Виды памяти по временной характеристике или продолжительности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды памяти по временной характеристике или продолжительности.



Самый длительный по времени сохранения информации и вместе с тем самый специфический вид памяти — генетическая память. Она связана с работой генетического аппарата и с механизмом наследственности. Действительно, через генетическую память от человека к человеку передается все то, что характеризует человеческий род в целом, то, что было свойственно далеким предкам данного человека, и то, что определяет индивидуально своеобразный физический облик этого человека. Через данный вид памяти по наследству передаются также элементарные врожденные психические явления и формы поведения, в том числе инстинкты, безусловные рефлексы. 

Рассмотрим характеристику памяти по Р.С. Немову [7].

мгновенной или иконической называют самую короткую по времени хранения информации память, которая работает лишь тогда, когда человек с помощью органов чувств воспринимает соответствующую информацию. Как только процесс восприятия прекратился, информация, хранящаяся в этой памяти, тут же бесследно исчезает. Управлять этой памятью сознательно или как-то контролировать связанные с ней процессы человек не в состоянии. кратковременная память сохраняет информацию в течение 25—30 с после прекращения процесса ее восприятия. К примеру, после восприятия какой-либо картины, мгновенно закрыв глаза, человек в течение некоторого времени как бы продолжает видеть эту картину, то есть сохраняет ее образ. После этого, спустя указанный выше небольшой промежуток времени, картина исчезает и не восстанавливается вновь [13].

оперативной называют память, время хранения информации в которой рассчитано на решение какой-либо конкретной задачи и определяется особенностями самой задачи. Если задачу можно решить за несколько десятков секунд или минут, то и в оперативной памяти человека нужная информация будет сохраняться именно столько времени. Если задача сложна и для своего решения требует от нескольких часов до нескольких дней, то и в оперативной памяти человека информация будет сохраняться именно столько. Следовательно, мы можем сделать вывод: время хранения информации в оперативной памяти человека располагается в довольно широком диапазоне, от нескольких десятков секунд до нескольких дней. Оперативная память занимает промежуточное положение между кратковременной и долговременной памятью.

долговременную память можно определить, как память, рассчитанную не только на длительный срок хранения информации, но и на многократное повторное обращение и использование соответствующей информации без ее потери. Предельный срок сохранения информации в долговременной памяти человека определяется продолжительностью его жизни. Предполагается, что информация, сохраняющаяся в долговременной памяти, по наследству не передается. В долговременной памяти человека обычно находятся знания, умения и навыки, которые он получает за счет обучения и воспитания. Это, например, знание языка и речи, научные и житейские знания, многочисленные умения, прямохождение и т.д. Кратковременная и долговременная память связаны друг с другом: вначале действует кратковременная память, затем постепенно возникает долговременная. Такое двухступенчатое запоминание имеет большой биологический смысл. Оно позволяет отделить жизненно значимые сведения от массы случайных. Истинные сигналы важного события обязательно повторяются, случайная связь между событиями не будет повторяться и потому не перейдет в долговременную память.

2. Виды памяти по характеру психической активности. Рассмотрим их характеристику по Е.И. Рогову [6].

Двигательная (или моторная) память обнаруживается очень рано. Это, прежде всего, запоминание, сохранение и воспроизведение различных движений, память на позу, положение тела. Она лежит в основе многих профессиональных навыков, которые постепенно становятся автоматическими, т.е. осуществляются без привлечения сознания и внимания. Люди с развитой двигательной памятью лучше усваивают материал не на слух или при чтении, а при переписывании текста. Это один из способов выработки грамотности. Достигая полного развития раньше других форм, двигательная память у некоторых людей остается ведущей на всю жизнь, у других, ведущую роль играют другие виды памяти [13].

Эмоциональная (или аффективная) память – это запоминание и воспроизведение чувственных восприятий совместно с вызывающими их объектами. Эмоции всегда сигнализируют о том, как удовлетворяются наши потребности и интересы, как осуществляется наше взаимодействие с окружающим миром. Поэтому эмоциональная память имеет очень важное значение в жизни и деятельности каждого человека. Сильные, эмоционально окрашенные впечатления, человек сохраняет дольше всего. Считается, что чувственная память, на основе которой развивается эмоциональная память, имеется уже у шестимесячного ребёнка и достигает своего развития к трем - пяти годам. На ней основывается осторожность, симпатия и антипатия, а также первичное чувство узнавания (знакомое и чужое). Исследуя устойчивость эмоциональной памяти установили, когда школьникам показывали картины, то точность запоминания зависела от эмоционального отношения к ним: положительного, отрицательного или безразличного. При положительном отношении они запоминали все 50 картин, при отрицательном – только 28, а при безразличном – всего 7.

