Вопрос 4. Понятие и сущность ювенальных правоотношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 4. Понятие и сущность ювенальных правоотношений



Ювенальные правоотношения – это система общественных отношений, урегулированные нормами ювенального права, в рамках которых несовершеннолетний наделяется специфическими субъективными правами и несет особые юридические обязанности.

Данным отношениям свойственны как общие, так и специфические признаки. Среди них можно назвать следующие:

· ювенальные правоотношения возникают, изменяются или прекращаются на основе права;

· носят волевой характер;

· предполагают наличие у сторон субъективных прав и юридических обязанностей;

· гарантируются государством;

· в ювенальных правоотношениях особый субъектный состав (как минимум одной из сторон всегда выступает несовершеннолетний);

· в ювенальных правоотношениях определена возможность ребенка участвовать в них как непосредственно (в личном контакте со вторым субъектом правоотношения), так и опосредованно (например, через законных представителей);

· в ювенальных правоотношениях ребенок наделяется правовыми средствами удовлетворения своих потребностей, в то время как другая сторона данных отношений обязана исходить из его интересов.

Не все отношения с участием ребенка подлежат правовому регулированию. Многие из них упорядочиваются существующими традициями и общественной моралью (например, отношения дружбы, товарищества, уважения, преданности, любви).

Элементами ювенальных правоотношений являются

· субъекты;

· объекты;

· содержание.

Субъекты ювенальных правоотношений – это участники ювенальных отношений, которые обладают правами и несут обязанности, предусмотренные нормами ювенального права.

К субъектам ювенального права следует отнести физических и юридических лиц, при этом специфическим субъектом выступает несовершеннолетний.

Объекты ювенальных правоотношений – это явления и предметы социальной действительности, по поводу которых возникают ювенальные правоотношения.

Все объекты условно можно разделить на:

· действия субъектов (положительное и отрицательное поведение);

· имущественные (материальные) блага (конкретные предметы, представляющие собой ценности для субъектов правоотношений, заработная плата, наследуемое имущество и т.д.);

· неимущественные (нематериальные) блага (охраняемые законом честь, достоинство, тайна переписки, телефонных переговоров, удовлетворение эстетических потребностей и т.д.).

Содержание ювенальных правоотношений раскрывается через субъективные права и юридические обязанности их участников.

Субъективное право участника ювенальных правоотношений является средством удовлетворения его интересов путем совершения определенных юридических действий, требований и притязаний.

Юридическая обязанность участника ювенальных правоотношений выступает в качестве меры должного поведения обязанного лица, причем такая мера соответствует субъективному праву другой стороны ювенальных правоотношений.

Положение несовершеннолетнего в рамках ювенальных правоотношений определяется, прежде всего, его правовым статусом, который подразделяется на общий статус категории несовершеннолетних лиц и статус конкретного несовершеннолетнего лица (единичного субъекта) ювенальных  правоотношений.

Общий статус принадлежит всем без исключения субъектам соответствующих отношений, регулируемых при помощи права. Лица, которые обладают существенными с позиции ювенального закона качествами (признаками), изменяющими объем их прав и обязанностей, имеют правовое положение, отличное от статуса других лиц. Несовершеннолетние в данном случае выделены по возрастному признаку.

Статус единичного субъекта может быть определен лишь с учетом признаков конкретного правоотношения. По этой причине круг прав любого субъекта, по общему правилу, является более узким в сравнении с правовым положением несовершеннолетнего, который, являясь в правоотношении субъектом со специальным статусом, получает дополнительные специфические права.

Объем принадлежащих ребенку субъективных прав и свобод в правоотношении, по общему правилу, не должен быть меньше, чем в структуре правового статуса взрослого лица. Однако из этого правила имеется ряд исключений. В основном они, конечно, касаются политических прав и свобод, которые во многих случаях в соответствии с законодательством принадлежат только совершеннолетним членам общества и не могут быть переданы другому лицу. В отношении несовершеннолетнего не исключена возможность ограничения и других прав, например личных. Как частный случай такого ограничения можно назвать возможность родителей ограничить право несовершеннолетнего на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства, свободное получение информации, если эти действия соответствуют интересам ребенка.

Возникновению конкретного ювенального правоотношения на базе правовой нормы предшествует юридический факт.

Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, которое влечет за собой возникновение, изменение или прекращение ювенальных правоотношений.

По волевому основанию юридические факты подразделяются на событияи деяния.

