Организационная деятельность государства по сохранению и восстановлению редких и исчезающих видов животных и растений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Организационная деятельность государства по сохранению и восстановлению редких и исчезающих видов животных и растений



Основой организационного механизма охраны редких и исчезающих видов животных в общероссийском масштабе является деятельность по ведению Красной книги Российской Федерации. Порядок ее ведения определяется законодательством в области охраны окружающей среды.

В настоящее время процедура по ведению Красной книги Российской Федерации определена Приказом Минприроды России от 23 мая 2016 г. № 306[33].

Красная книга РФ содержит свод документированной информации о состоянии, распространении, категориях статуса редкости и статуса угрозы исчезновения и мер охраны, с целью обеспечения сохранения и восстановления редких и находящихся под угрозой исчезновения видов (подвидов, популяций) диких животных и дикорастущих растений и грибов, обитающих (произрастающих) на территории (акватории) страны, континентальном шельфе и в исключительной экономической зоне РФ.

Ведение Красной книги РФ возложено на Министерство природных ресурсов и экологии РФ (Минприроды России)[34].

Для выработки предложений и рекомендаций, способствующих принятию решений, связанных с ведением Красной книги РФ, при Минприроды России создается Комиссия по редким и находящимся под угрозой исчезновения животным, растениям и грибам.

Комиссия осуществляет взаимодействие с научными организациями, в том числе Российской академией наук (РАН), а также с федеральными органами исполнительной власти (в частности, Минсельхоз России, Рослесхоз, Росрыболовство, Росприроднадзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области охраны и использования животного мира, в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, в области охраны водных биологических ресурсов и в области лесных отношений.

Ведение Красной книги РФ включает:

занесение в Красную книгу РФ (исключение из Красной книги РФ) объектов животного и растительного мира;

подготовку и ведение государственного учета объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ (включая сбор и анализ научных данных о современном состоянии и тенденциях изменения состояния);

организацию и ведение государственного мониторинга объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ;

подготовку и ведение государственного кадастра объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ;

разработку и реализацию мер по охране и восстановлению объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ;

подготовку к изданию, издание и распространение Красной книги РФ.

В Красную книгу РФ заносятся объекты животного и растительного мира, постоянно или временно обитающие или произрастающие в естественных условиях на территории (акватории) нашей страны, континентальном шельфе и в пределах исключительной экономической зоны РФ, которые подлежат особой охране.

В Красную книгу России заносятся объекты животного и растительного мира, нуждающиеся в специальных мерах охраны, а именно:

объекты животного и растительного мира, находящиеся под угрозой исчезновения;

уязвимые, узкоареальные и редкие объекты животного и растительного мира, охрана которых важна для сохранения флоры и фауны различных природно-климатических зон.

Минприроды России рассматривает предложения о занесении в Красную книгу РФ (исключении из нее) или об изменении категорий статуса объектов животного или растительного мира, поступившие от органов государственной власти, организаций, граждан, и направляет указанные предложения для экспертных заключений в РАН и, при необходимости, в иные научные организации.

После представления экспертных заключений из РАН или иных научных организаций Минприроды России направляет их вместе с указанными предложениями на рассмотрение в Комиссию.

Основанием для занесения в Красную книгу России или изменения категории статуса объекта животного или растительного мира являются данные об опасном сокращении его численности и (или) ареала, увеличении фрагментации ареала, о неблагоприятных изменениях условий существования этого объекта или другие данные, свидетельствующие о необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению.

Основанием для исключения из Красной книги РФ или изменения категории статуса объекта животного или растительного мира являются данные о восстановлении его численности и (или) ареала, о положительных изменениях условий его существования или другие данные, свидетельствующие об отсутствии необходимости принятия специальных мер по его сохранению и восстановлению, а также в случае его безвозвратной потери (вымирания).

Решение о занесении в Красную книгу РФ или исключении из нее объекта животного или растительного мира, а также изменении категорий его статуса, принимается Минприроды России по представлению Комиссии, с учетом экспертного заключения РАН, а также заключений иных научных организаций (при их поступлении), по согласованию с Минсельхозом России и оформляется приказом Минприроды России.

