Симптомы профессионального выгорания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Симптомы профессионального выгорания



Как уже было сказано, профессиональное выгорание – процесс постепенный.

Какие его симптомы проявляются у нас?

В таблице «Поле самодиагностики» сознательно предложена 5-ти балльная система оценки, чтобы не произошло путаницы со стадиями развития выгорания.

Поле самодиагностики

 

СЛАЙД № 18

Первая группа: психофизические симптомы

· чувство постоянной усталости не только по вечерам, но и по утрам, сразу после сна;

· частые беспричинные головные боли; постоянные расстройства желудочно-кишечного тракта;

· резкая потеря или резкое увеличение веса;

· полная или частичная бессонница;

· заторможенное, сонливое состояние и желание спать в течение всего дня;

· одышка или нарушения дыхания при физической или эмоциональной нагрузке.

 

СЛАЙД № 19

Вторая группа: социально-психологические симптомы

· безразличие, скука, пассивность и депрессия;

· повышенная раздражительность на незначительные, мелкие события;

· чувство неосознанного беспокойства и повышенной тревожности;

· постоянное переживание негативных эмоций, для которых во внешней ситуации причин нет;

· частые нервные срывы;

· общая негативная установка на жизненные и профессиональные перспективы

 

СЛАЙД № 20

Третья группа: поведенческие симптомы

· ощущение, что работа становится все тяжелее и тяжелее, а выполнять ее — все труднее и труднее;

· постоянно, без необходимости, берет работу домой, но дома ее не делает;

· дистанцированность от сотрудников и людей, повышение неадекватной критичности;

· злоупотребление алкоголем, резкое возрастание выкуренных за день сигарет, применение наркотических средств

 

СЛАЙД № 21

Практическое задание

Нарисовать человека под дождем

1. Прочувствуйте, какое настроение у этого человека. Он спокоен или встревожен? Защищен или беспомощен? Что человек будет делать дальше? Был ли он готов к дождю или это для него неожиданность?

Данный тест используется при отборе сотрудников МВД. Он показывает, как человек умеет защищаться от проблем и стрессов. Дождь в нашей культуре - неоднозначный символ. С одной стороны, люди радовались дождю в засуху. С другой стороны - дождь, непогода, воспринимались как кара небес, как наказание:

1. Дождь на рисунке - ваше отношение к стрессу. Отдельные капли - вы не драматизируете ситуацию. Обильные - проблемы кажутся непреодолимыми

2. Тучи - символ ожидания опасностей (пессимизм), человек ждет неприятностей

3. Величина фигуры человека - это ваша самооценка в ситуации стресса

4. Положение человека спиной вперед (особенно если втянуты плечи или опущена голова)-потребность в сокращении контактов с окружающими, усталость, депрессия

5. Наличие зонтика - вы способны себя защитить. Если укрытия нет - вам не легко восстанавливать свою энергию, необходимо больше отдыха

6. Дополнительная защита (плащ, калоши)-в сложной ситуации вам важна поддержка окружающих

7. Дополнительные детали: дома, скамейки, деревья - не хватает внутренней опоры

8. Ноги - символ опоры (крупные - вера в себя, тонкие - зависимость от других)

9. Пол - ваша модель поведения (мужская - напористость, решительность, способность рисковать; женщина-мягкость, гибкость)

10. Лужи и грязь-это следы стресса. Как долго вы переживаете последствия. Важно не застревать на негативных эмоциях прошлого

11. Молния-начало нового этапа в жизни

12. Радуга, солнце-оптимизм, надежда на лучшее.

 

ПРИТЧА ПРО СТАКАН

В начале урока профессор поднял стакан с небольшим количеством воды. Он держал этот стакан, пока все студенты не обратили на него внимание, а затем спросил: "Сколько, по-вашему, весит этот стакан?" - "50 грамм!", "100 грамм!", "125 грамм!" - предполагали студенты.

- Я и сам не знаю, - продолжил профессор, - чтобы узнать это, нужно его взвесить. Но вопрос в другом: что будет, если я подержу так стакан в течение нескольких минут?

- Ничего, - ответили студенты.

- Хорошо. А что будет, если я подержу этот стакан в течение часа? - снова спросил профессор.

- У вас заболит рука, - ответил один из студентов.

- Так. А что будет, если я, таким образом, продержу стакан целый день?

- Ваша рука окаменеет, вы почувствуете сильное напряжение в мышцах, и вам даже может парализовать руку, и придется отправить в вас больницу, - сказал студент под всеобщий смех аудитории.

- Очень хорошо, - невозмутимо продолжал профессор, - однако изменился ли вес стакана в течении этого времени?

- Нет, - был ответ.

- Тогда откуда появилась боль в плече и напряжение в мышцах? Студенты были удивлены и обескуражены.

- Что мне нужно сделать, чтобы избавиться от боли?

- Спросил профессор.

- Опустить стакан, - последовал ответ из аудитории.

- Вот, - воскликнул профессор, - точно так же происходит и с жизненными проблемами и неудачами. Будете держать их в голове несколько минут - это нормально. Будете думать о них много времени, начнете испытывать боль. А если будет продолжать думать об этом долгое, продолжительное время, то это начнет парализовывать вас, т.е. вы не сможете ничем другим заниматься. Важно обдумать ситуацию и сделать выводы, но еще важнее отпустить эти проблемы от себя в конце каждого дня, перед тем как вы идете спать. И таким образом, вы без напряжения каждое утро сможете просыпаться свежими бодрыми и готовыми справиться с новыми жизненными ситуациями. Опустите стакан!

1. Практическая часть

В настоящее время становится актуальным коррекция психологического состояния и развития эмоциональной устойчивости педагога. Педагог должен уметь эффективно “сбрасывать” напряжение и восстанавливать работоспособность, а целенаправленное использование приемов саморегуляции поможет повысить профессиональное мастерство, оптимально построить свое общение со всеми участниками образовательного процесса.

Данный тренинг адресован тем, чья профессия по роду своей деятельности связана с общением с людьми, и требует навыков взаимодействия и сопряжена с необходимостью контролировать собственные слова и поступки. В связи с этим подобная работа требует особых усилий и вызывает эмоциональное перенапряжение. Все развиваемые в тренинге навыки необходимы в профессиональной деятельности как педагогам, так и руководителям образовательных организаций.

Упражнение «Откровенно говоря» (5–7 мин.)

Цель: вербализация и осознание педагогами проблемы эмоционального выгорания.

Материалы: карточки с незаконченными фразами (см. приложение 1).

Инструкция. Вам нужно вытянуть любую карточку с незаконченным предложением и попытаться закончить фразу откровенно и честно.

Ожидаемый результат: упражнение помогает осознать проблемы педагога, вербализовать их, сплотить группу педагогов, понять, что проблемы у всех педагогов похожи.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 35; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.40.177 (0.007 с.)