Понятие, сущность экономической безопасности и ее классификация по видам 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие, сущность экономической безопасности и ее классификация по видам



Понятие, сущность экономической безопасности и ее классификация по видам

Экономическая безопасность – это состояние защищенности национальной экономики от внешних и внутренних угроз, при котором обеспечиваются экономический суверенитет страны, единство ее экономического пространства, условия для реализации стратегических национальных приоритетов Российской Федерации.

Объектами экономической безопасности России являются: личность, общество, государство, отдельные элементы экономической системы и экономическая система государства в целом, все его природные богатства, общество с его институтами, учреждениями, хозяйствующие субъекты на всех уровнях экономики и личность, а также их жизненно важные экономические интересы.

Субъектами экономической безопасности России являются государство, органы законодательной, исполнительной и судебной властей, граждане, общественные и иные организации и объединения, участники ВЭД. При этом государство является основным субъектом обеспечения экономической составляющей национальной безопасности.

Виды в зависимости от типа угрозы для национальной экономической безопасности:

1. Энергетическая – состояние защищенности энергетической системы страны, обеспечивающей бесперебойное и эффективное функционирование национального хозяйства для устойчивого развития РФ

2. Продовольственная – обеспеченность экономики страны продовольствием в размерах, необходимых для эффективного функционирования национального хозяйства, ее продовольственная независимость.

3. Транспортная – состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства

4. Технологическая – такое состояние научно-технического потенциала страны, которое гарантирует конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках наукоемкой (высокотехнологичной) продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в короткие сроки новейших технологических решений.

5. Финансовая – состояние национальной финансовой системы, при котором государство может в определенных пределах гарантировать общеэкономические условия функционирования государственных учреждений власти и рыночных институтов.

6. Оборонно-промышленная – состояние военно-промышленного комплекса, его способность к поддержанию военной (оборонной) безопасности в условиях неблагоприятного развитии международной обстановки (внешнеполитической ситуации).

7. Информационная – состояние сохранности информационных ресурсов государства и защищенности законных прав личности и общества в информационной сфере.

8. Социальная – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, семьи, социальных групп и общества от внутренних и внешних угроз, которое обеспечивается с помощью совокупности мер политического, правового, экономического, идеологического и организационного характера.

Финансовая составляющая экономической безопасности организации: сущность, нормативное регулирование, угрозы финансовым интересам, индикаторы финансовой безопасности, механизмы обеспечения финансовой безопасности

Финансовая безопасность – это стабильная защищенность производственно-финансовой деятельности от реальных и потенциальных внешних и внутренних угроз с целью обеспечения его устойчивого развития в текущем периоде и на перспективу

Нормативное регулирование: Конституция РФ, кодексы, федеральные законы (О безопасности, О несостоятельности (банкротстве)) и иные. Приказы, Положения (об условиях оплаты труда работников, об учетной политике: основной порядок ведения бухгалтерского и налогового учета предприятия, о порядке формирования и использования средств и доходов от ведения приносящей доход деятельности) и иные.

Финансовый интерес Угрозы
Рост уровня доходности и достаточность формируемых финансовых ресурсов на всех этапах развития 1.Снижение суммы чистой прибыли 2.Снижение суммы собственных финансовых ресурсов, формируемых из внутренних источников 3.Отсутствие возможности привлечения финансовых ресурсов из внешних источников
Финансовая стабильность предприятия 4.Снижение уровня финансовой устойчивости 5.Недостаточный уровень платежеспособности 6.Несбалансированность денежных потоков
Высокий уровень инвестиционной активности и эффективности инвестиций 7.Снижение объема инвестиций 8.Снижение уровня эффективности реализуемых инвестиционных проектов
Быстрое и эффективное преодоление возникающих кризисных финансовых ситуаций 9. Возникновение или углубление финансового кризиса 10. Возможность враждебного поглощения предприятия (рейдерство) 11. Возможность банкротства и ликвидации предприятия

Индикаторы:

1) Показатели ликвидности и платежеспособности: коэффициент текущей ликвидности, коэффициент «критической» ликвидности; коэффициент абсолютной ликвидности; коэффициент общей ликвидности баланса;

2) Показатели финансовой устойчивости: коэффициент автономии, коэффициент финансовой зависимости, коэффициент соотношения собственного и заемного капитала, коэффициент обеспеченности запасов собственными средствами;

3) Показатели деловой активности: коэффициент оборачиваемости и период одного оборота (активов, оборотных средств, запасов, дебиторской и кредиторской задолженности)

4) Показатели прибыли и рентабельности: темпы роста выручки и чистой прибыли, рентабельность продаж, рентабельность собственного капитала.

