Особенност и поведения подростко в с девиантным поведением 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Особенност и поведения подростко в с девиантным поведением



 

Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования лич­ ности.

В физическом развитии отмечаются быстрый рост, увеличение

массы  тела, развитие мускулатуры, окостенение скелета, повы­ шение  кровяного давления, быстрая утомляемость. Очень  часто у подростков наблюдаются головокружения,  поскольку  интенсив­ но развиваются мозг и нервная система, что ведет к их перегрузке. Происходит половое  созревание, возникает половое  влечение.

В этот же период  идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще  всего  убеждения не совпадают с общественным мнением.

Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовос­ питанию. В это время  формируется и может даже резко  изменить­ ся его характер.  Подросткам нравятся острые  ощущения, они лю­ бопытны, не  могут  прогнозировать,  стремятся к независимости.

Все сказанное выше  относится к подростковому возрасту  вооб­ ще.  Но  есть определенная категория подростков, у которых  пере­ численные качества  проявляются резче, что приводит их к проти­ востоянию с окружающими, к конфликтам с ними  и даже к про­ тивоправным действиям.

По  данным ООН, около  30%  всех молодых  людей  принимают участие  в противоправных действиях, а 5% — совершают пре­ ступления — это так называемые трудные подростки,   или, иначе, педагогически запущенные дети  «группы  риска».  Они  физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение.

Они  не  любят  трудиться,  не  способны к  волевым  усилиям,

систематическим занятиям, делают  только  то, что  им  интерес­

но.  В школе  они  нарушают дисциплину,  не хотят учиться, кон-

91


фликтуют с  учителями, со  сверстниками,  с  родителями, иног­ да бросают  школу, считают  себя  неудачниками. Такие  подрост­ ки бродяжничают, пьют, употребляют наркотики*,  нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству, и тюрьме, пропаган­ да секса  — к подростковой беременности. Именно подростки в результате  физического или  сексуального насилия прибегают к самоубийству.

Педагогическая запущенность усугубляется  социальным «бес­ пределом». В современных условиях  детская  беспризорность под­ ходит к уровню  20-х гг.  Новые  экономические отношения при­ вели  к незащищенности подростков на производстве. Практика отчисления  их  из  школы  и  сокращение  числа  ПТУ  привела к тому,  что  четырнадцатилетние  оказались  не  у дел,  так  как  по КЗоТу  Российской  Федерации  (ст.  173)  принимают на  работу только  с  16 лет.  В результате  на  30% увеличилось число  убийств и тяжких  телесных  повреждений.  Разбой,  грабеж, изнасилова­ ние  — число  этих преступлений, совершенных подростками в последние годы, растет.  В 90-е гг. по сравнению с предшествую­ щим  десятилетием преступность подростков увеличилась вдвое, охватив  контингент  всех  категорий  учебных заведений,  кото­ рые  раньше считались  благополучными  (школы,  техникумы, вузы).

 

ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА Контингент трудных  подростков неоднороден.  Можно  разде­

лить  его на три  группы.

Перва я  групп а — психически неустойчивые подростки, ко­ торые по физическому и половому развитию отстают от сверстни­ ков.  Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны.   В школе  такие  учащиеся паясничают, де­ монстративно не  подчиняются,  прогуливают занятия.

Втора я групп а  — подростки   с  ускоренным  половым раз­ витием  и  с  повышенной  аффективностью,  возбудимостью, аг­ рессивностью. Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя.

Треть я  групп а  — подростки с расторможенностью влече­ ний: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употреб­ ление  наркотиков. Чаще всего  они  из  семей, где  родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянные конфликты. Они злоб­ ны,  жестоки, агрессивны, раздражительны1.

Отклонения в поведении охарактеризованных выше групп подростков возникают в результате  педагогической запущен­ ности.

 

1 См.: Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. — М., 1994. — С. 140.


Диагностический лист

для выявления признаков педагогической запущенности личности

 

I. Положительные особенности личности

Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие мышления, память, внимательность, восприимчивость в^обучении, ин­ теллектуальная готовность к обучению.

Нравственные:   правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная подго­ товленность к обучению в школе.

Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание, дисципли­

нированность.

Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность, на-

|  стойчивость,  смелость.

Эмоциональное состояние: бодрость, веселость, невозмутимость, жиз­

нерадостность, оживленность, эмоционально-волевая  готовность учить­

ся в школе.

Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, актив­ ность, легко  переключается с одного  вида деятельности на другой, фи­ зически подготовлен к школе.

Отношение к деятельности, результаты: добросовестность, работо­

способность, интерес к игре, труду, учению, творчеству, успехи  в игре.

Отношения с окружающими: доброта, отзывчивость, сострадание, способность прощать, общительный, коллективист.

Самооценка адекватная.

Положение среди сверстников: популярен, предпочитаемый, принят в группу, отвергается сверстниками,  находится в изоляции.

Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника, ком­ пьютерные игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд, музыка, рисование, лепка, чтение, природа, животные.

//. Отрицательные проявления личности (которые следует преодолеть)

Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразви­ тое мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность ума, невосприимчивость к учению,  интеллектуальная неподготовленность к учебе.

Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие,  грубость, непослушание.

Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание, недисцип­

линированность.

Волевые: неуверенность, недисциплинированность, безынициатив­ ность, неорганизованность, несамостоятельность, слабоволие, упрям­ ство, трусость.

Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность, уг­ рюмость, раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи, неурав­ новешенность, гиперактивность, расторможенность, неуправляемость, агрессивность.

Отношение к деятельности, результаты: недобросовестность, нера­

ботоспособность, отсутствие  интереса к учебе, к игре, к труду, к твор-


 

честву, неуспешность в учебе, в труде, в игре, слабое  овладение про­

граммой.                                             -  v  ^   ..„

Отношение с окружающими: озлобленность, черствость, жестокость,

злопамятность,  замкнутость, индивидуализм.   »

Занижена или завышена самооценка.

Положение в группе: признан, отвержен большинством, находится в изоляции.

Отрицательные интересы: ябедничество, воровство, бродяжничество, курение, сквернословие.

Степень запущенности: легкая, средняя, высокая.

III. Причины и проявление запущенности ребенка

1-я  группа: отставание в общем  развитии, болезненность, нрав­ ственная невоспитанность, неподготовленность к обучению в школе, пробелы в знаниях.

2-я  группа: низкий педагогический и культурный уровень родите­ лей, неблагополучно в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье:  подавление личности, побои, заласкивание, опека, неподго­ товленность к школе.

3-я  группа: слабое  знание ребенка,  неподготовленность родите­ лей, непосещение ребенком дошкольных учреждений, слабая  индиви­ дуальная  работа с ребенком, неправильное отношение педагогов  к ре­ бенку.

 

Помимо охарактеризованных выше  существуют  подростки, на­ рушения, точнее, отклонения в поведении которых  являются ре­ зультатом аномалии развития организма.

Обратимся к исследованию Н. Вайзмана. Он пишет, что у под­ ростков  с остаточной органической патологией снижена работо­ способность, рассеянное внимание. Они  раздражительны и эмо­ ционально неустойчивы, знания  их ограничены, они  осваивают программу только  при условии  занятия с репетиторами, и то чаще только  до V—VIII классов. Естественно, что у таких детей  в даль­ нейшем  возникают трудности с трудоустройством. Если  их и бе­ рут на работу, то вскоре  увольняют за профнепригодность. Только

25% подростков с органической патологией впоследствии смогли создать семью, трудиться, разумно  вели себя в быту, учились в техникумах1.5)та категория подростков также  входит в «группу рис­ ка»  и пополняет ряды  несовершеннолетних правонарушителей.

/ В последние годы ученые  зафиксировали пик   подростковых са­ моубийств.   Их причиной являются психологические особенности полового созревания; крушение любви, разочарование, обиды. Подростки размышляют о смысле  жизни и смерти  и часто, абст­ рагируя  от своей  личности понятие смерти, покушением на убий­ ство стремятся познать ее сущность. Подчас  они  сами  своим  эго­ центризмом создают  реакцию неприятия  окружающими,  стано-

 

1  См. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика.  — М.,  1994. — С.  144—146.


вятся  объектом осуждения, >1роз, что также  приводит к попытке самоубийства1.

Среди трудных подростков распространены побеги из дома. Ос­

новная причина побегов  — плохое  обращение  в  семье,  причем чаще со стороны матери  (60—70%), чем со стороны отца. Ученые объясняют это  как  психологическими, так  и  социальными при-

I чинами: тяжелым экономическим положением семьи, безработи­ цей, ущербным составом семьи  (неполные семьи), слишком мо­ лодым  или, наоборот, пожилым возрастом родителей. Кроме того, играет  важную  роль и поведение самого  ребенка, который прово­ цирует  плохое  обращение.

Подростки-беглецы чаще всего бывают ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью  почти  никогда не  возвращаются.  Часть  из  них  уходят  из семьи, стремясь к свободе, независимости.

В соответствии с характером отклонений  в поведении психо­ логи выделяют типы детей, которые требуют разного подхода со стороны социального педагога.  Так, одному ребенку необходимо помочь  обрести  самостоятельность  и  стойкость,  другого  нужно занять  общественной работой, чтобы  он стал лидером, или  вклю­ чить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость  и уверенность в  себе.  Некоторые подростки не  любят  захвалива­ ния, других следует увлечь  творчеством или  трудом.  У ребят  зам­ кнутых, эмоционально-холодных нужно развивать культуру об­ щения. Встречаются подростки с быстрой утомляемостью, раз­ дражительные, склонные к депрессии, с  преобладанием плохо­ го  настроения,  постоянно  сосредоточенные на  мрачных сторо­ нах жизни.

