Изготовление яхты из картона 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Изготовление яхты из картона



4.1. Изготовление развертки корпуса яхты

Учебные занятия по изготовлению развертки корпуса яхты могут проводиться в целях развития первоначальных знаний о маломерных судах, умений навыков в изготовлении развертки яхты.

Основные вопросы, рассматриваемые на занятиях:

- маломерные суда. Типы маломерных судов;

- разметка развертки яхты с использованием шаблона и лекал. Вырезание развертки. Окрашивание;

- правила техники безопасности.

Материалы и оборудование, используемые на занятии: картонная заготовка (285х125мм) толщиной 0,5-1,0мм, шаблон развертки корпуса, лекала, карандаши, ножницы, канцелярские ножи, краска, кисточки.

На занятии обучающиеся знакомятся с маломерными судами, к которым относится яхта (рис. 4.), с основными определениями и типами маломерных судов.

 

Рис. 4. Общий вид картонной яхты

 

Судном называют сооружение, способное перемещаться по воде, неся на себе определенные грузы и людей. Таким образом, судном будет и байдарка, и океанский лайнер. Суда, построенные для военных целей и входящие в состав военного флота, принято называть кораблями.

Маломерные суда население использует для туристических походов и прогулок, рыбной ловли и охоты, спорта и т.д. Широко применяют их и для нужд народного хозяйства, транспорта и флота. Во многих районах (особенно Сибири) маломерные суда – основное транспортное средство индивидуального пользования в период навигации.

Маломерные суда подразделяют на следующие основные типы: моторные лодки, катера, яхты, глиссеры.

К моторным лодкам (мотолодкам) относят маломерные суда, приводимые в движение маломощными подвесными или стационарными двигателями.

К катерам относятся построенные и эксплуатируемые маломерные суда для движения в режиме глиссирования или в переходном к нему режиме.

Под яхтами подразумевают в первую очередь парусные, а также моторные, моторно-парусные суда различного водоизмещения, предназначенные для отдыха на воде, туризма и спорта.

Глиссер – быстроходное моторное судно, имеющее реданы – поперечные или продольные уступы на днище (чаще один, реже несколько). Одноместные гоночные глиссеры с подвесными моторами называют скутерами.

Далее вспомнив, что такое развертка, руководитель объясняет порядок вычерчивания развертки корпуса с применением шаблона и лекал. Вначале вычерчивают наружный контур развертки, затем проводят скуловые линии с помощью лекал и завершают чертеж проведением прямых линий по линейке.

Эту работу обучающиеся выполняют самостоятельно, пользуясь чертежом развертки яхты или ее шаблоном. В процессе работы руководитель внимательно следит за работой и оказывает им необходимую помощь. После проверки и исправления допущенных неточностей обучающимся показывают приемы вырезания развертки ножницами: вначале удаляют лишний картон, затем вырезают зубчики. После того, как все выполнили эту работу, руководитель демонстрирует приемы окрашивания внутренней развертки и надрезания ее по линиям сгиба.

Развертку окрашивают двумя-тремя слоями с лицевой стороны. Можно использовать нитрокраску любого цвета или клей (эмалит). Цель окрашивания – предохранить картон от воздействия воды при ее попадании внутрь корпуса. После высыхания краски (клея) картон надрезают по линиям сгиба (примерно на половину его толщины) канцелярским ножом с лицевой стороны развертки.

 

 

4.2. Изготовление корпуса яхты

На этих занятиях обучающиеся получают первоначальные знания об основных элементах маломерного судна, развивают умения и навыки в изготовлении корпуса картонной яхты.

На занятии используются заготовки корпуса модели, клей, плакат судна в разрезе.

Следует отметить, что маломерное судно, как и любое транспортное судно, делится на корпус (само судно) и надстройку или рубку.

Корпус судна является основной частью судна, он состоит из набора и обшивки. Под набором корпуса понимают конструктивное оформление, состоящее из продольных и поперечных связей.

Продольные и поперечные связи служат основанием для обшивки – оболочки судна, обеспечивающей корпусу водонепроницаемость и совместно с набором прочность и жесткость. Очертания корпуса, как правило, плавны, заострения характерны для носа и кормы.

Переднюю оконечность судна называют носом, а заднюю – кормой. Боковые стороны или стенки корпуса называют правым и левым бортами, если смотреть с кормы на нос судна. Часть корпуса, находящуюся под водой, называют подводной, а над водой – надводной. Нижнюю часть корпуса называют днищем, а верхнюю, горизонтальную – палубой. Палуба на маломерных судах, например мотолодках, может отсутствовать.

