Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Профилактика девиантного поведения молодежи.
Долгое время преобладающим методом реагирования на девиантное, в особенности асоциальное и антисоциальное, поведение со стороны государства и в отечественной и в зарубежной практике было применение различных негативных санкций. Однако их использование часто вызывает отрицательный эффект как в отношении социума к самому «девианту», так и в отношении «девианта» к агентам социального контроля и к социальной системе в целом. Поэтому профилактика девиантного поведения выглядит предпочтительнее как по причине предотвращения подобных эффектов, так и, главным образом, потому, что в этом случае потенциальная девиация не превращается в реальный поведенческий акт. Последний же может быть деструктивен сам по себе – как несущий общественную опасность (преступность, суицид), а также как существенный фактор размывания нормативно-ценностной системы общества. Вместе с тем, профилактика социальных девиаций не должна исходить из требования недопущения любых отклонений. Такая задача сама по себе нереальна. К тому же насаждение жесткой модели конформистского поведения не способствует развитию субъектности и самоорганизации у социальных акторов. Как следствие, общество перестает развиваться и лишь воспроизводит существующие социальные отношения, знания, опыт. Сохранение нормы как самоцель также препятствует перераспределению социально значимых ресурсов, социальному компромиссу и сковывает социальную инициативу. В особенности это имеет отношение к молодежи. Так, современная российская молодежь ориентируется преимущественно на конформистскую модель поведения и жизненной стратегии, предпочитая пассивную адаптацию. Но в результате применения такой стратегии выигрывают относительно немногие, поскольку доступ к социально значимым статусам жестко контролируется. Как результат, нормативное поведение становится для его носителей источником депривации и фрустрации – не достигнув своих целей, не получив доступа к социально значимым ресурсам, они теряют веру в справедливость общественного устройства и начинают конфликтовать с окружением и с самими собой. Различные факторы девиантного поведения требуют, соответственно, и различных подходов к его профилактике, применения разных технологий. Но в целом профилактика девиаций связана с воздействием на процесс социализации.
Основными требованиями к мерам профилактики социальных девиаций являются: - комплексность – объединение государственных, общественных институтов и семьи, привлечение специалистов различного профиля (социологов, медиков, юристов, представителей МВД, молодежных и общественных организаций); - нормативное единство – требования, предъявляемые к поведению, должны быть, по возможности, идентичны. Исследования показывают, что немаловажную роль в формировании девиантного поведения и сбоев в социализации играет рассогласование требований, предъявляемых к подросткам отцом и матерью, семьей и школой [335]; - наличие обратной связи – постоянный мониторинг, оценка эффективности проводимых профилактических мероприятий; - приоритет первичной профилактики - упор на превентивную работу; - социальное партнерство - привлечение к профилактике наркомании и других зависимостей студентов, прошедших специальную подготовку и обучение - будущих психологов, социологов, социальных работников, а также тех, кто смог избавиться от соответствующей зависимости; Все профилактические меры подразделяются на: 1) социально-ориентированные; 2) личностно-ориентированные. К социально-ориентированным мерам относятся: - совершенствование социальных норм и санкций. В первую очередь к ним относятся формальные нормы. Это предполагает совершенствование нормативно-правовой базы. Основными регулирующими документами в настоящее время являются: Федеральный Закон от 24.06.1999 г. №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. 2007 г.), Федеральный Закон от 10.07.2001 г. №87-ФЗ «Об ограничении курения табака» (ред. 26.07.2006 г.), Федеральный Закон от 07.03.2005 г. №11-ФЗ «Об ограничениях розничной продажи и потребления (распития) пива и напитков, изготавливаемых на его основе», Федеральная целевая программа «Дети России» (2003-2006 и 2007-2010 гг.) и, в частности, ее подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», Федеральная целевая программа «Формирование установок толерантного сознания и профилактика экстремизма в российском обществе (2001-2005 гг.)». К нормативно-правовым актам регионального уровня относятся: постановления губернатора Белгородской области от 11.05.2004 г. №144 «Об организации системы летних трудовых оздоровительных и военно-патриотических профильных лагерей для подростков из групп социального риска и социально слабо защищенных семей», от 04.08.2004 г. №34 «Об организации профилактического лагеря для подростков из групп социального риска «Феникс»», от 22.09.2004 г. №190 «Об упорядочении деятельности компьютерных салонов на территории Белгородской области», от 09.12.2004 г. №224 «О мерах по совершенствованию духовно-нравственного воспитания детей и молодежи», областная целевая программа «Искоренение сквернословия среди населения Белгородской области» (2005-2008 гг.)
