Вопрос №7. Предрассудки в межкультурной коммуникации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №7. Предрассудки в межкультурной коммуникации



Отличительной чертой современной культуры является развитие процесса массовой коммуникации. Латинское слово communicatio принадлежит к обширному семейству слов с корнем munis. Одно из ключевых слов этого семейства, от которого произошла «коммуникация», — слово communis, означающее «общий», «всеобщий». От него происходит communio — общность, соучастие.

Историческое развитие содержания, вкладываемого в понятие «коммуникация», заключается в том, что вместо первоначального, простого воздействия одних людей на других в процессе передачи информации исследователи начинают осознавать это явление как взаимодействие. Так, американский социолог Хоуланд в одном из первых научных определений коммуникации писал:

«Коммуникация — процесс передачи, распространения или сообщения какого-либо опыта, обмен или циркуляция идей между людьми. Это механизм, благодаря которому существуют и развиваются отношения между людьми». Коммуникация это специфическая форма взаимодействия людей.

В свою очередь, понятие культура всегда подразумевает сохранение предшествующего опыта. Более того, одно из важнейших определений культуры характеризует ее как «негенетическую» память коллектива. Поэтому она всегда связана с историей, подразумевает непрерывность нравственной, интеллектуальной, духовной жизни человека, общества.

1. Термин «коммуникация» содержит в себе значение передачи сообщения (информации).

2. Он также заключает в себе явление соучастия, возникающее при общественном приеме информации и образование некоторого сообщества людей, получивших данную информацию.

Массовая коммуникация — это процесс, включающий в себя извлечение, переработку и передачу с помощью быстродействующих технических устройств социально-значимой информации (знаний, нравственных ценностей, моральных и правовых норм), существующей в знаково-символической форме, а также прием этой информации численно большими, социально разнородными, рассредоточенными аудиториями.

Одной из главных функций массовой коммуникации является осуществление взаимосвязи внутри общности, между ее элементами (классами, слоями, группами), между самими общностями (государствами, их объединениями, экономическими и политическими сообществами, социальными и религиозными организациями) с целью поддержания динамического единства и целостности данной социальной структуры. Таким образом, массовая коммуникация выполняет роль регулятора социокультурных процессов, интегратора индивидов.

Массовая коммуникация — объективно-исторический процесс, который состоит из:

• способов материального воплощения культурной информации (звуковой, визуальный, пластический, аудиовизуальный);

• культурно-коммуникативных форм приобщения личности к достижениям культуры, сложившимся в процессе общественно-исторического развития (обряд, обычай, игра, и т.д.);

• технических средств фиксации и трансляции культурной информации (печатный станок, кинематограф, телевизор и т.п.).

Все три аспекта массовой коммуникации постоянно взаимодействуют, а совокупность всех перечисленных способов, форм и средств образует культурно-коммуникативную систему, которую можно определить как интегрированное множество всех основных способов передачи культурной информации.

Культурно-коммуникативная система осуществляет интеграцию культуры как арсенала информации и массовой коммуникации как совокупности средств, форм и способов ее распространения.

Массовая коммуникация выполняет следующие функции:

• информационную (посредством передачи сообщений о фактах, событиях, идеологических ориентациях, о политическом значении тех или иных явлений во внешней для данной общности среде);

• социальной регуляции — состоит из отклика получателя на информационное сообщение и определяет отношение адресата к полученной информации. Эта функция является важнейшим элементом процесса социального взаимодействия;

• развлекательную, адресованную массовой аудитории.

Успех социализации, а следовательно, и развитие общества зависит от того, в каком объеме и с какой глубиной удается реализовать функцию передачи основного содержания (тезауруса) культуры. Основные его элементы — нравственные, художественные и эстетические — в зависимости от ряда социально-психологических условий в разное время приобретают разную значимость вследствие изменения определенных духовных потребностей. По утверждению российского ученого Ю.М. Лотмана, мотивы поведения являются побуждениями своей эпохи.

Массовая коммуникация включает всевозможные способы передачи информации:

• от человека к человеку;

• от человека к «автомату»;

• от «автомата» к человеку;

• от «автомата» к «автомату».

Средства массовой коммуникации — наиболее действенная форма эффективной трансляции и хранения информации об источниках традиционной культуры и форма создания новых образцов художественных ценностей.

Средства массовой коммуникации являются не только результатом прогресса в развитии средств передачи информации, но и феноменом культуры, отвечающим на определенный социально-исторический запрос эпохи, связанный с ростом участия народных масс в социально-экономической и культурной жизни общества.

В большинстве действий, о которых сообщают средства массовой коммуникации, каждый индивид непосредственно не участвует. Значительная часть фактов, сообщаемых ему, не оказывает прямого и сиюминутного влияния на ход трудовых процессов, на его жизнедеятельность. Однако масса сообщений бесконечным потоком вливается в сознание человека, держит его в состоянии связи, сопричастности, включенности в определенную общность.

При рассмотрении проблем взаимосвязи массовой коммуникации и общества некоторые теоретики исходят из того, что развитие науки и техники обуславливает развитие средств коммуникации. Социальная потребность в том или ином средстве предшествует его появлению. «Потребность потреблять предшествует потребности производить», — писал французский социолог Г. Тард.

Общество формирует в своих членах потребность в непрерывном получении информации, потребность в постоянной сопричастности в едином поле коммуникационных процессов. Это обстоятельство должно дать каждому человеку ощущение того, что он не объект, а действующее лицо истории.

Словарь:

1. Адиафоры (обычаи) - необязательные, но желательные к соблюдению обычаи (например, обязательный обмен рукопожатиями в начале встречи).

2. Императивы (обычаи) — обычаи, требующие неукоснительного соблюдения. Прекрасной иллюстрацией в данном случае является допустимость длительного визуального контакта в разных культурах. В Латинской Америке длительный контакт взглядов при общении считается обязательным, в Японии — недопустимым. Также к императивам можно отнести некоторые поведенческие табу (например, ношение изделий из кожи при контакте с индейцами хинди, запрет на алкоголь в мусульманских странах, критика семьи в Мексике, вхождение в офис без стука в Германии и т.д.).

3. Эксклюзивы — специфические обычаи, соблюдающиеся только в определенных культурах их представителями. Попытка копирования иностранцем данных обычаев может быть воспринята как оскорбление.

4. Культурный паттерн — преобладающие ценности и верования, характеризующие данную культуру и отличающие ее от других. Сегодня культурный паттерн (культурный образец) это широкое понятие, включающее в себя и информацию о мире, и момент его оценки, и способы действия в нем человека, и стимулы таких действий. Культурным паттерном могут быть разнообразные явления культуры: материальные предметы, способы и манеры поведения, правовые или обыденные нормативы поступков людей, жанры и стили художественного творчества, формы экономических, политических, или религиозных отношений и т.д.

5. Под «культурными очками» понимается желание людей смотреть на свою культуру через представления чужой культуры.

6. Эмпатия – это осознанное сопереживание другому человеку в его эмоциональном состоянии. Следовательно, эмпат – это человек, у которого развита способность к сопереживанию.

7. Вертикальная трансмиссия – это трансмиссия, в процессе которой культурные ценности, умения, верования и т.п. передаются от родителей к детям;

8. Горизонтальная трансмиссия – это трансмиссия, при которой от рождения до взрослости ребенок осваивает социальный опыт и традиции культуры в общении со сверстниками;

9. «Непрямая» трансмиссия, при которой индивид обучается в специализированных институтах социализации (школах, вузах), а также на практике — у окружающих его помимо родителей взрослых (родственников, старших членов общины, соседей и т.п.).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.13.255 (0.009 с.)