Детские праздники , показы , инсценировки , развлечения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Детские праздники , показы , инсценировки , развлечения



На прогулке для малышей организуются показы и развлечения. В теплое время года к ним в гости приезжают передвижной мини-цирк, артисты. Поэтическое слово, музыка, специальное декоративно-худо­жественное оформление участка, дрессированные животные создают определенный эмоциональный настрой детей, что помогает эффектив­нее решать познавательные, нравственные и эстетические задачи. Спектакли кукольного театра, в основе которых лежит понятный сюжет и действуют знакомые персонажи, производят на ребенка неизгладимое впечатление. Поступки, действия, слова персонажей вызывают бурную реакцию малышей. Однако все эти развлечения должны предусматри­вать отдельные моменты включения детей в выполнение каких-либо активных действий в рамках общего сюжета. Такое участие повышает их двигательную и умственную активность.

В холодное время года малыши вместе со старшими воспитанниками детского сада водят хороводы у новогодней елки, участвуют в проводах зимы, в Масленице, во встрече весны. Игры, хороводы в условиях при­роды родного края помогают формировать нравственные и эстетичес­кие чувства детей, приобщают их к народным традициям.

На протяжении всего года один раз в квартал можно проводить дет­ские праздники на природе. Тематика их может быть разнообразной, например, «В волшебном лесу», «Поляна сказок», «Отгадывай-загады­вай», «Праздник цветов», «В гостях у лесных зверей». Содержание пра­здника должно быть хорошо знакомо и понятно детям.

Праздник можно устраивать на свободном участке детского сада, на площадке близлежащего парка, на лесной опушке летом. Количество участвующих детей может доходить до 20—25 человек. Ведущим назна­чается один из воспитателей или методист, роли остальных действую­щих лиц можно поручить и детям подготовительной группы, и некото­рым родителям.

Родители принимают в мероприятии самое активное участие. Кто-то закупает на всех детей (включая артистов) одинаковые маленькие игрушки-сувениры, кто-то занимается костюмами, кто-то помогает

140


оформлять место проведения праздника и «Чудо-дерево», а кто-то при­дет с фотоаппаратом.

При проведении праздника все взрослые следят за поведением детей, стимулируют их к активному восприятию происходящих событий, к участию в играх, хороводах. В теплое время года у детей должно быть питье (2—3 одноразовых стаканчика на каждого). После игр и хороводов дети отдыхают на легком одеяле или коврике. По завершении праздни­ка каждый получает подарок с «Чудо-дерева» и все дружно возвращают­ся в детский сад.

Методист и воспитатель выбирают сюжет, определяют место прове­дения праздника, атрибуты инсценировок, распределяют роли.

Например, к концу осени дети знакомы с несколькими сказками. Можно провести на отдаленном участке детского сада праздник «Поля­на сказок».

«Поляна сказок»

В одном из уголков участка сидят дед да баба (игрушки), перед ними —курочка Ряба и золотое яичко. В другом уголке из крупного строительного набора сооружен теремок, из него выглядывают все пер­сонажи сказки. Чуть в сторонке по дорожке катится румяный колобок (разрисованный мяч), навстречу ему идет заяц или медведь.

Эти же сюжеты можно дать и в зимнее время. Детям будет интересно узнавать сюжеты знакомых сказок.

Перед началом праздника детям говорят, куда они пойдут, чтобы у всех было приподнятое настроение. Звучит музыка. Дети идут вокруг детского сада, а затем уже входят на «поляну сказок». Их встречает ведущая —вос­питатель в ярком наряде с пышным венком из осенних листьев.

Ход праздника

Ведущая. Здравствуйте, дети! Как хорошо, что вы пришли сегодня к нам на «поляну сказок». Я покажу вам много интересного. Идите за мной! (Ведет их не спеша к первому сюжету.) Посмотрите. Кто это здесь живет? Верно, дед и баба. И у них есть курочка Ряба. А что им снесла курочка? А какое яичко? Кто скажет? Верно, золотое. А теперь вы мне скажите, как называется эта сказка?

Если дети затрудняются с ответом, ведущая начинает неторопливо рассказывать сказку. Теперь уже дети безошибочно ее назовут. Похвалив детей, ведущий предлагает посмотреть и сказать название другой сказки.

Ведущая. Какой интересный домик в лесу стоит! Какие интерес­ные жители в этом домике! И все дружно живут, весело. Называйте их всех по порядку. Кто наверху устроился?

Дети. Лягушка.

141


 

 

Ведущая. Вот она куда уселась, лягушка-квакушка! Радуется, ей сверху все видно. А кто здесь сидит?

Дети. Зайка.

Ведущая. Правильно, здесь сидит зайка-попрыгайка.

Каждый раз, как только дети называют персонаж, ведущая дает его точное определение по сказке: лисичка-сестричка, серый волчок, миш-ка-топтыжка. Это помогает малышам вспомнить сказку.