Одновременно нуждаются в корректировке неформальные санкции и нормы. Данное направление предполагает формирование и активизацию самоконтроля молодых людей, в том числе, посредством их включения в различные формы самоуправления (школьного, студенческого и др.); - социальная работа с девиантами, организация их занятости, в том числе, вторичной; - формирование соответствующей информационно-культурной среды, которое предполагает регулирование трансляции девиантных практик в общественное сознание; - организация досуга и переключение активности молодых людей с негативных форм самореализации на позитивные; - создание условий для самореализации в социально одобряемых сферах деятельности, вовлечение в различные социальные акции, благотворительные мероприятия, волонтерские движения - изоляция явных девиантов. К личностно-ориентированным относятся: - изъятие из девиантогенной среды; - медико-психологическая помощь. Медицинская помощь применяется при наиболее тяжелых видах девиаций, связанных с аддиктивным поведением (алкоголизм, наркомания, суицид). Как правило, она сопряжена с необходимостью изоляции. Психологическая помощь начинается с диагностики и определения причин девиации. Основными параметрами диагностики девиации являются: - симптомы; - соответствие поведения возрастным и гендерным нормам; - стойкость (длительность) отклонения; - периодичность; - провоцирующие условия данного типа поведения; Необходимо также учитывать специфику личности девианта, в частности: - особенности характера; - специфику эмоционально-волевой сферы; - уровень развития интеллекта; - уровень самооценки; - подверженность влиянию извне; - развитость рефлексии и ее характер. Значимым направлением диагностики является выявление особенностей социальной ситуации: - структуры семьи; - социального статуса родителей; - взаимоотношений внутри семьи; - статуса в группе сверстников [336]. При проведении психологической терапии подростка необходимо выполнять следующие требования: - быть эмпатичным (эмпатия представляет собой способность к сопереживанию, сочувствию по отношению к окружающим); - демонстрировать искренний интерес к личности клиента; - уважительно относиться к индивидуальному жизненному опыту; - не поучать, а информировать с целью расширения интерпретации поведения субъекта с точки зрения других участников события;
- строить личные отношения с «девиантом», чтобы тот увидел в психологе человека, стремящегося не наказать, а помочь. Технология работы с носителями любого типа девиантного поведения строится как последовательное решение следующих задач: - определение типа девиантного поведения; - выявление факторов, провоцирующих у «девианта» данный тип реагирования; - выявление его цели (чего он хочет достичь посредством данной модели поведения); - определение, как можно этого достичь социально одобряемым способом; - отработка и закрепление данных видов поведенческих реакций. Вопросы для самопроверки: 1. Назовите основные причины социальных девиаций. 2. Что, по Вашему мнению, является преобладающим фактором распространения социальных девиаций в молодежной среде в современной России? 3. Какова значимость фактора риска для распространения социальных девиаций в молодежной среде? 4. Что понимается под аутодеструктивным поведением? Назовите его основные формы. 5. Охарактеризуйте основные факторы наркотизации молодежи. 6. Какие функции выполняет агрессия в молодежной среде? 7. В чем состоит специфика молодежной преступности? 8. Какие из сексуальных девиаций представляют общественную опасность и почему? 9. Что такое экстремизм и что является его причинами? 10. Какие есть методы и технологии для профилактики девиантного поведения в молодежной среде?
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.10.137 (0.015 с.) |