Особенности международно-правового регулирования данной области отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенности международно-правового регулирования данной области отношений



Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные соглашения РФ в соответствии со статьей 15 части 4 Конституции РФ являются неотъемлемой частью ее правовой системы. Нормы международного права особенно важны в отношении регулирования защиты и использования редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, поскольку многие из них распространены на территории разных стран и их сохранение возможно только посредством согласованных мер.

Международное экологическое право – динамично развивающаяся отрасль современного международного права и его науки. На современном этапе источники международного экологического права делятся на два типа:

- закрепляющие существующие правовые принципы и нормы и сформировавшие закон в полном смысле этого слова;

- содержащие необязательные правила, но которые, тем не менее, влияют на международные отношения со своей властью.

В соответствии с этой классификацией первый тип источников включает Конвенцию о биологическом разнообразии 1992 г., Боннскую конвенцию об охране мигрирующих видов животных 1979 г., Соглашение АСЕАН о сохранении природы и природных ресурсов 1985 г., Конвенцию ООН по морскому праву 1982 г., Конвенцию о сохранении морских живых ресурсов Антарктики 1980 г., Конвенцию о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения, 1973 г., Бернскую конвенцию об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 г. и др.

Важное место в международно-правовой защите редких и находящихся под угрозой исчезновения животных занимают международные договоры, заключаемые заинтересованными государствами в отношении определенных видов и групп живых организмов.

Федеральным законом от 15 июня 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» установлено, что Российская Федерация, выступая за соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права – добросовестного выполнения международных обязательств. Россия является активным участником международного сотрудничества в области охраны окружающей среды. Международные договоры являются одним из важнейших средств такого сотрудничества, способствующим расширению международных связей с участием государственных и негосударственных организаций, включая субъектов национального права[60].

Охрана биологических видов, подверженных вымиранию, в международных отношениях гарантируется значительным числом глобальных, региональных и двусторонних соглашений и конвенций, направленных на решение следующих задач[61]:

а) охрана биоразнообразия как мера поддержания баланса в живой природе в целом;

б) защита мест обитания животных и мест распространения растений, занесенных в Красные книги;

в) защита отдельных видов и групп живых организмов, относящихся к редким и исчезающим.

На международном уровне действует Красный список Международного союза охраны природы, Конвенция о международной торговле видами дикой фауны и флоры, находящимися под угрозой исчезновения[62], Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных[63]; государствами заключаются различные двусторонние и многосторонние акты, например, о сохранении перелетных птиц[64] и пр.

Основное место среди международных соглашений об охране живой природы занимает Конвенция о биологическом разнообразии 1992 года[65]. В соответствии с ее положениями государства обязаны принимать меры по сохранению и устойчивому использованию биоразнообразия, которое признается «общим интересом человечества». Предусмотрены меры охраны in-situ – в естественной среде обитания, и ex-situ – в искусственных условиях. Для выполнения задач Конвенции по биоразнообразию на разных уровнях действуют научные программы, имеющие немаловажное значение для охраны редких и исчезающих видов животных.

Кроме Конвенции о биоразнообразии, заключены и реализуются ряд других многосторонних и двухсторонних конвенций и соглашений в области сохранения живой природы, в том числе ее наиболее уязвимой части – редких и исчезающих видов. К их числу относятся Конвенция о водно-болотных угодьях, имеющих международное значение, главным образом в качестве местообитаний водоплавающих птиц, которая была заключена 2 февраля 1971 года в Рамсаре (Иран)[66] и Конвенция об охране всемирного культурного и природного наследия[67], подписанная в Париже в 1972 году, которые способствуют охране мест обитания редких и исчезающих видов животных.