Ведущая. Мы рассмотрели всех в этом милом домике. А теперь вспомните, как называется сказка? (Начинает рассказывать сказку до тех пор, пока кто-нибудь из детей не назовет ее.) Вот он каков, терем-те­ремок. Сколько зверюшек в нем уместилось! Холодно уже на улице, всем погреться охота, вот и прибежали все в теремок. А вы, ребята, молодцы, много сказок знаете! Я еще вам одну сказку покажу!

Ведет детей к декорациям сказки «Колобок». Дети рассматривают сказочных героев. Ведущая их не торопит. Когда дети угадают название сказки, можно попросить их спеть песенку колобка и рассказать, кого он встретил в лесу; обсудить, какой он, колобок: веселый или грустный, послушный или нет.

Ведущая. Оказывается, быть непослушным плохо, попадешь в беду. А вы послушные? А веселые? Ну, коль веселые, то я с вами поиграю в «Ловишки». Мне завяжут глаза, чтобы я не подсматривала, я начну вас ловить, а вы убегайте. Посмотрим, кто из вас ловкий!

Ведущей завязывают глаза прозрачной косыночкой (чтобы она видела детей). Игра начинается. По окончании игры ведущая удивляется, какие ловкие дети пришли на праздник, не поймаешь; все жители «поляны ска­зок» смотрят, удивляются, любуются такими ловкими ребятами.

Передохнув, можно вместе со всеми взрослыми поиграть в такие игры, как «Каравай», «Раздувайся, мой шар!».

В конце проводится игра «Золотые ворота». Двое взрослых, взявшись за руки, образуют ворота, а ведущая ведет детей, построившихся друг за другом, не спеша, зигзагами по поляне, проводит через ворота. Все дружно поют:

Золотые ворота, пропустите меня! Я и сам пройду, и детей проведу!

После игр дети вместе с родителями идут в конец поляны, пьют при­готовленные заранее напитки и свободно располагаются на ковриках отдыхать. Ведущий рассказывает одну из сказок. Прослушав сказку, дети встают.

Ведущая. Какой интересный сегодня у нас праздник! Давайте попрощаемся с героями сказок, поблагодарим их.

Дети еще раз обходят поляну, уточняя названия сказок, прощаются с игрушками и уходят с поляны. Вдруг они видят необычное дерево (неболь­шая березка, ракита), все увешанное воздушными шарами и игрушками.

142


 

Ведущая. Пока мы были на «поляне сказок», здесь выросло «Чудо-дерево». Не листочки на нем, не цветочки на нем, а шары да игрушки для всех детей!

Все обходят необыкновенное дерево, любуются им, взрослые не спеша снимают с веток подарки и раздают детям. Малыши благодарят ведущую, «Чудо-дерево», приглашают всех к себе в гости и уходят с праздника.

К лету дети знают уже много сказок, загадок, песен и стихотворений, поэтому летние праздники могут быть более насыщенными.


 


«В гости к лесным зверям»

Праздник «В гости к лесным зверям» проводится в лесу. Дети вместе со взрослыми долго петляют по лесным тропинкам, встречают знакомых пер­сонажей сказок (роли могут взять на себя дети подготовительной группы).

Ход праздника

Ведущая. Мы пойдем сегодня в гости клееным зверям. Кто вспом­нит, какие звери живут в лесу?

Пока дети вспоминают, им навстречу выскакивает зайчик.

Зайчик. Ой! Я боюсь.

Ведущая. Не бойся нас, зайчик! Мы—добрые люди, в гости к вам в лес пришли. Мы про тебя и сказки знаем, и загадки. Верно, дети?

Зайчик. Ну-ка, какую загадку вы про меня знаете? (Дети с помо­щью взрослого называют загадку.) И верно! Это про меня! Тогда я вмес­те с вами пойду. С вами интересно.

Все идут дальше, навстречу выскакивает волк.

Волк. Ребята! Живет в лесу коза с козлятами. Как придет коза домой и споет песенку, козлята открывают дверь. А я стараюсь, пою, но козля­та мне не открывают. Я правильно пою — как коза рогатая? Послушайте, пожалуйста. Можете вместе со мною спеть, если умеете:

Козлятушки, ребятушки! Отопритеся, отворитеся! Ваша мама пришла, Молочка принесла!

Волк. Вот как я стараюсь, всегда пою громко, грубым голосом, что­бы все козлята меня слышали. А они почему-то не открывают мне дверь. Почему?

Ведущая. Ребята, объясните волку, почему.

Дети дружно объясняют.

Волк. Ну, спасибо, теперь я буду знать! Я бы без вас не догадался. Теперь я никогда никого не буду кушать. Буду со всеми дружить! А вы будете со мною дружить?

143


Дети. Да!

Все идут дальше. Выходят на поляну, где сидит медведь.

Ведущая. Здравствуй, мишенька-медведь. Почему ты такой печальный сидишь?

Медведь. Я так люблю со всеми играть, а все звери лесные разбе­жались кто куда, вот и скучно мне одному.

