Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактик А отклонени й в поведении подростков
Отклонения в поведении (девиантное поведение) — поступ ки, не соответствующие нормам и правилам общества, которые включают правовые, политические, эстетические, религиозные I нормы, обычаи и традиции. Чтобы предупредить отклонение в поведении подростков, не обходимо прежде всего познакомить их с этими нормами. Далее вовлечение подростков в деятельность поможет им в приобретении навыков общественного поведения в различных воспитательных учреждениях. Наибольшую воспитательную цен ность имеет труд производительный, когда уже сами продукты труда оказывают материальное стимулирование. Одна из форм участия подростков в труде — самообслуживание, организуя ко торое важно показать ребятам его значимость для окружающих. Работа, например, в школьной столовой и дома по хозяйству (стир ка, уборка комнат) приучает ребят заботиться о близких, воспи тывает в них аккуратность и упорство. Важно, чтобы труд для под ростка не был в тягость, чтобы он был разнообразным и интерес ным. При этом нужно понимать, что даже самый монотонный труд может быть таковым, если подросток видит в нем смысл и пользу. У детей с девиантным поведением нарушена способность нор мального человеческого общения. Они потеряли доверие к взрос лым, грубы и заносчивы со сверстниками. Поэтому воспитание способности общения — одно из важных направлений их социа лизации. Следует учитывать, что отчужденность подростков часто
1 См.: Овчарова Р.В. Психологический портрет социально-культурной и пе дагогической запущенности ребенка. — Архангельск, 1994. — С. 3—4.
4 Василькова
возникает вследствие их закомплексованности, низкой самооцен ки, важно воспитывать у них чувство собственного-достоинства, а для этого проявлять к ним повышенную заботу,, поверить в них, в воспитательной работе с ними опираться на положительные ка чества их личности. В труде и общении, в разнообразной творческой деятельности воспитываются нравственные начала личности, формируются ее цели и идеалы, интересы и потребности, полезные для общества. Способствует предупреждению отклонений в поведении так на зываемый метод реконструкции характера, суть которого в пере воспитании, изменении сознания подростка с опорой на нрав ственные качества личности. При этом важно учитывать, что дети, подростки с девиациями в поведении часто имеют различные пси хические отклонения, у них наблюдается задержка интеллекту ального развития. Указанный метод предполагает составление ин дивидуальных программ как познавательной, так и общественно полезной деятельности.
В чем выражается педагогическая поддержка трудного подрост ка? Социальный педагог помогает трудному подростку познать самого себя, разобраться в отношениях с окружающими, приоб рести необходимые знания, гражданские и профессиональные качества, достичь нормальных отношений с родителями, учите лями, сверстниками, сформировать творческие увлечения. Работу с подростком необходимо спланировать так, чтобы он уверовал в реальность поставленной цели. Эти задачи можно решить только при знании личности, задат ков и способностей подростка, для чего проводятся опрос, анке тирование интересов, диагноз способностей и самооценки под ростка. С целью социализации подростка,' его профессиональной ориентации социальный педагог организует разнообразные дела, например конкурс на лучшее кулинарное изделие, изготовление муляжей для школьных кабинетов, карт, схем; участие в ремонте школы; помощь пенсионерам по хозяйству и т.п. Работа с трудными детьми или подростками обязательно пред полагает педагогический процесс перевоспитания — предупреж дения или преодоления различных отклонений в поведении ре бенка или подростка. Процесс перевоспитания представляет трудность как для вос питанника, так и для воспитателя. Воспитанник должен заинтере соваться перспективой нового пути, воспитатель — поверить в человека, проанализировать его прошлое, настоящее, увидеть перспективу, поставить воспитательную цель и добиваться ее осу ществления. Социальный педагог помогает ребенку в корне изме нить свое поведение и деятельность, сознание и стремления, чув ства и волю. Он включает подростка в общественно полезный труд, приобщает его к спорту. Он стимулирует подростка на самовоспи тание и самообразование.
