Глава 2. Игра как способ формирования личности ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2. Игра как способ формирования личности ребенка



Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Виднейший русский педагог XIX века К.Д.Ушинский рассматривал игру ребенка как его действительность с действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна [12]. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность, принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.

Социальная значимость возможности применения различных видов игр, их влияние на развитие психологических процессов человека были неоднократно доказано. Показаны преимущества игрового общения перед обучающим. И это закономерно, потому что личность ребёнка раскрывается наиболее органично именно в игре, так как в процессе игровой деятельности дети ведут себя спонтанно, снимается напряжение. Таким образом, предполагаемые задачи решаются более легко.

Ведущие труды педагогов-психологов рассматривали значение и психологические основы игровой деятельности. Особенно ярко это выражается в школьном возрасте. Игра влияет на формирование произвольных психических процессов: произвольного внимания и памяти. В ходе игры ребята лучше сосредотачиваются и поэтому лучше запоминают, и усваивает информацию. Сами игровые условия настраивает ребёнка сосредоточиться на предметах, участвующих в игре, правила, по которым нужно действовать.

Играя, ребёнок не копирует действительность, интегрирует различные впечатления с собственным, небольшим, жизненным опытом. Общались, дети развивают речь, обогащает словарный запас, стараюсь высказать свое мнение, учиться формулировать мысли.

Игра – важнейшее средство интеллектуального развития. Знания, полученные на занятиях и повседневной жизни, находит в игре практическое применение. Воспроизводя в играх сюжеты знакомых литературных произведений, дети постигает смысл многих явлений, культурные основы жизни людей, общества. В игре определяется понятие дружбы, формируется моральные качества личности ребёнка, ведь он несёт ответственность перед товарищами по игре, учиться решать спорные вопросы.

Итак, именно в игре формируется важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, её содействие развитию воображения, мышления, речи ребёнка. Можно также говорить о том, что игра является действенные формы самопомощи ребёнка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности на время во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой можно сказать многое об уровне развития ребёнка в целом.

В зарубежной психологии были введены возрастные задачи развития. Так в психосоциальном развитии школьника Грейс Крайг [9] выделяет следующие возрастные задачи:

1) «ребёнок должен понимать, что такое плохое и хорошее поведение;

2) уметь справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами;

3) знать, чего ожидают от него его семья и всё общество, в котором он живёт;

4) дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры;

5) они вырабатывают «Я-концепцию», которая сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни;

Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.

Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам.

Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования.

Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.

Игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Иначе в школу пойдут недоигравшие дети, не научившиеся регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.

Таким образом, игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания школьников. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.

 


Вывод по Главе 2

 

Подводя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей школьного возраста есть, и они очевидны:

1. Сюжеты игр современных школьников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.

2. У большинства современных школьников игра не достигает своей развитой формы.

3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.

4. Уровень развития игры современных школьников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.

Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям. Подобные задания заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками.

Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.007 с.)