Эмпирические методы сбора данных 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Эмпирические методы сбора данных



Не сделала

2) Объект и предмет

Объектом социологии ещё со времён Конта, явл. общество.

Но особенностью современной социологии: в каждом конкретном случае проведения социологического исследования в качестве объекта могут выступать: частные явления и социальные противоречия.

Предметом социологии- соц-е обязанности группы, соц-е институты, общ-е явления, а также взаим-я между ними и их взаимоотно-я, функцион-е и развитие.

3) Макро и микро уровни

Макросоциология и микросоциология - это уровни социологического знания, различающиеся по масштабу охвата изучаемых явлений.

Макросоциологический уровень знания нацелен на комплексный охват соц-х проблем, стремится включить отдельные социальные события в общую теорию.

Предмет- общество и его структурные элементы.

Любые процессы, протекающие в сфере межличностного общения, изучаются как проявление закономерностей макроуровня.

Основными методами получения знания об обществе на данном уровне явл. анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, т. е. в основном общенаучные методы.

К макросоциологии относят преимущественно теоретические концепции: структурный функционализм, структурализм, неоэволюционизм, теорию конфликта.

Микросоциологический уровень изучения общества- основное внимание на внутренние аспекты людей и групп. В центре внимания конкретные процессы в отдельных сферах жизни общества и соц-х общностях. Это прежде всего социология малых групп, таких как семья, команда, производственная бригада, экипаж.

Конкретные знания об обществе поступают в результате применения эмпирических методов: соц-го наблюдения, опроса, эксперимента.

Микросоциологические концепции: конц. Социального обмена, этнометодология, символический интеракционизм, анализ соц сетей.

4) Теория среднего уровн я - термин введённый американским социологом Робертом Мертоном, обозначающий направление развития социологической теории в области между «частными рабочими гипотезами» и «основными концептуальными схемами».

Идея заключается в том, что необходимо разрабатывать теории, исходя из ограниченных соц. явлений. Эти теории строятся как обобщённые, связанные в логическую систему, высказывания, они должны строиться в соответствии с эмпирическими исследованиями, проверятся на практике.

 

Эмпирические методы сбора данных

В социологии используются следующие основные методы сбора данных:

Опрос, изучение и анализ документов, наблюдение, эксперимент.

Один из самых распространённых способов сбора социологической информации- опрос.

Виды опроса

Самыми основными являются анкетирование и интервьюирование.

Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами.

Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом.

 

Важным видом сбора информации является наблюдение- целенаправленное, систематизированное восприятие какого либо явления с последующей фиксацией результатов на бланке или в дневнике наблюдения.

 

 

7) Периодизация истории социологической мысли.

Историю развития социологической мысли разделяют на два больших периода: донаучный и научный. Каждый из периодов можно разделить на этапы.

 

Донаучный период: середина I тысячелетия до н. э. – середина XIX в.

 

Первый этап: середина I тысячелетия до н. э. – V в. н. э.

 

Возникновение и становление знаний об обществе в Древнем мире. Возникновение социально-политических учений в Древней Греции и Древнем Риме (Платон, Аристотель).

 

Второй этап: V – ХVI вв.

 

Развитие социальных знаний в эпохи Средневековья и Возрождения. Смена мировоззренческой системы и форм познания (Аврелий Августин, Фома Аквинский). Становление социологических знаний в трудах Никколо Макиавелли, Жана Бодена, Гуго Гроция, Тома с а Гоббса и др.

 

Третий этап: XVII–XVIII вв

Дальнейшее развитие социальных знаний об обществе и человеке. Концепции естественного права и общественного договора. Социологические концепции Шарля Монтескье, Жана-Жака Руссо и другие идеи либерализма и консерватизма. Эпоха Просвещения.

 

Научный период: 30—40-е гг. ХIХ в. – по настоящее время

 

Первый этап: середина XIX— начало XX в. – классика

 

Социология О. Конта. Интенсивное развитие эмпирических социологических исследований. Доминирование позитивизма в качестве основного методологического направления. Возникновение школ и направлений в социологии: натурализм, эволюционизм, органицизм, социал-дарвинизм. Развитие понимающей социологии и социологии личности (М. Вебер, Э. Дюркгейм).

 

Второй этап: 20–50-е гг. ХХ в. – модерн

 

Формирование современных основных направлений в социологии, отраслевая дифференциация, совершенствование методов исследования.

 

Третий этап: вторая половина XX – начало XXI в. – постмодерн.

 

Новая наука с самого начала опиралась на глубокие корни длинного исторического пути развития как права, так и теоретических концепций об обществе, его структуре и взаимодействии элементов. Можно сказать, корни эти уходят во времена Древнего мира.

 

     8) Предпосылки и история возникновения социологии.                                                                  

     Предпосылки возникновения социологии – это политические, экономические и научные изменения в обществе, благодаря которым стало возможно появление социологии как науки.