Процесс перевоспитания можно подразделить на 4 этапа. Пер вы й эта п — изучение подростка и окружающей его среды. Вто ро й эта п — обеспечение психологической готовности подрост ка к перевоспитанию. Он включает беседы с подростком, вхожде ние в доверие к нему, пробуждение его интереса к той или иной деятельности. •-. Трети й эта п — это процесс накопления подростком нрав ственно положительных качеств, поступков. Важно постоянно дер жать этот процесс под контролем и при небольших подвижках поощрять ребенка, направляя его дальше на изменение своего поведения. Цель социального педагога в работе с трудными деть ми (подростками) состоит в том, чтобы помочь им преодолеть возникший кризис и самостоятельно изменить свою жизнь. На этом этапе важно, чтобы воспитанник сам научился оценивать свои поступки, их положительные и отрицательные стороны, причины и самостоятельно находить путь дальнейшего поведения. В этом ему помогает ориентация на идеал, обрести который по могает ему педагог. Четверты й эта п перевоспитания — самовоспитание, когда воспитанник должен самостоятельно выйти из кризиса. На всех перечисленных этапах воспитатель выступает в роли консультанта. Следует также учитывать, что в процесс перевоспитания кро ме воспитателя включается коллектив воспитанников, в который попадает подросток. Здесь воспитатель выступает в роли координа тора, направляя коллектив на перевоспитание товарища. В реабилитационном центре социальный педагог работает с группой, поэтому изучает не только каждого воспитанника в от дельности, но и группу в целом. Он должен знать все нюансы отношений воспитанников в группе, степень влияния группы на каждого подростка, какие дела больше всего интересуют группу, как она строит свои отношения со средой. Следует помнить, что группы трудных подростков часто харак теризуют враждебность, агрессивность, замкнутость по отноше нию к внешнему миру. Педагог оздоравливает обстановку созда нием клуба, спортивной секции, технических кружков, включе нием в группу воспитанных подростков. В перевоспитании трудных подростков можно обратиться к опы ту А. С. Макаренко, его «методу взрыва», когда, оказавшись в кри тической ситуации, подросток понимает всю ее безысходность, чувствует отвращение к своей жизни. У него возникает потреб ность быть лучше, он понимает, что сможет достичь успеха, если изменит свои привычки и поступки. Работая с трудными подростками, социальный педагог на каж дого воспитанника составляет психологическую карту. Учитывая, что трудные подростки чаще всего чрезмерно воз будимы, социальному педагогу нужно выбрать такой вид деятель-
ности, который будет способствовать воспитанию у них сдержан ности, терпеливости и терпимости. Однако следует помнить, что трудный подросток может быть жестоким, тюэтому ему нельзя поручать руководство маленькими детьми. Работая в реабилитационном центре с подростками, соци альный педагог должен помнить о ряде условий, которые помогут ему достичь успеха.
Важное условие, без которого не может состояться процесс перевоспитания, — установление контакта с подростком. Подробная технология достижения взаимопонимания между педагогом и воспитанником разработана психологом Л.Б.Фило новым. В этом процессе он выделяет несколько этапов: нахожде ние точек соприкосновения во взглядах, обнаружение увлечений подростка и особенностей поведения, определение отрицатель ных качеств его личности и реакции на постороннее влияние, выработка общих норм поведения и взаимодействия1. Ученые разработали программу экономических и правовых зна ний, необходимых подростку. Овладевая этими знаниями, подрос ток легче адаптируется в окружающей среде, и в дальнейшем, при вступлении в самостоятельную жизнь, его социализация про ходит более спокойно и безболезненно, чем при отсутствии таких знаний. В некоторых школах для учащихся IX классов проводятся занятия факультатива «Основы социальной защищенности», на которых даются экономические и правовые знания с учетом ин тересов ребят, а также формируются умения по защите ими своих интересов и социальных гарантий. На занятиях факультативного курса обсуждаются вопросы трудовых отношений, трудоустрой ства, налогообложения, изучается закон Российской Федерации «О занятости населения». Большинство занятий носят практичес кий характер. Так, при изучении тем, связанных с рынком труда, ученики разбирают ситуацию «Конфликт на бирже труда». Прово дится деловая игра «Поиск работы»2. Одна из форм предупреждения правонарушений подростков — это их вовлечение в правоохранительную деятельность, где соци альный педагог работает в тесном контакте с комиссией по делам несовершеннолетних.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.151.153 (0.009 с.) |