Механизм обеспечения финансовой безопасности:

1. Формирование основ обеспечения финансовой безопасности предприятия - выбирается стратегия обеспечения экономической безопасности, формируются цели, функции, принципы и методы управления предприятием.

2. Качественный и количественный анализ факторов внешней и внутренней среды - выявляются состав и характер рисков и угроз, способных повлиять на финансовую безопасность предприятия, проводится анализ влияния факторов внешней и внутренней среды на развитие предприятия.

3. Оценка значимых факторов и рисков и оценка их влияния на финансовую безопасность предприятия - выполняется ранжирование рисков и угроз по важности и времени наступления, оценивается потенциал финансовой безопасности предприятия

4. Анализ и оценка финансовой безопасности предприятия - определяется конкретный набор показателей экономической безопасности предприятия.

5. Разработка конкретных мер и методов по обеспечению финансовой безопасности, рекомендаций, корректировка основ управления рисками предприятия.

 

Политико-правовая составляющая экономической безопасности организации: сущность, нормативное регулирование, индикаторы состояния политико-правовой составляющей, способы обеспечения политико-правовой составляющей

Политико-правовая безопасность – это эффективное и всестороннее правовое обеспечение деятельности предприятия, четкое соблюдение предприятием и его сотрудниками всех аспектов действующего законодательства при оптимизации затрат кооперативных ресурсов

Нормативное регулирование: Конституция РФ, кодексы, федеральные законы (О безопасности) и иные. Положение о юридическом отделе (прописаны структура, основные задачи, функции и полномочия), договоры (например, договор поставки – прописывается ответственность сторон в случае нарушения сроков поставки или оплаты, размер штрафа и порядок решения споров).

Индикаторы:

1) Показатели уровня обеспечения политико-правовой безопасности предприятия: удельный вес судебных и арбитражных разбирательств в общем количестве хозяйственных договоров предприятия; удельный вес выигранных судебных и арбитражных разбирательств в общем числе состоявшихся; удельный вес судебных и арбитражных разбирательств, в которых второй стороной выступал представитель власти; финансовый результат от участия в судебных и арбитражных разбирательствах;       количество общего числа рабочих на одного работника юридического отдела предприятия.

2) Стоимостные показатели, отражающие эффективность проводимых работ по обеспечению политико-правовой безопасности предприятия: сальдо штрафных санкций по хозяйственным договорам; удельный вес полученных и уплаченных штрафных санкций в общей сумме обязательств по хозяйственным договорам предприятия; удельный вес затрат на юридическое обеспечение деятельности пред-приятия в общей структуре ее производственных затрат; показатель эффективности принимаемых мер по обеспечению политико-правовой безопасности предприятия.

Процесс обеспечения политико-правовой составляющей ЭБ предприятия состоит из следующих элементов:

‒ Анализ негативных воздействий на политико-правовую составляющую экономической безопасности предприятия;

‒ Оценка текущего уровня обеспечения политико-правовой безопасности предприятия;

‒ Планирование комплекса мер по повышению уровня политико-правовой безопасности предприятия;

‒ Разработка мероприятий по поддержанию на надлежащем уровне политико-правовой составляющей экономической безопасности предприятия и практических рекомендаций по их реализации;

‒ Оперативная реализация предлагаемого комплекса мер в процессе деятельности предприятия.

Обеспечение политико-правовой составляющей экономической безопасности организации должно включать в себя степень охвата всех сфер деятельности организации юридической поддержкой, качество правового обеспечения, эффективное отстаивание интересов в конфликтных ситуациях и планирование юридического обеспечения в целях предотвращения возможных ущербов по правовой составляющей экономической безопасности.

 

Силовая составляющая экономической безопасности организации: сущность, рейдерство как угроза экономической безопасности, конкурентная разведка, промышленный шпионаж как инструменты обеспечения силовой составляющей

Силовая (физическая) безопасность предприятия – это состояние защищенности активов и персонала от противоправных действий и других внешних внутренних угроз.

Рейдерство – это враждебное поглощение (захват) предприятия против воли его собственников и (или) его руководителя.

Виды и методы рейдерства:

‒ «Белое» - скупка акций и / или долговых обязательств, ухудшение финансового-экономического состояния предприятия.