Среди предпосылок возникновения социологии выделяют три группы: Социально-экономические; Естественно-научные; Идейно-теоретические.

Естественно-научные п.

Научно-технический прогресс, который позволил изменить строй самого общества, природа как таковая перестает быть единственным регулятором поведения людей. Ручной труд начинает уходить в прошлое. Научные достижения в области математики, физики и естествознания. Новые способы сбора и передачи информации, информация становится более доступной, появляется возможность обмена информацией с другими странами. Само по себе развитие научного знания позволяет создавать специализированные инструменты и методы исследования общества. Ученые и мыслители приходят к выводу, что решение проблем расслоения общества и других социально культурных проблем возможно лишь при использовании специальных методов. Социология выделяется как наука, которая имеет: Свой понятийный аппарат Свои инструменты исследования Методы воздействия на окружающий мир.

 

Идейно-теоретические п.

Общество все больше переходит от стремления производить к стремлению контролировать социально-культурное положение внутри себя. Именно проблемы общественных отношений становятся центром внимания многих ученых начала XIX века. Развитие культуры в различных странах и возможность обмена опытом. Необходимость решения появившихся проблем становится все более очевидной, дальнейшее экономическое и культурное развитие становится невозможным. Также благодаря более быстрой передаче информации появляется стремление в сторону целостного социального мира. Необходимость его изучения, конечно же, требовала новой, особой науки об обществе.

                               Позитивистский подход О. Конта к появлению             социологии как науки

Основоположником социологии считаю О. Конта, именно он впервые опубликовал термин социология, в своей работе «Курс позитивной философии». Именно поэтому его подход называют позитивистским. Позитивизм отличается от других подходов, в первую очередь тем, что научными считал лишь те знания, которые основаны на опыте. Именно стремление поставить учение об обществе на научную основу и явилось тем отправным фактом, который привел к формированию и развитию социологии. О Конт обосновывает необходимость появление социологии на основе сформулированного им законов о трех последовательных стадиях интеллектуального развития человека и общества: теологической (объяснение всего непонятного с помощью сверхъестественного), метафизической (объяснение неизвестного с помощью абстрактных сущностей), позитивной (для объяснения явлений происходит при помощи наблюдения и фиксации постоянных связей). Этот подход объясняет тесную связь социологии с практической жизнью.

 

Социология возникла, как наука, призванная изучать общество как сложную систему.

 

 

9) О.Конт как основоположник социологии.

Огюст Конт (1798-1857) - французский философ, родоначальник позитивизма, он первым дал название науке об обществе, определил специфику предмета и метода социологии. Именно О. Конта считают родоначальником науки социологии как самостоятельной отрасли знания.

 

Влияние работы с философом А. де Сен-Симоном (с 1817 по 1824 годы) повлияло на идею создания Контом особой науки об обществе, которая опиралась бы на объективные наблюдения. Сен-Симоном предложил назвать такую науку "социальная физиология", а Конт дал ей название "социальная физика". Однако в четвертом томе "Курса позитивной философии" (1839 г.) Конт употребил новый термин вместо "социальной физики" - "социология".

 

Термин "социология" О. Конт образовал с помощью соединения латинского слова "социум" (общий, общинный, общественный) с греческим словом "логос" (слово, понятие, учение). В дальнейшем термином "социология" стали обозначать науку об обществе.

10) Эволюционизм Г.Спенсера.

Гербет Спенсер жил с 1820-го по 1903-й год. Его главное учение называется «Системы синтетической философии». (10 книг, «принципы»). Его можно считать основоположником социал-органицизма и эволюционизма.

 

Спенсер сформулировал, независимо от Дарвина, свою теорию эволюции. В ней также действуют два фактора: борьба за существование и выживание наиболее приспособленных (естественный отбор).

 

Согласно Спенсеру, социальная эволюция составляет часть Большой Эволюции, которая представляет собой единство двух процессов – дифференциации (нарастающего разнообразия структур внутри любых систем) и интеграции (возникновения новых целостностей. Эволюция представала как единый, имеющий общую логику процесс раскрытия внутренне присущих человечеству как единому целому потенциальных возможностей, проходящий общие закономерные стадии развития от простого к сложному, ни одна из которых не может быть пропущена.

 

Концепция эволюционизма. Объективным критерием процесса эволюции он считал степень дифференциации и интегрированности того или иного явления.

 

Три фазы эволюции: неорганическая, органическая, надорганическая.

 

Эволюция проявляется в росте и усложнении их объектов путем дифференциации их частей выполняющих отдельные функции. Спенсер настаивал на том, что общество должно служить индивиду. По взглядам он — либеральный индивидуалист.

 

1) Общество можно представлять как живой организм, но составляющие его социальности (нации, классы) организмы.