Ведущая. Не печалься, мишенька. Смотри, сколько детишек я привела. Все веселые, ловкие, любят играть. Поздоровайтесь, ребята, с мишкой, пригласите его поиграть!

Проводится игра «У медведя во бору».

После этой игры зайчик предлагает всем перепрыгнуть через палоч­ку, которую держит взрослый на высоте 20—25 см (во время прыжка ребенка опускает ее до 10 см). Остальные взрослые устанавливают оче­редность прыжков, следят за поведением всех детей. Зайчик хлопает лапками, подскакивает, радуется успехам ребят, хвалит их.

Вдруг на поляне появляется лиса.

Ведущая. Здравствуй, лисонька-лиса. Иди с нами играть! Дети, приглашайте лису.

Лиса. Не могу, устала я. Девочку домой относила к бабушке и дедушке. Очень плакала девочка, заблудилась в лесу. Я ее пожалела.

Медведь. Я тоже слышал, хотел ей помочь, да она не пошла ко мне.

В о л к. И я хотел ей помочь, а она отказалась.

Лиса. А вот мне поверила, слезла с дерева. Я ее и отнесла домой.

Ведущая. Молодец, лисонька. Помогла девочке Снегурушке.

Лиса. А вы, ребята, знаете сказку про Снегурушку?

Дети вместе с ведущей вспоминают сказку, хвалят лисоньку.

Волк. Все хорошо кончилось. Снегурушка домой вернулась. Давай­те мы с вами сыграем в «Ловишки». Знаете такую игру?

Проводится игра «Ловишки».

Затем медведь потчует всех питьем из своего бочонка.

Дети располагаются для отдыха на коврике и слушают новую сказку, которую рассказывает ведущая.

Затем ведущая предлагает всем посмотреть, что интересного выросло в лесу, и ведет детей на поляну, где стоит «Чудо-дерево». Ведущая гово­рит, что оно расцветает тогда, когда в лесу много смеха и веселья.

Все обходят волшебное дерево, любуются им, рассматривают, что на нем выросло. Затем взрослые снимают с веток подарки «Чудо-дерева» и раздают детям.

Так заканчивается летний праздник.

Вариативные инсценировки знакомых сказок развивают у детей память, мышление, речь, воображение, творческое начало («Курочка-Ряба», «Те­ремок», «Колобок»).


 


144


«Колобок»

Роли зверей могут исполнять старшие дети.

Ход праздника

Выйдя с детьми на прогулку, воспитатель говорит детям: «Помните сказку про Колобка? Непослушный был Колобок. Куда он сбежал? Кого встретил? И попал в беду. Давайте сегодня пойдем вместе с Колобком гулять, от беды уберегать. Колобок (желающий ведет его на палочке) покатится по дорожке, а мы рядом пойдем».

Заяц (выскакивает из кустов). Колобок, Колобок! Я тебя съем.

Взрослый. Дети, давайте спасать Колобка. Что мы скажем зайчику? (Дает возможность высказаться всем желающим.) Если ты, зайчик, голод­ный, это не беда! Мы тебя накормим. Мы знаем, что ты любишь. Дети, отвечайте! Конечно, морковку! Берите у меня в сумочке мелки (желтые, оранжевые) и рисуйте (на асфальте) зайчику угощение — морковки.

Дети рисуют, а зайчик вместе с воспитателем ходит, оценивает рисун­ки, хвалит всех (у кого морковка большая, у кого длинная, а у кого их целых две (дети считают)). Заяц доволен, дети прощаются с ним и вме­сте с Колобком отправляются дальше.

Вдруг навстречу волк—зубами щелк. Волк хочет съесть Колобка.

Воспитатель. Я знаю! Ты совсем не голодный, а тебе просто скуч­но одному. Давайте, дети, с ним поиграем.

Проводится любая подвижная игра (по предложению малышей).

Волк уходит. Дети идут дальше, а навстречу—медведь, да как начал реветь. Ничего не понять. Колобок испугался, думает, что медведь хочет его съест.

Воспитатель. Подожди, мишенька, не реви, слушай, что мы тебе предложим. Давайте, дети, угостим его ягодами. Любишь, мишенька, слад­кие ягоды? Вот то-то! Садись на пенечек, а мы с ребятами на столе тебе уго­щение приготовим (достает из сумки красный пластилин или соленое тесто).

Дети скатывают ягодки, выкладывают их на широкий листик. Медведь благодарит детей и прощается с ними.

Дети идут дальше. Вдруг видят: лиса на пенечке сидит.

Лиса. Вот я и дождалась! Скучно мне. Теперь я съем Колобка.

Воспитатель. Не ешь его, он тебе песенку споет. (Дети поют вме­сте с воспитателем.)

Лиса. Колобок, сядь мне на нос. Что-то я плохо слышу, как ты поешь.

Воспитатель (обращается к детям). Разрешим? Нет! Лучше гром­ко сами споем.

Поют, затем вместе с лисой танцуют.


