Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Молодежные субкультуры в современной России.
1. Понятие субкультуры. Основания формирования и выделения субкультур. Современное общество характеризуется многообразием жизненных стилей, особенностей общественного сознания и поведения. Это многообразие является результатом существенной дифференциации индивидов в соответствии с самыми разнообразными основаниями – доходом, профессией, возрастом, местом проживания и типом поселения, религиозной и этнической принадлежностью – перечислять эти основания можно достаточно долго. Иногда данные различия способствуют формированию у индивидов, принадлежащих к той или иной группе, специфических культурных ценностей и установок, образа жизни, стиля поведения, одежды, языка. Принадлежность к какой-либо специфической культурно-стилевой общности нередко способствует тому, что индивиды отдают предпочтение той или иной профессии, месту проживания или конфессии. Эти специфические группы, отличающиеся от представителей доминирующей культуры общества или существующие наряду с другими культурно специфическими группами, представляют собой носителей субкультур или просто субкультуры. «Существование субкультур является неизбежным следствием культурней Дезинтеграции, ситуации, когда каждый может - и вынужден - относительно свободно выбирать из множества вариантов правил мышления и поведения» [239]. Существует два варианта формирования субкультур. Во-первых, они складываются вследствие самобытности той или иной социальной группы. Основанием для самобытности может быть этничность, конфессия, род занятий, формирующие у тех, кто к ним принадлежит настолько отличающиеся от господствующего в обществе культурные ценности и образ жизни, что они проявляются в стилях поведения, одежде, языке и традициях. Такие субкультуры, как указывалось выше, свойственны отдельным этносам, проживающим в господствующей иноэтничной среде или в раках полиэтничных обществ. Основанием для них может быть конфессиональная самобытность, если в данном обществе господствует иное вероисповедание или существует конфессиональное многообразие. Во-вторых, формирование субкультуры может быть результатом сознательного следования людьми, изначально принадлежащими к самым разным социальным слоям, ценностям и образцам поведения, позволяющим им отличать и даже противопоставлять себя всему обществу. Как правило, в данных случаях, субкультура носит характер контркультуры.
Итак, субкультура (иногда используется термин «подкультура») – это система ценностей, установок, стилей поведения, свойственная определенной социальной группе и отличающаяся от доминирующей в обществе культуры. Считается, что, хотя «в современном обществе существует значительное многообразие таких субкультур, однако в социологии это понятие находит наибольшее применение при исследовании молодежи и девиантности» [240]. Таким образом, молодежь признается основным носителем субкультур в современном обществе. Иногда выделяют молодежную субкультуру в целом как основную субкультуру общества [241]. Она, с точки зрения некоторых авторов, «во многих странах демонстрирует общие свойства: достаточно четко выделены ее границы, отъединенность от жизни старших поколений, уход ее носителей в сферу общения и самообразования, досуга и развлечений» [242]. З.В. Сикевич настаивает на том, что молодежная субкультура — характеристика именно целого поколения, что «существует некое субкультурное «ядро», которое присуще в той или иной мере всему молодому поколению». Она дает следующее определение молодежной субкультуры – «культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов» [243]. Вряд ли правомерно вести речь о молодежной субкультуре в целом. Но то, что именно молодежь является носителем значительного числа субкультур и, что существенно, предрасположена к этому вследствие специфического образа жизни и статусных особенностей большинства ее представителей – бесспорно и обусловлено рядом факторов. Во-первых, возрастные особенности накладывают существенный отпечаток на формирование субкультуры – молодежи в гораздо большей степени свойственно стремление к групповой идентичности, с одной стороны, и противопоставление себя «миру взрослых», с другой. Последнее является, по существу, одним из базовых приемов и оснований самоидентификации молодежи. «Юношеский возраст (15-18 лет), а в какой-то мере и весь период взросления отличают черты порывистости, неустойчивости желаний, нетерпимости, дерзости, усугубляемые переживаниями амбивалентности социального статуса (уже не ребенок, еще не взрослый). Именно эта специфика приводит юношей в однородные по возрасту и социальной принадлежности группы сверстников, которые удовлетворяют типичные юношеские потребности в стиле поведения, моде, досуге, межличностном общении» [244]. В молодом возрасте несовершенство окружающего социального мира ощущается наиболее остро. Соответственно, появляется либо желание этот мир переделать (вариант «мятежа»), либо отгородиться от него и создать свой собственный мир (вариант «ухода»).
