Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Особенност и поведения подростко в с девиантным поведением
Подростковый возраст характеризуется бурными процессами физического развития, полового созревания и формирования лич ности. В физическом развитии отмечаются быстрый рост, увеличение массы тела, развитие мускулатуры, окостенение скелета, повы шение кровяного давления, быстрая утомляемость. Очень часто у подростков наблюдаются головокружения, поскольку интенсив но развиваются мозг и нервная система, что ведет к их перегрузке. Происходит половое созревание, возникает половое влечение. В этот же период идет и нравственное развитие, формируются убеждения подростка. И чаще всего убеждения не совпадают с общественным мнением. Подросток начинает осознавать себя личностью, сравнивает себя с окружающими, сверстниками, что стимулирует его к самовос питанию. В это время формируется и может даже резко изменить ся его характер. Подросткам нравятся острые ощущения, они лю бопытны, не могут прогнозировать, стремятся к независимости. Все сказанное выше относится к подростковому возрасту вооб ще. Но есть определенная категория подростков, у которых пере численные качества проявляются резче, что приводит их к проти востоянию с окружающими, к конфликтам с ними и даже к про тивоправным действиям. По данным ООН, около 30% всех молодых людей принимают участие в противоправных действиях, а 5% — совершают пре ступления — это так называемые трудные подростки, или, иначе, педагогически запущенные дети «группы риска». Они физически здоровы, но не воспитаны и не обучены, они отстают от своих сверстников в учебе, так как у них не развиты память, мышление и воображение. Они не любят трудиться, не способны к волевым усилиям, систематическим занятиям, делают только то, что им интерес но. В школе они нарушают дисциплину, не хотят учиться, кон- 91 фликтуют с учителями, со сверстниками, с родителями, иног да бросают школу, считают себя неудачниками. Такие подрост ки бродяжничают, пьют, употребляют наркотики*, нарушают законы. Алкоголизм приводит к воровству, и тюрьме, пропаган да секса — к подростковой беременности. Именно подростки в результате физического или сексуального насилия прибегают к самоубийству.
Педагогическая запущенность усугубляется социальным «бес пределом». В современных условиях детская беспризорность под ходит к уровню 20-х гг. Новые экономические отношения при вели к незащищенности подростков на производстве. Практика отчисления их из школы и сокращение числа ПТУ привела к тому, что четырнадцатилетние оказались не у дел, так как по КЗоТу Российской Федерации (ст. 173) принимают на работу только с 16 лет. В результате на 30% увеличилось число убийств и тяжких телесных повреждений. Разбой, грабеж, изнасилова ние — число этих преступлений, совершенных подростками в последние годы, растет. В 90-е гг. по сравнению с предшествую щим десятилетием преступность подростков увеличилась вдвое, охватив контингент всех категорий учебных заведений, кото рые раньше считались благополучными (школы, техникумы, вузы).
ОТКЛОНЕНИЯ В ПОВЕДЕНИИ ПОДРОСТКА Контингент трудных подростков неоднороден. Можно разде лить его на три группы. Перва я групп а — психически неустойчивые подростки, ко торые по физическому и половому развитию отстают от сверстни ков. Они внушаемы, безответственны, их интересы неустойчивы, эмоции поверхностны. В школе такие учащиеся паясничают, де монстративно не подчиняются, прогуливают занятия. Втора я групп а — подростки с ускоренным половым раз витием и с повышенной аффективностью, возбудимостью, аг рессивностью. Они бурно реагируют на любой запрет родителей или воспитателя. Треть я групп а — подростки с расторможенностью влече ний: им свойственны гиперсексуальность, бродяжничество, употреб ление наркотиков. Чаще всего они из семей, где родители ведут асоциальный образ жизни, где постоянные конфликты. Они злоб ны, жестоки, агрессивны, раздражительны1. Отклонения в поведении охарактеризованных выше групп подростков возникают в результате педагогической запущен ности.
