Глава 2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 2 Организация и проведение опытно-экспериментальной работы



Диагностика памяти детей младшего школьного возраста

 

1. Для диагностики слуховой памяти можно использовать методику: «10 слов». При нормальном объеме кратковременной памяти испытуемый должен воспроизвести с одного предъявления не менее 6 слов (Приложение 1).

2. Для диагностики слуховой механической памяти можно воспользоваться следующей методикой: 10 трехзначных чисел прочесть быстро один раз. Затем попросить испытуемого воспроизвести. Каждое правильно названное число – 1 балл. Норма – 6 названных чисел. (Приложение 2).

3. Для диагностики механической зрительной памяти можно использовать следующую методику: на листе 10 трехзначных чисел, записанных в столбик. На их запоминание дается30 секунд. Затем испытуемые должны воспроизвести те числа, которые запомнили, в любой последовательности. Норма: 6 – 7 правильно названных чисел. (Приложение 3).

4. Установить уровень развития слуховой механической памяти испытуемых можно с помощью методики «запомни двузначные числа».

Установить уровень развития слуховой механической памяти испытуемых можно с помощью методики «запомни двузначные числа».

Инструкция: «Сейчас вам будут прочитаны 12 двузначных чисел. Вы должны внимательно выслушать и стараться запомнить все числа. По сигналу запомненные числа надо записать в любом порядке на листке». Затем в течение 30 секунд эти 12 двузначных чисел прочитываются испытуемым.

Обработка: подсчитывается число верно воспроизведенных чисел. Если 7 чисел воспроизведено верно, то это свидетельствует о хорошей механической слуховой памяти. (Приложение4.).

5. Для диагностики оперативной памяти рекомендуется следующая методика.

Инструкция: «Вам будут зачитываться ряды из 5 однозначных чисел, ваша задача запомнить числа в той последовательности, в которой они предъявляются. Затем следует в уме сложить первое число со вторым и записать сумму, второе сложить с третьим и записать сумму, четвертое с пятым и записать сумму. Всего должно быть четыре суммы». (Приложение. 5).

Обработка: 5 правильно выполненных заданий свидетельствуют о хорошей оперативной памяти.

6. Диагностика скорости запоминания, точности, прочности запоминания, организованности памяти. 

Инструкция: На большом листе бумаги написано 20 слов. Медленно зачитать один раз все слова. Затем убрать лист со словами. Испытуемым дается 3 минуты для воспроизведения слов. Затем исследователь ещё 2 раза зачитывает слова. Испытуемые воспроизводят, что запомнили письменно. Третий раз исследователь читает слова 2 раза. Снова испытуемые по памяти записывают слова (Приложение 6).

Обработка: испытуемые, которые после первого прочтения воспроизводят наибольшее число слов, отличаются лучшей скоростью, точностью и организованностью памяти (за каждое слово – 0,5 балла). Те испытуемые, которые после второго прочтения показали средние результаты, получают средний балл (обычно это 5 баллов). Остальные имеют наименьшие показатели скорости, точности и организованности памяти. Через 3 дня можно попросить испытуемых по памяти воспроизвести текст в течение 3-х минут. После этого оценивается долговременная память. За каждое правильно воспроизведенное слово дается 0,5 балла (Приложение 6).

Автор диагностик Лурия Р.А.

 

Содержание опытно-экспериментальной работы

Мы проводили экспериментальную работу по развитию памяти младших школьников на базе 2 «А» класса МБОУ СОШ №26 в г. Новокузнецке, Кемеровской области.

Цель - выявить и проверить на практике пути развития памяти младших школьников, подобрать систему упражнений, способствующих развитию памяти младших школьников.

Эксперимент состоял из 3х этапов. На первом этапе мы провели диагностику видов памяти учащихся 2 «А» класса. В этом эксперименте участвовало 20 обучающихся, 15 из них до обучения в школе посещали детский сад.

С целью выявления уровня развития долговременной памяти мы использовали методику А.Р. Лурия “10 слов”. Читаются 10 слов и ребенок сразу после прочтения их называет, затем слова читаются и через некоторый промежуток, учащиеся должны их воспроизвести.

Данные эксперимента показали, что с числом повтора растет число правильных ответов. Мы подобрали ряд методик для определения уровня развития памяти младших школьников. Таким образом, анализ результатов экспериментальных работ позволил наметить пути работы для успешного развития долговременной памяти способствующей формированию орфографического навыка.

Изучение типа памяти

I этап подготовительный. Изучение методики изучения типа памяти, требований к ее применению на практике. Подготовка раздаточного материала.

II этап На большом листе бумаги написано 20 слов. Медленно зачитать один раз все слова. Затем убрать лист со словами. Испытуемым дается 3 минуты для воспроизведения слов. Затем исследователь ещё 2 раза зачитывает слова. Испытуемые воспроизводят, что запомнили письменно. И подписывают листочки Третий раз исследователь читает слова 2 раза. Снова испытуемые по памяти записывают слова (Приложение 6).