Далее руководитель демонстрирует приемы сгибания. Корпус сгибают, чтобы он сразу принял нужную форму. Зубчики на днище корпуса и транце вклеивают внутрь корпуса. Каждый слой корпуса склеивают отдельно.

Порядок сборки следующий: сначала склеивают носовую часть днища, затем кормовую, носовые борта, кормовые и транец (оба борта склеивают одновременно).

 

4.3. Изготовление и зашивка палубы

На этих занятиях у обучающихся развиваются первоначальные знания о наборе корпуса (киль, форштевень, ахтерштевень и др), умения и навыки в изготовлении и зашивке палубы яхты, рассматриваются вопросы такие, как основные элементы набора корпуса судна; разметка палубы и степса с использованием шаблонов и лекал, вырезание, окрашивание, сборка.

Для практической работы на занятиях по этой теме необходимы такие материалы и инструменты: картон толщиной 1мм, размером 240х90мм (для сплошной палубы); 63х27мм (для банки); 215х10мм (для комингса кокпита); 70х75мм, 65х40мм, 80х45мм (для наборной палубы); 90х32мм (для степса); нитрокраска; кисточки; линейки; лекала; карандаши; ножницы; канцелярские ножи; шаблоны деталей набора.

Перед изложением нового материала, руководитель напоминает, что под набором корпуса судна понимают конструктивное оформление, состоящее из продольных и поперечных связей. Эти связи следующие.

Киль – основная продольная связь, идущая по всей длине судна от форштевня до ахтерштевня в виде балки. Киль является элементом, обеспечивающим прочность судна.

Форштевень – конструктивное оформление носовой оконечности судна (продолжение киля), им оканчивается набор корпуса судна с носа.

Ахтерштевень конструктивное оформление кормовой оконечности судна (продолжение киля), им оканчивается набор корпуса судна с кормы. На некоторых судах (чаще всего на моторных лодках) с кормы устанавливается транцевая доска (транец).

Шпангоуты – поперечные бортовые связи корпуса.

Шпация – расстояние между двумя ближайшими шпангоутами.

Стрингеры – внутренние продольные связи под крепления обшивки.

Бимсы – поперечные связи палубы.

Корпус маломерного судна может быть разделен поперечными переборками, которые делаются водонепроницаемыми. Переборки могут доходить до палубы или быть различными по высоте.

В практической части занятия руководитель должен обратить внимание обучающихся на то, что прежде чем зашить палубу, надо изготовить и установить степс 17 (рис. 5) – гнездо для установки нижнего конца мачты (шпора).

 

Рис. 5. Яхта из картона:

1 – кормовая палуба; 2 – руль; 3 – ватерлиния; 4 – гик; 5 – грот; 6 – ахтерштаг; 7 – ванта; 8 – вымпел; 9 – стаксель-леер; 10 – форштаг; 11 – мачта; 12 – стаксель; 13 - обушок; 14 – когнрпус; 15 – стаксель-шкот; 16 – носовая палуба; 17 - степс; 18 – бульба; 19 – средняя палуба; 20 – киль.

 

Затем изготавливают одну из двух палуб: сборную – из деталей носовой, кормовой и средней частей палубы или цельную палубу с кокпитом и банкой.

Детали сборной палубы вклеивают в корпус яхты последовательно: вначале носовую и кормовую части, а затем среднюю часть палубы.

Сплошную палубу надо вклеивать в корпус с носовой части отдельными участками, не торопясь, чтобы просыхал каждый участок проклейки. Если кормовая часть не войдет в контуры корпуса, это значит, что где-то допущена ошибка, Тогда следует немного подрезать кормовую часть палубы на месте.

У выреза в сплошной палубе отгиба края и вклеивают комингс (бурт) кокпита. Затем вклеивают в кокпит банку (сиденье). Перед вклеиванием все детали окрашивают нитрокраской или промазывают нитроклеем.

 

4.4. Изготовление и установка киля

Цель данного занятия - расширить первоначальные знания о главных размерениях судна, развить умения и навыки в изготовлении киля яхты.

Основные вопросы, которые рассматриваются на этом занятии: главные размерения судна; разметка киля, вырезание, изготовление бульб-киля, сборка.

Материалы и инструменты: картон толщиной 1 мм, размером 150х65мм (для киля), свинцовая полоска 30х12х2мм, мелкие гвозди, молоток, нитроклей (краска), шаблон киля, канцелярские ножи.

На этом занятии руководителю необходимо рассказать о главных размерениях судна, о том, что основными элементами, отличающими одно судно от другого, являются их геометрические характеристики: длина (L), ширина (В), высота борта (Н) и осадка (Т).

