Социальные теории развития личности. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социальные теории развития личности.



Пиаже создал теорию интеллектуального развития человека. Необходимо взаимодействие со средой. Согласно Пиаже, развитием личности управляют не внутренние процессы созревания и не внешнее обучение, а развитие личности – это процесс активного конструирования, в котором дети посредством собственной деятельности выстраивают когнитивные познавательные структуры.

 

Развитие ребенка, по Пиаже, моет быть разбито на несколько стадий, то есть некие последовательные периоды развития их мышления.

 

Дети переходят от одной стадии к другой в неизменной последовательности, в одном и том же порядке (различаются лишь темпы). В общем виде это схема может быть представлена так. Первый период – сенсомоторный интеллект. Этот период развития идет от рождения до двух лет. Для этого периода характерно то, что малыши выстраивают собственные схемы физических действий – сосания, разглядывания, хватания, нанесения ударов – чтобы установить контакт с внешним окружением. Однако, подчеркивает Пиаже, хотя они и конструируют собственные схемы действий, в самом начале эти схемы состоят из врожденных рефлексов.

 

В конце сенсомоторного периода ребенок способен уже совершать эффективные, хорошо организованные действия, позволяющие ему контактировать с его непосредственным окружением. Вместе с пониманием постоянства объектов у детей вырабатывается представление и о себе как о независимом существе.

 

Второй период – дооперациональное мышление (от двух до семи лет). В этом периоде дети научаются мыслить, использовать символы и внутренние образы. При этом понятно, что их мышление не систематизировано и не логично. На этой стадии дети овладевают языком, который является основным источником символов. Хотя могут использоваться и нелингвистические символы. Язык существенно расширяет горизонты ребенка. Посредством языка ребенок может заново пережить прошлое, предвосхитить будущее и что-то сообщить другим людям. Дооперациональное мышление характеризуется эгоцентричностью (одна девочка строит домик, другая – рассказывает о поездке с мамой в зоопарк, они друг друга не слышат, каждый говорит про свое), анимизмом (ребенок вносит одухотворение, одушевленность), представлением о снах как о внешних явлениях, отсутствием какой бы то ни было классификации. Пиаже полагает, что к концу этого периода дети преодолевают эгоцентризм и научаются учитывать точку зрения других. К его концу они также уже умеют спорить с другими детьми и достигать компромиссов. То есть дети сами играют активную роль в осознании существования альтернативных точек зрения.

 

Третий период – конкретные операции (с семи до одиннадцати лет). На этом этапе дети овладевают способностью мыслить систематически. В своих социальных интеракциях дети учитывают не только то, что говорят сами, но и учитывают потребности слушателя. Эта способность координировать одновременно две точки зрения образует основу социального и научного мышления.

 

Четвертый период – формальные операции (с 11 до 18 лет). В этот период люди овладевают способностью мыслить систематически, формируется абстрактное мышление, а также могут мыслить в гипотетическом ключе. Становятся мечтателями, т.е. снова эгоцентризм. Принимают на себя взрослые роли. Эгоцентризм на всех стадиях, но в конце стадий – децентрировка. Стадии культурно универсальны.

 

Таким образом, общая педагогическая философия Пиаже исходит из того, что подлинное научение передается не через учителя, а является исходящим от самого ребенка. Это процесс спонтанных изобретений и открытий самого человека. При этом Пиаже не отрицает роль среды. Он писал, что скорость развития интеллекта зависит от среды. Здесь среда выполняет роль интеллектуальной стимуляции. Однако Пиаже утверждает, что роль среды важна лишь отчасти. Среда питает, стимулирует, но дети сами выстраивают когнитивные структуры своих действий, когда они исследуют эту среду и то, что вызывает у них интерес.

 

20) Понятие, виды и признаки соц.инст.

Социальный институт — это устойчивый комплекс норм,

регулирующих взаимодействие в определенной сфере

жизнедеятельности и превращающих эту сферу в систему

социальных ролей.