1 См.: Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. — М., 1994. — С. 140. Диагностический лист для выявления признаков педагогической запущенности личности
I. Положительные особенности личности Интеллектуальные: наблюдательность, любознательность, развитие мышления, память, внимательность, восприимчивость в^обучении, ин теллектуальная готовность к обучению. Нравственные: правдивость, трудолюбие, справедливость, прямота, щедрость, вежливость, скромность, послушание, нравственная подго товленность к обучению в школе. Поведенческие: воспитанность, вежливость, послушание, дисципли нированность. Волевые: инициативность, организованность, самостоятельность, на- | стойчивость, смелость. Эмоциональное состояние: бодрость, веселость, невозмутимость, жиз нерадостность, оживленность, эмоционально-волевая готовность учить ся в школе. Динамичность: выносливость, подвижность, энергичность, актив ность, легко переключается с одного вида деятельности на другой, фи зически подготовлен к школе. Отношение к деятельности, результаты: добросовестность, работо способность, интерес к игре, труду, учению, творчеству, успехи в игре. Отношения с окружающими: доброта, отзывчивость, сострадание, способность прощать, общительный, коллективист. Самооценка адекватная. Положение среди сверстников: популярен, предпочитаемый, принят в группу, отвергается сверстниками, находится в изоляции. Интересы и склонности: коллекционирование, спорт, техника, ком пьютерные игры, кино, телевидение, конструирование, поделки, труд, музыка, рисование, лепка, чтение, природа, животные. //. Отрицательные проявления личности (которые следует преодолеть) Интеллектуальные: ненаблюдательность, нелюбознательность, неразви тое мышление, неразвитая память, плохое внимание, непрактичность ума, невосприимчивость к учению, интеллектуальная неподготовленность к учебе. Нравственные: лживость, леность, несправедливость, нескромность, жадность, лицемерие, грубость, непослушание. Поведенческие: невоспитанность, грубость, непослушание, недисцип линированность. Волевые: неуверенность, недисциплинированность, безынициатив ность, неорганизованность, несамостоятельность, слабоволие, упрям ство, трусость. Эмоциональное состояние: угнетенность, вялость, подавленность, уг рюмость, раздражительность, плаксивость, боязливость, страхи, неурав новешенность, гиперактивность, расторможенность, неуправляемость, агрессивность. Отношение к деятельности, результаты: недобросовестность, нера ботоспособность, отсутствие интереса к учебе, к игре, к труду, к твор-
честву, неуспешность в учебе, в труде, в игре, слабое овладение про граммой. - v ^ ..„ Отношение с окружающими: озлобленность, черствость, жестокость, злопамятность, замкнутость, индивидуализм. » Занижена или завышена самооценка. Положение в группе: признан, отвержен большинством, находится в изоляции. Отрицательные интересы: ябедничество, воровство, бродяжничество, курение, сквернословие. Степень запущенности: легкая, средняя, высокая. III. Причины и проявление запущенности ребенка 1-я группа: отставание в общем развитии, болезненность, нрав ственная невоспитанность, неподготовленность к обучению в школе, пробелы в знаниях. 2-я группа: низкий педагогический и культурный уровень родите лей, неблагополучно в семье, безнадзорность, неправильное отношение в семье: подавление личности, побои, заласкивание, опека, неподго товленность к школе.
3-я группа: слабое знание ребенка, неподготовленность родите лей, непосещение ребенком дошкольных учреждений, слабая индиви дуальная работа с ребенком, неправильное отношение педагогов к ре бенку.
Помимо охарактеризованных выше существуют подростки, на рушения, точнее, отклонения в поведении которых являются ре зультатом аномалии развития организма. Обратимся к исследованию Н. Вайзмана. Он пишет, что у под ростков с остаточной органической патологией снижена работо способность, рассеянное внимание. Они раздражительны и эмо ционально неустойчивы, знания их ограничены, они осваивают программу только при условии занятия с репетиторами, и то чаще только до V—VIII классов. Естественно, что у таких детей в даль нейшем возникают трудности с трудоустройством. Если их и бе рут на работу, то вскоре увольняют за профнепригодность. Только 25% подростков с органической патологией впоследствии смогли создать семью, трудиться, разумно вели себя в быту, учились в техникумах1.5)та категория подростков также входит в «группу рис ка» и пополняет ряды несовершеннолетних правонарушителей. / В последние годы ученые зафиксировали пик подростковых са моубийств. Их причиной являются психологические особенности полового созревания; крушение любви, разочарование, обиды. Подростки размышляют о смысле жизни и смерти и часто, абст рагируя от своей личности понятие смерти, покушением на убий ство стремятся познать ее сущность. Подчас они сами своим эго центризмом создают реакцию неприятия окружающими, стано-
1 См. Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. — М., 1994. — С. 144—146. вятся объектом осуждения, >1роз, что также приводит к попытке самоубийства1. Среди трудных подростков распространены побеги из дома. Ос новная причина побегов — плохое обращение в семье, причем чаще со стороны матери (60—70%), чем со стороны отца. Ученые объясняют это как психологическими, так и социальными при- I чинами: тяжелым экономическим положением семьи, безработи цей, ущербным составом семьи (неполные семьи), слишком мо лодым или, наоборот, пожилым возрастом родителей. Кроме того, играет важную роль и поведение самого ребенка, который прово цирует плохое обращение.
