Понятие о памяти в структуре познавательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие о памяти в структуре познавательной деятельности



Познавательная деятельность осуществляется с помощью определенных психических процессов. Первичными процессами познания окружающего мира являются ощущение и восприятие. Эти процессы являются способами чувственного познания через непосредственное взаимодействие органов чувств с предметами окружающей среды. Впечатления и образы, возникающие на чувственной ступени познания, являются основой для осуществления таких психических процессов, как воображение, мышление и память [13].

По мнению И.М. Сеченова, без памяти, впечатления и понимание человека, пропадали бы полностью по мере появления, что оставляли бы людей в позиции новорождѐнного. Ученый сравнивал память взрослого, с хорошо составленной библиотекой, в которой нужную книгу (знание) легко найти, а память маленьких детей, с плохим книжным складом, в котором найти нужную книгу практически невозможно. Запоминая какие-либо слова, действия, изображения, мы неизменно запоминаем их в конкретной объединѐнной связи друг с другом [8].

Классик французской психологии Пьер Жане сказал: «Память – это преодоление отсутствия». А наш современник – российский психолог Г. К. Середа дал такое определение: «Память – это психический процесс, представляющий собой продукт предшествующего и условие предстоящего действия (процесса, опыта)». Восприятия, ощущения, мышление, при помощи которых человек познает окружающий мир, обычно не исчезают бесследно. Память – свойство мозга, в основе которого лежат процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение, воспроизведение (припоминание), узнавание и забывание информации. Благодаря памяти, сознание человека не ограничивается настоящим, а включает прошлый опыт, знания. Благодаря запоминанию человек вводит в хранилища своей памяти новую информацию, которую он получил с помощью органов чувств или в результате работы других познавательных процессов: восприятия, воображения, мышления, речи [4].

Память – форма психического отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта, делающая возможным его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания [4].

Изучению памяти человека посвящены работы и исследования А.Р.Лурия, П.Я. Гальперин, Я.Л. Коломинский, Р.С. Немов, Е.А. Панько, И.М. Сеченов, А.А. Смирнов, А.Г.Асмолова, Ж. Пиаже, Д.Б. Эльконина и многих других ученых.

Поскольку память человека многоаспектна, исследователи предлагают большое количество подходов ее изучения. Вариативность исследований в изучении памяти отражены в различии ее определений.

Понятие память в психологии трактуют как процесс формирования и удержания прошедшего опыта человека, который позволяет им повторно пользоваться в деятельности [5].

Память соединяет то, что было в прошлом человека с его настоящим и будущим и представляет важнейшую познавательную функцию, лежащую в основе развития и обучения [5].

Память – это основа возможностей человека, которая представляется условием учения, приобретением знаний, формированием умений и навыков [5].

Память можно определить, как способность к получению, хранению и воспроизведению жизненного опыта [6].

Память – свойство мозга, в основе которого лежат процессы, обеспечивающие запоминание, сохранение, воспроизведение (припоминание), узнавание и забывание информациих[5].

К основным процессам памяти относятся: запоминание, сохранение, узнавание, воспроизведение и забывание информации.

Запоминание — это процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.

По степени активности протекания этого процесса принято выделять два вида запоминания: непроизвольное (или непреднамеренное) и произвольное (или преднамеренное).

Непроизвольное запоминание — это запоминание без заранее поставленной цели, без использования каких-либо приёмов и проявления волевых усилий.

Произвольное запоминание представляет собой особую и сложную умственную деятельность, подчинённую задаче запомнить.

По характеру связей (ассоциаций), лежащих в основе памяти, запоминание делится на: механическое и осмысленное.

Механическое запоминание — это запоминание без осознания логической связи между различными частями воспринимаемого материала. Основой механического запоминания являются ассоциации по смежности. Осмысленное запоминание основано на понимании внутренних логических связей между отдельными частями материала.

Важнейшим методом осмысленного запоминания материала и достижения высокой прочности его сохранения является метод повторения. Человек запоминает наиболее прочно те факты, события и явления, которые имеют для него, для его деятельности особенно важное значение. И наоборот, всё то, что для человека малозначимо, запоминается значительно хуже и быстрее забывается [6].

 Большое значение при запоминании имеют устойчивые интересы, характеризующие личность. Всё, что в окружающей жизни связано с этими устойчивыми интересами, запоминается лучше, чем то, что с ними не связано.

 Сохранение — процесс активной переработки, систематизации, обобщения материала, овладения им. Сохранение заученного зависит от глубины понимания. Хорошо осмысленный материал запоминается лучше. Сохранение зависит также от установки личности. Значимый для личности материал не забывается.

Воспроизведение и узнавание — процессы восстановления прежде воспринятого. Различие между ними заключается в том, что узнавание происходит при повторной встрече с объектом, при повторном его восприятии, воспроизведение же — в отсутствие объекта. Воспроизведение может относится к движениям, действиям, выражаясь в образовании привычек и навыков, к наглядным содержаниям сознания, к мыслям и чувствам. Воспроизведение может быть непроизвольным и произвольным. Непроизвольное воспроизведение — это ненамеренное воспроизведение, без цели вспомнить, когда образы всплывают сами собой, чаще всего по ассоциации [7].

Произвольное воспроизведение — целенаправленный процесс восстановления в сознании прошлых мыслей, чувств, стремлений, действий. Иногда произвольное воспроизведение происходит легко, иногда требует усилий. Сознательное воспроизведение, связанное с преодолением известных затруднений, требующее волевых усилий, называется припоминанием.

Качества памяти наиболее отчетливо обнаруживаются при воспроизведении. Оно является результатом и запоминания, и сохранения. Судить о запоминании и сохранении мы можем только по воспроизведению.

Забывание — естественный процесс. Многое из того, что закреплено в памяти, со временем в той или иной степени забывается. Забывание может быть обусловлено 21 различными факторами.

Первый и самый очевидный из них — время. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, в дальнейшем забывание идёт медленнее. Для предотвращения забывания необходимо понимание, осмысление информации и её повторение.

Следующими факторами забывания являются частота применения материала и степень его важности для субъекта. Забывается в первую очередь то, что не применяется, не повторяется, к чему нет интереса, что перестаёт быть для человека существенным. Детали забываются скорее; дольше сохраняются в памяти общие положения, выводы.

Без памяти исключено естественное функционирование ни личности, ни общества. Благодаря развитию памяти, ее усовершенствованию, люди достигли тех вершин, на которых они сейчас находятся. Да и последующее продвижение человечества без периодического формирования и улучшения этой функции немыслимо [3].

Трудность, имеющая отношение к формированию и развитию эффективных способов запоминания материала относится к одной из актуальных проблем двадцать первого века. Овладение средствами запоминания – это главное условие, которое содействует интеллектуальной активности. К числу таких средств, преимущественно относится выявление младшими школьниками мнемических задач, то есть целей, которые они ставят перед запоминанием. Применение конкретных приемов в ходе запоминания также связано с общей организованностью школьника в учебной деятельности. В определенных исследованиях и наблюдениях отражается то, что младшим школьникам еще сложно дифференцировать мнемические задачи самостоятельно [13].

 Из этого следует, что для результативного развития памяти необходимо научиться пользоваться различными приемами запоминания, прежде всего в учебной работе.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 276; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.216.229 (0.006 с.)