Различают теоретические размерения (расчетные, конструктивные главные размерения), соответствующие теоретическому чертежу судна, и габаритные – наибольшие размеры с учетом выступающих частей судна. В судовождении особенно важными являются габаритные размерения.

Длина габаритная(L ГБ) - расстояние, измеренное в горизонтальной плоскости между крайними внешними точками выступающих частей носа и кормы судна (фальшборт, штевни и др.).

Ширина габаритная(ВГБ) – расстояние, измеренное в наиболее широкой части перпендикулярно диаметральной плоскости между крайними точками корпуса с учетом любых выступающих частей (привального бруса, ограждения двигателей, обводов и др.).

Высота борта(Н) – вертикальное расстояние на середине судна (миделе) от внутренней поверхности киля до нижней кромки палубы.

Осадка габаритная (ТГБ) – вертикальное расстояние, измеренное в плоскости мидель-шпангоута от грузовой ватерлинии до самой низшей точки судна с учетом всех выступающих частей.

Во время проведения практической работы на занятии руководитель говорит о том, что технология изготовления киля аналогична технологии изготовления корпуса, палубы и других деталей яхты из картона. Новым будет только крепление бульб-киля. Руководитель демонстрирует приемы его установки: берет две свинцовые пластинки, между ними прокладывает картонный киль и пробивает двумя гвоздями. Гвоздь с обратной стороны загибают так, чтобы его конец снова вошел в свинец. Следует учесть, что сильные удары молотком могут расплющить свинец.

 

4.5. Изготовление парусного вооружения

Занятия по этой теме помогут обучающимся развить первоначальные знания о парусном вооружении, умения и навыки в изготовлении мачты, паруса и оснастки.

Материалы и инструменты, необходимые на занятии: сосновая рейка 6х6мм, малый рубанок, наждачная бумага (нулевка),нитки, медная проволока диаметром 0,8–1,5мм, проволока диаметром 1,5–2мм, нитроклей, белая бумага, канцелярский нож.

Наглядными пособиями могут служить плакаты: «Типы парусов», «Детали парусного вооружения» и т.д.

Используя плакаты, руководитель показывает три типа парусов, широко используемых на маломерных судах. Наиболее простым является треугольный грот – бермудский парус, за ним следует шпринтовый. Несколько сложнее устройство люгерного паруса. Далее руководитель должен сказать, что края паруса называют шкаторинами: верхней, нижней, передней и задней. Парус обшивают по шкаторинам ликтросом – тонкой веревкой. На углах делают для крепления снастей кренгельсы – очки из того же ликтроса.

Парус подымают на мачту снастью, называемой фалом. Для управления парусом служит снасть шкот, которой регулируют положение паруса относительно ветра.

Мачту делают из древесины прямой чистой ели. Нижний конец мачты – шпор (квадратного сечения) вставляют в соответствующее гнездо – степс. К верхнему концу мачты – топу прикрепляют две веревки – ванты, которые должны ее по сторонам.

Ванты привязывают либо в специальные металлические проушины, прикрепленные болтами к бортам, либо у бортов к подлегарсу – бруску, идущему внутрь судна по бортам для поддержания сиденья.

Для улучшения работы паруса его нижнюю шкаторину растягивают на горизонтальном реке, закрепленном вертлюжно у мачты. Реек люгерного паруса (гик) – это еловый шест, который примерно на 40% тоньше мачты. К гику крепят шкот.

Практическую работу целесообразно начать с изготовления мачты.

Сосновую рейку округляют рубанком и напильником, зачищают наждачной бумагой. Гик делают из проволоки миллиметровой толщины длиной 100мм. Один конец гика расплющивают. Кончиком канцелярского ножа прокалывают мачту в месте сопряжения ее с гиком и вставляют плоский конец гика в этот прокол.

При постановке мачты в отверстие ее не приклеивают – мачта должна иметь вращение, необходимое при регулировке паруса. Мачту 11 (приложение № 1, рис. 5) расчаливают нитками (штаги 6, 10, ванты 7). Для удержания форштага 10, ахтерштага 6, стаксель-леера 9, ванта 7 возле палубы из проволоки делают специальные проушины (обушки 13). Концы ниток сначала крепят в проушинах, затем (противоположные концы) наматывают с легким натягом на верхний конец мачты – топ.

Парус (грот 5 и стаксель 12) изготовляют по шаблону из писчей бумаги. Грот прикрепляют к мачте и гику 4 на клею. Стаксель приклеивают к стаксель-лееру. На свободный угол стакселя - штоковый угол – приклеивают стаксель-шкот 15. В зависимости от направления ветра его привязывают к обушку 13 левого или правого борта. На вершину мачты приклеивают вымпел 8 из красной бумаги.

