Воды как объект использования и охраны. Законодательство в области использования и охраны вод 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Воды как объект использования и охраны. Законодательство в области использования и охраны вод



Водные ресурсы – поверхностные и подземные воды которые используются и могут быть использованы в хозяйственной или иной деятельности.

Водный объект – сосредоточение вод в искусственной или естественных углублениях земной поверхности либо в недрах, имеющие определенные границы, объем и признаки гидрологического режима или режима подземных вод.

Воды являются самостоятельным компонентом природной среды, который выступает объектом природных отношений. Значение вод - экономическое, экологическое, культурно-оздоровительное.

 

Классификация:

 

В зависимости от расположения: - поверхностные воды (водотоки, водоемы, родники (ст. 5 ВК) – это сосредоточение природных вод на поверхности суши;

                                                                - подземные воды, это воды находящиеся ниже уровня земной поверхности, в толще горных пород (земной коры) во всех физических состояниях.

По происхождению:  естественные, искусственные

По физ сфойствам: пресные, минеральные, термальные

По назначению: питьевые, хозяйственно-технические, сточные.

 

  Экологическое состояние (Статус) поверхностных водных объектов (их частей) определяется на основании различных показателей, которые определяются при проведении мониторинга поверхностных вод (Отличное, хорошее, удовлетворительное, плохое, очень плохое). Отнесение к классам осуществляет Минприроды РБ. Информацию о присвоенном классе экологического состояния отражается в государственном водном кадастре и на официальном сайте Минприроды РБ.

 

Особенности, имеющие правовое значение: Воды составляют исключительную собственность государства (ст. 8 ВК), право собственности на добытую/изъятую воду принадлежит водопользователю, осуществившему ее добычу на законном основании (8 ВК), обособленные водные объекты относятся к недвижимому имуществу.

 

Законодательство в области использования и охраны вод.

 

Международный уровень: ВК устанавливает приоритет международных норм. К числу МД для РБ в данной сфере относят конвенцию о водно-болотных угодьях, имеющих значение в качестве места обитания водоплавающих птиц, Конвенция по охране и использованию трансграничных водотоков и международных озер.

Региональный уровень: модельный ВК, для государств-участников СНГ от 16. 11. 2006 (утв. Постановлением Межпарламенсткой Ассамблеи)

Национальный уровень: ВК РБ от 30 апреля 2014 г. (ст. 2 вопросы разграничения законодательства по питьевому водоснабжению).

 ПСМ о некоторых мерах по реализации ВК РБ от 2 марта 2015 г, которым утвержден ряд положений.

 

Государственное регулирование (управление) в области использования и охраны вод.

 

Можно выделить органы общей и специальной компетенции.

Общей: СМ, Президент, СМД, Местные исполнительные и распорядительные органы;

Специальной: Минприроды РБ.

 

 В ст. 9 перечисляются госорганы. Президент (ст. 10 ВК), СМ (ст. 11 ВК), Минприроды (ст. 12 ВК), МСД (ст. 13), Местные исполнительные/распорядительные органы (ст. 13).

Право водопользования

 

Водопользование – использование водных ресурсов или воздействие на водные объекты при осуществлении хозяйственной/иной деятельности (ст.1 ВК).

Необходимо отличать водопользователей от водопотребителей: водопользователи  - ЮЛ гр ИП используют водные ресурсы и оказывают воздействие на водные объекты при осуществлении хозяйственной/иной деятельности; водопотребители - ЮЛ ГР РБ, получающие в установленном порядке воду, для обеспечения своих нужд. Водопотребители не являются субъектами водных отношений, на них не распространяется законодательство об охране и использованию вод.

Объектами водных отношений являются водные объекты (их части) в установленных границах.

  Цели пользования водными объектами (ст. 38 ВК): хозяйственно-питьевых нужд (ст. 39), рекреация спорта и туризма (ст. 40 ВК), лечебных (курортных, оздоровительных) (ст. 40), для пожарных нужд (ст. 41 ВК), для нужд промышлености (ст. 42), тепло-энергетических нужд (ст. 43 ВК), нужд внутреннего водного транспорта и воздушного транспорта (ст. 44 ВК), и иные нужны.

 Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Приоритет использования подземных вод для питьевых нужд населения по отношению к их использованию для других нужд (ст. 3 ВК).

Водные объекты могут предоставляться на срок пользования от 1 года до 20 лет.