‒ «Серое» - использование пробелов в законодательстве, подделка документов, подкуп должностных лиц и силовое давление со стороны чиновников.

‒ «Черное» - подделка документов, шантаж, силовое давление, угрозы физической расправы и непосредственное применение физической силы.

Конкурентная разведка – целенаправленный сбор и обработка информации в интересах предприятия (организации) легальными и этическими методами для принятия управленческих решений по дальнейшей стратегии и тактике ведения бизнеса.

Промышленный шпионаж — форма недобросовестной конкуренции, при которой осуществляется незаконное получение, использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну с целью получения преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, а равно получения материальной выгоды.

Различие между конкурентной разведкой и промышленным шпионажем заключается в законности приемов и методов.

 

Основные средства как объект учетно-информационной системы обеспечения экономической безопасности предприятия: нормативное регулирование, понятие, классификация, оценка, учет поступления и выбытия основных средств, их отражение в бухгалтерской отчетности

Учет основных средств

1. Покупка у поставщика. Нужно учесть полностью все расходы, включая транспортные и монтажные, при этом исключая НДС. По бухгалтерии это будет проведено таким образом:

- стоимость приобретенного актива без НДС (дебет 08, кредит 60);

- дополнительные траты на доставку, монтаж, наладку и т.п. (дебет 08, кредит 60 или 76);

- выделение НДС (дебет 19, кредит 60 или 76);

- введение основного актива в

- эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).

2. Принятие по договору дарения. Нужно принять во внимание рыночную цену объекта, актуальную на момент принесение в дар. Бухгалтерские проводки:

- Д08 К98/2 — объект-основной актив получен безвозм и принят к учету;

- Д01 К08 — данный материальный актив вводится в эксплуатацию;

- Д98/2 К91 – списание амортизации со счета 98 в «прочие доходы».

3. Внесение своей доли в уставной капитал. Стоимость ОС согласовывается учредителями и регламентируется в учредительных бумагах. Данные для бухгалтерского учета:

- имущественный актив вводится вкладом в уставной капитал (дебет 08, кредит 75);

- основной актив вводится в

- эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).

4. Создание ОС собственными силами производства – учету подлежат все расходы на сырье, саму работу (если это необходимо, то по подрядам), транспортные затраты, монтаж и т.п. Бухгалтерский учет:

- оплата труда подрядчиков (дебет 08, кредит 60 или 76);

- стоимость сырья, материалов (дебет 08, кредит 10);

- все остальные затраты, понесенные при создании ОС (дебет 08, кредит 60 или 23, 25, 26,76);

- выделение НДС по всем типам расходов (дебет 19, кредит 60 или 23, 25, 26, 76);

- ввод нового актива в эксплуатацию (дебет 01, кредит 08).

В бухгалтерском балансе показатели: отражаются в нетто-оценке, т. е. за вычетом регулирующих величин (п. 35 ПБУ 4/99). Применительно к объектам основных средств такой регулирующей величиной является их амортизация. Это значит, что в балансе основные средства показываются по первоначальной (восстановительной) стоимости, уменьшенной на амортизацию объектов ОС. Иными словами, в бухбалансе объекты ОС отражаются по остаточной стоимости.

Денежные средства как объект учетно-информационной системы обеспечения экономической безопасности предприятия: нормативно-законодательное регулирование, учет, порядок отражения в отчетности и их аудит

Для учета денежных средств и контроля за их поступлением и целевым использованием применяется определенная группа счетов бухгалтерского учета:

• 50 «Касса» - учет движения наличных денежных средств;

• 51 «Расчетные счет» - предназначен для хранения свободных денежных средств организации и осуществления безналичных платежей в рублях;

• 52 «Валютные счета» - предназначен для хранения свободных денежных средств организации и осуществления безналичных платежей в иностранной валюте;

• 55 «Специальные счета в банках» - учет денежных средств, предназначенных для расчетов с поставщиками и пр. через аккредитивы и пластиковые карты различных кредитных учреждений и др.;

• 57 «Переводы в пути» - учет инкассированных сумм денежных средств специальными службами для зачисления на расчетные счета и пр.;

• 58 «Финансовые вложения» - учет наличия и движения инвестиций организации в государственные и иные ценные бумаги, уставные капиталы; предоставленные другим организациям займы;

• 59 «Резервы под обесценение вложений в ценные бумаги» - учет резервов под обесценение вложений организации в ценные бумаги.