Образная память – это запоминание чувственных образов предметов, явлений и их свойств (в зависимости от типа анализатора, воспринимающего информацию, образную память делят на: зрительную, слуховую, осязательную и т.д.). Характеризуя образную память, следует иметь в виду все те особенности, которые характерны для представлений, и, прежде всего их бледность, фрагментарность и неустойчивость. Эти характеристики присущи и для данного вида памяти, поэтому образ воспринятого раньше нередко претерпевает определённую трансформацию. Обнаруживаются следующие изменения: некоторое упрощение (опускание деталей), некоторое преувеличение отдельных деталей, преобразование фигуры в более симметричную. Причём с течением времени эти различия могут существенно углубляться. Яснее и ярче всего зрительно воспроизводятся образы, редко встречающиеся, необыкновенные, неожиданные. Образная память обычно ярче проявляется у детей и подростков. У взрослых людей ведущая память, как правило, не образная, а логическая, хотя есть профессии, где необходимо иметь хорошую образную память. Разновидностью образной памяти считается эйдетическая память, правильное использование которой лежит в основе хорошего запоминания [13].

Главный вид человеческой памяти — зрительная память. Через орган зрения человек получает наибольшую часть жизненно необходимой информации. На второе место по функциональной значимости можно поставить слуховую память, а далее, соответственно, в указанной выше последовательности остальные разновидности памяти. У некоторых людей встречается высоко развитая и тонко дифференцированная двигательная, слуховая, вкусовая и обонятельная память. В этих случаях говорят об особенных мнемических задатках, имеющихся у человека. Если, к примеру, у человека очень хорошо развита двигательная память, то можно предполагать, что у него же имеются хорошие задатки к развитию двигательных способностей. Если обнаруживается высокий уровень развития слуховой памяти, особенно на музыкальные звуки или звуки человеческой речи, то можно ожидать, что имеются неплохие задатки к формированию музыкальных и лингвистических особенностей. Сравнительно редко встречающиеся случаи хорошо развитой обонятельной или вкусовой памяти могут свидетельствовать о наличии неплохих задатков к тому, чтобы стать дегустатором или специалистом по тонкому различению запахов. Последнего рода задатки широко используются, например, в виноделии и парфюмерной промышленности. Эйдетическую память исследовали Л. С. Выготский и А. Р. Лурия. Они ввели термин «эйдетизм» (от греческого слова «образ»), как разновидность образной памяти, способность воспроизводить яркие картины предметов и явлений по прекращении их непосредственного воздействия на органы чувств. По мнению учёных, такая система восприятия событий, людей, объектов и любых данных (слов, цифр и т.д.) неизмеримо расширяет возможности человека. Эйдетик не вспоминает, а как бы продолжает видеть то, что уже исчезло из поля зрения. Картины, возникающие перед его мысленным взором, столь отчётливы, что он может переводить взгляд с одной детали на другую. Он может продолжать видеть предъявленные ему ряды слов, знаков, цифр или превращать диктуемые ему данные в зрительные образы. То же касается и музыки, которую человек как бы продолжает слышать [13].

Словесно-логическая память связана с запоминанием, узнаванием и воспроизведением мыслей, понятий, умозаключений и т.д. Особенностью данного вида памяти является то, что мысли не существуют без языка, поэтому память на них и называется не просто логической, а словесно-логической. Поскольку мысли могут быть воплощены в различную языковую форму, то воспроизведение их, возможно, ориентировать на передачу либо только основного смысла материала, либо его буквального словесного оформления. Если в последнем случае материал вообще не подвергается смысловой обработке, то буквальное заучивание его оказывается уже не логическим, а механическим запоминанием. Словесно-логическая память – свойственная только человеку форма памяти, в отличие от двигательной, эмоциональной и образной, которые в своих простейших формах свойственны и животным. Опираясь на развитие этих видов памяти, словесно-логическая память становится ведущей по отношению к ним, и от её развития зависит развитие остальных видов памяти. Этот вид памяти непосредственно связан с обучением. Логическая память основана на хорошем понимании, глубоком осмыслении запоминаемого материала, на его представлении в виде какой-нибудь сравнительно простой и легко запоминаемой схемы, например, в форме плана, структуры и т.п. В этом случае запоминание и припоминание материала производится в основном за счет его понимания, а в долговременной памяти человека он хранится в виде обобщенной схемы или в форме смысла, который выражает сущность данного материала.

3. Виды памяти по характеру целей деятельности: - непосредственной называют такую память, при которой запоминание, воспроизведение или узнавание материала происходит в результате прямого воздействия данного или похожего на него материала на органы чувств человека. Для работы непосредственной памяти вполне достаточно, чтобы соответствующий материал был воспринят тем или иным органом чувств. Такая память, кстати, имеется у человека с момента его рождения. - опосредствованной (приемлемый вариант наименования — опосредованной) называют память, которая связана с использованием человеком различных специальных приемов и средств для запоминания, сохранения, воспроизведения и узнавания информации. Без соответствующих средств указанные процессы памяти в работу не включаются. В качестве средств управления памятью могут выступать естественные средства, данные человеку от природы, например, пальцы рук для запоминания или припоминания чисел. Но чаще всего в роли мнемотехнических средств выступают такие, которые придуманы людьми. Их великое множество: разнообразные знаковые системы, естественные и искусственные языки, способы кодирования и декодирования информации, средства ее записи, сохранения и воспроизведения.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.13.173 (0.007 с.)