Во-вторых, неформальное общение в жизни молодых людей занимает гораздо более существенное место вследствие того, что профессиональные, материальные, карьерные, семейные заботы еще не приобрели доминирующей роли. Тем более что получение образования в школах, университетах и иных учебных заведениях создает все предпосылки для такого общения. Таким образом, молодежь предрасположена к субкультурности как в силу объективного фактора собственной специфичности по отношению к другим группам общества, так и вследствие того, что субкультурность является частью жизненных стратегий молодых людей, в основе которых лежит самоутверждение, самоидентификация и формирование отношения к окружающему миру. Однако естественная предрасположенность молодых людей к субкультурности отнюдь не означает того, что большинство из них представляют те или иные субкультурные группы или что вся молодежь является такой группой по отношению к остальному обществу. Бурное развитие молодежных субкультур, их явное противопоставление себя всему обществу – это скорее исключение, свойственное отдельным периодам в истории тех или иных обществ, иногда цивилизаций. Предпосылками всплеска субкультур, как правило, являются: 1) кризисный характер общества – наличие социальных проблем, связанных с нарастающей неудовлетворенностью больших групп молодых людей своими социальными позициями и, что еще более важно, ощущающих собственную исключенность из магистральных процессов общества. К.Д. Келли (США) обращает внимание на то, что в современном постиндустриальном обществе довольно значительная часть населения вытесняется с рынка труда (высокий уровень благосостояния обеспечивается без обязательного поголовного участия всех в производстве), а вместе с тем сужается и сфера действия трудовой этики. Первыми вытесняются женщины, расовые меньшинства и молодежь - и именно они составляют базу наиболее многочисленных альтернативных движений и социальных образований [245]; 2) наличие конфликта поколений вследствие разрывов в развитии общества – когда между «детьми» и «родителями» возникает существенная ценностная дистанция; 3) аномия – ослабление значимости социальных норм и ценностей, объединяющих все общество. Аномия проявляется в том, что отсутствуют четкие правила поведения; 4) наличие в обществе массовых социальных движений за или против чего-либо, представляющих собой питательную среду для нонконформистского поведения, формирования групп и организаций;
5) влияние иных культур. В частности, возникновение и развитие многих молодежных субкультур в СССР, особенно в 1960 - 70-е гг., было следствием культурного воздействия Запада и референтного характера западной культуры для значительного числа молодых людей СССР. Таким образом, молодежные субкультуры в современных обществах существуют в любом случае. Очень часто они занимают сравнительно узкую социальную нишу и являются маргинальными по отношению к обществу и доминирующему в нем типу культуры. Но иногда субкультуры становятся чем-то вроде магистрального направления развития общества и олицетворяют его состояние и цели происходящих в нем социальных изменений (как это было в 50-60-е гг. XX века в США). Одна или несколько ведущих субкультур включают (хотя и на непродолжительное время) сотни тысяч и миллионы молодых людей, становятся модными и диктуют жизненные и поведенческие стили. И в том, и в другом случаях субкультуры функциональны. Функции молодежных субкультур (молодежной субкультуры) заключаются в следующем: 1) самоидентификация – она осуществляется молодежью, принадлежащей к субкультуре, через противопоставление «миру взрослых», обществу, сверстникам; 2) социализация, которая происходит посредством восприятия и усвоения молодыми людьми специфических субкультурных норм и ценностей; 3) просвещение как элемент социализации, реализующееся через понимание предпосылок формирования и развития данной субкультуры, ее истории, основных деятелей, принципов и идеологии; 4) самореализация – молодые люди осуществляют ее через творчество, формирование особого стиля и образа жизни, свойственных субкультуре; 5) легитимация конфликта и агрессии – многие субкультуры идеологически обосновывают правомерность и необходимость конфликта между ее представителями и обществом или другими контрагентами. Таким образом, агрессивность, присущая многим молодым людям, оправдывается и возводится в доблесть (группировки скинхедов, естественно, не просто дерутся или убивают, а борются за право русских жить в своей стране); 6) коммуникация. Принадлежность к субкультуре дает возможность молодым людям найти круг общения, которого они очень часто лишены в семье, образовательных учреждениях, на работе и т.д. То, что это общение часто носит виртуальный характер (субкультура «хакеров»), в принципе, не имеет значения;