Таким образом, ведение Красной книги РФ представляет собой сложный комплекс мероприятий, который условно можно разделить на два блока.

Во-первых, это деятельность по сбору, обработке и хранению научной информации о состоянии редких и исчезающих видов, их лимитирующих факторах и мерах охраны, занесению указанных видов в Красную книгу РФ или исключению из нее, а также ее периодическому переизданию.

Источниками научной информации являются биологические обследования и данные государственного мониторинга. Эта информация, соответствующим образом обработанная и аранжированная, в совокупности с разработанными на ее основе рекомендациями по охране и составляет содержание Красной книги.

Так, сбор и анализ научных данных о современном состоянии и тенденциях изменения состояния объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, осуществляется при ведении государственного учета, государственного мониторинга и государственного кадастра объектов животного мира, при ведении государственного охотхозяйственного реестра и государственного лесного реестра, государственного мониторинга водных биоресурсов и государственного рыбохозяйственного реестра.

Ведение государственного учета объектов животного и растительного мира, включая сбор и анализ научных данных об объектах животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу РФ, осуществляется путем составления органами исполнительной власти субъектов РФ перечня видов объектов животного и растительного мира, обитающих (произрастающих) в соответствующем регионе, включающего сведения о состоянии данных видов и среде их обитания, который в установленном порядке представляется в Минприроды России не реже одного раза в три года в соответствии с Приказом Минприроды России от 22 декабря 2011 г. № 963[35].

Но, как отмечает П.В. Чашкин[36], подготовка и издание Красной книги – это не самоцель. Сама по себе, без принимаемых в отношении внесенных в нее видов охранительных мер, Красная книга РФ была бы очередным научно-популярным изданием о жизни животных, не имеющим практического значения. Поэтому второй блок мероприятий, входящих в содержание рассматриваемой функции, включает подготовку и реализацию с участием природопользователей и других заинтересованных лиц предложений по специальным мерам охраны, включая организацию особо охраняемых природных территорий и генетических банков, а также выдачу лицензий на осуществление видов деятельности, связанной с использованием и разрешений на добывание объектов животного мира, занесенных в Красную книгу РФ. Осуществляя именно эти мероприятия, уполномоченные органы государства непосредственно реализуют законодательные требования охраны редких и исчезающих видов животных и обеспечивают их реализацию другими участниками экологических отношений.

С 1995 года начали также подготавливаться и издаваться региональные Красные книги (однако некоторые региональные Красные книги начали издаваться до 1995 г., однако они носили статус не официальных изданий, а научно-популярных, и их можно приравнять к «Красным спискам»)[37].

Так, первое издание Красной книги Астраханской области вышло в свет в 2004 году, второе – как и положено, 10 лет спустя – в 2014 году.

Постановлением службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 29.03.2017 № 8-п[38] утвержден Перечень (список) объектов животного и растительного мира, занесенных в Красную книгу Астраханской области по согласованию с территориальным Управлением Росприроднадзора.

Перечень сформирован с учетом переизданного в 2014 году второго издания Красной книги Астраханской области и вносимых изменений в перечень объектов животного мира, занесенных в Красную книгу Астраханской области в соответствии с решениями комиссии по редким и находящимся под угрозой исчезновения видам (подвидам, популяциям) животных, дикорастущих растений и грибов Астраханской области от 11.12.2014, 25.12.2015, а также доработан с учетом замечаний Управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Астраханской области.

Постановлением службы природопользования и охраны окружающей среды Астраханской области от 15.03.2019 № 08-п сайгак занесен в Красную книгу Астраханской области. В настоящее время Перечень включает 320 таксонов, в том числе: 1 вид микомицетов, 22 вида грибов, 16 видов лишайников, 104 вида высших сосудистых растений, 82 вида членистоногих, 1 вид миногообразных, 8 видов рыб, 10 видов пресмыкающихся, 65 видов птиц и 11 видов млекопитающих.[39]

Таким образом, становится очевидным, что ведение региональных Красных книг превращается в долгосрочную программу мониторинга биологического разнообразия на региональном уровне, что само по себе отрадно, поскольку финансирование этих работ из других источников весьма скудное.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 294; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.211.66 (0.01 с.)