Приложение 1

Осень

Песенки, потешки

Катя, Катя маленька, Катенька удаленька. Пройди по дороженьке, Топни, Катя, ноженькой.

Божья коровка, Черная головка, Улети на небо, Принеси нам хлеба! Черного и белого, Только не горелого.

— Ножки, ножки,
Куда вы бежите?

— В лесок, во борок —
Грибы, ягоды собирать,
Нашу Катю угощать.

Петушок, петушок, Золотой гребешок, Масляна головушка, Шелкова бородушка! Что ты рано встаешь, Голосисто поешь, Ване спать не даешь?

Шотландская песенка

(перевод И. Токмаковой)

Купите лук, зеленый лук, Петрушку и морковку! Купите нашу девочку, Шалунью и плутовку! Не нужен нам зеленый лук, Петрушка и морковка. Нужна нам только девочка, Шалунья и плутовка.

За окошком кто шалит? Тук-тук-тук! Кто по стеклышкам стучит? Тук-тук-тук! Может, это птички? Нет, нет, нет!

146


Может, ребятишки? Нет, нет, нет! Может, капельки дождя? Да-да-да!

Стихотворения

Про бычка

Встретил ежика бычок И лизнул его в бочок. И, лизнув его в бочок, Уколол свой язычок. А колючий еж смеется: — В рот не суй что попадется! П. Воронько

Падают листья

Падают, падают листья — В нашем саду листопад... Желтые, красные листья По ветру вьются, летят. М. Ивенсен

Дождик, дождик, Не дожди! Дождик, дождик, Подожди! Дай дойти до дому Дедушке седому! Е. Благинина

Осенью

Осень наступила, Высохли цветы, И глядят уныло Голые кусты.

А. Плещеев

Осень. Обсыпается Весь наш бедный сад, Листья пожелтелые По ветру летят.

А. Толстой

Листопад,

Листопад,

Листья желтые летят,

Под ногой шуршат, шуршат,

Скоро голый

Станет сад.

В. Мирович

Паутина полетела, Полетела в синеве. Сколько листьев пожелтело. Сколько листьев на земле!

147


Если на деревьях листья пожелтели, Если в край далекий птицы улетели, Если небо хмурое, если дождик льется, Это время года осенью зовется.

М. Ходяков

Зима

Потешки

Шапка да шубка— Вот и весь Мишутка.

Уж ты, зимушка-зима, Ты с морозами пришла. Ветер воет, вьюга вьет, Вдоль по улице метет.

Большие ноги Шли по дороге: То-о-п, то-о-п,то-о-п. Маленькие ножки Бежали по дорожке: Топ-топ-топ-топ-топ-топ Топ-топ-топ! Топ-топ-топ!

Много снега привалило.

Не проехать, не пройти мне.

Ой, морозище-мороз,

Ты детишек (Таню, Ваню и др.) не морозь!

Стихотворения

Как на горке — снег, снег, И под горкой — снег, снег, И на елке — снег, снег, И под елкой — снег, снег, А под снегом спит медведь. Тише, тише. Не шуметь!

И. Токмакова

Снег идет

Тихо-тихо снег идет, Белый снег, лохматый. Мы расчистим снег и лед На дворе лопатой...

М. Познанская

Елка наряжается, Праздник приближается. Новый год у ворот — Ребятишек елка ждет.

Я. Аким

148


Кто мяукнул у дверей?

— Открывайте поскорей! —
Очень холодно зимой.
Мурка просится домой.

О. Высотская

Чух-чух, Чух-чух, Мчится поезд Во весь дух.

Э. Мошковская

Где мой пальчик

Маша варежку надела. Ой, куда я пальчик дела? Нету пальчика, пропал, В свой домишко не попал! Маша варежку сняла.

— Поглядите-ка, нашла!
Ищешь, ищешь—и найдешь.
Здравствуй, пальчик!

Как живешь?

Н. Саконская

Звездочка-малютка

Вот так! Белая> узорная звездочка-малютка, Ты слети мне на руку, посиди минутку. Покружилась звездочка в воздухе немножко, Села и растаяла на моей ладошке.

3. Рождественская

Весна

Песенки, потешки

Чирик-чик-чик.

Летит над полем птичка.

Чирик-чик-чик.

А что несет синичка?

Чирик-чик-чик.

Несет она травинку.

Чирик-чик-чик.

Зачем нужна травинка?

Чирик-чик-чик.

Несет травинку птичка.

Чирик-чик-чик.

Гнездо совьет синичка.

Чирик-чик-чик...

Осетинская песенка

149


Наши уточки с утра — Кря-кря-кря! Кря-кря-кря! Наши гуси у пруда — Га-га-га! Га-га-га! А индюк среди двора — Бал-бал-бал! Балды-балда! Наши гуленьки вверху — Грру-грру-у-грру-у-грру-у! Наши курочки в окно — Кко-кко-кко-ко-ко-ко-ко! А как Петя-петушок Ранним-рано поутру Нам споет ку-ку-ре-ку!

