов или отмены старых государством. Правоприменительная деятельность государства — это выполнение нормативных правовых актов путем принятия мер по их исполнении. Правоохранительная функция осуществляется через контроль и надзор за соблюдением и исполнением правовых норм и применением к нарушителю принудительных мер. Другие функции государства. Внутренние: 1) установление и охрана правового порядка, общественной безопасности, прав собственности, иных прав и свобод граждан; 2) экономическая; 3) культурная; 4) социальная; 5) экологическая. Внешние: 1) поддержание мира и мирного сосуществования; 2) обеспечение делового партнерства и сотрудничества; 3) защита государственного суверенитета от внешнего посягательства. Форма государства — это структурная организация общества, выраженная в форме правления, в форме государственного устройства и в форме политического (государственного) режима. Форма правления — это состав, порядок образования и соотношение полномочий высших органов государственной власти. Формы правления различаются в зависимости от того, как осуществляется верховная власть в стране: единолично или коллегиально. Исходя из такой позиции, основными видами правления являются монархия и республика. Монархия — это форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит одному лицу - монарху, занимающему пост обычно по наследству, или иногда избираемому пожизненно. В зависимости от: а) степени концентрации верховной власти в руках главы государства; б) режима взаимодействия различных органов высшей государственной власти; в) того, кому принадлежит право на формирование правительства и перед кем оно ответственно, монархии подразделяют на два основных вида: абсолютную монархию и конституционную монархию, которая, в свою очередь, подразделяется на два подвида - дуалистическую и парламентарную монархию. Абсолютная монархия характеризуется рядом признаков: а) монополия на власть со стороны монарха; б) концентрация в его руках всех ветвей государственной власти; в) отсутствие каких-либо представительных учреждений, ограничивающих власть монарха; г) правительство и министров назначает сам монарх и они ответственны и подотчетны только перед ним. При конституционной монархии монарха ограничена представительным органом - Парламентом. Ограничение власти монарха закреплено в Конституции, которую принимал Парламент и монарх не вправе ее изменить. Конституционная монархия имеет две разновидности: дуалистическую и парламентарную. Дуалистическая монархия отличается следующими признаками: а) по Конституции, верховная власть разделена между монархом и Парламентом. Парламенту принадлежит законодательная власть, а монарху — исполнительная; б) поскольку разделение властей является не завершенным, король обладает правом вето на решения Парламента и издания декретов-законов, равных по юридической силе законам Парламента; в) монарх сам назначает Правительство и министров и с помощью их управляет страной и государством, они подотчетны монарху; в) правом на роспуск Парламента монархом; монарх назначает руководителей местного управления и самоуправления, которые ответственны перед ним. При парламентской монархии: а) власть монарха передается по наследству и считается пожизненной; б) будучи главой государства, монарх выполняет представительную функцию, является символом государства. Формально обладает властными полномочиями. Поэтому говорят, что монарх царствует, но не правит; в) Правительство формируется Парламентом и ответственно перед ним. Победившая на выборах партия образует Правительство из числа депутатов своей фракции, а монарх формально закрепляет. Республикой называется такая форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются населением на определенный срок путем свободных выборов. От монархии республика отличается: а) выборностью высших органов государственной власти населением, включая и главу государства на определенный срок; б) власть принадлежит народу, от имени которого делегируют органы государственной власти; в) разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную; г) взаимной ответственностью государства и личности перед правом. Все разновидности современных республик можно классифицировать на два основных вида: президентскую и парламентскую и производную от них — смешанную форму республики. В качестве критериев для такого разделения выступают следующие признаки: а) парламентский и внепарламентский способы избрания главы государства; б) порядок взаимодействия законодательной и исполнительной власти; в) способ формирования и порядок ответственности Правительства. В конечном счете, многообразие разновидностей республик связано с поиском баланса между законодательной и исполнительной власти. В истории человечества впервые президентская форма правления была введена по Конституции 1787 г. в США. До сих пор она остается одной из эффективных форм управления государством. Отличительными чертами президентской формы правления являются: а) глава государства Президент избирается способом всеобщего голосования населения или через коллегию выборщиков; б) глава государства Президент является главой исполнительной власти; в) четкое разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; г) наличие механизма сдерживания и противовесов, не позволяющее смешение ветвей власти; д) Правительство формируется Президентом с согласия Парламента. В отличие от президентской, парламентская республика обладает следующими признаками: а) глава государства Президент избирается не народом, а Парламентом и формально обладает правом назначать главу Правительства; б) Правительство ответственно перед Парламентом; в) Премьер-министр обладает более широкими полномочиями, чем в президентской республике.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-04-08; просмотров: 1165; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.119.199 (0.041 с.) |