Условия для активизации движений детей 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Условия для активизации движений детей



Одной из особенностей младшего дошкольного возраста является потребность детей в активных и разнообразных движениях. В летнее время эта потребность полностью удовлетворяется. Дети беспрепятст­венно и достаточно подолгу ходят, совершая целевые прогулки за пре­делы дошкольного учреждения. На своем участке они увлеченно бега­ют, лазают по лестницам-стремянкам, съезжают с горок, качаются на качелях, катаются на машинах и велосипедах. Широко используются условия местности: с небольшого пригорка можно сбегать, узенькую неглубокую канавку перешагнуть и т.д. Дети пролезают сквозь дуги, обручи, влезают в ящики, шагают по пенечкам-«гусенице», бревну в виде крокодила, сбивают шарами кегли, играют с мячами. В то же вре­мя малыши имеют возможность отдохнуть, сидя на скамеечках, рас­ставленных по всему участку, спокойно понаблюдать за играющими сверстниками. Под кружевной тенью деревьев, на траве желательно расстилать легкое одеяло, на котором дети могли бы покувыркаться, поползать, а то и просто полежать, глядя на синее небо и легкие белые облачка.

Особое внимание удовлетворению потребности детей в двигатель­ной активности нужно уделять в зимнее время, когда движения несколько ограничены одеждой, а погодные условия не дают возмож­ности много и разнообразно двигаться по участку, как это было в теп­лое время года.

Большая часть площадки должна быть расчищена от снега, чтобы дети могли свободно побегать, попрыгать. Постройки из снега, распо­ложенные по всей территории, не только служат для украшения участ­ка, но и стимулируют движения малышей. По собственному желанию дети могут влезать на спину сооруженных из снега кота, петуха, зайца, подлезать под оленя или слоненка. Можно также прокатить под каждой снежной фигурой мячи, шары; бросать снежки в корзину снеговика, белого медведя; попытаться набросить серсо на длинную шею гуся, хобот слоненка. По спине снежного крокодила можно ходить, упраж­няясь в равновесии; через его лапы перешагивать (высота передних и задних лап разная). Детям интересно влезать на огромную ледяную

10


черепаху, а затем съезжать с нее на скатках. Следует отметить, что сан­ки, особенно детям 2—3 лет, давать не следует во избежание травм. Вме­сто санок им можно предложить самодельные мягкие скатки: вырезан­ные в виде цветка, рыбки, грибка куски сукна, поверху расшитые разноцветными нитками, с подшитой снизу клеенкой. Дети могут их носить, садиться на них на скамейке, наблюдая за происходящим вокруг.

В стороне, от одного конца участка до другого можно соорудить лабиринт с разветвлениями и тупиками. Высота стен снежного лаби­ринта не должна превышать 40—50 см, чтобы взрослый мог видеть находящихся в нем детей; ширина стен 25—30 см. Снежные валы слу­жат для упражнений в равновесии и перелезании. Ширина дорожек лабиринта позволяет детям беспрепятственно разойтись на них. Поверхность дорожек должна быть сглажена. Дети могут украшать склоны вала лентами, разноцветными шнурами, закрепляя их специ­ально заготовленными пластмассовыми штырями (длиной до 15 см), а также узорами из разноцветных льдинок. Свободно передвигаясь по лабиринту, дети могут добежать до конца и встретить там белого мед­ведя, а остановившись в одном из тупиков, разглядывать, например, вырубленный из снежного вала теремок и его обитателей, при жела­нии поиграть с ними.

Для того чтобы попасть в отдаленную часть участка, детям необходи­мо преодолеть то или иное препятствие: перелезть через бревно, накло­нившись, пройти через воротца, перешагнуть через снежный порожек высотой в 10—15 см, перейти через мостик и т.д.

На расчищенной от снега центральной площадке дети с удоволь­ствием бегают по дорожкам, обозначенным краской; одни дорожки извилистые, другие прямые или замкнутые. Можно свободно пере­шагивать или перепрыгивать из одного разноцветного круга в дру­гой. Можно затеять игру вокруг крупных снежных фигур (снеговика, белого медведя и т.д.). Это и прятки, и перебежки от одной фигуры к другой.

Помогая взрослым сооружать постройки из снега, дети много и раз­нообразно двигаются: приносят снег в ведерках, раскладывают цветные льдинки, сгребают снег в центр или отбрасывают его в стороны.

Для такой активной деятельности малыши должны быть правиль­но одеты. Одежда должна быть удобной, достаточно легкой, не ско­вывающей движения, чтобы не вызывать у ребенка досаду и разоча­рование. Взрослый должен продумывать организацию прогулки таким образом, чтобы дети не замерзали и в то же время не перегре­вались.