Дождик, дождик, пуще! Будет травка гуще. Дождик, дождик, посильней. Огород ты наш полей.

Дождик, дождик, пуще! Будет травка гуще.

Ранним-рано поутру Пастушок ту-ру-ру-ру! А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!» Ты, коровушка, ступай, В чисто поле погуляй, А вернешься вечерком, Нас напоишь молочком.

По солнышку

По солнышку, по солнышку Дорожкой луговой Иду по мягкой травушке Весеннею порой. И любо мне, и весело Глядеть по сторонам, Голубеньким и беленьким Я радуюсь цветам. А из лесу далекого, Откуда я иду. Приветливо доносится Ку-ку! Ку-ку! Ку-ку!

Детская песенка

Веснянка

А уж ясно солнышко Припекло, припекло И повсюду золото Разлило, разлило. Ручейки на улице Все журчат, все журчат,

150


Журавли курлыкают И летят, летят...

Украинская песенка

Де ночует солнце?

— Где ночует солнце?

— У бабушки в постельке.

— А кто его бабушка?

— Синее небо.

— Чем оно укроется?

— Шерстяною тучкой.

— А кто его укроет?

— Дедушка-ветер.

Армянская песенка

Стихотворения

Моя мама

Много мам на белом свете, Всей душой их любят дети, ^Только мама есть одна, Всех дороже мне она. Кто она? Отвечу я: Это мамочка моя!

В. Руссу

Дождик

Дождик песенку поет:

Кап! Кап! Кап!

Только кто ее поймет?

Кап! Кап! Кап!

Не поймем ни я, ни ты:

Кап! Кап! Кап!

Да зато поймут цветы,

И веселая листва,

И зеленая трава:

Кап! Кап! Кап!

Б. Заходер

На лугу

Я по травке на лугу В белых тапочках бегу. Ой, трава щекочется — Мне смеяться хочется! О. Бедарев

Солнышко

Туча прячется за лес, Смотрит солнышко с небес, И такое чистое, Доброе, лучистое.

151


Если б мы его достали — Мы б его расцеловали.

Г. Бойко

Где чей дом?

Воробей

Живет

Под крышей.

В теплой норке —

Домик мыши.

У лягушки

Дом

В пруду.

Домик пеночки —

В саду.

— Эй, цыпленок,

Где твой дом?

-Он

У мамы

Под крылом.

Т. Волгина

Все она

Кто вас, детки, крепко любит? Кто вас нежно так голубит? Не смыкая ночью глаз, Кто заботится о вас? «Мама дорогая!»

Колыбель кто вам качает? Кто вам песню напевает? Кто вам сказки говорит? Кто игрушки вам дарит? «Мама золотая!»

Если, детки, вы ленивы, Непослушны, шаловливы, Как бывает иногда, Кто же слезы льет тогда? «Все она, родная».

И. Косяков

Солнышко лучистое

Солнышко лучистое, Любят тебя дети. Нет теплее солнышка Ничего на свете.

Солнышко лучистое, Мы тебя встречаем. Солнышко лучистое, В гости приглашаем.

152


 


Солнышко лучистое, Попляши-ка с нами, Мы в ладошки хлопаем, Топаем ногами.

Весна

Пришла весна-красна и вот Свои подарки раздает. Лесным деревьям и зверям, Пушисто-белым облакам: Кому-то листья и траву, Кому-то неба синеву, Кому-то звонкую капель, \ Кому-то птиц веселых трель, 1 Кому-то шубки поменять, Кому-то ветром приласкать И теплым солнечным лучом, И первым ласковым цветком. М. Пиудунен

Первые листочки

Выбрались из почек Первые листочки, Радуются солнышку, Не поймут никак: — Неужели это? Неужели лето? —Нет, еще не лето, Но уже весна!

В. Данько

Дыхание весны

(отрывок)

...На улице повеяло теплом, Снег очень скоро в воду превратился. И, позабыв о холоде былом, Щебечут песни радостные птицы. М. Крюков


Лето

Песенки, потешки

Отличные, пшеничные

Мы печем пшеничные Пироги отличные. Кто придет к нам пробовать Пироги пшеничные? Мама, папа, брат, сестра, Пес лохматый со двора.

153


И другие, все, кто может, Пусть приходят с ними тоже. — Крошки, что останутся, Воробью достанутся.

Шведская песенка

Солнышко-ведрышко! Взойди поскорей, Освети, обогрей — Телят да ягнят, Еще маленьких ребят.

Радуга-дуга, Не давай дождя! Давай солнышка — Колоколнышка!

Привяжу я козлика К белой березке. Привяжу рогатого К белой березке: Стой, мой козлик, Стой, не бодайся, Белая березка, Стой, не качайся.

По малину

По малину в лес пойдем, В лес пойдем, в лес пойдем! И малину наберем, Наберем, наберем! Солнышко на дворе, А в лесу тропинка! Сладкая ты моя, Ягодка-малинка!