Значительное место в международно-правовой охране редких и исчезающих животных занимают международные договоры, заключаемые заинтересованными государствами в отношении отдельных видов и групп живых организмов. Международная конвенция о регулировании китобойного промысла (1948 г.) предусматривает охрану всех китов от истребления и сохранение для будущих поколений тех огромных естественных богатств, которые представляют собой запасы китов. Соглашение о сохранении белых медведей (1973г.), заключенное Канадой, США, Данией, Норвегией и бывшим СССР, предусматривает запрет (за некоторыми исключениями) добычи, территориальные и другие меры охраны самого крупного полярного хищника, также относящегося к числу редких и исчезающих видов животных.

Белые медведи, населяющие Чукотское море, северную часть Берингова моря и восточную часть Восточно-Сибирского моря, принадлежат к общей для России и США чукотско-аляскинской популяции, которая занесена в Красную книгу Российской Федерации. В отличие от двух других популяций белого медведя – лаптевской и карско-баренцевоморской, также занесенных в Красную книгу Российской Федерации, чукотско-аляскинская относится к категории «восстанавливающиеся», что позволяет без ущерба ежегодно добывать несколько десятков особей при сохранении современного уровня охраны вида.

Начиная с 1992 года, ведомства России и США, ответственные за охрану и использование белых медведей, провели ряд встреч, итогом которых стало подписание Соглашения о сохранении и использовании чукотско-аляскинской популяции белого медведя (2000 г.). Как ожидается, в результате вступления Соглашения в силу будет достигнут необходимый баланс интересов коренного населения Чукотки и государства, что будет иметь позитивный социально-экономический эффект без нанесения ущерба состоянию белого медведя в природе.

Среди животных, сохранением которых озабочено сегодня человечество, одно из центральных мест принадлежит амурскому тигру, символизирующему богатство и величие нетронутой природы. Основным лимитирующим фактором для амурского тигра является браконьерство, обусловленное спросом на тигриную продукцию в странах Восточной Азии, используемую в качестве лекарственного сырья.

Между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики 10 ноября 1997 г. подписан Протокол об охране тигра[68], вступивший в силу с даты его подписания. Несмотря на значительный набор планируемых Сторонами природоохранных мероприятий, в Протоколе не указан орган, контролирующий их выполнение. Данный пробел не способствует эффективной реализации международно-правовых норм и, безусловно, должен быть восполнен в ходе дальнейшей договорной работы между нашими странами.

Наличие мигрирующих видов, в том числе редких и находящихся под угрозой исчезновения, выдвигает требование координации деятельности соседних государств либо групп государств в пределах крупных географических регионов, оказавшихся ответственными за их сохранение.

Именно на такую координацию нацелена Конвенция по сохранению мигрирующих видов диких животных 1979 года (Боннская конвенция)[69]. Основная особенность Конвенции состоит в том, что в заключаемых в ее рамках соглашениях могут участвовать государства, не являющиеся ее Сторонами. Именно к таким государствам относится Россия, которая не присоединилась к Боннской конвенции, но участвует в ряде заключенных в ее рамках соглашений.

Еще одним многосторонним договором, направленным на сохранение редких и исчезающих животных, включая мигрирующие виды, является Конвенция об охране дикой фауны и флоры и природных сред обитания в Европе 1979 года (Бернская конвенция)[70]. Россия, как и в случае с Боннской конвенцией, не является участником данного международного соглашения.

В рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС) принят ряд актов, которые регулируют перемещение редких видов животных и растений. Так, Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21.04.2015 № 30 «О мерах нетарифного регулирования» утверждено Положение о вывозе с таможенной территории Евразийского экономического союза редких и находящихся под угрозой исчезновения видов диких живых животных и дикорастущих растений, включенных в красные книги государств – членов Евразийского экономического союза[71].

Таким образом, правовая охрана редких и находящихся под угрозой исчезновения видов растений и животных на международном уровне осуществляется в рамках как двустороннего, так и многостороннего сотрудничества государств. Учитывая повышенную уязвимость данных видов перед внешними воздействиями, уникальность и невосполнимость хранящегося в них генетического материала, внимание государств к их охране должно быть приоритетным.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 51; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.15.59.163 (0.01 с.)