Подростки-беглецы чаще всего бывают ограблены, избиты, становятся наркоманами, вовлекаются в преступные группы, в семью почти никогда не возвращаются. Часть из них уходят из семьи, стремясь к свободе, независимости. В соответствии с характером отклонений в поведении психо логи выделяют типы детей, которые требуют разного подхода со стороны социального педагога. Так, одному ребенку необходимо помочь обрести самостоятельность и стойкость, другого нужно занять общественной работой, чтобы он стал лидером, или вклю чить в такую деятельность, где бы он мог проявить смелость и уверенность в себе. Некоторые подростки не любят захвалива ния, других следует увлечь творчеством или трудом. У ребят зам кнутых, эмоционально-холодных нужно развивать культуру об щения. Встречаются подростки с быстрой утомляемостью, раз дражительные, склонные к депрессии, с преобладанием плохо го настроения, постоянно сосредоточенные на мрачных сторо нах жизни. У Одной из форм отклонения в поведении подростков являет ся подростковая наркомания. За последние годы употребление наркотиков среди подростков возросло в 6—8 раз. Распростра няется «семейная наркомания», когда родители приобщают к наркотикам малолетних детей. Известно, что большая часть со временных подростков хотя бы один раз употребили наркотики. Подростки тянутся к сверстникам, общению, стремятся выйти из-под опеки взрослых, демонстрируют свою независимость. Именно в этом возрасте подверженные влиянию моды, стре мясь удовлетворить любопытство и быть взрослым и независи мым, они становятся наркоманами. Наркомания, в свою оче редь, ведет к преступлению. Исследования подростковой наркомании показали, что глав ной причиной употребления наркотиков подростками являются безнадзорность, социальная деградация родителей, распад семьи, нездоровый быт и материальная необеспеченность2.
1 См.: Вайзман Н. Реабилитационная педагогика. — М., 1994. — С. 88—89. 2 См.: Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. — М., 2000. — С. 254.
несовершеннолетними. Особенность детской проституции состоит в том, что дети, в отличие от взрослых, идут на половую связь неосознанно, из-за любопытства, желания быть взрослыми. С ними рассчитываются не деньгами, а вещами, ужином в ресторане, сигаретами, спирт ными напитками. Они занимаются проституцией в подвалах, на чердаках, в подъездах, на вокзалах.
Они неизбежно втягиваются в преступные группы, попадают в зависимость к сутенерам. Проститутками становятся чаще всего выпускницы детских домов, которые находят защиту в лице «доб рого дяди» или «доброй тети». Вступая в половую связь в состоянии опьянения или под воз действием наркотиков, подростки, как правило, не задумывают ся над нравственными устоями своей жизни, для них характерен низкий нравственный уровень. К проституции ведет ранняя поло вая распущенность. По статистическим данным, большинство по терпевших от изнасилования своим безнравственным поведением способствовали совершению преступления, вели беспорядочный образ жизни. Подростковая проституция — трагедия современного общества. Для ее преодоления уже недостаточно только педагогических мер. Необходимы принятие соответствующих законов, разработка и ре ализация соответствующих государственных программ. На госу дарственном уровне необходимо добиваться повышения жизнен ного уровня общества, сглаживания социального неравенства, повышения статуса семьи оказанием ей всемерной помощи и под держки. Необходимо установить контроль за средствами массовой информации, разлагающими молодежь, ввести уголовную ответ ственность за деятельность сутенеров, вернуть школе доброе имя наставника подрастающих поколений. В числе объективных причин отклоняющегося поведения под ростков следует назвать и положение дел в народном образова нии: школа устранилась от воспитательной работы, кружковая и секционная работы почти на нуле, учителя не меняют своего от ношения к ученикам и методов учебно-воспитательной работы с ними в зависимости от их изменения; падает престиж знаний, знания, которые дает школа, редко применимы в практике жиз-
1 См.: Социальная педагогика / Под ред. М.А.Галагузовой. — М., 2000. — С. 270-275.
96
ни. На фоне ослабления влияния школы в сознание подростка внедряются криминальные нормы отношений. Положительный герой — это ловкач, преступник, циник, ждущий от жизни толь ко наслаждений. Все эти особенности трудных детей и подростков*необходимо I учитывать социальному педагогу в работе с ними. Эта работа вклю- 1 чает три аспекта1. Первы й — социальный: приобретение и разви тие социальных качеств личности, опыта общения и освоение об щественных норм поведения. Второ й — культурный: ознакомле ние с окружающим миром, овладение культурными ценностями общества, информационной и речевой культурой, культурой поведения и отношений, соответствующим образованием. Тре ти й — психолого-педагогический: психическое и личностное раз витие ребенка, его обучение и воспитание в семье, в детском саду, в школе.
|
|||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 48; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.50.206 (0.032 с.) |