Подача теоретического материала руководителем сопровождается демонстрацией приемов изготовления парусного вооружения.

Закрепив теоретический материал, обучающиеся приступают к практической работе.

 

4.6. Действие паруса. Покраска яхты

Эти занятия проводятся с целью развить первоначальные знания о действии паруса, умения и навыки в окрашивании яхты.

Материалами и инструментами, используемые на занятиях: нитрокраски разных цветов (красная, голубая, бежевая) и кисточки.

Начиная изложение теоретического материала, руководитель говорит, что давление воздушного потока на поверхность паруса движет судно. Направление этого движения зависит от положения паруса относительно направления ветра. Точка приложения равнодействующей всех сил давления ветра на парус называется центром парусности (ЦП).

Если бы парус был вытянут вдоль диаметральной плоскости судна, то сила давления ветра кренила бы судно, но не двигала его вперед. Если плоскость паруса поставлена под некоторым углом к направлению ветра, то сила ветра может быть разложена на две составляющие: вдоль паруса и поперек. Первая «скользить» вдоль паруса, вторая «работает».

Всякое судно обладает способностью сопротивляться боковому сдвигу в воде – оно имеет так называемое боковое сопротивление. Центр его (ЦБС) располагается обычно от миделя судна в его подводной части и приблизительно на одной отвесной линии с ЦП. Силу, которая «работает» в ЦБС, можно разложить на две силы: вдоль диаметральной плоскости (ДП) и поперек ее. Первая тянет судно вперед, а вторая стремится сместить судно в бок, создавая ему дрейф. Величина дрейфа зависит от формы подводной части судна и угла между направлениями ДП судна и ветра.

Наиболее выгодное положение паруса при любом направлении ветра такое, при котором плоскость паруса делит пополам угол между ДП и направлением ветра.

На этом занятии руководитель знакомит обучающихся с основными терминами, принятыми правилами управления судна под парусом.

Борт, обращенный к ветру, называют наветренным. Борт, обращенный от ветра, называют подветренным. Прямой отрезок пути под парусами называют галсом, соответственно ход с ветром, дующим в правый борт, - правым галсом, в левый борт – левым галсом.

Двигаться к наветренной цели, расположенной в стороне, откуда дует ветер, - значит подыматься; двигаться к подветренной цели – спускаться; парусное судно не может идти прямо против ветра, оно должно идти зигзагами, ложась то на правый, то на левый галс. Такое движение называют лавировкой.

Руководителю следует коротко рассказать об управлении картонной яхтой. Для картонной яхты наиболее благоприятен ветер с кормы – фордевинд. Поэтому тепловентилятор нужно поставить в торце бассейна. Для «хода в фордевинд» паруса надо бабочкой, т.е. грот развернуть вправо перпендикулярно ДП, а стаксель (путем подбора длины стаксель-шкота) – влево, так, чтобы при полном парусе он был примерно, как и грот, перпендикулярен ДП. Такое расположение парусов наиболее целесообразно, так как грот не будет закрывать от ветра стаксель.

Обучающие делают пробные запуски модели и регулируют паруса. Небольшое отклонение от курса можно исправить с помощью руля (отогнув его рукой в нужную сторону).

Прежде, чем приступить к практической работе, руководитель проводит инструктаж по технике безопасности при работе с нитрокрасками. В ходе практической работы руководитель следит за правильным окрашиванием яхт. Предварительно обучающихся кружка делят на две примерно равные по силе команды. Обе команды окрашивают днище (ниже скуловых линий) в красный цвет. Надводную часть корпуса окрашивают в разные цвета: одна команда - в голубой, другая - в бежевый.

Мачту покрывают двумя слоями нитроклея (эмалита). На парусе (гроте), который не окрашивают, стартовый номер высотой 15мм.

 

4.7. Проведение соревнований с моделями картонных яхт

 Организация и ход проведения соревнований аналогичны соревнованиям по парусным катамаранам из бумаги (смотреть подпункт 3.3).

 

Существенны и воспитательные возможности занятий по моделированию и конструированию. Практически все изделия, выполненные обучающимися, могут служить выставочными экспонатами, наглядными пособиями, подарками и моделями, с которыми обучающиеся выступят на соревнованиях. Изготавливая модели парусных судов, ребята знакомятся с историей парусного флота, производственными процессами, трудом взрослых, проникаются чувством уважения к людям труда. Это значительно повышает эффективность занятий, благоприятно сказывается на отношении подрастающего поколения к порученному делу.

Коновалова Е.В.,

руководитель судомодельного кружка

Молодогвардейского Центра поддержки

и развития воспитательной работы

и дополнительного образования № 2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-07-18; просмотров: 132; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.40.43 (0.037 с.)