Детская песенка

Стихотворения

Арбуз

Вот какой у нас арбуз — Замечательный на вкус! Даже нос и щеки Все в арбузном соке.

3. Александрова

Лягушата

Глянь, на речке лягушата, Музыкальные ребята. — Ква! Ква! Ква! — все вместе Распевают песни.

П. Золотое

154


Мы на солнце загорели, Стали все, как шоколад. Даже мамы еле-еле Узнают своих ребят. Раз, два, поспевай! Сильным, ловким вырастай! Раз, два, поспевай! Сильным, ловким вырастай!

Отчего так много света? Отчего вдруг так тепло? Оттого что это—лето На все лето к нам пришло. И. Мазнин

Пословицы, поговорки

Дело мастера боится. Умелые руки не знают скуки. Спасибо, мороз, что снегу нанес. Муравей невелик, а горы копает. Береги нос в большой мороз. Маленький, да удаленький.

Загадки

Мягкие лапки,

В лапках — цап-царапки.

Молоко пьет,

Тихо песенку поет:

Мур! Мур!

(Кошка)

Длинное ухо, Комочек пуха, Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц)

Идет, идет, бородой трясет, Травки просит: «Ме-е-е, Дай-ка вкусной мне-е-е!» (Коза)

Пятачком в земле копаюсь, В грязной луже искупаюсь, Песенку пою: Хрю-хрю-хрю!

(Поросенок)

Чик-чирик!

На дорожку прыг.

155


Клюй, не робей! Кто это?

(Воробей)

На суку сидит,

Громким голосом кричит:

Кар!

(Ворона)

После дождичка на даче Мы по всем дорожкам скачем, Зелены мы, как трава, Наша песенка: Ква-ква!

(Лягушки)

Рано встаю, Громко пою, Деткам спать не даю: Ку-ка-ре-ку!

(Петух)

Зернышки клюет, Деток зовет: «Ко-ко-ко! Ко-ко-ко! Не ходите далеко».

(Курица)

Белая пушинка На руку упала И пропала.

(Снежинка)

Белые пушинки На землю летят.

(Снежинка)


Приложение 2

Сказки

Снегурушка и лиса

Жили-были старик со старухой. У них была внучка Снегурушка.

Собрались ее подружки по ягоды и пришли звать с собой Снегуруш-ку. Старик со старухой отпустили ее и велели не отставать от подруг.

Пришли девушки в лес, стали собирать ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик — Снегурушка и отстала от своих подруг. Они аукали ее, аукали, но Снегурушка не слыхала. Оглянулась, а уж темно становится. Что делать?

Залезла на дерево и стала горько плакать, припеваючи:

Ay, ay, Снегурушка!

Ay, ay, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Ее подружки в лес заманили,

Заманили-покинули!

Идет медведь и спрашивает:

— О чем ты, Снегурушка, плачешь?

— Как мне, медведюшка, не плакать! Я одна у дедушки, у бабушки
внучка Снегурушка, меня подружки в лес заманили, заманивши — поки­
нули!

— Слезай, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!

— Нет, я тебя боюсь, ты меня съешь!

Медведь ушел от нее. Она опять заплакала, припеваючи:

Ay, ay, Снегурушка! Ay, ay, голубушка!..

Идет волк, спрашивает:

— О чем ты, Снегурушка, плачешь?

— Как мне не плакать? Меня подружки в лес заманили, заманив­
ши — покинули...

— Иди ко мне, я тебя отнесу к дедушке и бабушке! — говорит волк.

— Нет, волк, я тебя боюсь, ты меня съешь!

Волк ушел. А Снегурушка опять заплакала, припеваючи:

157


Ay, ay, Снегурушка! Ay, ay, голубушка!..

Бежит мимо лиса. Услыхала Снегурушкин голосок и спрашивает:

—Чего ты, Снегурушка, плачешь?

—Как же мне, лисонька, не плакать! Меня подружки в лес заманили,
заманивши — покинули!

—Сойди, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!

Снегурушка слезла с дерева, села на лисицу, лисица и побежала. При­бежала к дому и стала хвостом стучаться в калитку. Тук! Тук!

—Кто там? — спрашивают дедушка и бабушка.

—Это я, лисица, внучку вашу принесла!

Обрадовались дед и баба. Стали Снегурушку целовать. Стали лису благодарить: «Спасибо тебе, лисонька, что принесла нашу внучку Сне­гурушку домой!»

К. Ушинский

Умей обождать1

Лето. Жили-были себе брат и сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Пету­шок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! —кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица! Больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник—прошло.

Весна. Петушок пошел в поле: бегал, прыгал, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:

— Не пей, Петя, обожди, пока остынешь.

Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут стала бить его лихорадка; насилу домой курочка его довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Зима. Петушок вышел из дома и видит, что речка ледком покрылась. Захотелось петушку на коньках покататься, а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь!» Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок — бултых в воду! Только петушка и видели.