Главная функция институтов — упорядочение, шаблонизация взаимодействий. Взаимодействие, происходящее в виде исполнения социальных ролей

в определенное время и в определенном месте, упрощает организацию совместной жизни людей. Помимо этой функции, каждый институт выполняет

специфические функции, определяющие его своеобразие и роль в общей социальной организации

На существование социального института указывают три основных признака:

— функция (функции) данного вида социальных взаимодействий;

— набор социальных ролей участников взаимодействий;

— пространственно-временнáя локализация и материальные атрибуты

взаимодействия.

 

21) Семья как объект социологического анализа

Семья – самый древний социальный институт. Она прошла длительный путь своей эволюции: от промискуитета группового брака до моногамии – супружеской семьи; от матриархата к патриархату. Причины возникновения семьи – те функции, которые семья выполняет. Мы ещё будем о них говорить. Кравченко А. И. считает, что семья возникает потому, что у человеческих детей самое протяженное детство – оно продолжается 15-18 лет. Вряд ли только к этому сводятся причины возникновения семьи. Круг причин возникновения семьи значительно шире.

 

Итак, семья древнейший и универсальный институт,… но вот парадокс – изучение семьи имеет в сотни, а то и в тысячи раз меньшую историю. Научное исследование семьи начинается всего лишь с середины 19 века. С этого момента оно прошло ряд этапов.

 

Американский исследователь семьи (редактор известной антологии по браку и семье (1967)) Г. Кристенсен выделяет 4 этапа в развитии науки о семье:

 

1) Предисследовательский (с античных времен до середины 19 века).

 

Все что писалось и говорилось о семье до середины 19 века носило весьма умозрительный характер и выступало в форме фольклора, художественной литературы и было преимущественно философствованием о семье.

 

2) Период с середины 19 века и до начала 20 века.

 

Семья становится объектом большого интереса. Этот период отмечен целым рядом имён выдающихся исследователей и крупных теоретических работ о семье. Что характерно для этого периода?

 

а) Исследования имеют инициативный характер (построены на интересе);

 

б) Изучение семьи ведется в значительной мере антропологами и этнографами, а также правоведами. Семья является объектом междисциплинарного исследования. Её изучает философия, антропология, этнография, педагогика, социальная психология, демография, социология.

 

 

-Дюркгейм: закон «контракции»;

 

-Ле Пле, Энгель – традиционная семья, бюджет, доходы и расходы семьи, наследование имущества.

 

3) Третий период – первая половина 20 века – «Период спонтанной науки о семье».

 

Особенности:

 

- масса работ инициативного характера;

 

- параллельно и почти независимо от теории велись эмпирические исследования (период накопления эмпирических данных).

 

У. Гуд (США) в своей работе «Мировая революция и образцы семьи» (1967) писал, что со времени выхода в свет книги Ф. Тенниса «Община и общество» (1887) до 60-х годов не появилось ни одной сколько-нибудь значительной работы по социологии семьи.

 

И это притом, что в это время жили и работали: Дюркгейм, Вебер, Парето, Парсонс, Хоманс.

 

4) Четвёртый период – период «самосознания науки».

 

Особенность: в этом периоде ведется организованная, планомерная, целенаправленная работа по построению целостной теории семьи.

 

В течение 1974-1975гг. порядка 50 ученых из 25 университетов США приняли участие в крупном проекте – создание единой системы объяснительных теоретических моделей семьи. Было выделено 24 исследовательских направления и написано несколько десятков тысяч работ. Персоналии: и. Ной, У. Гуд, К. Девис, Г. Кристенсен (США).

 

В России начало социологии семьи положила хрущевская оттепель (середина 60-х годов). С 1968 по 1983 год в СССР было написано свыше трёх тысяч работ о семье.

 

 

О парадигмах (подходах) социологического изучения семьи.

 

Р. Хилл и Д. Хансен (США) называют 5 подходов к изучению семьи:

 

1. Интеракционистский.

 

Акцент: взаимодействие членов семьи (семья – закрытая система).

 

Концепты: статус; межстатусные отношения; конфликт и др.

 

2. Структурно-функциональный подход.

 

Акцент: анализ семьи как системы (причем довольно открытой); исследование её функций в обществе и функций внутренних её элементов.

 

Концепты: система; элемент; структура, функция.

