Социология М.Вебера Теория социального действия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Социология М.Вебера Теория социального действия.



М. Вебер выделял четыре основных типа социального действия:

 

1) целерациональное (предполагает свободный и осознанный выбор цели: продвижение по службе, покупка товара, деловая встреча. Такое поведение обязательно свободно. Свобода означает отсутствие какого-либо принуждения со стороны коллектива или толпы);

 

2) ценностнорациональное (поведение базируется на сознательной ориентации или вере в нравственные или религиозные идеалы. Идеалы стоят выше сиюминутных целей, расчетов, соображений выгоды. Деловой успех отходит на второй план. Человек может даже не интересоваться мнением окружающих: осуждают они его или нет. Он думает только о высших ценностях, например, спасении души или чувстве долга. С ними он соизмеряет свои поступки);

 

3) аффективное (аффект – это душевное волнение, которое перерастает в страсть, сильный душевный порыв. Аффект идет изнутри, под его влиянием человек поступает бессознательною. Будучи кратковременным эмоциональным состоянием, аффективное поведение не ориентировано на поведение других или сознательный выбор цели. Состояние растерянности перед неожиданным событием, душевный подъем и энтузиазм, раздражение на окружающих, подавленное состояние и меланхолия – все это аффективные формы поведения);

 

4) традиционное(его даже нельзя назвать сознательным, ибо в основе лежит притупленная реакция на привычные раздражения. Она протекает по однажды принятой схеме. Раздражителями выступают различные табу и запреты, нормы и правила, обычаи и традиции. Они передаются из поколения в поколение. Таков, например, обычай гостеприимства, существующий у всех народов. Ему следуют автоматически, в силу привычки вести себя так, а не иначе).

 

Два последних вида действия не являются, по Веберу, социальными действиями в строгом смысле слова, поскольку здесь мы имеем дело с осознанным и положенным в основу действия смыслом. Вебер отмечает, что описанные четыре типа не исчерпывают собой всего многообразия видов ориентации человеческого поведения, однако их можно считать самыми характерными.

 

«Понимающая социология». М. Вебер исходит из того, что социология должна познавать те значения, которые люди придают своим действиям. Для этого и вводится термин «verstehen», который дословно переводится с немецкого как «понимать». В то же время, социология, не может посвятить себя выявлению мотивов каждого отдельно взятого индивида: все эти мотивы настолько различаются и настолько не похожи один на другой, что мы окажемся не в состоянии составить их сколько-нибудь связное описание или создать какую-либо типологию. Однако в этом, по мнению М. Вебера, нет нужды: все люди имеют общую человеческую природу, и нам необходимо просто составить типологию различных поступков людей в их отношениях со своим социальным окружением.

 

Суть использования «verstehen» состоит в том, чтобы поставить себя в положение других людей, для того чтобы увидеть, какое именно значение они придают своим действиям или каким целям по своему убеждению служат. Исследование значений человеческих поступков − это в какой-то степени просто развитие наших повседневных попыток понять действия множества различных окружающих нас людей.

 

Он предложил теорию идеальных типов, т.е. теоретически описанных образцов того или иного явления. Идеальный тип − это некая мыслительная конструкция, которая извлекается не из эмпирической реальности, а создается в голове исследователя в качестве теоретической схемы изучаемого явления и выступает как своеобразный «эталон». М. Вебер подчеркивает, что сам по себе идеальный тип не может дать знания о соответствующих процессах и связях изучаемого социального явления, а представляет собою чисто методический инструмент.

 

Большой вклад внес М. Вебер в развитие политической социологии, выделив три типа господства:

 

· харизматический, основывающийся на аффективном действии и слепой вере в вождя;

 

· традиционный, основывающийся на традиционном действии;

 

· бюрократический, основывающийся на целерациональном действии.

 

М. Вебер заложил основы современной теории социальной стратификации, он полагал, что не только экономический фактор в виде собственности, но и политический фактор (власть) и статус (престиж) могут рассматриваться в качестве критериев социальной стратификации, вследствие чего она становится многомерной.

 

14) Эмпирическая социология 20в

Эмпирическая социология как одно из наиболее влиятельных направлений, обладает своими уникальными чертами: Во-первых, эмпирическая социология появилась раньше, чем теоретическая. Об этом говорит тот факт, что эмпирические социальные исследования имеют более давнюю историю, чем исследования, которые были реализованы благодаря академической социологии. Например, в Англии и во Франции они проводились еще в 17 веке, до обоснования самой социологии как науки. Специфика исследований заключалась в изучении так называемой «политической арифметики», а также «социальной физики». Методология и методика эмпирической социологии также разрабатывалась не социологами и философами, а естествоиспытателями (например, Э. Галлеем, П. Лапласом, Ж. Бюффоном, А. Лавуазье). Вторая особенная черта эмпирической социологии – как мы уже указали, природа методики и методологии – естественнонаучная. Например, еще в конце 17 века известный швейцарский ученый в области математики Яков Бернулли выдвинул предположение, что исследование общественных явлений можно проводить при помощи теории вероятностей. Именно приложение этой теории к исследованиям и заложило традиции количественной социологии. Третья особенность – параллельное развитие эмпирической и теоретической социологии на самых ранних этапах развития. Затем отрыв стал более заметен, поскольку в академической социологии делался упор на более глобальные проблемы и эволюционные схемы, а эмпирическая социология стремилась рассматривать более узкие направления человеческой жизни. Также стоит отметить, что зарождение эмпирической социологии произошло вне сферы университетов. То есть нужда в такой сфере определялась требованиями со стороны капиталистического общества, в котором наблюдалось большое количество актуальных проблем, требующих решение.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 44; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.2.15 (0.006 с.)