Букет

В теплый весенний денек отправились друзья гулять в лес. Хорошо всем вместе, весело! Зайчик Дима скакал впереди всех на одной ножке. Ежонок Федя кувырком скатывался с горки, лисенок Тема хохотал во все

1 Сказка читается по частям, в соответствии с временем года.

158


горло. Только мышонок Филя тихо улыбался, смотрел на друзей глазками-бусинками, старался не отставать да и под лапы мишки Гришки не попадать. Так они и шли. Шли, шли и вышли на поляну, оглянулись вокруг и ахнули: красота-то какая! Солнышко пригревает, птички поют, теплый ветерок дует, играет разноцветными цветами, а бабочки, мотыль­ки так и вьются. Даже не поймешь — где бабочки, а где цветы.

Полюбовались друзья этой красотой, нарвали каждый себе неболь­шой букетик и сели передохнуть на пригорок. Сидят, отдыхают. Тут ежо­нок Федя и предложил:

—Давайте играть! Пусть каждый назовет у себя то, чего у других нет.

—Пожалуйста, — засмеялся лисенок Тема. — У меня самый красивый
хвост. Такого во всем лесу ни у кого не найдешь. Всего один такой!

—А у меня самые длинные уши. Во всем лесу нет длиннее, и их даже
два! Вот так!

—У кого в лесу такие толстые лапы, как у меня! — басом сказал миш­
ка Гришка. —Две передние лапы и две задние.

—Ау меня... —робко начал мышонок Филя, — а у меня мама. Одна, но
самая милая, самая ласковая и нежная. Я ей в подарок цветы принесу.

 

— Ну, какой молодец! Хорошо сказал! —удивились друзья.
А ежонок Федя протянул мышонку свой букет:

— Дарю твоей маме!

— Я тоже дарю! И я дарю! — закричали друзья наперебой.

— Спасибо! — прошептал мышонок. — Мама будет рада.
Огромный букет принес он своей маме. А вы приносите с прогулки

маме подарок?

Встреча

Бежит щенок по лесной тропинке, радуется. Вдруг навстречу ему выскочил из кустов лисенок.

Хотел щенок зарычать, да никак не получается, только «Тяв! тяв!».

—Эх ты, младенец! Даже лаять не научился. Я тебя не боюсь.

—Тогда я маму позову! — сказал щенок.

—А я никого не боюсь, я ученый! — важно заявил лисенок.

—Ученый? Это как? —удивился щенок.

—А вот так. Ты знаешь, сколько у тебя носов? —важно спросил
лисенок.

—Носов? Не знаю! — признался щенок.

—У тебя один нос, и у меня один нос, у всех один нос! — стал лисе­
нок учить щенка.

—Эй вы, малыши! — сверху каркнула ворона,— это у вас носы, а у
нас, птиц, — клювы! Вот у меня клюв длинный, острый, не то что ваши
носы-пуговицы.

159


 


— А зато у меня хвост один, смотрите, какой красивый, пушистый! —
закричал лисенок.

—И у меня хвост! И тоже один, и тоже пушистый! — обрадовался
щенок.

—Чему вы радуетесь? — возмутилась ворона.— Посмотрите, у меня
тоже один хвост, и тоже красивый.

—А сколько у тебя лап? — спросил ее лисенок. — Знаешь?

—Знаю, знаю, у меня две лапы, — сказала ворона.

—Ага! — закричал лесенок. — Только две! А у меня две передних и две
задних лапы, вот сколько!

—У меня тоже много лап! — закричал щенок.

—И смотри, щенок, какие у меня красивые ушки, их два!

—И у меня два уха! Вот здорово! — залаял от счастья щенок. — А у тебя,
ворона?

А ворона ничего не сказала и сразу же улетела. Не поняли приятели, почему она не ответила. А вы, дети, поняли?

Стали друзья хохотать, шум подняли на весь лес. Щенок рад:

— Хорошо, что я тебя встретил, теперь и я ученый!

Тут из кустов выскочила мама-собака. Лисенок испугался и ну бежать!

— Мама! Мама! — закричал щенок.—Я теперь ученый. У меня нос
один, а лап много, два уха и... Ой, забыл, сколько у меня хвостов!

Помогите, ребята, сосчитать, сколько хвостов у щенка. А у вас?


i


Котенок и мышата

Важно шагает котенок по дорожке, видит —порхают над клумбой разноцветные бабочки.

Стал котенок считать: «Одна бабочка, еще одна и еще одна».

Вдруг слышит, кто-то под кустом хихикает, шумит: «Эй, ты, малыш! Считай правильно: одна, две, три бабочки!»

Пригляделся котенок, а под кустом в траве мышата сидят.

—Что это вы надо мной смеетесь! Думаете, я не умею счиать: вас
много — один, два и еще один мышонок. Слыхали?

—Слыхали, слыхали! — смеются мышата.—Да только правильно
надо считать: один, два, три. Трое нас, запомни, малыш!

—Я не малыш! Я котик! Вот как выпущу когти, как схвачу вас: одной
лапой — одного, другой — второго!