Учет денежных средств регулируется следующими нормативными документами: 1. Положение по бухгалтерскому учету «Учет активов и обязательств, стоимость которых выражена в иностранной валюте». Утверждено приказом Минфина РФ №2н (ПБУ 3/2000). 2. Методические указания по инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Утверждены приказом Минфина РФ №49. 3. Положение «О безналичных расчетах в Российской Федерации». Утверждено Центробанком РФ №2-п. 4. «Порядок ведения кассовых операций в Российской Федерации». Инструкция Центробанка РФ №18. 5. «Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ». Приказ Центробанка РФ №14-П. 6. Положение по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации». ПБУ 4/99. Утверждено приказом Минфина РФ №529. 7. Положение о правилах организации наличного денежного обращения на территории Российской Федерации. 8 Федеральный закон «О бухгалтерском учете» No 402-ФЗ от 06.12.2011г.

Аудитом денежных средств называют проверку факта наличия денежных средств в управлении предприятия и верности отображения их движения в документах.

Целями аудита кассовых организации, являются:

- условия хранения, сохранности количества денежных средств в кассе и при доставке их из банка;

- установление порядка хранения чековых книжек, выписок из чеков и получения по ним денег;

- правил документального оформления операций по приходу и выдаче денег из кассы;

- лимита хранения наличных денег в кассе и выдаче денежных средств под отчет на командировочные, хозяйственные расходы и другие нужды;

- учета кассовых операций и ведения кассовой книги и книги аналитического учета по другим ценностям. Основной целью проверки, является установление законности, достоверности и целесообразности совершения операций с денежными средствами предприятия, правильности их отражения в учете

Дебиторская задолженность как объект учетно-информационной системы обеспечения экономической безопасности предприятия: нормативное регулирование, бухгалтерский учет расчетов с дебиторами, учет авансов выданных, резерв по сомнительным долгам и их отражение в отчетности организации

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, фирме, компании со стороны других предприятий, фирм, компаний, а также граждан, являющихся их должниками, дебиторами.

Нормативное регулирование: ПБУ 4/99 "Бухгалтерская отчетность организации" (отражение дебиторской задолженности в бухгалтерском балансе и сведения о движении дебиторской и задолженности в приложении к бухгалтерскому балансу); ПБУ 9/99 "Доходы организации» ПБУ 10/99 "Расходы организации"; ст. 128 Гражданского кодекса Российской Федерации: "К объектам гражданских прав относятся вещи, включая деньги и ценные бумаги, иное имущество, в том числе имущественные права; работы и услуги; информация; результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них (интеллектуальная собственность); нематериальные блага". Следовательно, право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом, а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации. Налоговый кодекс Российской Федерации дает определение сомнительному долгу и безнадежному долгу.

Учет дебиторской задолженности организации ведется на следующих счетах:

60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками»; 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»; 68 «Расчеты по налогам и сборам»; 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению»; 70

73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»; 75 «Расчеты с учредителями»;

76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами»;

- Погашение дебиторской задолженности покупателей за отгруженную им продукцию будет отражаться так:

Дебет счетов 51, 52 и др. – Кредит счета 62

- А списание задолженности по выданному работнику займу в связи с прощением долга:

Дебет счета 91, субсчет «Прочие расходы» — Кредит счета 73

- Если же списывается дебиторская задолженность, которая ранее была признана сомнительной и по которой был создан резерв, производится бухгалтерская запись:

Дебет счета 63 «Резервы по сомнительным долгам» — Кредит счетов 62, 60 и др.

Кредиторская задолженность как объект учетно-информационной системы обеспечения экономической безопасности предприятия: нормативное регулирование, бухгалтерский учет расчетов с кредиторами, учет авансов, полученных и их отражение в отчетности организации

Кредиторская задолженность — задолженность субъекта (предприятия, организации, физического лица) перед другими лицами, которую этот субъект обязан погасить.