События – это такие явления, которые не зависят от воли человека. События подразделяются на абсолютные (не зависят от воли людей и не связаны с их действиями) и относительные (не зависят от воли человека, но связаны с его жизнедеятельностью).

Деяния (действия и бездействия) – это явления, которые зависят от воли людей, их совершающих. Деяния могут быть правомерными (не противоречат правовым предписаниям) и противоправными (не соответствуют требованиям правовых норм, отличаются общественно–вредным или общественно–опасным характером).

Ювенальные правоотношения подразделяются на различные группы:

В зависимости от характера ювенально-правовых норм, лежащих в основе ювенальных правоотношений:

а) материально-правовые (возникают на основе норм материального права, например, семейные, трудовые правоотношения)

б) процессуально-правовые (возникают на основе норм процессуального права, например,  уголовно-процессуальные правоотношения)

В зависимости от количества участников:

а) простые (правоотношения, в которых участвуют два субъекта, например, сфера трудовых прав ребенка)

б) сложные (правоотношения, в которых участвуют более двух субъектов, например, сфера гражданских прав ребенка)

В зависимости от продолжительности:

а) длящиеся (например, семейные правоотношения)

б) одномоментные (например, оказание срочной услуги)

По функциональному критерию:

а) регулятивные (связаны с приобретением и реализацией субъективных прав и обязанностей путем правомерного поведения их участников)

б) охранительные (связаны с применением государственного принуждения в целях защиты и восстановления нарушенных прав).

Вопрос 5. Ювенальное право как наука и учебная дисциплина

 

Ювенальное право как отрасль права следует отличать от науки ювенального права, которая находится в стадии своего развития, привлекая к себе внимание большого количества отечественных ученых и практических работников. Необходимым условием для развития науки ювенального права является ее неразрывная связь с практической деятельностью различных органов и учреждений. Такая связь может и должна выражаться в изучении и обобщении практики применения ювенально-правовых норм.

В настоящее время публикации в области ювенального права освещают вопросы, касающиеся проблем ювенальной юстиции, правонарушений несовершеннолетних, защиты прав детей и т. п. Научными исследованиями в области ювенального права занимаются Г. А. Василевич, Л. Л. Зайцева, И. И. Мартинович, Г. М. Леонова, Э. А. Саркисова, В. М. Хомич и другие.

Наука ювенального права составляет часть юридической науки и представляет собой систему знаний о наиболее существенных признаках явлений действительности, изучаемых ювенальным правом, закономерностях их существования и развития.

Наука ювенального права изучает права и законные интересы несовершеннолетних, историю развития и становления правового статуса ребенка в Республике Беларусь, особенности правового положения несовершеннолетних за рубежом и специфику международных стандартов в области правового регулирования общественных отношений с участием несовершеннолетних. Кроме того, наука ювенального права занимается исследованием содержания общественных отношений с участием несовершеннолетних, выявлением их эффективности и разработкой обоснованных рекомендаций по совершенствованию ювенального законодательства.

Объектом науки ювенального права является правовое положение несовершеннолетних как участников ювенальных правоотношений.

Предметом науки ювенального права являются:

· ювенальные правоотношения,

· взаимосвязь ювенального права с другими отраслями системы права;

· изучение особенностей деятельности специализированных органов и учреждений.

Предмет науки ювенального права шире предмета ювенального права как отрасли права, так как в содержание первой входит исследование не только действующего ювенального законодательства и практики его применения, но и история развития ювенально-правовой науки, изучение ювенального права зарубежных государств.

В методологии ювенального права различают следующие методы исследования:

· всеобщий метод (философский, мировоззренческий или диалектико-материалистический), используется во всех науках и на всех стадиях научного познания;

· общие методы применяются разными науками с учетом специфики предмета (например, исторический, логический, сравнительный и др.)

· частные методы вырабатываются и применяются только одной отдельной наукой (например, формально-юридический, статистический, метод моделирования и др.)

Среди основных задач науки ювенального права необходимо обозначить следующие:

· теоретическое исследование законодательства в сфере обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних граждан Республики Беларусь;

· изучение зарубежного опыта в сфере ювенального права;

· исследование особенностей правовой защиты несовершеннолетних в белорусском обществе и государстве.

Ювенальное право как учебная дисциплина – это предмет преподавания в учебных заведениях. Данная дисциплина базируется на достижениях науки ювенального права и обучает нормам ювенального права и практике их применения.