 

Виды водопользования: общее, специальное, обособленное водопользование.

· Общее водопользование (ст. 29 ВК): Юл, гр, ИП и без права правоустанавливающих документов. В целях охраны жизни и здоровья населения, местные исполкомы могут устанавливать запреты и ограничения на осуществление общего водопользования на объектах, включая запреты на купание, плавание на маломерных судах, изъятие воды для хозяйственно-питьевых нужд.

Условия общего водопользования доводятся до сведения граждан и ЮЛ местными распорядительными органами посредством опубликования этих сведений в СМИ и своих официальных сайтах. Право общего водопользования распространяется на пруды копани на землях общего пользования и землях запаса. Если на границах участка, предоставленных ЮЛ, гр в пользование, то право общего водопользования не распространяется. 

· Специальное водопользование (ст. 30, 33 ВК). В ВК исчерпывающий перечень случаев специального водопользования. К специальному водопользованию относятся: изъятие поверхностных вод с применением водозаборных сооружений, добыча подземных вод с применением водозаборных сооружений, сброс сточных вод в окружающую среду с применением гидротехнических сооружений в том числе через систему. Признак: всегда будут применяться специальных технические средства. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешения на специальное водопользование или комплексных природоохранных разрешений (выдаются территориальными органами Минприроды, за исключением следующих случаев: если вы хотите изымать поверхностные воды в объеме 5 и менее м3 в сутки с применением водозаборных сооружений; добыча подземных вод в объеме 5 и менее м3 в сутки; сброс в окружающую среду сточных вод граждан, за исключением ИП). Выдача разрешений на специальное водопользование, комплексных природоохранных разрешений на добычу подземных вод осуществляется на основании заключений о возможности добычи заявленных водопользователями объемов подземных вод. Выдаются уполномоченной организацией, подчиненной Минприроды РБ. В разрешении на специальное водопользование, комплексе разрешений устанавливаются нормативы допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод и условия осуществления специального водопользования в том числе объемы добычи (изъятия) вод, получение воды от других водопользователей, передача воды другим водопользователям, использование воды по определенным целям, потеря воды и объем сброса сточных вод в окружающую среду в том числе через систему канализации.

Действует положение о порядке выдачи разрешения на специальное водопользование Утверждено ПСМ от 2 марта 2015 года.

Водные объекты для осуществления специального водопользования предоставляются водопользователям на следующие сроки: от 1 года до 3 лет (при установлении временных нормативов допустимых сбросов химических и иных веществ в составе сточных вод), от 5 до 10 лет (если лица получают комплексные природоохранные разрешения), на 10 лет (для лиц, осуществляющих только добычу/изъятие вод), на 5 лет (в иных случаях).

· Обособленное водопользование.  Обособленное водопользование подразделяется на 2 случая: 1) обособленное водопользования прудами копанными, расположенными в границах земельных участков, предоставленных соответствующим лицам и техническими водными объектами. Осуществляется на основании документов, удостоверяющих права на земельные участки. Срок определяется сроком пользования земельными участками, на которых расположены объекты. 2) Обособленное водопользование поверхностными водными объектами (их частями) для хозяйственно-питьевых, гидроэнергетических нужд и нужд обеспечения обороны. Такие объекты в обособленное водопользование: а) могут быть предоставлены ЮЛ; б) не предоставляются если данные объекты расположены полностью или частично на территории населенных пунктов, в) нужно получить государственный акт на право обособленного водопользования, в котором указывается цель, условия и сроки обособленного водопользования, г) получение государственного акта на право обособленного водопользования не исключает необходимости получения разрешения на специальное водопользование или комплексного природоохранного разрешения в случаях, предусмотренных п.2 ст. 30 ВК. Водопользователи обязаны устанавливать информационные знаки, содержащие сведения о режиме осуществления хозяйственно/иной деятельности на таких водных объекта (их частях), опубликовать эти сведения в СМИ и размещать на официальных сайтах местных исполкомов.

Объекты предоставляются на срок до 25 лет. На меньший срок только с согласия водопользователя, которому они предоставляются. Срок указывается в государственном акте на право обособленного водопользования.

Порядок предоставления: 1) подача заявления; 2) принятие решения о предоставлении/об отказе в предоставлении поверхностного водного объекта; 3) оформление и выдача государственного акта на право обособленного водопользования.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.23.30 (0.006 с.)