Нормативные акты: - Приказ Минфина России от 06.05.1999 N 32н Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99" (Зарегистрировано в Минюсте России 31.05.1999 N 1791) Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных организацией в оплату, не исполнено хотя бы одно из названных условий, то в бухгалтерском учете организации признается кредиторская задолженность, а не выручка. - Приказ Минфина России от 06.10.2008 N 107н "Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету "Учет расходов по займам и кредитам" (ПБУ 15/2008)" Основная сумма обязательства по полученному займу (кредиту) отражается в бухгалтерском учете организацией-заемщиком как кредиторская задолженность в соответствии с условиями договора займа (кредитного договора) в сумме, указанной в договоре. - Приказ Минфина России от 29.07.1998 N 34н "Об утверждении Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации" - Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 N 94н

"Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению"

Основные разновидности

Кредиторскую задолженность предприятия подразделяют в зависимости от характеристики кредитора. Выделяют следующие виды.

1. Кредиторская задолженность в бюджет и внебюджетные фонды. В частности, сами налоги и платежи в фонды, а также штрафы, пени, неустойки.

2. Кредиторская задолженность сотрудникам организации. В частности, долги по выплате заработной платы.

3. Кредиторская задолженность за товары, работы, услуги сторонним организациям, а также долги по выплате дивидендов и др.

Возникновение кредиторской задолженности подтверждается соответствующими документами, например: расходная накладная от поставщика формирует задолженность перед таким поставщиком по оплате; расчетно-платежная ведомость формирует задолженность перед работниками предприятия по выплате заработной платы; банковская выписка, где отражены авансы покупателей, формирует задолженность перед такими покупателями по отгрузке товара или выполнению работ и т.д.

Синтетический учет кредиторской задолженности подразумевает использование соответствующих счетов. Получение товара от поставщика, формирует проводку: Д-т 41 К-т 60 Начисление заработной платы производственным работникам, формирует проводку; Д-т 20 К-т 70 Получение авансов формирует проводку: Д-т 50(51) К-т 62 Остатки по кредиту таких счетов на определенный момент времени отражают задолженность, например: по кредиту счета 60 – задолженность поставщикам; по кредиту 70 – задолженность по выплате заработной платы; по кредиту 62 – задолженность покупателям по отгрузке товара; по кредиту 68 – задолженность по налогам и сборам и т.д. Для аналитического учета, формируются различные бухгалтерские регистры, например: обороты по счету 60 в разрезе каждого поставщика; обороты по счету 70 в разрезе каждого работника и т.д.

Финансовые результаты как объект учетно-информационной системы обеспечения экономической безопасности предприятия: нормативное регулирование, доходы и расходы организации, их состав, их учет и раскрытие информации о доходах и расходах организации в бухгалтерской отчетности

Финансовые результаты предприятия - это системное понятие, которое отражает совместный результат от производственной и коммерческой деятельности предприятия в виде выручки от реализации, а также конечный результат финансовой деятельности в виде прибыли и чистой прибыли. В бухгалтерском балансе финансовый результат отражается как нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) за отчетный период, за минусом причитающихся за счет прибыли установленных в соответствии с законодательством РФ налогов и иных аналогичных обязательных платежей.

Аудиторская проверка материально-производственных запасов. Источники информации для аудиторской проверки. План и программа проверки. Аудиторские процедуры и методы, применяемые в ходе проверки

Цель аудита состоит в выражении мнения о достоверности и полноте отражения в бфо организации информации о материально-производственных запасах.

Источники информации для аудиторской проверки:

§ бухгалтерский баланс;

§ сводные регистры синтетического учета (главная книга, оборотно-сальдовая ведомость)

§ регистры аналитического учета по счетам материалов и запасов (аналитические ведомости);

§ положение об учетной политике предприятия;

§ первичные документы на прием и отгрузку МПЗ (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные, акты приемки-передачи, накладные на отпуск материалов, учетные складские карточки)

§ договоры на поставку сырья, материалов;

§ приказы о проведении инвентаризации;

§ документы по результатам проведения инвентаризации (акты, сличительные описи, решения по принятию результатов проверки);

§ договоры с поставщиками всех видов МПЗ

План и программа проверки

1. Аудит операций по поступлению материальных ценностей

· Аудит учета операций по приобретению материальных ценностей

· Аудит учета операций по поступлению-передаче материалов в порядке обмена (бартер)

· Аудит учета прочих операций по поступлению материалов (безвозмездно при взносе в уставный капитал и др.)

2.Аудит аналитического учета движения материальных ценностей на складах предприятия

· Изучение организации хранения материальных ценностей (наличие весоизмерительных приборов, стеллажей и тары, состояние картотеки складски карточек)

· Изучение организации пропускной системы при ввозе и вывозе материальных ценностей с предприятия.