Практика преподавания дисциплины «Ювенальное право» направлена на решение следующих задач:

· обобщение и выдача информации комплексных знаний о правовом статусе несовершеннолетних в Республике Беларусь;

· выработка определенных путей совершенствования отечественного законодательства о правах детей;

· оказание образовательных услуг по подготовке кадров во всех сферах деятельности, связанной с защитой прав и законных интересов несовершеннолетних.

 

Вопросы для самоконтроля по теме:

1. Обоснуйте необходимость создания научной и юридической отрасли «ювенальное право».

2. Сформулируйте определение понятия ювенальное право.

3. Что является  предметом ювенального права?

4. Назовите задачи ювенального права.

5. Каковы основные принципы ювенального права?

6. Каковы методы правового регулирования ювенального права?

7. Что такое ювенально-правовая норма?

8. Проведите классификацию норм ювенального права по различным критериям.

9. Охарактеризуйте систему и институты ювенального права.

10. Что такое ювенальные правоотношения?

11. Какова система источников ювенального права?

12. Что понимается под правовой защитой несовершеннолетнего?

13. Каковы основные задачи белорусского государства в сфере улучшения положения детей?

14. Почему Конвенция ООН «О правах ребенка» является источником ювенального права?

15. В чем состоит международно-правовое значение Конвенции ООН «О правах ребенка»? В чем особенности ее структуры и содержания?

16. Какова роль судебной практики по делам несовершеннолетних для сотрудников органов внутренних дел в области ювенального права.

17. Назовите объект и предмет науки ювенального права.

18. Сформулируйте цель и задачи науки ювенального права.

19. Охарактеризуйте методологию науки ювенального права.

20. В чем особенности ювенального права как учебной дисциплины?

 

Перечень использованной и рекомендованной литературы по теме:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 7 дек. 1998г., № 218-З: принят Палатой представителей 28 окт. 1998 г.: одобр. Советом Респ. 19 нояб. 1998 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 18.12.2018г // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

2. Конституция Республики Беларусь: с изм. и доп., принятыми на респ. референдумах 24 нояб. 1996 г. и 17 окт. 2004 г. – Минск: Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь, 2019. – 62 с.

3. Конвенция о правах ребенка [Электронный ресурс]: [заключена в г. Нью-Йорке 20.11.1989 г., в ред. от 21.12.1995 г.] // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

4. Кодекс Республики Беларусь о браке и семье [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 278-З: принят Палатой представителей 3 июня 1999 г.; одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь /Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019

5. Кодекс Республики Беларусь об административных правонарушениях [Электронный ресурс]: 21 апр. 2003 г., № 194-З: принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: одобр. Советом Респ. 2 апр. 2003 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2019г. // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

6. О правах ребенка [Электронный ресурс]: Закон Респ. Беларусь, 19 нояб. 1993 г., № 2570-XII: в ред. Закона Респ. Беларусь от 11.05.2016 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

7. Трудовой кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 26 июля 1999 г., № 296: принят Палатой представителей 8 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 30 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 17.07.2018 // ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

8. Уголовный кодекс Республики Беларусь [Электронный ресурс]: 9 июля 1999 г., № 275-З: принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 09.01.2019// ЭТАЛОН. Законодательство Республики Беларусь / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. – Минск, 2019.

9. Борисова, Н.Е. Теоретические основы правового положения несовершеннолетнего в современной России / Н.Е.Борисова. – М.: Информационно-внедренческий центр «Маркетинг», 2003. – 168 с.

10. Василевич, Г. Ювенальная юстиция в Беларуси: вопросы развития / Г. Василевич, И. Грунтов // Судовы веснік. – 2000. – № 2. – С. 59 – 62; № 1. – С. 61 – 62.

11. Воронова, Е. Л. Семь вопросов о ювенальной юстиции // Ювенальная юстиция в России. – 2009. № 11.

12. Воронцова, М.А. Актуальные вопросы механизма обеспечения правовой безопасности несовершеннолетних лиц / М.А.Воронцова // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. – Тамбов: Грамота, 2014. – № 11 (49): в 2-х ч. Ч. I. – C. 43-45.

13. Хомич, В. М. О стандартах и перспективах введения ювенальной юстиции в Республике Беларусь // Перспективы создания ювенальной юстиции в Республике Беларусь / Под общ. ред. Г. М. Леоновой. Мн.: Тесей, 2004. –С. 16-41.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 416; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.119.17 (0.03 с.)