Засмеялись мышата:

— А третьего как схватишь? У тебя две лапы, не три! Так что не пугай,
мы тебя не боимся! — и тут же дружно скомандовали: — Один, два,
три — к маме беги!

160


Нырнули мышата в густую траву, а котик сел и задумался: можно дву­мя лапами схватить трех мышат? А вы что скажете?

Трехглазый командир

Наконец-то маленькому волчонку Васе подарили велосипед. Красивый велосипед, красный, и чего тут нет: руль один, фара одна, педалей две, а колес много, целых три! На таком велосипеде можно мчаться, как ветер! Сел Вася, стал крутить педали и покатил по лесным дорожкам. Сзади догоняет его на своем велосипеде зайка Степка. Старался Вася, налегал на педали, а Степка все равно его обогнал. Расстроился Вася.

Выехал он на полянку, а Степка на пенечке сидит, рядом — велоси­пед. Поздоровался Вася с другом, подошел ближе к велосипеду, посчи­тал: и руль у него один, и фара одна, да вот только колес мало —всего два. Спрашивает волчишка зайку: «Как это ты меня перегнал? У меня же три колеса, а у тебя всего два. Три больше двух!

— Правильно посчитал! — ответил Степка. — Больше у тебя колес.
У тебя детский велосипед, три колеса для устойчивости, чтобы дети не
падали. А у всех, кто уже умеет ездить на велосипеде, у них велосипеды
с двумя колесами. Это уже не детский, это гоночный велосипед. Понял?

— Понял,—кивнул Вася, затем подумал и спросил: — Степа, скажи, коле­
са—чтобы ездить, руль—чтобы поворачивать, куда надо, а вот фара зачем?

— Фара—это глаз велосипеда, — начал объяснять зайчик. — Это чтобы
видеть в темноте, куда едешь. У велосипеда—один, аутебя—два. Понял?

 

— А бывает, что у кого-то три глаза?
Засмеялся Степка:

— Знаю, знаю такого! Три глаза у светофора. Он стоит на перекрестке.

 

— Почему ты думаешь, что он там стоит? — удивился Вася. — Может,
давно уже ушел.

— Нет,— покачал Степа головой, —он всегда там стоит. Ему нельзя
уходить, ведь он за порядком следит и все его слушают, уважают.
Светофор своими разноцветными глазами руководит движением.
Посветит зеленым глазом — поезжай спокойно. Желтый загорит­
ся— постой, не спеши. Красным глазом строго посмотрит — даже не
думай двигаться, попадешь в беду.

— Ишь ты, какой трехглазый командир! — засмеялся волчишка
Вася. — Я тоже хочу с ним познакомиться.

А вы знакомы с этим уважаемым трехглазым командиром?

Большой—маленький

Лисята родились в глубокой норе под старым деревом. «Какие вы у меня маленькие, крохотные», — говорила мама-лиса, любуясь малышами.

161


Однажды ушла она на охоту, а малышам строго приказала из норки не вылезать. Да непослушные оказались ее детки, вылезли на свет. Сидят, щурят глазки на солнышко, оглядываются кругом. Тихо, тепло.

На полянку прилетела пестрая бабочка. Побежали лисята, хотели ее поймать. Порхает бабочка перед мордочками малышей. Малюсенькая такая, а в лапы не дается. Так и улетела.

На куст с шумом уселась огромная ворона. Лисята кинулись к ней, а она испуганно взмахнула крыльями и улетела. Удивились лисята: такая большая, а боится!

Что-то зашуршало в траве и выкатился навстречу лисятам маленький колобочек. Тронул его лапкой лисенок и сразу жалобно заскулил — нель­зя трогать эту малютку, это ежик, а не колобок.

Тем временем вернулась мама-лиса, и ну ругать непослушных малышей!


 


 


Список литературы

Ге р б о в а В. В. Учусь говорить. — М., 1999.

Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с приро­дой. — М., 1980.

Воспитание дошкольника в труде / Под ред. В. Г. Нечаевой. — М., 1989.

Воспитание и развитие детей раннего возраста / Под ред. Г. М. Лями-ной. — М., 1981.

Как знакомить дошкольников с природой / Под ред. П. Г. Саморуко-вой.-2-еизд.-М., 1983.

Максаков А. И., Ту макова ГА. Учите, играя. —М., 1979.

Осокина Т. И., Тимофеева Е.А., Фурмина Л. С. Игры и раз­влечения детей на воздухе. — М., 1983.

Примерная общеобразовательная программа дошкольного образова­ния «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ» / Под ред. Н.Е. Вераксы, ТС. Ко­маровой, М.А. Васильевой. —М., 2013.

Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Развитие речи детей раннего возраста: Иллюстративный материал. — М., 2003.

Разенкова Ю.А., Теплюк С.Н., Выродова И.А. Развитие речи детей раннего возраста: Демонстрационный материал. — М., 2003.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.35.81 (0.318 с.)