· Проверка полноты оприходования ценностей и правильность их оценки

· Установления соответствия данных складского учета данным бухгалтерского учета по складу, субсчетам и номенклатурным номерам материалов

· Проверка полноты и качества инвентаризации производственных запасов и МБП

3.Аудит учета использования материальных ценностей, списания недостач, потерь и хищений

· Проверка операций по отпуску материальных ценностей в производство и на сторону на основе расходных документов

· Проверка обоснованности списания отклонений в стоимости материалов на выпуск готовой продукции

· Проверка обоснованности списания хищений, недостач, потерь материальных ценностей

4. Аудит сводного учета материальных ценностей

· Проверка данных аналитического и синтетического учета по синтетическим счетам, субсчета, направлениям затрат

· Сверка данных бухгалтерских регистров и отчетности

· Сверка оформления результатов инвентаризации

5. Проведения анализа использования материальных ценностей

· Выявление неиспользуемых материалов в течение проверяемого периода

· Выявление неиспользуемых материалов свыше одного и более лет

Процедуры, применяемые в ходе аудиторской проверки:

1. процедуры подготовки и планирования аудита: проверка начальных остатков; проверка соответствия остатков аналитического и синтетического учета и бухгалтерской отчетности; оценка применимости выбранной учетной политики организации и анализ правильности и последовательности ее применения; тестирование системы внутреннего контроля; Завершаются процедуры подготовки и планирования аудита построением аудиторской выборки;

2. процедуры, выполняемые в ходе проверки, по существу. проверка правильности проведения организацией инвентаризации МПЗ и отражения результатов инвентаризации в бухгалтерском учете; наблюдение за проведением инвентаризации, а при невозможности – участие в проведении контрольной выборочной инвентаризации; проверка документального подтверждения прав собственности на МПЗ; анализ документов, подтверждающих обременение прав собственности на МПЗ; анализ движения МПЗ; проверка документального подтверждения операций по движению МПЗ, отраженных в бухгалтерском учете: проверка правильности оформления документов; проверка полноты документального подтверждения хозяйственных операций; проверка полноты отражения операций с МПЗ в бухгалтерском учете; проверка правильности оценки МПЗ; проверка правильности формирования стоимости МПЗ при их приобретении (изготовлении); проверка правильности оценки МПЗ при их выбытии; проверка полноты раскрытия информации об МПЗ в бухгалтерской отчетности;

3. заключительные процедуры: анализ ошибок, выявленных в ходе проверки и их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности; формирование мнения аудитора о достоверности показателей МПЗ в бухгалтерской отчетности.

Методы, применяемые в ходе аудиторской проверки:

· Инвентаризация используется для подтверждения фактического наличия ТМЦ. В ходе аудиторской проверки аудиторы могут сами проводить инвентаризацию или наблюдать за процессом ее проведения.

· Пересчет используется для подтверждения достоверности арифметических подсчетов ТМЦ, соответствия их величине, отраженной в первичных документах и в регистрах бухгалтерского учета.

· Подтверждение используется для получения информации о правильном отражении в бухгалтерском учете проведенных хозяйственных операций и реальности остатков на счетах учета ТМЦ.

· Проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций используется при контроле за учетными работами, выполняемыми бухгалтерией, и корреспонденцией счетов по движению товарно-материальных ценностей.

· Устный опрос используется в ходе получения ответов на вопросник аудитора, по предварительной оценке, состояния учета ТМЦ, а также в процессе их проверки при уточнении у специалистов отдельных положений совершенных хозяйственных операций, вызывающих сомнение или неясных.

· Проверка документов используется аудитором для подтверждения правильности отражения в бухгалтерском учете поступления и расходования ТМЦ, полноты и своевременности их отражения в регистрах бухгалтерского учета, обоснованности их оценки (взаимный контроль документов).

· Прослеживание используется в ходе проверки операций, отраженных в первичном учете, в журналах-ордерах, ведомостях, Главной книге, бухгалтерской отчетности. При этом особое внимание обращается на правильность корреспонденции счетов, соответствие сумм оборотов и остатков в регистрах синтетического и аналитического учета.

· Аналитические процедуры используются при сопоставлении наличия ТМЦ в различные периоды, данных отчета о их движении с данными бухгалтерского учета, оценке соотношений между различными статьями отчета и сопоставлении их с данными за предыдущие периоды.