III этап. Анализ результатов.После проведения методики, «10 слов» мы выявили уровни запоминания слов учащимися.

 от 7-10 слов - дети с высоким уровнем развития долговременной памяти

· от 5-7 слов - со средним уровнем

· от 1-5 слов - с низким уровнем

Для наглядности изобразим вышеизложенное на диаграмме:

В классе преобладающий вид памяти зрительно-моторно-слуховой. Запоминание и воспроизведение сложных многообразных движений, звуков, например, музыкальных, речевых, то, что человек зрительно может себе представить, он легче запоминает.

Наличие учащихся с преобладающей слуховой памятью. Это хорошее запоминание и точное воспроизведение разнообразных звуков.

Моторно-слуховая память.  Запоминание и воспроизведение многообразных и сложных движений и звуков.

Зрительная память. Она на прямую связана с развитым воображением.

 

 

Также мы повторно применила методику А.Р.Лурия «10 слов». Полученные результаты сравнили и отобразила на диаграмме

Использованные нами в ходе экспериментальной работы методики способствовали развитию долговременной памяти младших школьников, что привело к улучшению орфографического навыка.

Наша экспериментальная работа позволяет нам сделать вывод о том, что правильно подобранные методы, средства и формы работы с учащимися младших классов, системность в использовании упражнений для развития памяти младших школьников дают положительные результаты.

 


 

Заключение

Рассмотрев особенности развития и формирования памяти у младших школьников, мы выяснили, что память в этот период имеет ярко выраженный познавательный характер.

В младшем школьном возрасте качественно меняется осознание мнемической задачи, а также формирование приемов запоминания (от повторения до ориентации на смысл и связь вещей).

Также мы рассмотрели факторы (по данным Т.Б. Никитиной), влияющие на развитие памяти в младшем школьном возрасте, и выяснили, что в основе любого эффективного запоминания лежит: желание, осознание, яркие впечатления, хорошее внимание.

Память является важным компонентом эффективного обучения в младшем школьном возрасте и поэтому целенаправленная развивающая работа по овладению мнемической деятельностью является в этот период наиболее эффективной. Мы рассмотрели различные приемы и способы запоминания учебного материала и выявили наиболее эффективные из них для детей младшего школьного возраста, а также то, что в этом возрасте наблюдается переход от простых приемов к более сложным.

При проведении исследования, мы изучили особенности развития памяти в младшем школьном возрасте и выявили приемы и способы повышения эффективности запоминания учебного материала.

А.А. Смирнов отмечает, что, как и все психические процессы, память в младшем школьном возрасте претерпевает существенные изменения. Младший школьный возраст характеризуется интенсивным развитием способности к запоминанию и воспроизведению.

С точки зрения А.Н. Леонтьева, у младших школьников память постепенно переходит от наглядно-образной к более сложным формам словесно-логической памяти.

Л.С. Выготский указывает нам на то, что у младших школьников увеличивается объем памяти.

По П.И. Зинченко непроизвольная память младшего школьника постепенно приобретает черты произвольности, становясь сознательно регулируемой и опосредствованной.

Ребенок начинает осознавать особую мнемическую задачу. Он отделяет ее от всякой другой. Мнемическая деятельность на протяжении младшего школьного возраста становится произвольной и осмысленной.

Выдающийся психолог А.А. Смирнов выделил и обозначил следующие приемы для детей младшего школьного возраста, с помощью которых достигается лучшее понимание материала с целью его более прочного запоминания:

· составление плана, включающее в себя разбивку материала на части, группировка мыслей и выделение смысловых опорных пунктов, содержащих в себе основное, существенное;

· соотнесение содержания текста с имеющимися знаниями, включение нового в систему знаний;

· соотнесение содержания разных частей текста друг с другом;

· использование образов или наглядных представлений;

· перевод содержания текста на свой язык.

Ученики и последователи А.А. Смирнова, А.Н. Леонтьева, П.И. Зинченко расширили и модифицировали выделенные ими приемы мнемической деятельности, такие как: классификация или логическая группировка материала, его систематизация, выделение главного в тексте, обобщение запоминаемых сведений.

Таким образом, после специального обучения младшие школьники начинают с успехом применять приемы и способы эффективного запоминания учебного материала.

В ходе исследования данной проблемы, мы установили, что изучение функционирования памяти в процессе обучения остается одной из изучаемых проблем психологии.

 

Приложения

Приложение 1.

1. Диагностика развития слуховой памяти. Рекомендуемый набор слов: дирижабль, лапа, яблоко, карандаш, гроза, утка, обруч, мельница, попугай, листок.


 

Приложение 2.

2. Диагностики слуховой механической памяти. Набор чисел для предъявления: 137,283,541,976,648,832,753,917,473,362.


 

Приложение 3



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 166; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.58.24 (0.017 с.)