Вопрос №1. Понятие и специфические черты культуры. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос №1. Понятие и специфические черты культуры.



В настоящее время в науке отсутствует единство во взглядах на понятие культуры. По разным подсчетам, существует от 400 до 1200 различных определений культуры. Анализ имеющихся в науке мнений показал, что в понятие «культура» вкладывают следующее содержание:

1) совокупность достижений человека в производственной, общественной или духовной жизни;

2) уровень, степень развития указанных выше достижений в определенную эпоху;

3) просвещенность, образованность, воспитанность и т. и;

4) культивируемое растение, организм или сам процесс культивирования.

Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства и т. д. В широком смысле культура — это исторически обусловленный динамический комплекс постоянно обновляющихся во всех сферах общественной жизни форм, принципов, способов и результатов активной творческой деятельности людей. В узком смысле под культурой понимают процесс активной творческой деятельности, в ходе которой создаются, распределяются и потребляются духовные ценности

В этом определении важно, что:

· культура — это совокупность норм, т. е. она определяет, что дозволено, а что нет, что поощряется и что запрещается. Эти нормы разделяются неким обществом, усваивая эти нормы, человек становится его частью;

· культура не является врожденной, культурные нормы усваиваются человеком. Важным качеством культуры является преемственность: индивидуальная (тождественность личности самой себе в ходе ее развития) и коллективная;

· культура двойственна: она является одновременно и результатом деятельности людей, и механизмами, регулирующими эту деятельность.

Специфические черты культуры часто называют экзотическими, непривычными или не общепринятыми. В одних культурах считается, что пышными должны быть похороны, а не именины людей. В других культурах думают иначе. Различие в подходе к одному и тому же событию у разных народов можно объяснить культурными факторами.

Например: 1) прощание с умершим у некоторых племен растягивается на целые недели, а в России или в США похороны проходят за несколько часов; 2) малаец подкладывает под голову не подушку, а деревянную изогнутую скамейку на коротких ножках; 3) у болгар кивок головой сверху вниз означает отрицание, а справа налево – согласие; 4) переодетого европейского путешественника 19 в., как будто отлично знавшего обычаи Востока, обнаружили в толпе мусульманских паломников, так как он отбивал такт музыки ногой.

Основными чертами культуры являются:

· системность;

· кумулятивность;

· символичность;

· коммуникативность.

В XX веке возникает убеждение во «всесилии культуры». «Не в политике, не в экономике, а в культуре осуществляются цели общества», — считает Н. Бердяев. Такому убеждению способствуют те черты культуры, которые признаются большинством современных исследователей. Отметим наиболее важные из них.

Во-первых, культура есть явление социальное. С одной стороны, она не существует «вне человека», а следовательно, не может существовать «вне общества». С другой стороны, нет ни общества, ни социальной группы «вне культуры»: «культура есть неотвратимый путь человека и человечества. Нельзя миновать его».

Во-вторых, культура — это уровень самосознания общества в конкретный период человеческой истории. С этой точки зрения культура есть исторический процесс, т. е. совокупность постоянно изменяющихся явлений.

В-третьих, культура есть процесс творческий. В этой связи интересно высказывание академика Д. С. Лихачева: «Вся история человеческой культуры есть цепь последовательных открытий человека». Человек творит культуру, культура творит человека. В философском понимании культура рассматривается как определенный тип человеческой деятельности, как «способ деятельности человека по овладению, миром». Другими словами, «культура выражает меру овладения человеком своих отношений к самому себе, к обществу, к природе».

В-четвертых, культура определенного общества в конкретный исторический период — это многоуровневая система. С одной стороны, это накопленные обществом материальные и духовные ценности, с другой — «живая» человеческая деятельность, опирающаяся на оставленное наследие и передающая это наследие новым поколениям.

В-пятых, культура диалогична по своей сути. Она предполагает понимание и освоение феноменов культуры, и на этой основе включенность в культурный процесс потребителей культуры – народных масс, личностей, различных социальных групп. Культура не просто творит человека, созидающего, она творит человека свободного. Мало того, она в состоянии помочь человеку освободиться от самой страшной зависимости, от духовного рабства. Общество свободно настолько, насколько свободна культура, а культура свободна в той степени, в какой свободен человек. Обладая художественной культурой, человек самостоятельно и осознанно выбирает лучшее, что создано творческим гением человечества, и делает это личностными ценностями собственного бытия. Владея политической культурой, человек свободно выбирает соответствующие его взглядам политические программы и лозунги, определяет свою позицию в отношении тех или иных политических движений, партий и их лидеров. Повышая свою экономическую культуру любой человек на основе собственных знаний может оценить многие явления экономической жизни и своего коллектива, и страны в целом. В конечном счете, свободным человека делает профессиональная культура. Работник, владеющий своей профессией и ее секретами, всегда исполнен чувством чести и достоинства. Он знает, что для него всегда найдется место в жизни, как бы трудно она ни складывалась.

Вывод: долгое время понятие культуры оставалось не раскрытым до конца. С течением времени интерес к данному понятию увеличивался, что позволило раскрыть его сущность со всех сторон. Современные исследователи убеждены в том, что культура не может существовать вне человека и общества так же, как и общество, социальная группа без культуры – они взаимосвязаны. Развитие культуры определяется и внешними факторами, и внутренними специфическими законами, присущими той или иной сфере культуры. Также немаловажен тот факт, что культура не может существовать без человека, а человек – без культуры.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 478; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.253.161 (0.006 с.)