У Одной  из  форм  отклонения в поведении подростков являет­ ся подростковая наркомания.   За последние годы употребление наркотиков среди подростков возросло в 6—8 раз. Распростра­ няется  «семейная наркомания»,  когда  родители приобщают к наркотикам малолетних детей.  Известно, что большая часть  со­ временных подростков хотя бы один  раз употребили наркотики. Подростки тянутся  к сверстникам,  общению, стремятся выйти из-под опеки  взрослых, демонстрируют свою независимость. Именно  в  этом  возрасте  подверженные влиянию  моды,  стре­ мясь  удовлетворить любопытство  и  быть  взрослым и  независи­ мым, они  становятся наркоманами.  Наркомания,  в свою  оче­ редь,  ведет  к  преступлению.

Исследования подростковой наркомании  показали,  что  глав­ ной причиной употребления наркотиков подростками являются безнадзорность, социальная деградация родителей, распад  семьи, нездоровый быт  и материальная необеспеченность2.

 

1  См.:   Вайзман  Н.   Реабилитационная педагогика. — М., 1994.  — С.  88—89.

2  См.:  Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. — М., 2000.  — С. 254.


 

I
Рука  об  руку  с  наркоманией идет   подростковая  проституция 1. сожалению,  проблема подростковой проституции мало  иссле­ дована, а ведь  с ней  социальный педагог  довольно чаете  сталки­ вается  в своей  работе.  Как  считают  специалисты, сейчас  только  в Москве занимаются проституцией не менее  10 тыс? детей.  Это «де­ вочки  по  вызову», «мальчики на подхвате».  Во время  социологи­ ческого  опроса  московских проституток 87% из опрошенных были

несовершеннолетними.

Особенность детской  проституции состоит  в том, что дети, в отличие  от взрослых, идут на половую  связь неосознанно, из-за любопытства, желания быть  взрослыми. С ними  рассчитываются не деньгами, а вещами, ужином в ресторане, сигаретами, спирт­ ными  напитками. Они занимаются проституцией в подвалах, на чердаках,  в  подъездах,  на  вокзалах.

Они  неизбежно втягиваются в преступные группы, попадают в зависимость к сутенерам. Проститутками становятся чаще всего выпускницы детских домов, которые находят  защиту  в лице  «доб­ рого  дяди»  или  «доброй  тети».

Вступая  в половую  связь  в состоянии опьянения или  под  воз­ действием наркотиков,  подростки, как  правило, не  задумывают­ ся над нравственными устоями  своей жизни, для них характерен низкий нравственный уровень.  К проституции ведет ранняя поло­ вая распущенность. По статистическим данным, большинство по­ терпевших от изнасилования своим  безнравственным поведением способствовали совершению преступления, вели беспорядочный образ  жизни.

Подростковая проституция — трагедия  современного общества. Для ее преодоления уже недостаточно только  педагогических мер. Необходимы принятие соответствующих законов, разработка и ре­ ализация  соответствующих государственных программ.  На  госу­ дарственном уровне  необходимо добиваться повышения жизнен­ ного уровня общества, сглаживания социального неравенства, повышения статуса семьи  оказанием ей всемерной помощи и под­ держки.  Необходимо установить контроль за средствами массовой информации, разлагающими молодежь, ввести уголовную  ответ­ ственность за деятельность сутенеров, вернуть школе доброе имя наставника подрастающих поколений.

В числе  объективных причин отклоняющегося поведения под­ ростков  следует  назвать  и  положение дел  в  народном  образова­ нии:  школа устранилась от воспитательной работы, кружковая и секционная работы почти на нуле, учителя не меняют  своего от­ ношения к ученикам и методов учебно-воспитательной работы с ними  в зависимости от их изменения; падает престиж знаний, знания, которые дает школа, редко  применимы в практике жиз-

 

1  См.:  Социальная педагогика / Под ред.  М.А.Галагузовой. — М., 2000. — С.

270-275.

 

96


 

ни.  На фоне  ослабления влияния школы  в сознание подростка внедряются криминальные нормы отношений. Положительный герой  — это ловкач, преступник, циник, ждущий  от жизни толь­ ко  наслаждений.

Все  эти  особенности трудных  детей  и  подростков*необходимо

I  учитывать  социальному педагогу в работе  с ними.  Эта работа вклю-

1  чает три аспекта1. Первы й — социальный: приобретение и разви­ тие социальных качеств  личности, опыта  общения и освоение об­ щественных норм  поведения. Второ й — культурный: ознакомле­ ние с окружающим миром, овладение культурными ценностями общества, информационной и речевой  культурой, культурой поведения и  отношений,  соответствующим образованием. Тре ­ ти й  — психолого-педагогический: психическое  и  личностное  раз­ витие  ребенка,  его  обучение  и  воспитание  в  семье,  в  детском саду, в  школе.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.206 (0.032 с.)