Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Основные противоречия культур и цивилизаций начала XXI в.
В период первых десятилетий XXI в. различным культурам и цивилизациям, функционирующим в условиях конкурентной экономики и интеграции, свойственны общие проблемы и противоречия. Наиболее актуальными являются следующие: противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоении, угроза всемирной ядерной катастрофы, обострение противоречий демографических процессов, экологические проблемы, обострение межнациональных и межэтнических конфликтов, экспансия массовой культуры. Неразрешённостьизвечного противоречия между общественным характером труда и частной формой присвоения. Несмотря на внушительные достижения человеческого разума в развитии науки и техники, как пишут многие мыслители, в глобальном процессе проявляется антиномия (противоречие) между страна ми постиндустриальной (информационной) культуры (так называемый «золотой пояс») и странами, являющимися регионами «гряз ной индустрии», – поставщиками сырья и дешевой рабочей силы. Россия, занимая серединное положение между этими странами, должна найти свой путь в определении достойного места. От способов разрешения противоречия между общественным характером труда и частной формой присвоения зависят все остальные формы общественного развития, а также понимание общественных, в том числе и культурных процессов. Конец XIX в. и весь XX в. стали временем поиска путей преодоления этого противоречия как внутри капиталистических стран, так и социалистических. Капитализм в конце ХIХ – начале XX вв. столкнулся с серьезным кризисом, связанным с монополией частной собственности на средства производства. Кризис капитализма большевики восприняли как крах всей его системы и канун социалистической революции. Пытаясь радикально разрешить основное противоречие капитализма между трудом и капиталом, идеологи социализма выдвинули идею создания пролетарского государства, основанного на общественной собственности на средства производства. Были выдвинуты вполне разумные лозунги: фабрики – рабочим, землю – крестьянам, власть – Советам, т.е. народу.Однако в течение трех четвертей века не было сделано ни одного существенного шага в этом направлении, поскольку в материальной основе общества не утвердилась подлинная культура экономических отношений: не сформировались цивилизованные формы собственности на средства производства, т.е. те формы, где каждый трудящийся гражданин (civilis) становится совладельцем своего предприятия. Тем не менее капитализм сумел выйти из кризиса, трансформировался, причём, как признают объективные исследователи западных стран, именно за счет социалистических идей усиления государственного регулирования экономики и формирования системы социального партнерства, за счет отказа от монополии только частной формы собственности на средства производства и развития разных форм собственности, в том числе государственной, акционированной, кооперативной и т.д. В то время как социализмом были огосударствлены все отношения собственности, утверждена монополия одной формы собственности – государственной, что впоследствии также привело к развитию кризисных форм. В результате и в нашем обществе, и в капиталистическом противоречие между общественным характером труда и частной формой присвоения, породившее этот кризис, не изжито, оно остаётся, принимая различные экономические и социальные формы.
В результате XX в. показал, что монополия какой-либо одной формы собственности, одной идеологии, одной политической силы заводит общество в тупик. Поэтому будущее должно определяться полиморфическими общественными системами, т.е. обществами многообразия форм собственности, идеологий, политических сил, партий. В результате в обществе складывается система состязательности, отбора и апробирования оптимальных вариантов развития. При этом наиболее важные прагматические позиции, утверждённые в XX в., остаются: необходимость государственного регулирования экономики и развитой системы социального партнерства, т.е. разрешения противоречий, возникающих в области производства и труда, путем реформ, законодательства. Подобная система, основанная на многообразии форм собственности и политических партий, уже многие годы постепенно утверждается во многих развитых странах мира. Создается она и в России. Однако путь движения к этим формам мучителен. Он осложняется тем, что в нашей стране отсутствует необходимая культура правовых отношений и законодательства, нередко повторяется не лучший опыт Запада, а многие западные рецепты просто не работают на российской почве и порождают множество других проблем и противоречий. Но тем не менее, учитывая опыт развитых стран и используя то положительное, что накоплено в прошлом (в том числе и в советский период развития) России предстоит искать свой путь преодоления собственных экономических противоречий и межгосударственных.
Угроза всемирной ядерной катастрофы. Последствия ядерного взрыва будут ужасающи: всю планету в считанные минуты захватит огненный смерч, в результате чего будет нарушен озонный слой и поток ультрафиолетового излучения убьет всё живое. Глобальное изменение окружающей среды не даст возможности спастись никому, поэтому уже сейчас человечество должно определить судьбу планеты – продолжить жизнь на ней или умереть. Проблема ядерной угрозы обусловлена неразрешенностью противоречий, присущих политико-экономическим отношениям, точнее, отношениям собственности по поводу средств производства. В современном мире все еще прочно держат свои позиции не идеалы и ценности подлинной культуры, а явление силовой политики, в силу чего продолжается накопление оружия массового поражения. На гонку вооружений тратится столько средств, из которых только одной десятой части хватило, чтобы покончить в мире с нищетой и голодом, с массовыми эпидемиями и огромной смертностью детей. Обострение противоречий проблемы демографических процессов. Взаимосвязь экономического развития и демографических процессов воспроизводства населения – это минусы и плюсы. С одной стороны, увеличение численности населения и влияние его на экономику выгодно (расширение внутреннего рынка, создание базы национального производства и т.д.), с другой – существуют отрицательные аспекты: нерешенность вопроса о соотношении неограниченного роста населения и редкости ресурсов, в том числе и экономических. Так, высокие темпы роста народонаселения, особенно в странах сырьевого придатка (Южная Азия, Африка и страны Латинской Америки), увеличивают армию нищих и безработных. Эти процессы выходят за рамки цивилизованности. Они деформируют, извращают прогресс культуры. Сотни миллионов людей озабочены только одной проблемой – выжить любым путем. В этих условиях не до освоения высоких ценностей культуры. Экологические проблемы. Стихийное развитие производительных сил общества, бурный рост народонаселения, безудержная погоня за прибылью неудержимо ведет, как отмечают многие крупные ученые мира и политики из ООН, к экологической катастрофе. Под экологической катастрофой понимается аномалия в природе, которая возникает в результате прямого или косвенного воздействия человека. Содержание понятия «экологическая катастрофа» включает в себя необратимое изменение природных экосистем, неблагоприятные последствия такого дисбаланса для социума, значительное нарушение территориальных комплексов населения и хозяйства, их природной и этнокультурной основ. Обострение межнациональных и межэтнических конфликтов. Вследствие отчуждения миллионов людей от продуктов своего труда, массовой безработицы и нищеты резко усилился антагонизм между отдельными народами. Данные конфликты идеологически обосновываются самыми реакционными феноменами – идеями национализма и шовинизма, расизма и фашизма. Общечеловеческая культура свидетельствует, что счастье и благополучие одного народа невозможно построить за счет завоевания и подчинения другого этноса.