7) организация развлечения и досуга. Субкультура обеспечивает проведение молодым людям свободного времени; 8) компенсация маргинальности и исключенности – групповая субкультурная идентичность способствует адаптации молодых людей к низкому аутсайдерскому социальному статусу в обществе; 9) социальные изменения. Эта функция реализуется уже не по отношению к молодежи, а по отношению ко всему обществу. Очень часто под воздействием той или иной субкультуры изменяются и базовые ценности и институты общества. В некоторой степени хиппи способствовали формированию большей толерантности в американском обществе по отношению к тем, кто одеждой и образом жизни отличается от большинства. Под влиянием субкультур может меняться язык, в нем получают распространение некоторые слова, употребление которые ранее было свойственно лишь «посвященным» (например, лагерная лексика, вошедшая в 1990-е гг. в разговорную и даже литературную речь в России, слово «тусовка» из хипповской «Системы» и др.). Как и любой институт общества, субкультура может быть в равной или в разной степени функциональна и дисфункциональна: «Некоторые из молодежных субкультур могут создавать платформу для развития негативных тенденций в молодежной среде (проблемы наркотизма, насилия и т. д.), другие скорее имеют позитивное общественное значение (экология и т. д.). Во всех случаях важно, что через субкультурные формы для определенной части молодежи лежит путь к освоению социальности» [246]. Несмотря на множество и стилевое разнообразие разных субкультур, объединяющих большие или меньшие группы молодежи во второй половине XX – начале XXI вв., все субкультуры обладают единым комплексом характеристик. В их числе: 1) более или менее разработанная идеология – наличие неких базовых принципов отношения к окружающему миру, обосновывающих поведение, образ жизни, стиль одежды и т.п. участников субкультуры. Такая идеология может копировать идеологемы и программы политических партий, предусматривать те или иные формы общественно-политической активности (например, скинхеды), общественного переустройства (хиппи), то есть быть идеологией в собственном смысле этого слова, либо просто описывать некий образ жизни как предпочтительный по отношению ко всем остальным; 2) специфический образ и стиль жизни, отличающийся (зачастую очень существенно – как у байкеров) от общепринятого. Иногда они отличаются эпатажем – намеренным вызовом традиционному образу жизни и стилю поведения – как у панков; 3) стиль одежды или наличие каких-либо символов, атрибутов, имидж, прическа и т.п., выполняющих функцию маркировки «свой-чужой», общественного эпатажа, позиционирования своего статуса внутри субкультуры, и др.; 4) язык, сленг, иногда существенно отличающийся от общепринятого (например, содержащий большое количества производных от английских слов у советских хиппи), иногда просто включающий несколько знаковых слов. Иные специфические характеристики субкультур как ценностного, так и стилевого рода менее универсальны и присущи лишь некоторым, может быть, большинству, но не всем субкультурным молодежным группам. Например, нонконформизм (неприятие индивидами существующего порядка вещей, господствующих мнений, образцов поведения) и противопоставление себя всему обществу, нежелание приспосабливаться к его институтам и условностям декларирую многие субкультуры, но многие успешно вписываются в его формат либо просто сосредоточены на проведении досуга и никакой оппозиции обществу, его политической системе и культуре не представляют (скейтбордисты, в том числе).
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 110; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.147.65.65 (0.014 с.) |