Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Глава 2. Игра как способ формирования личности ребенка
Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Виднейший русский педагог XIX века К.Д.Ушинский рассматривал игру ребенка как его действительность с действиями и переживаниями. Он подчеркивал, что эта действительность более интересна ребенку, чем окружающая его жизнь потому, что она ему более понятна [12]. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность, принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом. Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам. Социальная значимость возможности применения различных видов игр, их влияние на развитие психологических процессов человека были неоднократно доказано. Показаны преимущества игрового общения перед обучающим. И это закономерно, потому что личность ребёнка раскрывается наиболее органично именно в игре, так как в процессе игровой деятельности дети ведут себя спонтанно, снимается напряжение. Таким образом, предполагаемые задачи решаются более легко. Ведущие труды педагогов-психологов рассматривали значение и психологические основы игровой деятельности. Особенно ярко это выражается в школьном возрасте. Игра влияет на формирование произвольных психических процессов: произвольного внимания и памяти. В ходе игры ребята лучше сосредотачиваются и поэтому лучше запоминают, и усваивает информацию. Сами игровые условия настраивает ребёнка сосредоточиться на предметах, участвующих в игре, правила, по которым нужно действовать. Играя, ребёнок не копирует действительность, интегрирует различные впечатления с собственным, небольшим, жизненным опытом. Общались, дети развивают речь, обогащает словарный запас, стараюсь высказать свое мнение, учиться формулировать мысли.
Игра – важнейшее средство интеллектуального развития. Знания, полученные на занятиях и повседневной жизни, находит в игре практическое применение. Воспроизводя в играх сюжеты знакомых литературных произведений, дети постигает смысл многих явлений, культурные основы жизни людей, общества. В игре определяется понятие дружбы, формируется моральные качества личности ребёнка, ведь он несёт ответственность перед товарищами по игре, учиться решать спорные вопросы. Итак, именно в игре формируется важнейшие новообразования. Необходимо обращать внимание на творческий характер игры, её содействие развитию воображения, мышления, речи ребёнка. Можно также говорить о том, что игра является действенные формы самопомощи ребёнка. В ней он может проигрывать беспокоящие его фантазии, ситуации, переживания, в том числе трудности на время во взаимопонимании с родными. А наблюдая за игрой можно сказать многое об уровне развития ребёнка в целом. В зарубежной психологии были введены возрастные задачи развития. Так в психосоциальном развитии школьника Грейс Крайг [9] выделяет следующие возрастные задачи: 1) «ребёнок должен понимать, что такое плохое и хорошее поведение; 2) уметь справляться со своими чувствами, желаниями и потребностями социально приемлемыми способами; 3) знать, чего ожидают от него его семья и всё общество, в котором он живёт; 4) дети начинают усваивать нормы, правила и обычаи своей культуры; 5) они вырабатывают «Я-концепцию», которая сохраняется на протяжении всей дальнейшей жизни; Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции. Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам.
Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми. В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования. Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка. Игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Иначе в школу пойдут недоигравшие дети, не научившиеся регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания. Таким образом, игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания школьников. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми.
Вывод по Главе 2
Подводя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей школьного возраста есть, и они очевидны: 1. Сюжеты игр современных школьников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально. 2. У большинства современных школьников игра не достигает своей развитой формы. 3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры. 4. Уровень развития игры современных школьников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века. Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения. Квесты считаются развивающими играми, поэтому приносят большую пользу как взрослым, так и детям. Подобные задания заставляют ребенка думать, искать выход из сложной ситуации, а это, в свою очередь, развивает логику, сообразительность, учит детей взаимодействовать и общаться с другими участниками. Принимая участие в квестах, ребенок открывает в себе новые способности и черты характера, получая при этом яркие эмоции и незабываемые впечатления.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.135.224 (0.007 с.) |