Расслоение общества. В современном мире идет размежевание людей не только по политико-экономическим признакам (отношениям собственности на средства производства), национальным и религиозным основаниям, но также по признаку профессиональной деятельности, и даже по принадлежности к определённой субкультуре. Уровень образования и характер профессиональной деятельности нередко формирует международную элиту «спецов», которая, как пишет А.Я. Флиер (современный российский культуролог), противопоставляет себя малообразованной, неконкурентоспособной массе «рядовых людей». Однако исследователь отмечает, что продолжающаяся информационная «революция», массовая компьютеризация отчасти сгладят остроту этого противоречия, создадут иллюзию единого культурного пространства. Экспансия массовой культуры. В современных цивилизациях, особенно западноевропейской, широкое распространение получила культура, именуемая массовой. Соответственно выделяется противоречие между ценностями массовой культуры, как культуры примитивной, обезличенной, стандартной, бездуховной, телесной, и элитарной культурой, содержание которой есть общечеловеческие духовные ценности. Это означает, что в системе массовой культуры создавались и распространялись те нормы и «ценности», которые носят извращенное содержание. Соответственно это противоречие находит свое выражение в противоречиях между духовной культурой разума, гуманизма, созидания и культурой деструктивной (разрушающей) – «культурой» потребительства, насилия и извращения. Термин «массовая культура» получил научное признание в середине XX в., когда культуру стали разделять не только по ее функциональной роли (материальную и духовную), но и по признаку ее социального статуса. Стали выделяться две области: элитная культура, присущая «сливкам» общества (деятели искусства и науки, политики и крупного бизнеса) и культура широких масс.
Современная культура представлена исследователями тремя направлениями: а) традиционно-гуманитарная культура (религия, философия, традиционная мораль, классическое искусство); б) научно-техническая, или интеллектуальная культура, включающая искусство модернизма и авангарда; в) массовая культура. Считается, что массовая культура есть следствие производства товаров широкого потребления, товаров единого стандарта и назначения: одежды, обуви, продуктов питания, средств передвижения, предметов быта – мебели, посуды, а затем средств коммуникации (телефон, радио, телевизор, компьютер), предметов духовной культуры (книги, картины, средства музыки и т. п.). Это материальная и духовно-потребительская область отношений явилась непосредственной основой массовой культуры. Ее функционирование порождает следующие общественные проблемы. Во-первых, создает иллюзию приобщения широких масс к элитной культуре, ее ценностям и нормам. Во-вторых, она представляет собой мощнейшее средство манипулирования сознанием масс. В-третьих, массовая культура – источник больших дивидендов. Она фактически полностью ставится на коммерческую основу. Продукция массовой культуры делается для успеха здесь и сейчас и не представляется впоследствии в качестве культурного наследия, поскольку не имеет ничего общего с высокими ценностями цивилизованного мира. Под маской культуры насаждаются идолы бездуховности, которым свойственны алчность и агрессивность. С понятием массовой культуры коррелирует понятие мозаичной культуры, введенное французским социальным психологом А. Молем (1973). В «мозаичной» культуре знания формируются не системой образования, а средствами массовой информации. В эпоху классической («гуманитарной») культуры, характерной, например, для эпохи Возрождения, люди понимали, что научные, философские или религиозные ценности выше, чем ценности быта или развлечений. Сегодня СМИ способны создать условия, при которых ценность информации о важном научном открытии становится равной ценности информации о выпуске нового шоколадного десерта. Все вышеизложенные противоречия, имеющие глобальный характер, усиливаются стихийным процессом развития культуры и цивилизации. Попытки ООН, в частности ЮНЕСКО, предложить научно обоснованные рекомендации преодоления этих антагонизмов не воплощены в действительность, поскольку правительства всех государств озабочены лишь своими собственными проблемами и нуждами. Такое положение дел свидетельствует о том, что Разум человечества как единой духовной силы планеты Земля еще не состоялся. Человеческий разум, говоря словами Гегеля, живет в себе, но не для себя. Эта разрозненность – прямая опасность в дальнейшем развитии культур и цивилизаций.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 114; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.154.151 (0.009 с.) |