 

3. Ситуационный подход.

 

Акцент: исследование влияния ситуации социально определяющей различные типы семейных отношений.

 

Концепты: социальная ситуация; роль и другие.

 

4. Институциональный подход.

 

Акцент: культурно-исторический анализ семейно-брачных отношений; семья – социальный институт.

 

Концепты: индивид; культурные ценности, которые разделяется индивид и др.

 

5. Эволюционный подход.

 

Акцент: стадии жизненного цикла семьи.

 

Концепты: стадии и циклы семейной жизни; эволюция потребностей и целей и др.

 

Этот, последний, подход – попытка объединить все существующие сегодня парадигмы изучения семьи.

 

Н. Смелезер выделяет два подхода изучения семьи: функционалистский и конфликтологический.

 

При всем различии подходов и в результате развития социальной семьи через названные выше стадии практически общепризнанными являются сегодня интерпретация семьи как объекта социологической науки, с одной стороны, в качестве социальной (малой, первичной) группы. С другой стороны - в качестве социального института. Кстати, понятие «малая социальная группа» ввел Чарльз Кули как раз применительно к семье. Эта, во-первых.

 

Во-вторых, такое разграничение понятия «семья» дает возможность исследовать её как на микроуровне (малая социальная группа), так и на макроуровне (социальный институт).

 

А. И. Антонов (Россия) считает, что обобщающим, итоговым в характеристике социологической парадигмы изучения семьи является признание того, что семья играет как бы посредническую роль между личностью и обществом.

 

22) Социальные девиации и социальный контроль

Девиация, или девиантное поведение личности – это поведение, не укладывающееся в определенные рамки, несоответствующее ожидаемому и одобряемому стилю поведения в обществе. Такое поведение влечет за собой установленное наказание, которое в свою очередь может быть формальным и неформальным. Девиантное поведение Преступность является одной из форм девиантного поведения личности, по отношению к обществу либо к другому человеку. В любом социуме присутствуют различные поведенческие ожидания (некоторые люди соблюдают привычные нормы, другие субъекты общества нацелены на их трансформацию). Встречается явление неопределенности ожиданий, когда предписанные социальные правила, не совсем понятны, или у различных групп населения могут быть разночтения по поводу их законности или правильности. Такими вопросами является отношение к абортам, к размеру каких-либо налогов, к проституции или наркотикам и другие вопросы, не имеющие однозначной трактовки.

Структура девиации состоит из трех компонентов: Человеку свойственен определенный тип поведения; Норма, принятая обществом для оценки поведения и степени девиации; Люди и организации, проявляющие определенную реакцию на поведение того или иного индивида. Причин для девиантного поведения человека также существует не мало: Биологические предпосылки; Психологические (различные психологические комплексы и травмы); Социальные (различные жизненные условия жизнедеятельности естественным образом формируют представления о правильном поведении в обществе). Некоторые социологи считали, что главной причиной девиации личности служит разбалансированность общества. В периоды экономических кризисов, радикальных перемен (реформ), у людей появляется чувство запутанности, потеря нравственных ориентиров. Человек не понимает как себя вести достойно, а как нельзя в той или иной сложившейся ситуации. В подобное время культурные ценности и нормы этики заметно ослабевают либо вовсе теряются. В подобном состоянии может находиться не только отдельная личность, но и целое государство или народ. Так в аномии могут пребывать некоторые социальные группы (когда их привычный образ жизни резко изменяется). Другие социологи видят причиной девиантного поведения - разрыв между культурными целями и средствами для их достижения. Например, одобряемая цель общества – это богатство и высокий доход. Если человек не располагает доступными и одобряемыми средствами для этого, он начинает искать не одобряемые способы и методы (девиантные) достижения богатства. Распространенность девиантного поведения объясняются также различными конфликтами в структуре социума, влиянием субкультур. Социальный контроль как механизм регулирования девиаций Социальный контроль – это совокупность формальных и неформальных мер, направленная на профилактику девиантного поведения личности. Это набор некоторых средств, при помощи которых общество либо его отдельная группа гарантирует нормальное поведение своих членов.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 80; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.028 с.)