Аудиторская проверка расчетов с персоналом по оплате труда. Источники информации для аудиторской проверки. План и программа проверки. Аудиторские процедуры и методы, применяемые в ходе проверки

       Целью аудита является установление соответствия применяемой в организации методики учета и налогообложения операций по оплате труда и расчетов с персоналом нормативным документам, для того чтобы выявить имеющиеся ошибки или нарушения и степень их влияния на достоверность бухгалтерской отчетности.

Источники аудиторских доказательств:

· Договоры с персоналом: гражданско-правовые (подряд, возмездное оказание услуг), трудовые, коллективные, отраслевые договоры; тарифное соглашение (гарантирует социальный пакет), договоры о материальной ответственности; договоры личного страхования, на выдачу ссуд, продажу товаров в кредит; распоряжения; контракты.

· Положение о формах премирования.

· Первичная документация по учету кадров: Приказы о приеме работника на работу переводе работника на другую работу, о предоставлении отпуска работнику, об увольнении работника, о направлении работника в командировку,) о поощрении работника, Личная карточка работника; Штатное расписание; График отпусков; Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда; Акт о приеме работ, выполненных по срочному трудовому договору, заключенному на время выполнения определенной работы.

· Регистры синтетического и аналитического учета, которые включают карточки и сводные ведомости по заработной плате (Расчетно-платежная ведомость; Расчетная ведомость; Платежная ведомость; Журнал регистрации платежных ведомостей; Лицевой счет), журналы-ордера, обороты по счетам, оборотно-сальдовые ведомости по счетам 68, субсчет «Расчеты по налогу на доходы физических лиц», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 73 «Расчеты с персоналом по прочим операциям»;

· Бухгалтерская финансовая отчётность, декларации по страховым взносам в ФСС и ПФ РФ.

· Пересчёт заработной платы за неотработанное время, больничных, резерва на оплату отпусков.

· Опрос сотрудников организации (бухгалтеров, сотрудников отдела кадров)

· Анализ среднего уровня заработной платы, норм выработки, производительности труда, содержания договоров.

· Заключения эксперта-юриста, специалиста по трудовым вопросам, специалистов по охране труда.

· Внешняя информация (сведения рекрутинговых фирм об уровне оплаты труда по категориям персонала).

План и программа проверки

1. Проверка соблюдения положений законодательства о труде

§ Проверка правильности оформления работников (прием и увольнение), соответствуют ли приказы и распоряжения руководителя требованиям действующих нормативных актов

§ Проверка правильности применения должностных окладов, составление штатного расписания (не превышать численность)

§ Проверка учета рабочего времени, соблюдение установленного режима работы

2. Аудит системы начислений заработной платы

§ Проверка обоснованности начислений заработной платы, правильность выплат за совместительство, замещение и совмещение, не ведутся ли выплаты сторонним лицам за работы, подлежащие выполнению штатными работниками

§ Проверка обоснованности и правильности начисления дополнительных выплат, правильность расходования средств, направленных на премирование и материальную помощь

§ Проверка правильности расчета среднего заработка для различных целей.

3. Аудит обоснованности применения льгот и удержаний из заработной платы

§ Проверка правомерности применения вычетов и льгот для исчисления налога на доходы физических лиц.

§ Проверка правильности определения совокупного дохода для целей налогообложения физических лиц, полнота и своевременность удержания из заработной платы и перечисления начислений

§ Проверка правильности удержания подотчетных сумм (в случае невозврата в кассу неиспользованного аванса)

4. Проверка ведения аналитического учета по работающим и сводных расчетов по оплате труда.

§ Проверка ведения аналитического учета расчетов по физическим лицам, как состоящим, так и не состоящим в списочном составе организации по всем видам оплат.

§ Проверка правильности отражения оборотов по счетам регистрам синтетического учета.

5. Аудит расчетов по начислению налогов и платежей во внебюджетные фонды

§ Проверка правильности расчетов по начислению налогов и платежей в бюджет и внебюджетные фонды.

6. Оформление результатов проверки

Аудиторские процедуры

§ Проверка наличия штатного расписания, коллективного договора, положений о премировании

§ Проверка оформления учетных первичных документов, служащих основанием отражения в учете операций по оплате труда

§ Установление полноты документов для предоставления льгот персоналу предприятия и выплаты пособий

§ Проверка наличия справок-вызовов из учебных заведений, договоров на обучение, актов о выполненных работах

§ Проверка регистрационных документов в фондах социального страх



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 277; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.129.100 (0.148 с.)