 

2) Социальные организмы схожи с биологическими не по всем позициям, а лишь по некоторым:

 

Все организмы растут увеличиваясь в объеме

Имеют структуру

Она усложняется по мере роста

Усложнение структуры сопровождается усилением дифференциации.

Усложнение структуры и функций ведет к взаимодействию между отдельными частями

 

 

3) Человеческое общество не подобно организму в полной мере, так как:

 

биологический организм — это единое неразрушимое целое, а общество дискретно

Функция мыслить и чувствовать сосредоточены лишь в определенной части биологического организма

Каждая клетка функционирует ради одного (э-э-э??), а общество должно служить людям;

             Спенсера критиковали за биологизацию социологии.

             После него образовались две школы:

 

1) Органистическая социология

2) Социал- дарвинистическая социология (социальная жизнь как арена постоянной борьбы.

 

 

11) Функционализм Э.Дюркгейма.

 

12 ) Марксисткая социология.

Постулаты марксистской социологии:

На развитие общества действуют объективные законы

На существование человека влияют материальная и духовная сферы (общественные жизнь и сознание)

Общество состоит из элементов и считается социальной системой

В обществе наблюдается постоянный конфликт и войны по причине частной собственности

Механизм развития общества требует регулирования

ОЧЕНЬ МНОГО ЧИТАТЬ

Теория аномии

 

Аномия — это коллективно-социальное состояние, которое характеризуется аммонификацией системы ценностей, являющиеся следствием упада всего общества в целом, разноречием между обнародованными намерениями и недостижимостью их реализации для большей части этого общества.

 

Теория стигматизации

 

личность часто не может поладить с другим лицом, так как расходятся в своих потребностях и взглядах на жизнь; при этом те, кто стоят у власти, имеют возможность выражать свои взгляды и принципы в нормах, которые управляют институциональной жизнью, и с успехом особо тщательно пытаются выделить нарушителей этих норм. Исследователей интересует процесс, в результате которого отдельные индивиды получают клеймо девиантов, начинают рассматривать свое поведение как девиантное.

 

Теория конфликта

 

Согласно марксистской теории, правящий класс капиталистов эксплуатирует и грабит народ, при этом ему удается избегать наказания за свои действия. Трудящиеся – являются жертвами капиталистического угнетения. В своей борьбе за выживание вынуждены совершать действия, которые правящий класс клеймит как преступление. Другие виды девиации - алкоголизм, злоупотребление наркотическими средствами, проституция - продукты моральной деградации, базирующиеся на погоне за наживой и угнетении бедняков, женщин, представителей национальных меньшинств.

Стратификация и мобильность

Не сделала

2) Объект и предмет

Объектом социологии ещё со времён Конта, явл. общество.

Но особенностью современной социологии: в каждом конкретном случае проведения социологического исследования в качестве объекта могут выступать: частные явления и социальные противоречия.

Предметом социологии- соц-е обязанности группы, соц-е институты, общ-е явления, а также взаим-я между ними и их взаимоотно-я, функцион-е и развитие.

3) Макро и микро уровни

Макросоциология и микросоциология - это уровни социологического знания, различающиеся по масштабу охвата изучаемых явлений.

Макросоциологический уровень знания нацелен на комплексный охват соц-х проблем, стремится включить отдельные социальные события в общую теорию.

Предмет- общество и его структурные элементы.

Любые процессы, протекающие в сфере межличностного общения, изучаются как проявление закономерностей макроуровня.

Основными методами получения знания об обществе на данном уровне явл. анализ, синтез, обобщение, индукция, дедукция, т. е. в основном общенаучные методы.

К макросоциологии относят преимущественно теоретические концепции: структурный функционализм, структурализм, неоэволюционизм, теорию конфликта.

Микросоциологический уровень изучения общества- основное внимание на внутренние аспекты людей и групп. В центре внимания конкретные процессы в отдельных сферах жизни общества и соц-х общностях. Это прежде всего социология малых групп, таких как семья, команда, производственная бригада, экипаж.

Конкретные знания об обществе поступают в результате применения эмпирических методов: соц-го наблюдения, опроса, эксперимента.

Микросоциологические концепции: конц. Социального обмена, этнометодология, символический интеракционизм, анализ соц сетей.

4) Теория среднего уровн я - термин введённый американским социологом Робертом Мертоном, обозначающий направление развития социологической теории в области между «частными рабочими гипотезами» и «основными концептуальными схемами».

Идея заключается в том, что необходимо разрабатывать теории, исходя из ограниченных соц. явлений. Эти теории строятся как обобщённые, связанные в логическую систему, высказывания, они должны строиться в соответствии с эмпирическими исследованиями, проверятся на практике.

 

Эмпирические методы сбора данных

В социологии используются следующие основные методы сбора данных:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 96; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.28.197 (0.065 с.)