Увлеченные разнообразной деятельностью, дети постоянно находят­ся в бодром настроении, с удовольствием откликаются на все предло-

11


жения взрослого и нередко высказывают недовольство тем, что прогул­ка подошла к концу.

Структурные компоненты прогулки

Непременным условием успешного развития и воспитания млад­ших дошкольников на прогулке является одновременное овладение ими умственными и практическими действиями. Эта задача успешно решается в ходе систематически проводимых наблюдений, заранее планируемых педагогом.

Ежедневные наблюдения на прогулке обогащают представления детей о мире природы, людей (ихтруда, взаимоотношений), обогащают эстетические представления. Таким образом, наблюдение — один из главных компонентов прогулки.

Детей следует привлекать к активным мыслительным операциям, к выполнению разнообразных движений по ориентировке на местнос­ти, к воспроизведению действий обследования предлагаемых объектов для того, чтобы систематизировать вновь приобретенные знания и закрепить полученные ранее. Широкое включение в этот процесс зре­ния, слуха, осязания, обоняния, тактильных и вкусовых ощущений способствует более глубокому познанию окружающего мира, оставляя в сознании ребенка увлекательные и незабываемые впечатления. Дидактические задания следует считать структурным компонентом прогулки детей раннего дошкольного возраста.

Посильные трудовые действия детей естественным образом вплета­ются в ход наблюдений за трудом взрослого, за живыми объектами окру­жающей среды. В силу собственной активности дети стремятся вклю­читься в совместный со взрослым трудовой процесс. По мере усвоения трудовых навыков они выступают в роли равноправных партнеров, а затем уже по собственной инициативе увлеченно действуют с разнооб­разным природным материалом, испытывая радость от полученных результатов. Выполняя одновременно и трудовые, и дидактические зада­ния, дети заняты интересным и полезным делом. Именно в этой непри­нужденной обстановке каждый ребенок приобретает положительные качества и навыки правильного взаимоотношения со сверстниками.

Вследствие новых видов деятельности на прогулке возникают ситуа­ции, вызывающие новые отношения детей со взрослым и со сверстни­ками. Идет интенсивное формирование личностных качеств каждого ребенка. Таким образом, трудовые действия детей также следует считать одним из самостоятельных компонентов в структуре прогулки.

Ребенок постоянно и разнообразно двигается на участке. В теплое время года потребность в активных движениях удовлетворяется пол-

12


ностью. Зимой эта проблема стоит довольно остро. При норме 10 тысяч шагов за день младшие дошкольники по собственной иници­ативе могут сделать лишь 1200—1500 шагов, в то время как при проду­манной организации прогулки и педагогически правильном руковод­стве они показывают результаты до 6000 шагов. Таких результатов ребенок достигает без каких-либо усилий для себя, увлеченно двига­ясь по участку в процессе выполнения дидактических заданий, актив­но участвуя в организованных подвижных играх, занимаясь интерес­ной самостоятельной деятельностью. Очевидно, что подвижные игры и игровые упражнения также являются обязательным компонентом каждой прогулки.

Таким образом, структурными компонентами прогулки являются:

• разнообразные наблюдения;

• дидактические задания;

• трудовые действия самих детей;

• подвижные игры и игровые упражнения.

Все эти компоненты позволяют сделать прогулку более насыщенной и интересной. Кроме того, они выступают не как отдельные педагоги­ческие мероприятия, а как логически обоснованные части того основ­ного, что запланировано взрослым в конкретной прогулке.

Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 3 до 5 минут (в общей сложности все компоненты прогулки занимают 15—20 минут) и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей. В зависи­мости от сезонных и погодных условий, объекта наблюдений, настроя детей эти структурные компоненты могут осуществляться в разной последовательности. Например, в пасмурный морозный день дети, вый­дя на прогулку, сразу же включаются в подвижную игру, что неизменно поднимает их эмоциональной тонус. В знойное летнее время дети сразу же приступают к трудовым действиям —наполняют бассейн водой, что­бы затем использовать ее в течение всей прогулки.

Каждый из компонентов прогулки оказывает влияние на развитие, воспитание и формирование личностных качеств младших дошколь­ников.

В течение года в обязательном порядке проводится и вечерняя про­гулка. В это время воспитатель дополнительно занят встречей с родите­лями, поэтому на вечерней прогулке не проводятся организованное наблюдение и трудовые действия.

На фоне играющих детей педагог может что-то рассказывать и пока­зывать им, пообщаться с одним—двумя малышами на интересную для них тему, организовать индивидуальные игры-развлечения, понаблю­дать с ребятами за каким-либо необычным явлением или событием, которое они сами заметили. Главное — сделать так, чтобы на прогулке детям не было скучно.

13


Распределение материала наблюдений по временам года

Осень



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-06-14; просмотров: 34; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.218.147 (0.008 с.)